«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (87), сентябрь 2013
Главная тема

Главная тема 

Наука созидать

В этом году исполняется 35 лет со дня основания Специального конструкторского бюро средств автоматизации морских исследований Дальневосточного отделения Российской академии наук. И это событие для науки Дальнего Востока и всей страны имеет огромное значение. Ведь именно специалисты СКБ САМИ ДВО РАН в течение вот уже более трети века создают прогрессивные разработки, позволяющие решать самые сложные научные задачи в различных районах Мирового океана. Сегодня мы не только расскажем о самом СКБ САМИ ДВО РАН, но и продемонстрируем основные разработки этой уникальной организации. Это действительно чрезвычайно интересно. А теперь — интервью с директором СКБ САМИ ДВО РАН, кандидатом технических наук Анатолием МАЛАШЕНКО. 

Истоки создания

— Анатолий Емельянович, расскажите коротко об истории СКБ САМИ ДВО РАН.

Люди мы местные

Подразделения СКБ САМИ ДВО РАН: — лаборатория вычислительной гидромеханики и океанографии; — лаборатория гидрофизики; — лаборатория информационно-измерительных систем; — отдел разработки и создания технических средств для исследований Мирового океана;  — сектор автоматизированного проектирования глубоководных конструкций; — опытно-экспериментальное производство.  Помимо перечисленных подразделений в структуру СКБ САМИ ДВО РАН входят представительства в Москве и Санкт-Петербурге. 

Справка

На сегодняшний день СКБ САМИ ДВО РАН ведет работу по нескольким направлениям: — глубоководные автоматические станции, предназначенные для акустических и гидрофизических исследований в океане; — многопараметрические станции для проведения сейсмоакустических исследований, с одновременным измерением гидрофизических параметров среды, то есть скорости звука, скорости течения, температуры и давления; — гидроакустическая система, состоящая из группы пространственно-разнесенных синхронно работающих автономных станций, предназначенных для экспериментальных исследований методами акустической интерферометрии; — зондирующий комплекс, предназначенный для измерения скорости звука в морской воде и давления с обработкой и отображением информации в реальном масштабе времени; — глубоководный автономный комплекс-носитель океанологической исследовательской аппаратуры, предназначенный для оснащения его многофункциональными измерительными модулями различного назначения.

— Видимо, нужно начать с того, что Дальний Восток вообще и Сахалинская область в частности всегда занимали в развитии страны особое стратегическое положение. Именно стратегическое, так как Дальневосточный регион — это, как известно, форпост Российской Федерации в АТР. Видимо, поэтому в семидесятые годы прошлого века Российская академия наук (в то время Академия наук СССР) при поддержке руководства страны приняла решение создать непосредственно на Сахалине мощную научно-исследовательскую структуру, которая занималась бы не только глубоким изучением физических процессов в океане, но и прикладными исследованиями народно-хозяйственного и оборонного значения. 

— Но ведь, насколько я знаю, к моменту создания СКБ САМИ на Сахалине уже работали конструкторское бюро морской сейсмоакустической аппаратуры и отдел гидроакустики Сахалинского комплексного НИИ?

— Совершенно верно, вот на базе двух этих структур и было создано наше Специальное конструкторское бюро. По сути, государство сформировало мощную научную, конструкторскую, производственную и, что очень важно, внедренческую структуру, которая должна была решать целый комплекс важнейших задач. Не случайно в тот же период, то есть в конце семидесятых, наше специальное конструкторское бюро было не только оснащено самым современным лабораторным оборудованием, в первую очередь вычислительной техникой, но и снабжено прекрасным по тем временам станочным парком опытно-экспериментального производства, а непосредственно на побережье Охотского моря были созданы морские полигоны для испытаний разработанной аппаратуры и проведения уникальных исследований. 

Наша гордость

— Какие именно разработки того времени были для СКБ САМИ самыми важными?

— Многие проекты, выполняемые СКБ САМИ, актуальны не только для научных целей, но и для многочисленных сфер морской деятельности Дальнего Востока. Я имею в виду, в первую очередь, автономные, кабельные, буксируемые и зондирующие автоматизированные средства и системы, предназначенные для проведения акустических, гидрофизических, сейсмических и иных исследований в океане. И не только для Дальнего Востока. Так, например, во время аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году по заданию вице-президента АН СССР академика Евгения Павловича ВЕЛИХОВА сотрудники СКБ САМИ разработали специальную аппаратуру и обеспечивали непрерывное измерение радиоактивного фона воды на реке Припять и гидропарке города Киева. 

По сути, коллектив нашего конструкторского бюро все эти годы выполнял и продолжает выполнять уникальные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию надежной морской глубоководной техники.

— Это правда, что огромную поддержку СКБ САМИ на самом первом этапе оказали такие легендарные и всемирно известные ученые, как академики АН СССР А. П. АЛЕКСАНДРОВ и В. М. КЕЛДЫШ?

— Конечно, правда. СКБ САМИ был первой на Дальнем Востоке экспериментальной базой научного приборостроения, стройка всего комплекса длилась в общей сложности 10 лет, на тот момент конструкторское бюро было пилотным проектом Академии наук СССР по развитию научно-производственного потенциала в Дальневосточном регионе. Конечно, столь масштабный проект возможно было реализовать только при активной поддержке руководства Академии наук и администрации Сахалинской области. Интересно, что место будущей стройки здания СКБ САМИ в юго-восточной части города Южно-Сахалинска было выбрано самими президентом АН СССР М.В. КЕЛДЫШЕМ во время его визита на Сахалин в 1974 году. Но не только эти, без преувеличения великие ученые оказывали СКБ САМИ всемерную поддержку. Также стоит с благодарностью вспомнить поддержку в становлении и развитии СКБ САМИ, которую оказали академики Л.М. БРЕХОВСКИХ, А.В. ГАПОНОВ-ГРЕХОВ, В.И. ИЛЬИЧЕВ, В.А. КОТЕЛЬНИКОВ, Г.И. МАРЧУК, Н.И. ШИЛО.

   Первым руководителем нашей организации, внесшим огромный вклад в создание СКБ САМИ, стал кандидат технических наук Ю.С. БЕЛАВИН. Именно благодаря его заслугам было осуществлено проектирование и строительство новых производственных зданий СКБ, обеспечено полное оснащение научным и производственным оборудованием. 

   При этом костяк конструкторского бюро в семидесятые — восьмидесятые годы составили такие известные ученые, как Ю.А.ШУМИЛОВ, В.А. АПАНАСЕНКО, В.В. ВОЛОВСКИЙ, Л.М. НЕФЕДОВ и другие. Они заложили исследовательский и внедренческий фундамент, благодаря которому за 35 лет деятельности СКБ САМИ были созданы, прошли испытания и эксплуатировались в разных районах Мирового океана несколько поколений автономных глубоководных систем и проведены уникальные морские исследования в Тихом, Индийском, Атлантическом океанах. 

Перспективные разработки

— Но ведь СКБ САМИ ДВО РАН и сегодня занимается самыми перспективными разработками. О чем идет речь?

– По сути, наша деятельность в своей основе осталась неизменной. Это, во-первых, фундаментальные и прикладные научные исследования в области океанологии, то есть изучение гидроакустических, гидрофизических и гидродинамических процессов в океане (вообще в водной среде), взаимодействия атмосферы и океана, опасных морских явлений и безопасности мореплавания. Ну а во-вторых, наши специалисты выполняют работы в области научного приборостроения для изучения особо опасных морских явлений.  Причем многие изделия не только прошли испытания, но и уже давно активно применяются в различных сферах экономики. И мы слышим от наших заказчиков лишь самые положительные отзывы о своей работе. Это, честное слово, приятно. Когда ты видишь реальный результат труда своего коллектива, конечно же, испытываешь чувство гордости за коллектив инженеров, научных работников, рабочих опытно-экспериментального производства. 

Об опасных морских явлениях

— Анатолий Емельянович, несколько лет назад ваши сотрудники разработали программное обеспечение для численного моделирования длинных волн. Это так?

— Да, имеется в виду программный комплекс NAMI-DANCE, который наши специалисты создавали совместно с турецкими коллегами. Впоследствии этот комплекс был рекомендован ЮНЕСКО непосредственно для моделирования цунами. 

Моделирование цунами и наводнений от различных сейсмических и метеорологических источников позволяют выделять наиболее опасные области прибрежной зоны. В результате моделирования рассчитывается высота волны и ее силовые характеристики. Проведение натурных экспериментов и их сопоставление с результатами моделирования позволяют выявить зоны повышенного риска. Учет этих данных позволяет принять меры по внесению изменений в конструкцию гидротехнических сооружений, своевременно вывести суда из потенциально опасного для них района. 

   Необходимо отметить, что перечень опасных морских явлений для дальневосточного побережья не ограничивается только цунами, в него входят наводнения, штормовые нагоны, так называемые метеоцунами (повышение уровня моря, вызванное атмосферным воздействием). В зимнее время остро стоит вопрос прогнозирования ледовой обстановки в районах судоходства. В целях мониторинга и изучения опасных морских явлений на протяжении нескольких лет СКБ САМИ проводит измерения колебаний уровня моря в южной части острова Сахалин. СКБ САМИ ДВО РАН были впервые зарегистрированы аномально большие волны в Охотском море, так называемые волны-убийцы. Исследование опасных морских явлений является актуальным и востребованным направлением работ в условиях интенсивно развивающейся инфраструктуры нефтегазопромыслов в штормовых и ледовых условиях сахалинского шельфа.

Всё в комплексе

— Именно сотрудники СКБ САМИ ДВО РАН стояли у истоков создания Сахалинской региональной комплексной системы безопасности. Что это такое?

— В течение многих лет на Сахалине регулярно поднимались вопросы о создании такой системы. Что, собственно, и понятно, ведь мы живем на острове и этим всё сказано. Поэтому в свое время мы начали эту работу. Полностью этот проект называется: Сахалинская региональная комплексная система безопасности на базе технических средств и технологий морской информационной инфраструктуры открытого типа. Речь идет об объединенной системе нового поколения, которая включает в себя информационные ресурсы, прогностические модели развития экстремальных ситуаций и экспертные оценки. Всё это становится базисом для регионального информационно-аналитического центра морской информационной инфраструктуры субъекта Федерации, имеющего морские границы, и особенно Сахалинской области. Благодаря такой системе этот центр приобретает возможность не только получать необходимую информацию из разных источников, но и всесторонне анализировать эти данные. И всё это в комплексе. Разумеется, такая разработка однозначно повышает безопасность жизнедеятельности на море и в прибрежной зоне Сахалинской области. Об этой системе можно рассказывать долго. Поэтому я ограничился лишь самой краткой характеристикой. 

— Вы продолжаете вести натурные измерения в прибрежной зоне?

— Конечно, это одна из наших ключевых задач. Начиная с 2009 года мы ведем непрерывные измерения колебаний моря у южных берегов острова Сахалин. Вначале измерения проводились на мысе Анива и в глубине Анивского залива на западном и восточном побережьях. А в 2011 году мы приступили к аналогичным работам в районе мыса Свободный. 

Широкие возможности

— Известно, что ваши специалисты разработали автономную профилирующую станцию мониторинга водной среды «Экозонд». Что это за разработка?

— Эта станция предназначена для долговременных регулярных измерений гидрофизических и гидрохимических параметров водной среды путем многократного вертикального профилирования от поверхностного слоя до заданной глубины в фиксированной географической точке. Рабочая глубина станции — до 200 метров. При этом возможна работа «Экозонда» и в зимнее время года, подо льдом. 

— А какие задачи может выполнять эта станция?

— Станция «Экозонд» может применяться для ведения автоматического мониторинга морской среды на континентальном шельфе в целях выявления опасных концентраций загрязняющих веществ. Это особенно актуально для обеспечения экологической безопасности в зоне деятельности портовых терминалов и буровых платформ. 

— Вы, по сути, сказали о том, какую конкретную пользу от ваших разработок могут получать промышленные компании. Но ведь многие предприятия работают непосредственно на побережье. Этот момент вами учитывается?

— Что касается вашего вопроса о побережье, то могу сказать — мы планомерно занимаемся разработкой математических моделей изменения береговой линии и движения донных отложений, моделированием волнового режима заливов, бухт, портов Сахалина, то есть прибрежной инженерией. 

Наши люди

— А какие ваши сотрудники, Анатолий Емельянович, сегодня составляют научный и исследовательский костяк СКБ САМИ ДВО РАН?

— Мне хотелось бы сказать, что в нашем конструкторском бюро работают, без преувеличения, чрезвычайно талантливые специалисты. К сожалению, в рамках одной публикации крайне сложно рассказать о работе всех наших ведущих сотрудников. Поэтому я назову лишь некоторых из них. Это, в первую очередь, заместитель директора СКБ САМИ ДВО РАН по научной работе, заведующий лабораторией информационно-измерительных систем, доктор технических наук Игорь Николаевич ЯКУТОВ, доктор технических наук, главный научный сотрудник Михаил Владимирович МИРОНЕНКО, заведующий лабораторией вычислительной гидромеханики и океанографии, кандидат физико-математических наук Андрей Иванович ЗАЙЦЕВ, заведующий лабораторией гидрофизики Леонард Эвальдович КАРАЧУН, главный инженер СКБ САМИ ДВО РАН Игорь Львович ЗАЙЦЕВ, инженеры-конструкторы В.И. ФИЛИЛМОНО, В.А. КИМ, В.И. БЕЛОВ, Р.В. ЛЕОНЕНКОВ и другие замечательные специалисты. И могу совершенно точно сказать — мы гордимся своими сотрудниками. Это — наше настоящее и будущее. Пользуясь случаем, хочу поздравить коллектив СКБ САМИ ДВО РАН с тридцатипятилетием и пожелать каждому из наших специалистов больших профессиональных успехов, крепкого здоровья, финансовой стабильности и семейного благополучия. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров