«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (118), сентябрь 2016
Свежий номер

«Мы ищем стратегического партнёра для создания кластера на Ороёкской площади»

Освоение Ороёкской металлогенической зоны — один из основных инвестиционных проектов Магаданской области. Здесь сосредоточены богатейшие залежи меди — по данным проведённых исследований, здесь содержится 11,4 миллиона тонн. В перспективе здесь планируется запустить горнорудное предприятие, а в дальнейшем построить Ороёкский медеплавильный завод. В ноябре 2014 года в Магадане состоялся аукцион по рудопроявлению Ороёк и поисковую лицензию получила хорошо известная на Дальнем Востоке «Дукатская горно-геологическая компания». Сегодня специалисты предприятия ведут там поисково-оценочные работы, в конце нынешнего года начнётся разведочное бурение. Планы у компании большие, но не всё так просто в наших сегодняшних реалиях. Об этом мы поговорили с генеральным директором АО «Дукатская ГГК» Юрием РАДЧЕНКО.

Сегодня главное — Ороёк

— Юрий Иванович, на какой стадии находится реализация проекта?

Генеральный директор АО «Дукатская горно-геологическая компания» Юрий РАДЧЕНКО:

— Правительство РФ занимает по отношению к бизнесу странную позицию. С одной стороны, постоянно декларируется его поддержка, звучат заверения, что государство заинтересовано в развитии бизнеса, с другой — непомерные налоги, которые нас просто душат. Добавьте к этому крайне невразумительное законодательство, которое меняется с завидной регулярностью, бесчисленные подзаконные акты. Сегодня вместо того, чтобы выравнивать, согласно поручению президента РФ энерготарифы и снижать их для Дальнего Востока, в Магаданской области повысили тариф на 30 процентов. Я считаю, что это просто грабёж. А власть не обращает на это никакого внимания.

— Для нас, как вы понимаете, Ороёк очень важный объект, пожалуй, самый значительный на сегодняшний день. Мы провели поисковые маршруты, геофизические работы, провели изучение рудных минералов. Сейчас наши специалисты сопоставляют все эти данные, чтобы скоординировать буровые работы на Ороёкском месторождении. Планируем начать их или поздней осенью нынешнего года, или зимой следующего — туда можно завезти людей и технику и летом на баржах, и по зимнику.

Собственно, мы сейчас занимаемся реконструкцией того, что происходило при формировании этого объекта в древности. Основной метод геологоразведки здесь — бурение. У нас большой опыт таких работ — бурим мы колонковым методом около ста тысяч погонных метров в год, компания владеет буровыми станками канадского и шведского производства, у нас высококлассные специалисты.

По условиям лицензионного соглашения «Дукатская ГГК» должна в течение семи лет завершить поисковые и геологоразведочные работы и утвердить в ГКЗ запасы. На основании этого получим сквозную лицензию на разработку месторождения по факту его открытия. Но скажу вам, что мы заинтересованы не только в том, чтобы открыть месторождение. Мы стоим на позициях создания там горно-металлургического комплекса со строительством на Ороёке медеплавильного завода. Сырьём для него послужит медный концентрат, получаемый на месторождениях Ороёкской металлогенической зоны. Кроме этого, я надеюсь, что мы сможет достаточно легко извлекать из медных минералов и золото, — по прогнозным оценкам, оно везде присутствует. Это может быть серьёзный кластер, который будет существенно пополнять казну Магаданской области.

В поисках партнёра

— Вы рассчитываете справиться с этой задачей своими силами?

— Разумеется, нет. Мы ищем стратегического партнёра, ведём переговоры как с Минвостокразвития, так и с представителями частного бизнеса, и отечественного, и зарубежного. Общаемся с китайцами, канадцами, австралийцами. У всех есть интерес, но думаю, что он приобретёт более конкретные очертания после того, как будут проведены буровые работы, выполнены анализы и перспективы объекта станут реальнее.

Надеюсь, что мы завершим работы по оценке в 2018 году. По крайней мере, по первой очереди, что позволило бы нам выполнить технико-экономическое обоснование на промышленную отработку, заявленную в нашем бизнес-плане, чтобы выйти на добычу 16 тысяч тонн руды в год. Если всё пойдет так, как мы задумываем, то строительство комбината должно начаться в 2021 году. Но есть и другие проблемы, помимо того что пока нет инвесторов.

— Отсутствие инфраструктуры?

— Это да, но не только. Но сначала именно об инфраструктуре. Чтобы обеспечить Ороёкский медеплавильный завод электроэнергией, надо будет построить ЛЭП «Усть-Среднеканская ГЭС — Ороёк» (220 кВ). Что касается автомобильной дороги, то её тоже придётся строить протяжённостью 250 километров от Сеймчана до Ороёка. Конечно, на первых порах летом до места строительства завода можно будет доставлять грузы по реке Колыме от речного причала Сеймчана, который связан с морским портом Магадана автомобильной дорогой. Зимой возможно сообщение по зимнику. Но это всё временно, постоянная надёжная дорога нужна обязательно.

Сегодня наметились сдвиги по строительству автомобильной дороги и сопутствующей инфраструктуры от Колымы до восточной Чукотки. Реализация проекта дала бы толчок развитию всего Дальнего Востока и Магаданской области в частности. Целый ряд объектов недропользования вдоль трассы в этом случае будет востребован. Вполне возможно подтянуть дорогу и к Ороёкскому заводу, там же можно организовать ряд других производств, которые будут заниматься не только медью, но и тем же золотом.

И конечно, я очень надеюсь, что будет реализован и проект строительства ЛЭП до Билибинского района Чукотского автономного округа. По предварительным намёткам, и дорога и ЛЭП пройдут не очень далеко от Ороёкской площади.

— Это единственный вариант?

— По электроэнергии есть и другие возможности. Первая, как я уже говорил, — построить ЛЭП протяжённостью 250 километров до Усть-Среднеканской ГЭС и использовать её энергию, которую пока что некуда девать. Вторая возможность — задействовать зыряновские угли, чтобы обеспечить теплом и электроэнергией медеплавильный завод. В каждом случае есть свои плюсы и минусы. Мы предварительно прорабатываем все эти варианты, в том числе и с нашими московскими партнёрами, с которыми мы вместе прежде занимались другими объектами и на Колыме, и на Чукотке. Часть из них уже находится в отработке, а часть — в стадии подготовки к этому.

ОЭЗ под вопросом

— Юрий Иванович, а что вы скажете о стоимости той же электроэнергии?

— А что тут скажешь? Это грабёж в чистом виде. Как известно, президент страны Владимир ПУТИН на прошлом Восточном экономическом форуме во Владивостоке дал поручение выравнять энерготарифы на территории России, то есть понизить их для Дальнего Востока. Чиновники, не успев вовремя справиться с задачей, пообещали, что этот праздник наступит у нас 1 января 2017 года. И вот вместо этого департамент по ценам и тарифам правительства Магаданской области с 1 июля нынешнего года повысил стоимость киловатта на 30 процентов! Если отпускная цена киловатта на ГЭС — 90 копеек, то почему мы должны платить по 7 рублей 32 копейки? Видимо, потому, что слишком много посредников, которые ничего не делают, но весьма хорошо живут. Да и энергетики не бедствуют — их зарплатам позавидует любой золотодобытчик.

А стоимость ГСМ! Понятно, что госмонополии добирают с нас то, что потеряли на мировых рынках. Уже повод вмешаться государству. Но есть и ещё один момент. Почему дизтопливо стоит дороже бензина? Совершенно очевидно, что оно должно быть значительно дешевле. Однако этот продукт востребован, ни одно предприятие без дизтоплива обойтись не может, вот и взвинчивают на него цены, при этом никто с таким положением дел не борется.

Государство занимает по отношению к бизнесу странную позицию. С одной стороны, постоянно декларируется его поддержка, звучат заверения, что государство заинтересовано в развитии бизнеса, с другой — непомерные налоги, которые нас просто душат. Добавьте к этому крайне невразумительное законодательство, которое меняется с завидной регулярностью, бесчисленные подзаконные акты.

— Что касается налогов, то ведь можно вступить в особую экономическую зону Магаданской области. Срок её действия продлён на 25 лет, участникам ОЭЗ предоставлены большие льготы по налогообложению. Вас это не привлекает?

— Это вопрос неоднозначный. Как всегда, у нас многие вопросы не продуманы, чётких правил игры нет. Так что хоть и заманчиво попользоваться льготами, но надо сто раз подумать, прежде чем стать участником ОЭЗ.

Вспоминая Джульетту

— Юрий Иванович, «Дукатская ГГК» в своё время работала на месторождении серебра Гольцовое в Омсукчанском районе. У вас не было намерения получить сквозную лицензию на его разработку и организовать там производство?

— Такое намерение у нас всегда есть. Я мечтаю довести дело до добычи и очень надеюсь, что на Ороёкском месторождении у нас это получится. А на Гольцовом мы вместе с нашими московскими партнёрами провели переоценку запасов. Этот полиметаллический объект был в работе ещё в советские годы у «Дукатской геологоразведочной экспедиции». Потом месторождение довольно продолжительное время было в тени, поскольку содержание серебра там было незначительное — 300–400 граммов на тонну.

Дело в том, что бурили тогда отечественными станками, качество которых оставляло желать лучшего. В рудной массе там в большом количестве присутствует галенит, который легко разрушается. Таким образом, часть серебросодержащих минералов вымывалось, поэтому и содержание было низким. Современное оборудование и технологии позволяют провести гораздо более точные исследования. Мы пробурили несколько тысяч погонных метров скважин, проанализировали информацию, и месторождение предстало в ином свете. В итоге содержание серебра на Гольцовом увеличилось до 1 200 граммов на тонну. После этого мы и передали объект «Полиметаллу», сейчас там вполне успешно работает АО «Серебро Магадана». А у нас на его отработку просто не хватило денег.

Но, в принципе, если у кого-то есть возможность вести добычу, и цена приемлемая, почему и не продать объект? Полученные деньги мы практически все потратили на оценку Ольчи. Там мы получили сквозную лицензию по факту первооткрывательства и тоже передали объект «Полиметаллу». На строительство добычного комбината опять недоставало средств. Вдобавок у нас же то один кризис, то другой, мы из них не вылезаем.

— Выходит, Ороёк станет вашим первым добычным предприятием?

— Не совсем так. Первым было золоторудное месторождение Джульетта в Омсукчанском районе. В своё время мы создали там совместное предприятие с канадской компанией Bema Gold Corp. Потом вместо Bema пришёл «Кинросс», мы стали работать с ними. Потом инвестор опять сменился, сейчас там «Омсукчанская ГГК». По разным причина мы оттуда ушли. Между тем, СП на Джульетте было одним из лучших золотодобывающих предприятий России.

Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА

 

Инвестиционный проект «Освоение Ороёкской металлогенической зоны»

Ороёкское рудное поле находится в Среднеканском районе Магаданской области. Расположено на правом берегу реки Колымы в её среднем течении, ниже по течению от устья ручья Ороёк, в 3 км от нежилого посёлка Ороёк и в 220 км к северу от райцентра пос. Сеймчан. Участок простирается на 10 км к северу от устья ручья и на 67 км к западу от его русла.

Прогнозные ресурсы рудопроявления на основании опробования в коренном залегании оцениваются по категории Р3 и составляют 5 млн тонн меди и 5 000 тонн серебра. Большинство рудных залежей должно быть доступно для открытой отработки. Среднее содержание меди по месторождению прогнозируется не менее 1 процента, среднее содержание серебра — 10 г/т.

В полутора километрах от объекта до 1993 года существовал благоустроенный посёлок Ороёк. В нём работали дизельная электростанция, функционировали нефтебаза, почта, телеграф, телефонная связь. Посёлок был связан круглогодичной автодорогой с участками золотодобычи (посёлок Глухариный). Туда же от электростанции была проложена ЛЭП. В настоящее время большая часть этих элементов инфраструктуры ликвидирована или утрачена. Постоянного населения нет. Энергообеспечение возможно только от передвижных электростанций.

Реализация проекта планируется в три этапа

Первый этап — проведение геологоразведочных работ с целью подсчёта и оценки балансовых запасов цветных металлов на перспективной площади.

Второй этап — организация добычи и ввод в эксплуатацию горнорудного предприятия на территории Ороёкской металлогенической зоны.

Третий этап — строительство и ввод в эксплуатация Ороёкского медеплавильного завода с целью переработки медных концентратов, которые будут получены при разработке месторождений Ороёкской и Мельгорской меднорудных зон.

Планируемое местоположение Ороёкского металлургического завода — правобережье реки Колымы в 600 км к северу от г. Магадана и в 250 км от строящейся Усть-Среднеканской ГЭС.

Для обеспечения Ороёкского медеплавильного завода электроэнергией необходимо построить ЛЭП «Усть-Среднеканская ГЭС — Ороёк» (220 кВ) протяжённостью 250 км.

Для организации постоянного транспортного сообщения необходимо построить автомобильную дорогу Сеймчан — Ороёк протяжённостью 250 км.

По данным на январь 2016 года, ближайшим к будущему Ороёкскому медеплавильному заводу населённым пунктом является посёлок Сеймчан с населением 2 337 человек. Летом до места строительства завода доставка грузов возможна речным транспортом по реке Колыме от речного причала пос. Сеймчан. Этот посёлок связан с морским портом Магадана автомобильной дорогой протяжённостью 620 км. В зимний период доставка грузов от Сеймчана до завода возможна по зимнику.

Сырьём для Ороёкского медеплавильного завода будет служить медный концентрат, который будет получен на месторождениях Ороёкской металлогенической зоны, ресурсы которой составляют 11,4 млн тонн меди. В будущем получат концентрат возможно и с Мельгорского месторождения, расположенного на территории соседнего Северо-Эвенского района. Его ресурсы составляют 4 млн тонн меди. На заводе планируется получать до 160 тысяч тонн меди в год. Ввод завода в эксплуатацию возможен ориентировочно в 2021 году.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров