«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (105), июнь 2015
Свежий номер

«Есть возможности для создания крупнейшего в регионе морского порта»

Привлечение иностранных инвесторов к реализации крупных отечественных проектов — тема для нашей страны более чем актуальная. Особенно на фоне санкций, когда и без того не слишком широкий инвестиционный круг заметно сузился. Тем не менее повод для оптимизма тут вроде бы есть. В последние годы руководство Китая демонстрирует серьёзный интерес к российскому промышленному сектору. В частности, только на майской встрече президента РФ Владимира ПУТИНА с председателем КНР Си ЦЗИНЬПИНОМ были подписаны десятки документов, затрагивающих конкретные направления в экономическом сотрудничестве двух государств. Между тем на Сахалине также готов к реализации крупный и весьма перспективный инвестиционный проект. Который, к сожалению, тормозился в течение нескольких последних лет. Подробности — в интервью с заместителем генерального директора ООО «Морской порт Поронайск» Виктором СВАРЧЕВСКИМ.

На общее благо

— Виктор Михайлович, ваша компания является официальным владельцем инфраструктуры Поронайского морского порта?

— Да, причём стопроцентным. Вся территория порта, за исключением причальной стенки (её мы арендуем, как и положено по закону, у государственного ФГУП «Росморпорт»), принадлежит нам.

— Насколько известно, ваша компания, в сотрудничестве с крупнейшими игроками китайского портового рынка, разработала проект масштабной реконструкции морского порта Поронайск. И сделано это было ещё несколько лет назад, даже, насколько мы помним, в 2011 году, когда вы с китайскими партнёрами проводили официальную презентацию проекта. Почему сама реконструкция до сих пор не началась?

— К сожалению, прежнее руководство Сахалинской области, по непонятным нам причинам, не проявило интерес к этому проекту. И это, действительно, странно, поскольку от региональной власти тут не требовалось ни денег, ни каких-то других особых затрат. Мы, будучи владельцами Поронайского морского порта, сами нашли потенциальных инвесторов из КНР, которые готовы вложить в масштабную реконструкцию в общей сложности свыше 1,5 миллиарда долларов США. Мы сами разработали всю документацию. Мы готовы взять на себя все согласования с федеральными органами власти. По сути, от областного правительства в те годы требовалось одно — изучить сам проект и обозначить свой к нему интерес.

Поймите правильно, китайским партнёрам нужна уверенность, что государство в лице областной администрации поддерживает бизнес-идею. Не случайно многие проекты сопровождаются подписанием межправительственных соглашений. Так что мешало нашим региональным властям сделать такой шаг? К ним что, каждый день приходили с предложениями вложить полтора миллиарда долларов в местную экономику? Сомневаюсь. Их что-то смущало в самом проекте? Так они его даже толком не изучали, просто делали вид, что он им не нужен в принципе. Я могу, конечно, догадываться, что могло бы побудить некоторых чиновников (теперь уже бывших) областного правительства внимательнее отнестись к нашему предложению. Но это всего лишь мои предположения.

Отрадно другое, нынешний временно исполняющий обязанности губернатора области Олег Николаевич КОЖЕМЯКО — это руководитель другой формации. Думаю, он прекрасно осознаёт, что привлечение инвесторов, а соответственно и наполнение регионального бюджета из различных источников, является ключевой задачей. Нефть и газ — это, конечно, хорошо. Но от развития профильной инфраструктуры также зависит очень многое. Впрочем, мы в любом случае готовы предъявить новому руководству Сахалинской области все необходимые документы и уже с цифрами и фактами продемонстрировать все преимущества своего проекта. Мы готовы к планомерной работе государства и бизнеса по развитию экономики Сахалинской области. И это не какие-то мечты, а реальность, подкреплённая конкретным инвестиционным интересом со стороны бизнеса из КНР.

Инвестиционный интерес

— Какая китайская компания готова проинвестировать проект?

— Речь идёт о крупнейших в АТР игроках портового рынка — Группе «Даньдуньский порт» (провинция Ляонин) и компании Bestway Development, центральный офис которой находится в Шанхае. Причём второе предприятие работает по всему миру, в том числе прорабатывает профильные проекты в России.

— В России?

— Да, насколько мне известно, эта компания проявляет серьёзный интерес к развитию Северного морского пути (Камчатка). То есть этот игрок рынка реально демонстрирует желание работать в нашей стране, желание вкладывать свои средства в нашу экономику. Мы ведь тоже внимательно изучили возможности наших потенциальных инвесторов. И могу с полной уверенностью констатировать — тут всё серьёзно и перспективно.

— Каким образом будут инвестироваться средства ваших зарубежных партнёров?

— Как я уже и говорил, Группа «Даньдуньский порт» высказала желание участвовать в совместном предприятии, инвестиционный портфель которого превышает 1,5 миллиарда долларов. А компания Bestway Development планирует инвестиционно участвовать в реализации проекта в три этапа. Первый этап предполагает первоначальные строительно-ремонтные работы, оценённые в 100 миллионов долларов. Второй — строительство и расширение терминальных комплексов, а также освоение новых площадок. Цена вопроса в этом случае составляет 400 миллионов долларов. Третий этап — это непосредственно строительство завода по переработке газового конденсата и выносного терминала по отгрузке продукции. Это ещё 1 миллиард 100 миллионов долларов. Такие вот предполагаются инвестиции.

— А чем интересен китайским инвесторам морской порт Поронайск?

— Удивляться этому не приходится. Начнём с того, что Поронайский морской порт находится в самом центре Сахалина, причём в непосредственной близости от мест реализации шельфовых нефтегазодобывающих проектов. Не случайно компания «Сахалинская энергия» планировала в своё время построить здесь терминал отгрузки нефти и завод СПГ. Также речь шла о строительстве трубопроводной системы, которая должна была дойти непосредственно до порта.

По сути, именно здесь должен был появиться главный пункт отгрузки углеводородов с шельфа. Но впоследствии стратегия развития проектов несколько изменилась, хотя максимально полноценное использование всех возможностей портовой инфраструктуры по-прежнему остаётся актуальным вопросом.

Вот вам конкретный пример — Поронайск находится всего в 10 километрах от нефтегазопроводных систем, что создаёт все возможности для строительства трубопровода от насосно-компрессорной станции № 2 в посёлке Гастелло до порта, то есть до места строительства выносного терминала отгрузки нефтегазовых продуктов. Также стоит отметить, что Поронайский порт находится непосредственно в месте сосредоточения основных сырьевых ресурсов Сахалина, а это ВБР, уголь, известняк, лес, песок…

И нефть, и газ

— Получается, что нефтегазовый терминал является составной частью проекта развития морского порта Поронайск?

— Ну а как же? Это, я бы сказал, один из ключевых пунктов проекта, рассчитанного на масштабную переработку и транспортировку углеводородных продуктов. Поэтому терминал на 120 тысяч тонн углеводородных продуктов, я уверен, обязательно будет построен. Это позволит загружать танкеры не только в Пригородном, но и непосредственно в Поронайске для других потребителей стран АТР и Дальнего Востока.

— Проводились ли здесь изыскательские работы?

— Конечно, но результаты изысканий, экономическое обоснование, мониторинг и все другие необходимые материалы, которые готовили наши партнёры из Китая целых два года с привлечением Первого транспортного института в Пекине, так и не дошли до адаптации в России в связи с неподписанием межправительственного соглашения между правительствами Сахалинской области и провинцией Ляонин. А для любого инвестора требуется прозрачность проекта, несмотря на обозначенные административные проблемы.

Наши преимущества

— А чем интересен инвесторам сам порт? Я имею в виду не его промышленные возможности, а бухту в первую очередь?

— Это также одна из базовых составляющих инвестиционной привлекательности. Дело в том, что залив Терпения в принципе чрезвычайно удобен для судоходства. В этом районе, действительно, развито судоходное движение. И это очень важный момент. Что же касается самого залива, то акватория здесь не замерзает. Сами понимаете, насколько это удобно для отраслевой деятельности. Соответственно, залив полностью защищён от льдов, северных ветров и больших штормов. Так что все преимущества налицо.

— Вы сказали, что Поронайский порт находится в непосредственной близости от реализации шельфовых проектов. Планируется ли использовать его возможности для обеспечения буровых платформ?

— Безусловно, все возможности для этого есть. Мы и рассматриваем наш порт как максимально удобную береговую базу снабжения. Я вам могу так сказать, максимальное время транспортировки различных грузов из нашего порта до буровых платформ составляет 16 часов. А из других портов — минимум двое суток.

Вопросы безопасности

— Получается, что руководителям нефтегазодобывающих компаний Поронайский порт крайне выгоден? Это ведь прямая возможность сократить расходы на логистику?

— Да, так оно и есть. Расходы на логистику могут быть сокращены в разы. И топ-менеджеры промышленных компаний, думаю, прекрасно осознают все преимущества такой схемы. Впрочем, тут есть ещё один момент, который я бы назвал не менее, а может быть, и более важным.

— Какой?

— Экологическую безопасность. Всем нам памятна крупнейшая техногенная катастрофа в Мексиканском заливе, когда в апреле 2010 года произошёл взрыв на платформе Deepwater Horizon, после чего за несколько месяцев в воду попало более 5 миллионов баррелей нефти. И эта ЧС реально продемонстрировало — чем ближе платформа находится к береговой базе, тем больше возможностей для минимизации рисков.

— Получается, что Поронайский морской порт может выполнять ещё и природоохранные функции?

— Вне всякого сомнения. Порт удобен для этого во всех отношениях. И его природоохранный потенциал может быть использован на полную мощность. Повторюсь, чем ближе база находится к платформам, тем меньше риски. Но и это ещё не всё. Технология добычи нефти подразумевает использование торфа (точнее, сорбента) для утилизации бурового шлама. Это достаточно строгое экологическое требование. Так вот, в непосредственной близости от порта находится крупное торфяное месторождение. Соответственно, это также повышает промышленные возможности ООО «Морской порт Поронайск».

Перспективные возможности

— Нетрудно догадаться, что дальнейшее развитие шельфовых проектов повлечёт за собой и развитие Поронайского порта?

— Совершенно верно, ведь проекты «Сахалин-4», «Сахалин-5», «Сахалин-6», «Сахалин-7» и так далее также будут нуждаться в мощной транспортной составляющей. И эта транспортная составляющая, в своём базовом варианте, уже существует. Я больше скажу, дальнейшее развитие нефтегазовых проектов позволит нам говорить и о перспективах строительства в порту нефтеперерабатывающего завода. А для Сахалина собственный НПЗ — давно назревший вопрос.

— Какие суда могут обслуживаться в Поронайском морском порту?

— Согласно планам строительства, рассматриваются варианты обслуживания судов с водоизмещением до 5–10 тысяч тонн. Сами понимаете, это чрезвычайно серьёзные объёмы, которые имеются далеко не во всех портах.

— А каковы глубины бухты?

— В среднем на рейде глубина до 20–25 метров. Более того, там ничего не препятствует ведению дноуглубительных работ, поскольку донный грунт не содержит скальных пород.

— Мы с вами говорили о транспортировке и переработке углеводородов, а также об обслуживании буровых платформ. Предусмотрена ли в порту обработка других грузов?

— Не просто предусмотрена, это серьёзная составляющая нашего проекта. Речь идёт и о международном логистическом центре с контейнерными площадками и складскими помещениями, и о терминале для обработки сыпучих грузов (песка, щебня), лесоматериалов и так далее, и о ёмкостях для хранения агрессивных веществ, и о топливном терминале для бункеровки судов, и о судоремонтном комплексе.

— Будут ли реконструированы железнодорожные пути в порту?

— Да, мы предусмотрели модернизацию железнодорожного тупика. Это позволит перевозить в порт и вывозить из порта немалые объёмы грузов.

— Вы упомянули, что порт должен быть международным. Но ведь для этого необходимо выстраивать серьёзный диалог с Федеральной погранслужбой ФСБ РФ, чтобы создать пограничный пункт пропуска?

— Такой пункт пропуска тут давно уже существует. И это, действительно, позволяет обслуживать различные зарубежные суда. Да, проект у нас масштабный. Но реализовываться он будет не на пустом месте. Да и приход крупного зарубежного инвестора — это не мечты, а реальность. Так что всё возможно. Особенно при поддержке региональных властей.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Угол зрения власти:

«Ускоренное социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока — один из национальных приоритетов России в XXI веке. Сейчас реализуется целый пакет программ, связанных с модернизацией и расширением инфраструктуры этих регионов: транспортной, энергетической, социальной».

Владимир ПУТИН,

президент Российской Федерации.

Угол зрения бизнеса:

«Мы совместно с нашими китайскими инвесторами готовы не просто развивать транспортную инфраструктуру Сахалинской области, мы планируем создать крупнейший в регионе центр по транспортировке и переработке углеводородов, а также по реализации других промышленных проектов. Но для этого нам требуется работа в контакте с региональными властями, ведь речь идёт о крайне масштабном и очень важном для Дальнего Востока направлении».

Виктор СВАРЧЕВСКИЙ,

заместитель генерального директора ООО «Морской порт Поронайск».

 

От редакции — официальный запрос

Временно исполняющему обязанности губернатора Сахалинской области КОЖЕМЯКО Олегу Николаевичу.

Уважаемый Олег Николаевич!

В бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток» (№ 6 (105), июнь 2015 года) опубликовано интервью с заместителем генерального директора ООО «Морской порт Поронайск» СВАРЧЕВСКИМ Виктором Михайловичем под заголовком: «Есть возможности для создания крупнейшего в регионе морского порта». И в этом материале рассказывается, в числе прочего, о масштабном инвестиционном проекте, который готовы реализовать на территории порта китайские промышленные группы. В итоге ООО «Морской порт Поронайск» может стать крупнейшей базой по отгрузке и переработке углеводородов, а также по обслуживанию платформ, задействованных в разработке сахалинского шельфа. В общей сложности зарубежный бизнес готов вложить в реконструкцию порта более 1,5 миллиарда долларов США.

Просим Вас, Олег Николаевич, в соответствии с Федеральным законом «О средствах массовой информации» ответить нам на вопрос: насколько руководство Сахалинской области заинтересовано в привлечении крупных иностранных инвесторов и может ли проект реконструкции морского порта Поронайск стать таким инвестиционным проектом?

Просим считать опубликованный материал официальным запросом.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров