Свежий номер

«Изменения правовой базы в сфере недропользования напоминают эпидемию»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 04 (134), апрель 2018

В Москве 15 февраля состоялся XVII съезд Союза старателей России. На площадке Геологического музея имени Вернадского в этот день встретились руководители золотодобывающих предприятий, а также представители государственных структур и научных институтов. Корреспондент газеты «Наш регион — Дальний Восток» тоже была на этом съезде. И пообщавшись со многими участниками рынка, смогла, что называется, уловить реальные настроения недропользователей.

Про отрасль

Но для начала — небольшая ремарка. В феврале 2018 года Союзу старателей России исполнилось 29 лет. С момента XVI отраслевого съезда прошло три года. За это время у золотодобытчиков накопилось множество вопросов и предложений к федеральным властям. Именно необходимостью задать эти вопросы и объясняли своё присутствие в музее имени Вернадского руководители промышленных компаний. К слову, в этом году в списке участников съезда значились представители нескольких известных дальневосточных копаний. В частности, артелей старателей «Восток», «Восток-1», «Восток-2», «Кривбасс», «Чукотка», ГРК «Западная», GV Gold (ПАО «Высочайший») и других.

И такой интерес к съезду со стороны отечественных производственников вполне объясним. Сегодня Россия удерживает третье место по добыче золота в мире после Китая и Австралии, существенно опережая такие страны, как США, Канада, Перу и ЮАР. Для примера — согласно данным Союза золотопромышленников РФ, объём добычи и производства золота в стране в 2016 году достиг 297,4 тонны. На россыпное золото пришлось 29 процентов от общего уровня добычи. При этом, как сказал председатель совета Союза старателей России Виктор ТАРАКАНОВСКИЙ, за последние 26 лет в России добыли более 4 500 тонн золота, из которых 2 560 тонн — именно на россыпях. Таким образом, на россыпной драгметалл за этот период пришлось 57 процентов от всей добычи жёлтого металла в стране.

Впрочем, не всё здесь выглядит так радужно. Ведь начиная с 1991 года объёмы добычи россыпного стремительно снижаются. Если среднегодовая добыча в 1976–1980 годах составляла 126,8 тонны, то уже в 1986–1991 годах аналогичный показатель снизился до 113,7 тонны, а в 2006–2010 годах и вовсе упал до 56,3 тонны. Правда, справедливым будет отметить, что за последние три года среднегодовая добыча россыпного золота выросла до 70,5 тонны.

Про бюрократические барьеры

Может ли отрасль развиваться более динамично? Виктор ТАРАКАНОВСКИЙ прямо на съезде ответил на этот вопрос. И довольно жёстко, без экивоков:

«Успехи российской золотодобычи могли бы быть значительно весомее, если бы органы законодательной и исполнительной власти прислушивались к мнению золотодобытчиков и не создавали многочисленных препятствий в работе.

Четверть века идёт непрерывное «совершенствование» законодательства в области недропользования. Скажем больше… Подлинная эпидемия с корректировками законов, кодексов и других нормативных документов, которые определяют условия работы предприятий на золотодобыче, охватила как законодателей, так и чиновников, «совершенствующих» подзаконные акты и инструкции.

За последние годы в законы «О недрах» и «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», в Лесной, Водный и Земельный кодексы было внесено около 260 поправок и изменений. Это не считая сотен подзаконных актов и многочисленных отраслевых инструкций, которые тоже меняются с завидным постоянством.

Такая чехарда значительно осложнила хозяйственную жизнь крупных предприятий с мощными юридическими службами, а жизнь небольших артелей и коллективов золотодобытчиков тем более. Сроки оформления документации на освоение новых месторождений и отдельных участков увеличились с пяти-шести месяцев до двух-трёх лет, иногда растягиваясь на целую пятилетку. Такому положению дел способствует резкое увеличение числа чиновников в современной России. Для примера: если в 2000 году на 10 тысяч человек приходилось 79 чиновников, то в 2017 году их стало уже 176».

Добавим от себя, с мнением Виктора Таракановского было согласно явно большинство участников съезда. По крайней мере, многие из них в кулуарах отмечали — председатель Союза старателей был ещё мягок в своих оценках ситуации.

Про минерально-сырьевую базу

Но правовая чехарда не единственная отраслевая проблема. Как сказал Виктор Таракановский, в настоящее время сырьевая база россыпной золотодобычи России составляет порядка 900 тонн по категориям А + B + С1 + С2. Из них всего 400 тонн запасов являются активными, то есть разрабатываются или готовятся к освоению. Казалось бы, при такой картине необходимо уделять особое внимание восполнению минерально-сырьевой базы (МСБ). Однако и здесь не всё так просто.

По мнению руководителей отраслевых организаций, государство не планирует финансировать поисковые и оценочные работы. А согласно «Стратегии развития МСБ России до 2030 года», полное прекращение госфинансирования этих работ произойдёт уже в 2021 году. Выполнять их золотодобытчики будут исключительно на свои средства.

Что, собственно, уже и происходит. Например, за 2016 год недропользователи обеспечили финансирование ГРР на месторождениях драгметаллов и драгкамней на сумму 24,7 миллиарда рублей, а бюджет — только 3,4 миллиарда рублей. Такой вот перекос. При этом НДПИ на добычу драгметаллов и драгкамней в том же 2016 году составил 57,4 миллиарда рублей. Выходит, что бюджет получает реальную отдачу от деятельности золотодобытчиков. Вот только полученные средства в отрасль не возвращаются. Хотя, по мнению Виктора Таракановского, ещё не так давно весомый процент отчислений от НДПИ направлялся на возмещение затрат предприятий на ведение ГРР. Сами участники рынка предлагают вернуться к этой практике и едва ли не в один голос говорили на съезде: «В настоящее время в России отсутствуют механизмы стимулирования геологоразведки, поэтому необходимо вернуться к вопросу компенсации производственных расходов предприятий на геологоразведочные работы из НДПИ, как это было прежде».

А президент Российского географического общества Виктор ОРЛОВ резюмировал: «Состояние сырьевой базы в нашей стране я бы назвал тревожным. Но чтобы понять это, нужна реальная картина. Для этого я считаю необходимым рекомендовать федеральным министерствам переоценить запасы и прогнозные ресурсы. Тогда и можно будет оценить реальное положение дел».

Про «техногенку»

Ещё одна значимая для золотодобытчиков проблема связана с освоением техногенных россыпей. На сегодня не менее 3 тысяч тонн золота находится на участках техногенных россыпей. Однако полноценно отрабатывать техногенные запасы не удаётся в связи с отсутствием в законе «О недрах» соответствующего термина — «техногенные россыпи». Поэтому такие россыпи и не могут выставляться на аукционах. То есть получить лицензию на техногенное месторождение невозможно в принципе. Более того, эти россыпи не имеют подтверждённых запасов, а это значит, что добыча золота на них не будет являться законной.

Участники съезда предложили внести три дополнения в закон «О недрах» в части освоения техногенных россыпей драгоценных металлов. Во-первых, по их мнению, необходимо принять на законодательном уровне понятие «техногенные россыпи». Во-вторых, нужно отменить требование проведения госэкспертизы техногенных запасов. В-третьих, целесообразно упростить процедуру продления лицензий на отработанные месторождения для освоения техногенных запасов.

Про реакцию

В итоге участники съезда высказали намерение сформулировать предложения по развитию отрасли. Чтобы направить соответствующие обращения (с конкретными рекомендациями) в адрес Президента РФ Владимира ПУТИНА, Председателя Правительства РФ Дмитрия МЕДВЕДЕВА, председателя Совета Федерации РФ Валентины МАТВИЕНКО и председателя Государственной думы РФ Вячеслава ВОЛОДИНА. По мнению недропользователей, взвешенная отраслевая реформа позволит уже в ближайшее время увеличить ежегодный объём золотодобычи до 350 тонн. А это — уже серьёзные показатели.

Мария ШИРКОВА

Фото: Леонид МАРКОВ

 

15 рекомендаций от XVII съезда Союза старателей России:

1.    Внести дополнения в ФЗ «О недрах» в части освоения техногенных россыпей драгоценных металлов.

2.     Вернуться к прежней редакции ФЗ «О недрах» в части предоставления лицензий на пользование недрами одновременно с предоставлением земельного участка.

3.     При разработке районных кондиций для небольших россыпных месторождений (до 500 кг) применять эти кондиции не ко всему месторождению, а к россыпному телу одного морфологического типа (отдельно рассматривая долинные, террасовые россыпи и другие россыпные формирования).

4.     Ужесточить ст. 191 УК в части наказания за нелегальную скупку и перевозку драгоценных металлов и драгоценных камней.

5.     Заявить о недопустимости принятия федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и в ФЗ «О недрах» «Об особенностях добычи полезных ископаемых индивидуальными предпринимателями». Этот закон усилит криминогенную составляющую в золотодобывающих регионах.

6.     Пересмотреть «Стратегию развития минерально-сырьевой базы РФ до 2030 года» и вернуться к вопросу государственного финансирования оценочных, поисковых и геологоразведочных работ по восполнению МСБ драгоценных металлов.

7.     Определить порядок компенсации производственных расходов предприятий на геологоразведочные работы из отчислений на НДПИ.

8.     Расширить полномочия регионов по управлению фондом недр месторождений золота, передав им право решать вопросы, связанные с разведкой и эксплуатацией всех россыпных месторождений, а рудных — с запасами, не превышающими 10 тонн.

9.     Осуществить прямое государственное финансирование золотодобытчиков — обмен бумажных денег (за счёт эмиссии) на золото не позволит разогнать инфляционные процессы и будет способствовать развитию золотодобывающей промышленности и малых форм бизнеса, в наибольшей степени зависящих от порядка их финансирования.

10.     Исключить необходимость многократного переоформления лицензий на отдельные виды деятельности, связанного с расширением мест осуществления деятельности, подлежащих лицензированию.

11.     Внести дополнения в распоряжение Правительства РФ от 27 мая 2013 года № 849-р «Перечень объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» в части предоставления права на размещение в защитных лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях; в водоохранных зонах; выполняющих функции защиты природных и иных объектов: объектов капитального строительства для осуществления работ по геологическому изучению и разработке месторождений твёрдых полезных ископаемых (за исключением общераспространённых), как это разрешено предприятиям, занимающимся углеводородным сырьём.

12.     Определить порядок компенсации затрат золотодобывающих предприятий на утилизацию оборудования, в отношении которого ими был уплачен утилизационный сбор, выполняющих утилизацию собственными силами.

13.     Включить в перечень сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона при исчислении страхового стажа учитывается с таким расчётом, чтобы его продолжительность в соответствующем календарном году составила полный год работ, связанных с добычей драгоценных металлов и драгоценных камней из россыпных месторождений, добычей драгоценных металлов из рудных месторождений малой мощности.

14.     Обратить особое внимание на состояние энергетики в Забайкальском крае, принять меры по улучшению качества подаваемой электроэнергии на предприятия горнорудной промышленности.

15.     Воссоздать правительственный орган по государственному регулированию в области добычи драгметаллов и драгкамней.

Темы последних номеров 

На основании Федерального закона «О средствах массовой информации» мы просим считать публикацию «Справедливость уже в том, что наши дети и внуки знают правду — мы невиновны», размещённую в бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток» (№ 7 (137), июль 2018 года) ОФИЦИАЛЬНЫМ ЗАПРОСОМ:

• председателю Сахалинского областного суда М. Н. КОРОЛЮ.

Мы просим сообщить, связан ли двухмесячный перерыв в рассмотрении… читать полностью >
 
ДВ-Видение
 
Правовое поле

Связь без права передачи

Доступ к этому благу цивилизации требует определённых физических устройств — телекоммуникационного оборудования, проводов, которые провайдеры в целях обеспечения доступа абонентов к Интернету устанавливают… читать полностью >

 
Эра милосердия

Артём рисует космос

Артём учится во втором классе, так как пошёл в школу позднее своих сверстников. Но «пошёл» — не совсем правильное слово, к нему учителя ходят домой. И Артём, несмотря на то, что учится… читать полностью >