Со дня на день во Владивостоке откроется III Восточный экономический форум, на котором будет сказано много слов о поддержке отечественного бизнеса и о формировании условий для привлечения инвестиций. Не удивлюсь, если первые лица государства во главе с Президентом РФ Владимиром ПУТИНЫМ в очередной раз призовут силовиков «не кошмарить» предпринимателей. Между тем именно на Дальнем Востоке и именно сейчас продолжается планомерный рейдерский захват крупнейшей компании по оснащению современным и высокотехнологичным медицинским оборудованием и медицинскими изделиями лечебных учреждений и населения региона. Наша редакция располагает доброй сотней документов, которые свидетельствуют о тщательно спланированной операции по «отжиму» АО «Торговый дом «Медтехника».
Для начала — о самой компании «АО «Торговый дом «Медтехника». Это предприятие было создано более 52 лет назад. И магазины с таким названием работали во всех городах СССР. Видимо, расхожее выражение: «Здесь можно купить всё — от бинта до ваты» касалось как раз этих торговых точек. Однако в девяностые ситуация изменилась кардинально. Государственная «Медтехника» просто не выдержала конкуренции с частными, динамичными и, в хорошем смысле, наглыми фирмами. Тем более что именно в этот период нужно было встраиваться в сложную систему конкурсных поставок высокотехнологичного оборудования.
Об этом человеке стоит рассказать отдельно. В медицинских, да и не только медицинских кругах его называют «доктором от Бога». И такая оценка не случайна, поскольку делом Лев Михайлович занимался поистине божеским. Он специализировался на лечении бесплодия. По самым скромным подсчётам, более трёх тысяч детей появились на свет благодаря этому доктору и его команде. А счёт его пациенткам идёт на десятки тысяч.
И, может быть, самое главное — все, кто знает Льва Михайловича, говорят о нём не только как о профессионале с большой буквы, но и как о кристально честном человеке. Так что «Медтехника» оказалась в надёжных руках. Буквально за пару лет она была превращена в высокотехнологичную компанию с обширной филиальной сетью в нескольких городах Дальнего Востока. Первым делом команда Льва Полищука полностью отремонтировала и модернизировала старые магазины и головной офис. Затем была в разы расширена линейка товаров, ставших куда как более современными.
Так что можно констатировать — именно АО «Торговый дом «Медтехника» стало на Дальнем Востоке одним из основных участников профильного рынка. Это было отмечено не только руководителями медучреждений и рядовыми потребителями, но и представителями государства. За несколько лет к компании не было предъявлено НИ ОДНОЙ претензии со стороны надзорных органов и заказчиков. Государство не только претензий не предъявляло, но и неоднократно награждало АО «Торговый дом «Медтехника». Например, предприятие в течение нескольких лет признавалось одним из лучших налогоплательщиков Хабаровского края, являлось одним из самых активных спонсоров при реализации различных социальных проектов, например помощи инвалидам и детям в детских домах.
Более того, в 2011 году организация была признана лучшей компанией-поставщиком в России в рамках реализации программы модернизации здравоохранения РФ. Хотя сам Лев Полищук считает, что это было лишь начало пути. Он уже вёл переговоры с серьёзными зарубежными инвесторами из Китая и Израиля о создании в ЕАО производства по выпуску расходных материалов для нужд здравоохранения, планировал с предпринимателями из Сингапура создать совместное предприятие с выходом на рынки Юго-Восточной Азии. Всё это могло бы вывести «Медтехнику» на передовые позиции не только в России, но и в АТР. Соответственно, собираемость тех же налогов (поскольку компания зарегистрирована в Хабаровске) также увеличилась бы в разы.
Несколько лет назад генеральным директором АО «Торговый дом «Медтехника» был назначен Евгений ЛЫКОВ. Президент и владелец компании Лев Полищук вспоминает об этом со смешанным чувством: «Евгений Лыков был хорошим управленцем. Дело он знал, и первые годы работал честно и эффективно. Поэтому ему я доверял полностью. Теперь могу добавить — к величайшему сожалению».
По словам Льва Михайловича, начиная с 2011 года он редко бывал в Хабаровске, в связи с переездом в Москву, где он активно занимался работой по привлечению инвесторов в экономические проекты на Дальнем Востоке. Почти тридцатилетний опыт работы в медицинском бизнесе подразумевает громадные связи в самых разных кругах, вплоть до владельцев крупнейших мировых компаний. Всё это отнимало время, которого у Льва Михайловича не хватало для контроля над работой своего бизнеса. А контроль был очень необходим.
«В определённой степени, я сам в этом виноват. Моё доверие к Евгению Лыкову было поистине безграничным. Поэтому когда он предложил мне учредить ещё одну компанию, обосновав это тем, что АО «Торговый дом «Медтехника», участвуя в крупных государственных торгах, из малого бизнеса перешло в сферу среднего бизнеса, и нужна фирма, которая продолжит работать в сегменте малого бизнеса, я согласился. Это было разумно. В итоге была создана новая компания, и Лыков стал одним из её главных соучредителей.
После того как на свет выплыла вся эта история с деньгами, Лев Михайлович не хотел обращаться в следственные органы. Просто в силу своей человеческой порядочности. Он вспоминает свой последний разговор с Евгением Лыковым в июне 2013 года:
«Я сразу сказал ему: ты эти деньги украл. Но я не хочу окончательно портить тебе жизнь. Поэтому давай договоримся — возвращаешь мне половину суммы, а остальное, будем считать, ты заработал. Но одно условие — в Хабаровске на рынке поставки медицинского оборудования ты работать не будешь.
Возвращать украденные деньги своему учредителю Евгений Лыков не стал. Вместо этого он возглавил приобретённую им компанию ООО «Первый», которая стала специализироваться… на поставках медицинского оборудования. Такое вот следование «джентльменским соглашениям». А дальше началось самое интересное. В конце 2013 года Лев Полищук выяснил, что г-н Лыков не только не собирается расплачиваться по долгам, но и планирует рейдерский захват АО «Торговый дом «Медтехника». Вот что рассказывает он сам:
«Прямых доказательств этому нет. Но есть множество косвенных. После увольнения Лыкова через полтора месяца к нам попала флэшка с информацией, включающей его электронную переписку. Кто-то может сказать, что читать чужие письма неприлично. Но мы уже знали из разных источников, что уволенный генеральный директор не скрывал своих амбиций и фактически прямо говорил о планах по захвату нашей компании. Так вот, в сохранившихся письмах к разным людям и в первую очередь к своим родственникам, Лыков писал о намерениях стать хозяином АО «Торговый дом «Медтехника». Там даже образность была любопытная, мол, я сжился с этой компанией, как со своей женой, а то, что Полищук приезжает и руководит этой организацией, я воспринимаю ревниво, это как если бы он бы встречался с моей женой.
Чекистов интересовали поставки медицинского оборудования для построенной больницы в городе Облучье ЕАО. Якобы там были допущены серьёзные нарушения. Но вот что показательно. Больницу строила известная региональная компания ОАО «Дальстроймеханизация». Строила, что называется, под ключ, на основании выигранного ею открытого электронного аукциона. То есть уже с установкой и монтажом оборудования. Это предприятие и заключило контракт с АО «Торговый дом «Медтехника». Соответственно, компания не распоряжалась бюджетными деньгами, она всего лишь выполняла условия субподрядного договора. И выполнила его в полном объёме, по ценам, предусмотренным проектно-сметной документацией. Даже более чем в полном.
И вот — обыск. Но это было лишь началом многолетних мытарств. Хотя, вероятно, их можно было избежать. Лев Полищук вспоминает, как к нему подходил тот самый «авторитетный» предприниматель, о котором уже шла речь, и предлагал «не сажать Женю Лыкова, мол, иначе у тебя и компании будут крупные неприятности».
Осуществлялись эти мероприятия нарочито демонстративно, с большим количеством участников, с использованием сотрудников сил специального назначения в масках и с оружием, хотя никакой необходимости в этом не было. Но по-настоящему серьёзной ситуация стала тогда, когда Льва Полищука предупредили по телефону (номер он передал в правоохранительные органы) — тебя «заказали», так что «в Хабаровск лучше не приезжай, иначе мы тебя кончим». Эту угрозу можно было бы, наверное, не принимать во внимание, если бы не одно «но».
Вскоре после этого серьёзно заболел генеральный директор «Медтехники» Алексей Лецкин. Российские врачи, несмотря на все связи Льва Полищука, установить точный диагноз не смогли. В начале мая 2015 года Лецкину пришлось выехать в Южную Корею на обследование, где также не смогли определить причину проблем со здоровьем, а позже — в Израиль, где медики диагностировали «Токсический гепатит, вызванный отравлением неизвестным экзогенным ядом», случившимся в начале 2014 года. То есть ещё в начале истории с «проблемами» у компании АО «Торговый дом «Медтехника». Разумеется, после этого Лев Полищук понял всю серьёзность положения. И также выехал в Израиль, где находится до сих пор.
Тем временем на Дальнем Востоке всё развивалось крайне противоречиво. С одной стороны, появилась надежда на то, что в этом деле восторжествует закон. Новым начальником УФСБ по Хабаровскому краю был назначен блестящий профессионал генерал-лейтенант Андрей СЕРЕЖНИКОВ, после чего все незаконные действия в отношении АО «Торговый дом «Медтехника» в крае прекратились. Видимо, главный краевой чекист сразу понял, что тут всё шито белыми нитками. С другой — колесо давления стало набирать обороты в ЕАО.
При этом стоит подчеркнуть, что ни АО «Торговый дом «Медтехника», ни его учредитель, ни сотрудники компании на тот момент в уголовном деле вообще не фигурировали. Что логично, поскольку они в этом аукционе участия не принимали. Но именно в рамках этого уголовного дела по решению Биробиджанского районного суда и проводились вышеупомянутые обыски. Затем старший следователь по особо важным делам УФСБ России по Еврейской автономной области Владлен БРЯНЦЕВ развернул просто потрясающую активность. По его версии, при проведении открытых государственных торгов были допущены нарушения закона, что привело к потерям бюджетных средств. Мол, медицинское оборудование можно было купить дешевле. И ответственность за это возложили на начальника управления здравоохранения ЕАО А. МАЦАНОВА и его заместителя Н. ГРАДУСОВУ, а также… на генерального директора «Медтехника» Алексея Лецкина.
При проведении экспертиз, связанных с нанесением ущерба, следователь Брянцев опирался в числе прочего… на мнение генерального директора ООО «Первый» Евгения Лыкова, который заявил в своём письме, приобщённом к материалам уголовного дела, примерно следующее: я бы мог поставить соответствующее оборудование, совпадающее по всем техническим и функциональным характеристикам, но дешевле, нежели АО «Торговый дом «Медтехника».
Да уж, цинизм не имеет границ. Экспертом по делу АО «Торговый дом «Медтехника» выступает тот, кого сейчас судят за нанесение ему ущерба. Впрочем, в деле есть и другие экспертизы, странность которых заключается в том, что указанные там цифры буквально до копейки совпадают с заключением г-на Лыкова. И это при том, что оборудование закупалось в декабре 2014 года за валюту, когда валютные скачки были непредсказуемыми, когда курс доллара «дорастал» до 80 рублей, а стоимость евро вообще приближалась к сотне. И любой экономист скажет, что АО «Торговый дом «Медтехника», рискуя понести огромные убытки, просто спасло бюджетные средства, поставив оборудование практически по старым ценам.
«Здесь нарушены базовые принципы права. Согласно закону все условия государственного контракта определяются государством. Бизнес только выполняет эти условия, но не несёт ответственности за формирования торгов. По принципу — технические параметры соблюдены? Соблюдены! Финансирование осуществлено в рамках контракта? В рамках. Всё! Условия контракта выполнены. Если впоследствии возникают вопросы к чиновникам, разрабатывавшим эти торги, то бизнес тут вообще не при чём. Ведь иначе можно парализовать всю экономику. Скажем, кто-то построил дорогу. А потом его конкуренты говорят: мы могли бы построить дешевле. И что? Отменять итоги конкурса и сажать бизнесмена? Или, к примеру, г-н Лыков говорит, что мог бы поставить оборудование по более низкой цене. Прекрасно, так почему же не поставлял? Конкурс-то был открытым и проводился на электронной площадке. Впрочем, лично для меня здесь всё очевидно. Это — попытка рейдерского захвата. Иначе и не скажешь».
Хочется остановиться ещё на одном показательном факте. В уголовном деле в отношении Евгения Лыкова, которое рассматривается судом Центрального района города Хабаровска, Алексей Лецкин является одним из ключевых свидетелей; 19 мая 2016 года судом было удовлетворено ходатайство стороны обвинения об оглашении показаний Лецкина А.А., которые были даны на предварительном следствии, в связи с наличием чрезвычайных обстоятельств, препятствующих его явке в судебное заседание (по состоянию здоровья). Возражения защиты были отклонены, эти показания оглашены и приобщены в установленном законом порядке.
Следует отметить, что сам адвокат Кулешов не имеет какого-либо отношения к уголовному делу № 011337, которое находится в производстве следователя Брянцева. С какой стати сотрудник ФСБ передаёт информацию третьим лицам? Тем более остаётся неясным — при каких обстоятельствах сложились столь доверительные отношения между защитником Лыкова Е.Л. и следователем Брянцевым В.В.?
Тем не менее расследование продолжается вот уже 28 месяцев. В чём причина такой волокиты? За это время столь сложное дело, как обвинение экс-губернатора Сахалинской области Александра ХОРОШАВИНА и его команды в организации ОПС и масштабном взяточничестве (здесь всё началось также весной 2015 года), уже давно рассматривается в суде и вышло на финишную прямую. А гораздо более скромное по правовому объёму дело о здравоохранении в ЕАО ещё даже не передано в суд. Не потому ли, что передавать нечего?
Бывает и так, что изъятые при обысках в офисе и квартирах в апреле 2015 года электронные носители лишь в марте 2017 года были направлены на компьютерно-техническую судебную экспертизу электронных приборов. Возникает логичный вопрос: почему это не было сделано во время проведения следствия в течение прошедших двух лет? Ведь, по сути, это показывает, что расследование специально затягивается, чтобы продолжать оказывать давление на Алексея Лецкина и на АО «Торговый дом «Медтехника».
При этом следователь Брянцев, на момент вынесения постановления, считал, что тот же Алексей Лецкин, в своём пособничестве чиновникам, нанёс ущерб лишь на два с небольшим миллиона. Откуда взялась остальная сумма? Неизвестно? Да нет, известно, из данных проведённых экспертиз, которые в точности совпадают с мнением и суммами, отображёнными в письме ООО «Первый» за подписью опять-таки Евгения Лыкова.
«У меня теперь одна надежда — на первых лиц нашего государства и руководителей силовых структур России. В ЕАО эту ситуацию разрешить невозможно. Все наши обращения с заявлениями и жалобами в различные инстанции либо полностью игнорировались, либо заканчивались формальными отписками. Но я продолжаю верить в закон. Отстаиваю свои права только законными методами. Несмотря ни на что».
Добавим от себя — мы не обвиняем следователя Брянцева в преступном сговоре с Лыковым. Во-первых, у нас вообще нет такого права, во-вторых, расследование, продолжающееся уже более двух лет, в любом случае должно быть завершено. Хотелось бы верить, что молодой, но уже опытный сотрудник УФСБ всё-таки объективно разберётся в ситуации. Мы готовы предоставить ему слово на страницах своего издания. Газета «Наш регион — Дальний Восток» будет следить за развитием событий.
Между тем суд Центрального района Хабаровска признал бывшего генерального директора АО «Торговый дом «Медтехника» Евгения ЛЫКОВА виновным в растрате и приговорил его к 3 годам лишения свободы и штрафу в размере 400 тысяч рублей, несмотря на многомиллионную растрату, теперь уже доказанную в судебном порядке.
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >