Развитие ДФО: ставки сделаны?

   В июле этого года в Комсомольске-на-Амуре должен пройти Дальневосточный инженерный конгресс, на котором, по замыслу авторов идеи, требуется обсудить ключевые для нашей территории отраслевые проблемы. Между тем в обществе сейчас обсуждается более злободневная тема. Как заявил в конце мая глава Минвостокразвития Виктор ИШАЕВ, Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона может уже в этом году профинансировать два проекта — создание игорной зоны в Приморье и строительство железнодорожного перехода Нижнеленинское в ЕАО. И среди многих участников рынка это вызвало недоумение. Представителям бизнеса интересно — а с какой стати государственные средства нужно вкладывать в строительство казино, когда это должно быть сферой интересов частных инвесторов? У нас что, нет промышленных проектов, которые требуют господдержки? Тот же мост через Лену, например? Или строительство модульных котельных (а также систем коммунальной энергетики) на Крайнем Севере? Или реконструкция аэропортов в отдаленных поселках ДФО? Но, судя по всему, эти вопросы останутся риторическими. А пока — мнение наших экспертов об основных отраслевых проблемах Дальнего Востока.

«Миграционная проблема на Дальнем Востоке постепенно выходит на первый план, и это нам ещё аукнется»

Выходцы из республик бывшего СССР (например, Таджикистана или Узбекистана) уже давно стали привычным явлением в производственных компаниях нашего региона. И не только нашего. Просто именно за Уралом, где численность населения и без того низкая, всё это видно невооруженным глазом. Свою позицию по этому (и не только по этому) вопросу, высказал технический директор ООО «Завод базальтовых материалов» Николай МАТУС:

— Не знаю, как в других регионах Дальнего Востока, а у нас в Якутии множество предприятий используют труд мигрантов. И я таких работодателей вполне понимаю. Мигранты в своем подавляющем большинстве непьющие. Они готовы работать не только по восемь, но,если понадобится, и по двенадцать часов в сутки. И, в конце концов, они довольствуются достаточно скромными зарплатами. Хотя понятно, что это ненормальная ситуация. Миграционная проблема на Дальнем Востоке (да и в России вообще) постепенно выходит на первый план, и это нам еще аукнется. Как уже аукнулась коренным французам, которые завозили алжирцев и марокканцев, а теперь на знают, что с этим всем делать. Думаю, через 15–20 лет мы с аналогичной проблемой тоже столкнемся. Однако когда я слышу, что кто-то предлагает закрыть границы для приезжих, мне тоже становится не по себе. Хотя бы потому, что это не подход для страны, стремящейся быть цивилизованной. Ну а во-вторых, могу сказать совершенно точно — если у нас в Якутии (да и в других регионах, я думаю) с улиц исчезнут таджикские и узбекские строители — стоимость квадратного метра жилья подскочит, что называется, в разы. Это касается и других сегментов рынка. Подорожает буквально всё, причем сразу и серьезно. А у нас и без того ценник на все товары и услуги превышает разумные пределы. Ну и кто тогда останется жить и работать на Дальнем Востоке? Поэтому проблему нужно решать комплексно. Для начала привести в порядок миграционное законодательство. А параллельно с этим решать задачу по подготовке собственных кадров. С этим у нас просто беда. Людей не хватает катастрофически. Не только молодых рабочих и ИТР, но и специалистов в принципе. А конкретно нашей компании это касается в первую очередь. Мы же относимся к структуре корпорации «РОСНАНО». В…

развернуть ↓

«Московские компании подрывают основы дальневосточного бизнеса, и это — не вопрос конкуренции»

О каком развитии региональной промышленности можно рассуждать, если местные производственные структуры вынуждены, фигурально выражаясь, подбирать крохи, падающие с барского стола столичных фирм? И изменить ситуацию в обычном конкурентном формате тут просто невозможно. Примерно такую позицию высказал генеральный директор компании «Ингвар-Авто» Игорь ТИМЧЕНКО: 

— Москва запускает свои щупальца буквально во все сферы дальневосточного бизнеса. Но я буду говорить о топливной аппаратуре для большегрузов. По крайней мере, для нашей компании, которая поставляет на Дальний Восток компоненты топливной системы BOSCH, эта тема особо актуальна. Казалось бы, здесь всё просто: закупки-поставки, формирование склада. Скептик сейчас поднимет бровь и скажет: «Знаем мы ваши проблемы! Москва предлагает низкие цены, а вы, сидя в регионе, не в состоянии их перебить». 

   Правильно скажет — мы не в состоянии, хотя бы в силу своей географической удаленности от Европы. Это — чистой воды российская специфика, поэтому у нас нет возможности слишком очевидно «играть ценой». Но зато у нас имеются другие преимущества. Мы местная компания и кровно заинтересованы в развитии региональной промышленности. По принципу: будет работать наше производство — будет работа и у нас. Поэтому мы буквально зациклены на каждом из своих клиентов. Поймите меня правильно, я сейчас говорю не о конкурентных преимуществах своей компании. Скорее, о преимуществах всего местного бизнеса перед столичными структурами. Например, в нашем случае мы всегда стараемся подсказать клиенту, как сэкономить средства, чтобы это не отражалось на качестве. Конкретный пример — вы купили шестицилиндровый тягач. Он честно отработал половину сезона и вышел из строя. В сервисном центре вам, естественно, предложат приобрести у дилера машины оригинальные форсунки. И, разумеется, этих форсунок должно быть шесть, по количеству цилиндров. Стоимость одной форсунки составляет около 40 тысяч рублей, то есть за шесть штук вам предстоит заплатить около 240 тысяч. Но вряд ли какая-то столичная компания посоветует вам разные варианты…

развернуть ↓

«Молодых инженеров у нас на Севере почти не осталось, и это катастрофа»

По официальным данным, которые в феврале этого года были озвучены ректором Тихоокеанского государственного университета Сергеем ИВАНЧЕНКО, уже к 2020 году Дальнему Востоку будет недоставать 5 тысяч ИТР. Если, конечно, не изменится ситуация, связанная с подготовкой специалистов. А вот какое предложение в этой связи высказал глава Ленского района Якутии Сергей ВЫСОКИХ:

— У нас в районе работают крупные участники рынка. Такие, как «Газпром», «Транснефть», «Сургутнефтегаз» и так далее. И они готовы брать на работу ИТР из числа местных жителей. Причем готовы платить им весьма приличную зарплату. Но беда в том, что молодых инженеров у нас на Севере просто нет, и это катастрофа. Я больше скажу — многие наши выпускники школ хотят учиться в технических вузах. Однако ребята из небогатых семей не в состоянии оплатить обучение в университетах. Платное образование у нас еще никто не отменял.

   И в этой связи хочу озвучить конкретное предложение. Сейчас идет финансовое наполнение государственной программы развития Дальнего Востока? Насколько я знаю, идет. Так давайте включим в нее финансирование обучения за государственный счет тех ребят, кто хочет получить нужные для государства специальности, но не может этого сделать на платной основе. Пусть учатся на бюджетные средства, ведь пользу они потом принесут именно государству. И огромную роль в этом процессе могут сыграть как раз администрации районов. Мы лучше остальных органов исполнительной власти знаем, чем дышит каждая наша семья, каждый наш человек. И, наверняка, сможем не просто определить, кто из выпускников наших школ станет со временем хорошим инженером, но и способствовать этому процессу. К примеру, наш отдел образования в состоянии проводить регулярные технические олимпиады, конкурсы и викторины среди учащихся 9–11-х классов. На них и будут выявляться современные Кулибины.

   Также мы будем постоянно приглашать в школы представителей промышленных компаний. В первую очередь мастеров, бригадиров, начальников участков и главных инженеров, чтобы они в популярной форме рассказывали о преимуществах своих профессий…

развернуть ↓

«Дальний Восток остаётся рыбным краем только в воображении москвичей, поскольку рыба у нас стоит очень дорого»

Когда-то в Хабаровске или Владивостоке ту же горбушу продавали по весьма скромным ценам. И привести отсюда рыбу, например, в Москву считалось признаком хорошего тона. Мол, они там в столице платят за «хвост» бешеные деньги. Однако теперь ситуация изменилась. Например, в Хабаровске свежая горбуша (хорошего качества, добавим) стоит 130–150 рублей за килограмм. По крайней мере, такой ценник выставляют те, кто продает ее якобы с «рыбозавода». А вот что говорит председатель правления рыболовецкой артели «50 лет Октября» Давыд ФУКС:

— Цены на рынках и в магазинах взвинчивают перекупщики. Мы же продаем горбушу по 50 рублей за килограмм. Всё остальное уходит в карман тем, кто занят этим бизнесом, что называется, на стороне. И откуда берется дикая стоимость рыбы на рынке, мы не знаем. Что же касается нашего производства, то тут вообще показательная картина получается. Наши затраты растут вместе с общим ростом цен на топливо, электроэнергию, расходные материалы и многое другое. Причем цены на нашу продукцию не только не поднимаются, но зачастую и падают. Получается парадоксальная ситуация — чем больше мы выловим рыбы, тем дешевле нам придется ее продать перекупщикам. С этой проблемой мы куда только не обращались. В частности, писали письмо губернатору Хабаровского края Вячеславу ШПОРТУ. И получили примерно такой ответ: у нас рынок, он и диктует условия. Хотя, по моему мнению, в этой связи регулятором должно выступать государство. Именно государство обязано, наконец-таки, обратиться лицом к рыбакам. Было бы целесообразно чтобы деньги за улов в большей части оставались у тех, кто непосредственно был в море. Не у перекупщиков, а у рыбаков. Если бы наши краевые власти в течение трех-четырех лет закупали крупные партии рыбы, хранили на хладокомбинатах, а уже оттуда продукцию брали торгующие организации, то дальневосточники могли бы покупать рыбу в магазинах по приемлемым ценам. Продолжение темы...

«Нужно наделять налоговыми льготами все производственные компании Дальнего Востока, а не только госкорпорацию»

Что мешает развитию промышленности на Севере? Об этом можно говорить долго. Впрочем, руководители отраслевых предприятий не привыкли драматизировать ситуацию. И предложения у них, как правило, не оторваны от реальности. Например, главный инженер ООО «Сокол» (а это один из серьезных игроков рынка стройматериалов) Дмитрий АБРАМОВ обозначил ситуацию следующим образом:

— Мы, в принципе, нормально работаем, поскольку производством изделий из железобетона у нас в Якутии занимаются немногие предприятия. Так что в этой отраслевой нише мы чувствуем себя неплохо. Что же касается проблем, то основная из них — кадры. Увы, квалифицированных специалистов на Севере очень мало. Можно сказать, их практически не осталось. И если раньше еще можно было сказать, мол, люди не идут на производство из-за низких зарплат, то теперь такие разговоры не уместны. И мы, и наши коллеги готовы платить профессионалам хорошие деньги. Беда в том, что их просто нет, этих профессионалов. Вторая проблема — высокая стоимость ресурсов. Электроэнергии и газа, главным образом. Это также не способствует развитию бизнеса. Что же касается налогов, то лично мне непонятен, например, сам смысл НДС. Вот непонятен и всё. НДФЛ, налог на землю, прочие сборы — с этим всё ясно. А вот налог на добавленную стоимость по своей сути невразумителен. По крайней мере, лично для меня. Но, с другой стороны, сейчас на уровне власти идет обсуждение налоговых льгот для дальневосточных производителей. Это стало бы хорошим стимулом для развития всей региональной промышленности. Но с одним условием — соответствующими преференциями должны наделяться все производственные компании Дальнего Востока, а не только госкорпорация. Я в этом твердо убежден. 

«В применении современных технологий не заинтересованы коррумпированные чиновники, это мешает им воровать»

Об инновациях и модернизации можно рассуждать бесконечно. Но дело не сдвинется с мертвой точки ровно до тех пор, пока, во-первых, не поменяется сама структура власти, а во-вторых, законы не станут прозрачными. Этой позиции придерживается генеральный директор ЗАО «Транссахамост» Василий МАЗУР:

— Первые лица нашего государства постоянно говорят о необходимости применять современные технологии во всех сферах производства. Под это и какие-то фонды создаются, и бюджетные средства выделяются. Только всё это — полная профанация. О какой модернизации мы вообще рассуждаем, если даже с конкретными технологическими предложениями куда-либо пробиться практически невозможно? Бьешься, как головой о стену, а толка нет. Могу это утверждать на собственном примере. И ведь всё объяснимо — в применении современных технологий не заинтересованы в первую очередь коррумпированные чиновники. Это мешает им воровать, распиливать государственную казну. Ведь уже давно устаревшие технические (и технологические) способы в том же дорожном строительстве, особенно в мостостроении, по сути, являются черной дырой, в которой бесследно пропадают громадные деньги. Все об этом знают. Это уже своего рода правила игры.

   Но менять ситуацию никто не хочет. Обидно, честное слово. И ладно бы не было у нас этих самых современных технологий. Ладно бы мы были такими дураками, что ничего придумать были бы не в состоянии. А то ведь все новации есть, они существуют. Пожалуйста, проводите государственную экспертизу, и вперед — в производство! Но нет! При сегодняшней структуре власти и наших законах (при том же, недоброй памяти, ФЗ-94) изменить ситуацию невозможно. Чиновники неистово отстаивают свои затратные, неэффективные и удивительно дорогостоящие технологии. Потому что это — узаконенная возможность сорвать совокупный куш.   Думаю, что и на Дальневосточном инженерном конгрессе вряд ли проявится какая-то конкретика, ведь все профессионалы знают, что я прав. Знают и молчат, ведь своим «местом под солнцем» дорожит каждый. Повсеместное приспособленчество…

развернуть ↓

«У глав районов нет ни полномочий, ни денег, а вот обязанностей — выше крыши»

Сейчас руководители муниципалитетов оказались в странной ситуации. С одной стороны, каждый из них полностью отвечает за свою территорию и перед региональными чиновниками, и перед населением. С другой — реальных рычагов управления у этих людей нет. О том, чем чревато такое положение вещей, нам объяснил глава Нерюнгринского района Якутии Андрей ФИТИСОВ:

— У глав районов нет ни денег, ни полномочий, зато обязанностей — выше крыши. Могу сказать, что наш район занимает площадь в 98,8 тысячи квадратных километров. Причем большая часть этой территории — земли лесного фонда, то есть федеральная собственность, к которой я не имею никакого отношения. И вот картинка из жизни: ко мне обратились жители села Большой Хатыми с просьбой расширить местное кладбище. Им просто негде хоронить своих близких. Казалось бы, какие проблемы? Подогнал технику и очистил новый участок для захоронений. Но сделать этого по закону я не могу, ведь сразу за кладбищем начинаются земли лесного фонда. Чтобы перевести земли из одной категории в другую, мне, при нашем запредельном уровне бюрократии, нужно будет, во-первых, потратить на это года полтора-два, а во-вторых, убедить в своей правоте высокопоставленных чиновников. Между тем кладбище в селе требуется уже сейчас. И вот кто у нас в свое время на законодательном уровне распределял полномочия? Какой, с позволения сказать, «умник»? Я вам могу привести великое множество конкретных примеров, которые реально доказывают — работать в таких условиях нельзя. Наши законы создают непробиваемые барьеры. А страдают от этого простые люди. Ну и, конечно же, и это другая серьезная проблема, необходимо менять налоговую политику в государстве. Налоговые поступления должны распределяться в справедливых долях между Федерацией и регионами. Это могут быть схемы 50/50, 60/40 или 65/35 — всё это нужно просчитывать. Но бесспорно другое — без изменения налогового законодательства ничего хорошего нас не ждет. Это абсолютно точно. Продолжение темы...

«Дальневосточные производители работают в основном на зарплату, а это совершенно ненормальная ситуация»

Северные коэффициенты и надбавки уже давно перестали быть частью государственной политики. Это — головная боль местных производственников. И такая картина просто убивает региональный бизнес. Каким образом? Об этом и рассказал генеральный директор ООО НУ ВСЭМ Александр СОКОЛОВ:

— Наше предприятие выполняет комплекс электромонтажных работ как на Дальнем Востоке, так и в Сибири. И, разумеется, мы участвуем в аукционах. Так тут такая картина получается. Например, на торги выходит наше предприятие и организация из европейской части страны. Внешне у нас условия одинаковые. Однако наш конкурент имеет дополнительные возможности для снижения цены, а мы — нет. Поскольку он не выплачивает своим работникам те же северные надбавки, а мы это обязаны делать по закону. Вот на эту разницу он и может «шагнуть вниз» на любых торгах. Какая тут может быть конкуренция, коль скоро у одного из участников есть явное преимущество перед другим? И лично у меня возникает резонный вопрос к представителям нашей федеральной власти — а почему бы ей не взять на себя выплату северных надбавок? В такой государственной поддержке необходимость назрела давно. Иначе людей здесь скоро вообще не останется, ведь народ держит «на земле» только работа. Не будет у наших земляков работы — не станет и населения за Уралом. Подробности читайте..

«У нас не просто не хватает квалифицированных специалистов, но их ещё и учить некому»

О том, что в девяностые годы в России сотнями закрывались техникумы и ПТУ и это до сих пор отражается на отраслевой ситуации, можно говорить бесконечно. Однако проблема заключается еще и в другом — даже существующие профтехучилища зачастую не могут идти в ногу со временем. Поэтому говорить о внедрении каких-то новых технологий пока проблематично. Именно эту позицию и озвучил начальник управления архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области Юрий ЛИТВИН:

— К сожалению, уровень подготовки кадров в наших ПУ далеко не всегда соответствует современным стандартам. В некоторых училищах мастера до сих пор учат ребят тому, что в строительстве давно не применяется. Грубо говоря, чуть ли не окна красить, хотя во всех квартирах уже стоят стеклопакеты. И хорошо, если такого выпускника «доведут до ума» непосредственно на производстве. В противном случае рынок получит никому не нужного специалиста с нулевым профессиональным багажом. Мы, представители региональной власти, пытаемся изменить ситуацию, связанную с профтехобразованием. Но тут, скорее, нужна именно государственная система, которая позволит сделать этот процесс качественным и современным.  Пока же мы видим, как на наших стройках работают китайцы, таджики, узбеки и другие люди, приехавшие в нашу страну зарабатывать деньги. К сожалению, мы реально «подсели» на иностранную рабочую силу. Поэтому, чтобы изменить ситуацию, необходимо менять подход к структуре профтехобразования. Причем тут речь должна идти в первую очередь о местных жителях. Только в этом случае мы сможем составить на рынке труда цивилизованную конкуренцию. Но! В производственном секторе одна составляющая вытекает из другой. Чтобы работодатели могли платить своим сотрудникам нормальные зарплаты, у них должны быть заказы. Я имею в виду в первую очередь строительство, хотя это касается и остальных отраслей. А чтобы у компании появились заказы, они должны выходить на аукционы. Но далее начинается тема скучная и избитая — я имею в виду, конечно же, ФЗ-94. 

   О каких заказах мы говорим, при том уровне демпинга, который существует сегодня на конкурсах. Конкретный пример — у нас в области одна из фирм выиграла торги, «сбросив…

развернуть ↓

Также по теме 

Темы последних номеров 

Давыд ФУКС:
— Государству пора повернуться лицом к рыбакам. Деньги за улов должны по большей части оставаться у тех, кто был в море, а не у перекупщиков. Если бы краевые власти хотя бы три-четыре года закупали крупные партии рыбы, хранили на хладокомбинате, а оттуда продукцию уже брали торгующие организации, то для посредников не осталось бы места, и дальневосточники могли бы покупать рыбу в магазинах… читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru