Монополизм в геологии или НЕДРА в ЗАКОНЕ

Лето текущего года преподнесло неприятный сюрприз руководителям частных геологических компаний. Дело в том, что правительство РФ опубликовало постановление, в котором было чётко сказано: теперь практически все государственные заказы в отрасли будет исполнять холдинг «Росгеология». И для многих участников рынка это стало настоящим шоком. По крайней мере, как говорили наши эксперты, это может привести к уничтожению многих профильных предприятий. Более того, такой формат не устроил даже топ-менеджеров «Роснефти», инициировавших разбирательство в ФАС. Однако факт остаётся фактом — геологическая отрасль приобрела серьеёзный монопольный оттенок. К чему это приведёт? На этот вопрос мы попросили ответить тех, кто хорошо разбирается в сути вопроса.  

«Холдинг Росгеология” не монополист, а самый крупный исполнитель госзаказа»

Частному бизнесу не стоит беспокоиться о том, что он не будет допущен к реализации крупных геологических проектов. Те, кто этого опасается, просто неправильно воспринимают соответствующее постановление правительства. Так нам сказал президент Российского геологического общества Виктор ОРЛОВ:

— Я сейчас назову цифры, которые многих удивят, но эти параметры очень близки к истине. Так вот, даже после издания распоряжения правительства от 4 июня 2015 года о том, что «Росгеология» является единственным исполнителем ряда закупок работ, осуществляемых «Роснедрами», на долю холдинга придётся не более 60 процентов от общего объёма государственных заказов. Всё остальное по-прежнему будет разыгрываться по стандартным схемам. Нужно просто внимательно читать документ, где все параметры чётко расписаны. Где чётко сказано, какие работы являются компетенцией «Росгеологии», а какие — нет. Я вам больше скажу. В общем объёме геологической деятельности на долю «Росгеологии» придётся не более 5 процентов. А 95 процентов — это как раз доля бизнеса. Я считаю, что это вполне справедливый расклад. Более того, создание самого мощного в стране исполнителя государственных заказов — это давно назревший вопрос. Он прорабатывался в течение многих лет, и наконец здесь появилась конкретика.

«Для того чтобы государство контролировало геологическую отрасль, совсем не обязательно создавать монополиста»

Россия — не единственное государство, получающее основные доходы от использования своих природных ресурсов. К примеру, Канада и Австралия также чрезвычайно богаты полезными ископаемыми. Соответственно, геология там развита достаточно серьёзно. Именно опыт развитых стран и предлагает использовать директор Северо-Восточного комплексного НИИ ДВО РАН (Магаданская область), член-корреспондент Российской академии наук, профессор Николай ГОРЯЧЕВ:

— Для того чтобы государство контролировало геологическую отрасль, совсем не обязательно создавать монополиста и отдавать ему все отраслевые объёмы. К сожалению, правительство пошло именно по самому простому, но далеко не самому эффективному пути передачи всех госзаказов государственному же холдингу «Росгеология». По принципу — мы сосредоточим всё в одних руках, и это позволит нам масштабно восполнить минерально-сырьевую базу.

Я сомневаюсь, что такой, типично чиновничий, подход приведёт к существенному увеличению ресурсного потенциала страны без крупных потерь. Мы уже наблюдали и наблюдаем множество примеров, когда чиновники пытались административными методами управлять рыночными процессами. И вряд ли у них получится эффективно управлять столь сложной и многогранной отраслью, как геология. Этот подход можно принять только в части создания в будущем министерства геологии как федеральной структуры, руководящей этой отраслью.

Теперь — о предложении ввести «Росгеологию» в качестве соучредителя в частные компании. Мотивация здесь понятна — государство получает доступ к активам всех игроков рынка, а частные компании, в свою очередь, приобретают доступ к государственным заказам. Но я не думаю, что сами руководители негосударственных предприятий на это пойдут. С какой стати они должны отдавать кому-то свои активы? Вынудить их на это, конечно, можно, здесь вариантов много. Но даже в этом случае частникам достанутся лишь крохи в виде не самых больших и значимых субподрядов.

И как всё-таки реформировать геологическую отрасль? На мой взгляд, необходимо либерализовать сам отраслевой рынок, выстроив эффективный механизм взаимодействия со всеми игроками этого рынка. Я нередко бываю в командировках как раз в «ресурсных» странах…

развернуть ↓

«Многоходовки в нашей стране почти всегда чреваты проблемами»

У многих профессионалов ситуация с «Росгеологией» вызывает двойственные чувства. С одной стороны, все признают, что необходимо систематизировать ситуацию с геологоразведкой. С другой — мало кто хочет, чтобы в стране появился очередной монополист. Именно так обрисовал проблему президент некоммерческой организации «Горнопромышленная ассоциация Камчатки» Александр ОРЛОВ:

— Серьёзная геологическая служба нашей отрасли, безусловно, нужна. Это не обсуждается, и со мной, думаю, согласятся все коллеги. Но и создание монополиста также вызывает большие опасения. Так что лично у меня отношение к полномочиям «Росгеологии» неоднозначное. Что же касается предложения по вхождению государства через свой холдинг в частный геологический бизнес, то тут нужно всё тщательно просчитывать. Подобная многоходовая комбинация может сопровождаться множеством «подводных камней». Да, внешне такая идея выглядит логичной. Даже слишком логичной. Но практика показывает — в нашей стране многоходовки почти всегда чреваты проблемами.

«Ради доступа к госзаказам мы готовы отдать государству часть своего бизнеса»

Готовы ли руководители частных геологических предприятий принимать новые правила игры на геологическом рынке? И каким образом монополизация отрасли отражается на деятельности профильных структур? Свою позицию озвучил генеральный директор ООО «Анюйская горно-геологическая компания» (Чукотка) Павел БЕЗЫЗВЕСТНЫХ:

— Ради доступа к госзаказам мы готовы отдать государству в лице холдинга «Росгеология» часть своего бизнеса. А что нам ещё остаётся делать? Правила игры определены, и все лакомые куски на рынке получают те, кто вошёл в холдинг. Остальным придётся довольствоваться, в лучшем случае, субподрядами. Вот только и субподрядов на государственных объектах никто на Чукотке пока не предлагает. По крайней мере, нашему предприятию. Поэтому мы уже давно обходимся лишь частными заказами. А это, как не трудно догадаться, крайне незначительные объёмы. И это печальный факт. Нам уже давно пришлось сократиться до минимума, и сегодня у нас работает лишь 10 сотрудников. Хотя наша компания была образована на основе довольно крупной государственной организации. Но без сокращения мы бы вообще не выжили.

 Впрочем, у нас осталась собственная база, осталось профильное оборудование, включая буровые станки и вездеходную технику. Мы можем выполнять серьёзные производственные задачи. Более того, мы обладаем большим опытом в работе на Крайнем Севере. Но сегодняшняя ситуация для нас и других частных компаний является, без преувеличения, критичной. И как она будет развиваться в дальнейшем, трудно даже представить.

«Огромное количество работ, связанных с геологическим изучением недр, — это функция государства»

Холдинг «Росгеология» объединил множество специализированных отраслевых структур. Более того, он в любом случае будет обеспечивать работой (на конкурсной основе) и других участников рынка. Поэтому говорить об убийстве частного бизнеса в геологии не приходится. Примерно такую позицию озвучил в разговоре с нашим корреспондентом губернатор Забайкальского края Константин ИЛЬКОВСКИЙ:

— Многие работы, связанные с геологическим изучением недр, — это функция государства. И должна быть специализированная производственная организация, которая призвана выполнять эти работы. Не просто выступать в роли заказчика, а заниматься конкретной отраслевой деятельностью в рамках реализации масштабных государственных проектов. Поэтому сегодняшний функционал «Росгеологии» я поддерживаю.

Также хочу сказать, что этот холдинг был образован не на пустом месте. Это не какая-то чиновничья структура, а именно объединение большого количества крупных отраслевых компаний, работавших ещё в советские времена. В нашем регионе, например, это «Читагеологоразведка» и «Читагеосъёмка». Что же касается других частных геологических компаний, то тут тоже рано бить тревогу. Думаю, «Росгеология» не будет выполнять все работы исключительно своими силами. Холдинг наверняка станет привлекать субподрядные организации. Ну а для геологических предприятий из сферы малого и среднего бизнеса по-прежнему остаётся возможность сотрудничества с недропользователями, привлекающими специализированные структуры для изучения недр.

«Есть вариант, который может устроить и бизнес, и государство»

О том, что передача всех государственных заказов холдингу «Росгеология» может привести к монополизации рынка, говорят практически все отраслевые эксперты. И это мало кого устраивает. За исключением чиновников, да и то не всех. Поэтому сейчас в отрасли обсуждается компромиссный вариант — «Росгеология» в качестве соучредителя может войти в бизнес частных компаний, которые, таким образом, получат доступ к государственным заказам. С такой точкой зрения согласен генеральный директор ОАО «Карамкенская геолого-геофизическая экспедиция» (Магаданская область) Александр САДИКОВ:

— Это был бы неплохой вариант для частных геологических компаний. По крайней мере, в сегодняшней ситуации, когда иного выхода у них не остаётся. Что делать, если в отрасли появился, по сути, монополист, подмявший под себя все государственные заказы? Это — данность, и с этим приходится считаться. Иного выхода нет. Лучше пожертвовать малым — пакетом акций и сохранить доступ к заказам, чем сохранить собственность в полном объёме и потом её потерять. Ведь без отраслевых объёмов небольшим геологическим компаниям будет тяжело работать.

А заказы негосударственных организаций ситуацию не спасут. Геологический рынок может эффективно развиваться только на основе доступа к государственным объектам. Такова уж специфика нашей отрасли. Видимо, авторы идеи монополизации рынка планируют вернуться к советскому отраслевому формату, когда в стране работало МИНГЕО СССР и отраслевые геологические управления, типа «СВПГО» и «СВЗР» в Магаданской области.

Не хочу сейчас обсуждать реалистичность такого подхода — слишком дискуссионный и непростой вопрос, как можно в рыночных условиях применить советский опыт в чистом виде. Это вообще тема отдельного разговора. Но факт остаётся фактом — в стране создана единая монопольная структура, которая поджимает под себя весь рынок. А остальным участникам рынка придётся встраиваться во вновь созданную модель. Иного не дано. Так что на сегодняшний день предложенная модель, в принципе, может устроить и государство, и частный бизнес. Хотя, конечно же, монополизм — это не лучший выход из ситуации. Решать какие-то локальные задачи можно, а вот в долгосрочной перспективе я сомневаюсь.

Для эффективного развития геологической отрасли необходимо изучить весь передовой мировой опыт и применить его с учётом…

развернуть ↓

«Мы слишком поздно поняли, что создание Росгеологии” — это чистой воды монополизация рынка»

Слухи о том, что скоро в отечественной геологии появится единый исполнитель государственных заказов, ходили давно. Но до определённого времени это были всего лишь слухи, которые обсуждали, комментировали, но всерьёз не воспринимали. По принципу — да мало ли в последние годы было проектов, которые заканчивались ничем. И вот в июне текущего года выяснилось — все государственные заказы, что называется, уходят под «Росгеологию». Об отраслевых проблемах — в комментарии главного геолога ЗАО «Чаунское горно-геологическое предприятие» (Чукотка) Виктора ВОЙНОВА:

— К большому сожалению, мы слишком поздно поняли, что создание «Росгеологии» — это чистой воды монополизация рынка. Поначалу казалось, что государство будет просто контролировать рынок через вновь образованную структуру. Хотя слухи по поводу функционала этой организации ходили разные, но мы не придавали им особого значения. И зря, как выяснилось. Ведь отдельные отголоски приближающихся проблем уже ощущались.

Например, в начале года у нас была перспектива участвовать в работе на трёх государственных объектах. В мае оказалось, что таких объектов для нас будет, в лучшем случае, два. А через пару месяцев выяснилось, что все государственные заказы уходят под «Росгеологию», представлять интересы которой на Чукотке будет лишь одна компания — «Георегион». И теперь мы даже на участие в конкурсах надеяться не можем, поскольку и конкурсов-то не осталось, всё будет решаться на уровне договорённостей с единым подрядчиком. Но ведь наше предприятие работает на Севере более 80 лет. Мы обладаем богатым опытом в реализации профильных проектов, у нас трудятся отличные специалисты, наше оборудование соответствует всем необходимым требованиям. А места на рынке для нас не осталось. Возможно, если «Росгеология» войдет в качестве одного из акционеров в бизнес частных компаний, ситуация изменится, и эти самые частные компании, включая нашу, получат доступ к государственным заказам. Но это вопрос перспективы. А пока ситуация выглядит печально. И что мы будем делать, я не знаю.

Также по теме 

Темы последних номеров 

Редакция газеты «Наш регион — Дальний Восток» предлагает присоединиться к дискуссии:
Считаете ли вы обоснованным и законным разовый платёж за пользование недрами по праву первооткрывательства?
Логично ли, по вашему мнению, составлять и бесконечно утверждать подробную отчётность о запасах на участках, которые вы разведали и оценили за ваши собственные деньги?
Удалось ли кому-то хоть раз применить… читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru