Коммунальная проформа

Сфера ЖКХ в России остается крайне проблемной. Особенно на Дальнем Востоке, где более чем высокие цены на коммунальные услуги явно не соответствуют низкому качеству этих самых услуг. И можно сколько угодно рассуждать об объективном или субъективном характере этого явления (чем, собственно, и занимаются федеральные чиновники во главе с Владимиром ПУТИНЫМ), но бесспорно одно — крайними в любом случае остаются люди. Те самые люди, которые львиную долю своих доходов отдают именно за коммуналку. Также не стоит забывать, что сегодняшняя тарифная политика больно бьет по дальневосточному бизнесу, который и так едва сводит концы с концами. Есть ли выход из сложившейся ситуации? Об этом — в комментариях наших экспертов. 

«Пускай ресурсники сами собирают свои долги»

Галина ШАГИНА, заместитель директора по экономике управляющей компании «Теплоэнергия» (Якутия):

— Не знаю, как в других регионах и управляющих компаниях, но наша основная проблема — долги населения. Могу сказать, что в нашей ООО УК «Теплоэнергия» этот показатель составляет примерно 20–25 процентов. Причем всё это отражалось и на наших финансовых взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями (РСО). В итоге мы приняли понятное всем решение — теперь жильцы за поставленные им ресурсы непосредственно рассчитываются с РСО. Я имею в виду в первую очередь ОАО «Водоканал», ОАО «Энергосбыт» и МУП «Теплоэнергия». И пусть теперь ресурсники сами собирают свои долги. Ведь у нас как получалось? Часть людей не рассчитывались за оказанные им услуги. Но крайними в этой ситуации оказывались мы. Причем если руководители МУП «Теплоэнергия» еще заключили с нами агентский договор, согласно которому мы получали свой процент за собранные средства, то управленцы остальных компаний делать это отказывались. А с какой стати мы должны выполнять их работу? Например, подавать на неплательщиков в суды и нести соответствующие издержки? В итоге мы провели собрания жильцов и перевели схемы расчетов населения с РСО в формат непосредственного управления. Что же касается именно наших проблем, то тут тоже есть свои сложности. Например, 80 процентов нашего жилфонда — это деревянные двухэтажные дома. Разумеется, в той же Москве таких построек уже не осталось, поэтому представители федеральных властей даже не представляют, что такое обслуживание неблагоустроенных бараков. Вот вам только одна картинка из жизни — туалеты в таких жилмассивах расположены, естественно, на улице. Мало того что люди живут в столь суровых условиях, так они еще и вынуждены дополнительно платить за вывоз отходов в среднем, по 500–600…

развернуть ↓

«Подход к реформированию ЖКХ нужно менять коренным образом»

Если для крупных городов коммунальный сектор ассоциируется в основном с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями, то на севере Дальнего Востока ситуация иная. Здесь имеет значение другой фактор — а кто вообще вынужден заниматься сферой ЖКХ? Ведь, за редким исключением, говорить о какой-либо коммерческой рентабельности в этой связи не приходится. Вот что рассказал нам глава Ленского района Республики Саха (Якутия) Сергей ВЫСОКИХ:

— На мой взгляд, подход к реформированию ЖКХ нужно менять кардинально. В свое время, когда принимался ФЗ-131, логика у законодателей была предельно простой — раз народ живет на территориях конкретных поселений, значит, и многие вопросы должны решаться именно на уровне самих поселений. В том числе это касалось и жилищно-коммунальной сферы. Но что получилось в итоге? В своем большинстве поселения являются откровенно дотационными. Денег у них нет в принципе. Да, какие-то средства (пусть и достаточно скромные) имеются у муниципалитетов. Но вопросы ЖКХ у районов забрали. Получается замкнутый круг. У поселений есть полномочия, но нет средств, а у районов есть средства, но нет полномочий. И о какой реформе ЖКХ в этих условиях вообще может идти речь? Выход из сложившейся ситуации просматривается только один — изменение ФЗ-131 и возвращение «коммунальных» вопросов на районный уровень. Тем более что по факту мы так и продолжаем заниматься этой проблемой. А как иначе? Есть у нас полномочия или нет, но людей в беде не бросишь. Ведь от того, как работает ЖКХ, зависит жизнь каждого человека. И наших земляков не волнует, какие нормативные акты мешают нам нормально работать. Вторая крупная проблема — изношенность отраслевых коммуникаций. Не секрет, что инженерная инфраструктура в регионе до предела выработала свой ресурс. А до бесконечности латать дыры — занятие бесперспективное. Мы понимаем, что средств на это в бюджетах регионов недостаточно. Что тут требуется мощная государственная поддержка. Но это опять же палка о двух концах. Федеральная казна также не бездонна. Она не в состоянии удовлетворить потребности каждого российского города или района. Так давайте, в таком случае, менять налоговую систему, при которой серьезная часть доходов будет оставаться…

развернуть ↓

«Необходимо умерить аппетиты госмонополий и провести масштабный аудит деятельности управляющих компаний»

О реформе ЖКХ можно рассуждать долго. Но, в принципе, это занятие бесперспективное, поскольку пока этот бизнес ведется бесконтрольно, никакого толка от всех разговоров не будет. Свою точку зрения в этой связи высказал председатель Всероссийской политической партии «Демократический выбор» Владимир МИЛОВ. Кстати, в 1997–2002 годах этот человек занимал высокие должности в правительственных структурах (включая ФЭК и Минэнерго). Итак, ему слово:

— Следует признать один бесспорный факт — коммунальные тарифы в России дикие и непрозрачные. Особенно на Дальнем Востоке, где стоимость ресурсов и соответствующих услуг превышает все разумные пределы. И возникает резонный вопрос — а что делать? На мой взгляд, тут есть два ключевых момента. Во-первых, необходимо на государственном уровне остановить рост цен на электроэнергию и газ, поскольку этот ресурс доминирует в выработке электроэнергии. Так что ценник Газпрома уже давно нуждается в корректировке. А это — прерогатива федеральной власти, ведь именно она формирует ценовую политику госмонополий. Судите сами — в США стоимость электроэнергии для промышленности уже лет пятнадцать держится в пределах шести-семи центов за кВт/ч. Мы уже сравнялись с этим показателем, но при этом у нас соответствующий ценник продолжает повышаться ежегодно. И главным образом за счет аппетитов Газпрома и энергокомпаний. Поэтому необходимо эти аппетиты умерить. Сделать это могут первые лица нашего государства. В конечном итоге, именно они создали предпосылки для ценовых перекосов. И именно они формируют монопольную среду, при которой рост тарифов реально зашкаливает. Значит, им и решать проблему, причем решать кардинально.

    Второй момент. По мнению экспертов нашей партии, требуется ввести мораторий на рост коммунальных тарифов до тех пор, прока не будет проведен масштабный аудит деятельности российских коммунальных компаний. Аудит открытый, с привлечением именно независимых экспертов и представителей общественности, которые смогут качественно просчитать все издержки. В первую очередь расходы на обслуживание и ремонт коммунальных сетей. Тут с коммунальщиками предстоит разбираться долго и тщательно, ведь не секрет, что именно здесь задействованы всевозможные…

развернуть ↓

«Руководители многих управляющих компаний врут откровенно и беззастенчиво»

Проблема собираемости платы за коммунальные услуги уже давно стала настоящим бичом для участников рынка. Причем речь идет даже не о долгах обычных людей. Тут дело обстоит как раз более или менее нормально. А вот тонкости во взаимоотношениях ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний — это тема отдельного разговора. Вот как обозначил ситуацию генеральный директор ОАО «Камчатскэнерго» Борис ПАРШИН:

— Наша главная проблема — неплатежи управляющих компаний за поставленные им тепловые ресурсы. Могу сказать, что только одна такая организация в нашем крае, по итогам 2012 года, накопила перед нами дебиторскую задолженность в размере миллиарда рублей. Миллиарда — я хочу особо подчеркнуть эту цифру. А общая сумма долгов всех УК перед нашей организацией составляет 1 миллиард 800 миллионов. Причем когда руководители таких структур говорят о том, что проблема заключается в неплатежах со стороны населения, — это неправда. Директора управляющих компаний врут откровенно и беззастенчиво. Там, где мы сами непосредственно работаем с населением (то есть собираем средства за оказанные услуги), численность задолжников не превышает 15 процентов. А там, где деньги собирают УК — долгов выше крыши. Вот вам другая цифра — в одном только Усть-Большерецком районе Камчатского края за поставленную тепловую энергию с нами рассчитывается всего лишь 6 процентов потребителей. Всё остальное — это сплошной долг. Причем долг не населения, а именно управляющих компаний. И в этой связи очень странно ведут себя представители надзорных органов. Стоит мне только пригрозить неплательщикам санкциями (мол, если не заплатите, мы перестанем поставлять тепловые ресурсы), как нам моментально приходят предписания из прокуратуры. По принципу — не имеете права. А вот у тех же УК право копить миллиардные долги и ставить под угрозу деятельность нашей компании никто почему-то не отнимает. Но ведь это неправильно! Мы не можем до бесконечности из своего кармана оплачивать работу системы жизнеобеспечения территории. Это просто нереально. Тем более, когда речь идет о миллиардных долгах.

«Для москвичей коммунальный тариф уже стал приемлемым, а для дальневосточников он остается непомерным грузом»

Тарифная политика в нашем регионе отличается большим своеобразием. И при всей специфичности коммунального рынка вряд ли кто-то сможет объяснить, а как жить тому же пенсионеру, с доходом в 10 тысяч рублей, если больше половины этой суммы съедает квартплата? И сколько должна зарабатывать, к примеру, молодая семья, чтобы безболезненно оплачивать свою двухкомнатную «хрущевку»? Свое мнение по этому поводу высказал депутат Государственной думы РФ (фракция КПРФ) Сергей ШТОГРИН:

— Всё, что происходит с нашими коммунальными тарифами,— это вопиющее безобразие. Особенно на Дальнем Востоке, где квартплата превышает все мыслимые пределы. Причем ладно бы еще в секторе ЖКХ был наведен железный порядок, когда все системы работают безукоризненно. Так нет же! Коммунальный рынок дышит на ладан. В домах разваливается всё, от крыш до подвалов, а цены постоянно растут. Где логика? Да, советская система жилконтор была, наверное, несовершенна. Да, она нуждалась в изменениях. Всё это так. Но, при всех минусах, каждый человек мог добиться от своего домоуправления конкретной помощи. Да еще и за более чем скромную плату. А сейчас коммунальщики умеют эффективно делать лишь одно — собирать с жильцов деньги. Всё, на этом их работа заканчивается. Я, конечно, не обо всех управляющих компаниях сейчас говорю. Видимо, есть у нас и нормально работающие УК. Но тенденция очевидна. Хотя, по большому счету, дело не в конкретных участниках рынка, а в системе.

   Вот смотрите, государство ввело в действие некую конструкцию, под названием общедомовые начисления (ОДН). И теперь каждый из нас платит еще и за ресурсы, потребляемые всем жилым зданием. Наверное, для новых домов это еще приемлемый вариант. Всё-таки коммуникации и иные системы там тоже новые. А как быть с домами, построенными 30, 40, 50 или 70 лет назад? Мы что, уже снесли все «сталинки» и «хрущевки»? Нет, разумеется. У нас добрая половина страны ютится в таком, с позволения сказать, жилье. И о каких ОДН тут может идти речь, когда коммуникации в этих домах практически полностью выработали свой ресурс? Когда протекает всё что только может протекать? Но вместо того, чтобы капитально ремонтировать коммунальные системы, государство переложило всю полноту ответственности…

развернуть ↓

«В бюджетах северных территорий необходимо закладывать компенсации для ресурсоснабжающих организаций»

Система ЖКХ Дальнего Востока работает в исключительно сложных климатических условиях. И этот фактор обязательно нужно учитывать. Именно такой позиции придерживается первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Александр МАТВЕЕВ:

— Нельзя сравнивать затраты тех же ресурсоснабжающих организаций (РСО) в Якутии и в Сочи. Затраты у них разные, соответственно, и о каком-то одинаковом рыночном подходе к формированию тарифов говорить не приходится. Отопительный сезон на Крайнем Севере, где морозы традиционно зашкаливают за 50 градусов, затратен по определению. Это понятно даже непрофессионалу. Причем соответствующий уровень затрат естественным образом отражается и на тарифной составляющей. Поэтому в бюджетах северных территорий должны быть предусмотрены компенсации для ресурсников. Именно компенсации, и никак иначе. Только таким образом можно выравнять тарифную составляющую. Только так тариф на Дальнем Востоке сможет соответствовать общероссийским стандартам. Помимо этого, государству стоило бы продумать схемы поощрения для тех частных инвесторов, которые готовы работать в сложных климатических условиях Восточной России. Ведь ни один бизнесмен не станет вкладывать средства в однозначно убыточные проекты. А то, что ЖКХ на Севере по большому счету убыточно,— бесспорный факт. Значит, требуется стимулировать затраты бизнеса. И тут, опять же, было бы целесообразно вести речь о соответствующих компенсациях из государственного бюджета. 

Также по теме 

Темы последних номеров 

Андрей БЕКМУХАМЕТОВ:
— А давайте поставим перед федеральной властью вопрос ребром — зачем вы постоянно думаете о предоставлении субвенций и субсидий дальневосточным городам и поселкам? Для бюджета страны это слишком большие траты? Пересмотрите, в таком случае, бюджетную политику, чтобы не менее 40 процентов от всех налоговых поступлений, связанных с добычей тех же полезных ископаемых, и биоресурсов… читать полностью >
 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Эра милосердия

Самое тёплое место на Полюсе холода

Без аналогов Наверное, даже не стоит говорить, какое представление складывается о детдомах у большинства людей, не имеющих к этим учреждениях никакого отношения. Картинка выводится из образа серого здания с общими спальнями, в которых и живут воспитанники. Они носят одинаковую (или почти одинаковую) одежду, кушают в общей столовой и постоянно находятся под присмотром воспитателей. Так вот, это типовое… читать полностью >

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru