«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (119), октябрь 2016
Главная тема

Главная тема 

Всё дело в правовых коллизиях

Работа любого морского порта всегда связана с различными рисками. Потому что даже самый эффективный руководитель не в состоянии предсказать, как поведёт себя природа. Между тем все суда, заходящие в порты, должны получить полный и своевременный комплекс услуг невзирая ни на какие трудности. Поэтому от чёткого взаимодействия всех межведомственных структур административной единицы под названием «Морской порт» зависит конечный итог работы, выраженный в качественном и своевременном оказании заказчикам всех видов портовых услуг. Особый случай, когда субъектами взаимоотношений является бизнес и государственные контрольные органы. Подробности — в интервью с генеральным директором АО «Невельский морской торговый порт» (входит в ГК «Горняк») Андреем КУЗЬМЕНКО.

В «комфортном» режиме

— Андрей Иванович, во время нашей командировки на Сахалин мы не раз слышали от участников рынка о проблемах, связанных с таможней региона. Насколько нам известно, вы также с этим сталкиваетесь. В чём суть?

— Оговорюсь сразу, мы никого и ни в чём не обвиняем. И понимаем, что у каждой проблемы есть свои как субъективные, так и объективные факторы. Однако должен сказать, ситуация с таможенными органами иногда мешает нормально работать. Деятельность государственных контрольных структур, связанных с внешнеэкономической деятельностью на любом пункте пропуска через госграницу, в случае с АО «Невельский порт», определяется технологической схемой организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации «Невельск». Данная технологическая схема определяет порядок и последовательность основных действий при осуществлении в пределах пункта пропуска пограничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в отношении морских судов, перемещаемых на них членов экипажа судна, грузов, товаров и животных.

Теоретически всё правильно. Но никакой регламент не может охватить все производственные аспекты деятельности такого сложного механизма взаимодействия всех служб, каким является морской порт. В первую очередь это касается природных явлений. Вот вам часто встречающаяся ситуация: на море шторм, соответственно, судно не успевает в назначенное время оформиться в порту. Поэтому вместо, например, четверга заходит в субботу. С пограничниками проблем нет, они люди военные — все свои обязательства по соответствующему оформлению они выполняют в любое время. Чего не скажешь о таможне, она работает по своему графику.

В выходные и праздничные дни судовое оформление производится только в исключительных случаях, исчерпывающий перечень которых указан в вышеназванном регламенте. Это касается только форс-мажорных обстоятельств, аварийно-спасательных судов, в том числе оказание срочной медицинской помощи и судов рыбопромыслового флота. То есть мы обращаемся в таможню с заявкой на оформление судна в выходные или, не дай бог, в праздничные дни, а нам отвечают, что угля у нас в технологической схеме нет, когда повезёте рыбопродукцию или наступит форс-мажор, тогда и приходите. А так, ждите понедельника и оформляйтесь. Но простой каждого судна — это громадные убытки. Фрахт того же «шеститысячника» составляет, в ценовом измерении, несколько тысяч долларов в день. Вот и представьте, какие потери несёт бизнес.

— А что говорят таможенники?

— Казалось бы, какие проблемы? Давайте внесём изменения в технологическую схему. Ответ: мы не можем, мы относимся к категории государственных служащих, соответственно, мы бюрократы, с жёсткими требованиями к персоналу по сверхурочным и переработкам рабочего времени… Основная же причина, на мой взгляд, заключается в том, что непосредственно на таможенных постах не хватает людей. В девяностые годы таможенные органы сокращались, по причине снижения объёмов работы. Сегодня, когда экономика пытается начать «дышать», таможенные органы не всегда успевают своевременно реагировать на изменения рынка. Портовая деятельность активно расширятся. А таможня функционирует в прежнем режиме.

— Что делать?

— Хороший вопрос. Это вопрос к руководству таможенной службы. На мой взгляд, нужно гибче подходить к организации работы таможенных постов в пунктах пропуска, где отмечается значительный рост грузооборота. Их у нас не так много. Таможенные структуры должны работать по принципу — любое судно должно оформляться немедленно. А то иногда складывается впечатление, что пришёл не в государственную, а в частную структуру. Хочется верить, что таможня всегда на посту не только в известном фильме «Белое солнце пустыни». И это, на мой взгляд, является основной задачей, которую должны выполнять государственная (подчёркиваю, не частная) таможенная служба.

Есть несоответствие

— В своё время новый собственник Невельского морского торгового порта — группа компаний «Горняк» вложила большие средства в его реанимацию, готовится большой проект реконструкции портового хозяйства. Если не ошибаюсь, более 700 миллионов рублей уже вложено в порт собственником порта. Насколько эти вложения изменили ситуацию в порту?

— Изменения произошли кардинальные. Начнём с того, что мы приобрели имущественный комплекс обанкротившегося некогда федерального государственного предприятия, а причальные сооружения, являющиеся собственностью Российской Федерации, получили на конкурсной основе в аренду на 49 лет.

Позднее договор с территориальным органом Минимущества РФ на условиях преемственности был переоформлен на ФГУП «Нацрыбресурсы». Произошло это после того, как гидросооружения были переданы в управление Федеральному агентству Росрыболовство, которое, для благой цели — повышения показателей работы рыбной отрасли, передало их далее в хозяйственное ведение вновь образованному ФГУП «Нацрыбресурсы».

При этом сразу возникла правовая коллизия. По российскому законодательству вопросы управления портами, безопасности судоходства на их акватории находятся в компетенции Федерального агентства Росморречпорт, которому, в нашем случае, данное имущество не принадлежит. Тем временем «Нацрыбресурсы», которому государство делегировало право на управление гидротехническими сооружениями порта, никаким образом не хочет отвечать за их техническое состояние и безопасную эксплуатацию своего же имущества.

— И что в итоге?

— В итоге получается, что со стороны государства мы одновременно имеем одного оператора имущества, который отвечает за то, что ему не принадлежит, и второго, который просто собирает арендные платежи и не хочет ни за что отвечать. А теперь представьте себе, что вам необходимо согласовать какой-нибудь вопрос с собственником гидросооружений, например реконструкцию причала. Государственный реестр на данное имущество ведёт Росимущество, одновременно в хозяйственном ведении это имущество находится в «Нацрыбресурсах», а оперативная работа и ответственность возложена на Росморпорт. Бюрократия измеряется, простите, килограммами. И эта проблема имеет место не только в Невельске, но и во многих других портах, взаимодействующих с ФГУП «Нацрыбресурсы».

— Так что делать?

— Ответ однозначный, настало время государству избавиться от государственных компаний-посредников. Тем более что их деятельность какого-то существенного влияния на развитие рыбной отрасли не оказывает.

— Андрей Иванович, насколько нам известно, несмотря на трудности, ваше предприятие успешно реализует большой инвестиционный проект по развитию Невельского порта. Несколько слов об этом.

— Сегодня АО «Невельский морской торговый порт» совместно с Фондом развития Дальнего Востока и Корпорацией развития Сахалинской области реализует инвестиционный проект по развитию инфраструктуры Невельского порта. Первый этап проекта предполагает реконструкцию причальных сооружений и реализацию комплекса экологических мероприятий портовой инфраструктуры, что позволит, в итоге, увеличить грузооборот порта до 2,5 миллиона тонн только по углю. Первый этап инвестиций составляет порядка 2,5 миллиарда рублей. Сегодня мы находимся в стадии проектных работ.

И опять не могу не сказать о сложностях согласования одних и тех же вопросов различными государственными структурами, о которых упоминалась ранее. Сплошное дублирование делегированных государством полномочий и при этом размывание ответственности за реализацию своих функций.

Комплекс задач

— Тем не менее, Андрей Иванович, несмотря на все сложности, ваша компания работает эффективно. Как вам это удаётся?

— Я бы сказал по-другому, эффективно работает вся группа компаний «Горняк». Это ведь целый комплекс отраслевой деятельности, начиная от добычи угля, его доставки в порт, портовой перевалки и заканчивая доставкой потребителям железнодорожным, морским и автотранспортом. Сегодня у нас появился свой флот, свой парк железнодорожных вагонов… Мы являемся основными поставщиками топлива для потребителей Сахалинской области, Курильских островов и Камчатки. А это громадная ответственность перед населением Дальнего Востока.

— В каких объёмах ГК «Горняк» добывает уголь?

— Промышленные объёмы добычи у нас постоянно увеличиваются. Например, за девять месяцев этого года нами уже добыто свыше 1 миллиона 500 тысяч тонн твёрдого топлива. Не стоит забывать, что ГК «Горняк» является основным грузоперевозчиком по Сахалинской железной дороге. Соответственно, мы во многом обеспечиваем работой ещё и эту важнейшую инфраструктурную компанию Сахалина.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров