«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (118), сентябрь 2016
Главная тема

Главная тема 

Колыма — зона особого экономического режима

Об особом пути развития Дальнего Востока говорится со времён Петра СТОЛЫПИНА. И это объяснимо. С одной стороны, речь идёт о регионе, исключительно богатом своими природными ресурсами. Плюс ко всему эта территория является форпостом нашей страны в Азии, а это уже чистой воды геополитика. С другой — отдалённость восточной части нашего государства от Центральной России, низкая плотность населения, неразвитость транспортной инфраструктуры и жёсткий климат не позволяют осваивать дальневосточные земли в обычном режиме. В результате власть в этой связи всегда искала нестандартные подходы, от столыпинского обеспечения переселенцев земельными наделами и орудиями труда до брежневского «длинного рубля». Теперь же мы наблюдаем аналогичный поиск. Но единого подхода к решению дальневосточной проблемы пока нет.

В особом режиме

Характерный пример — в последние годы в Дальневосточном федеральном округе внедряются схемы территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР). Они направлены на привлечение инвесторов, которым государство гарантирует поддержку. Но есть у нас и другие варианты предоставления льгот. Это, в частности, формат региональных инвестиционных проектов (РИП).

Впрочем, пока о каких-то реальных достижениях ТОСЭР и РИП говорить не приходится. Здесь всё только начинается, и к чему это приведёт — пока не известно. Тем более что проявилась ещё одна инициатива власти, связанная с так называемым «дальневосточным гектаром». Так что идей много. А реальности в их реализации пока не видно. Чего нельзя сказать об ещё одной конструкции — особых экономических зонах (ОЭЗ), которые достаточно успешно функционируют в нескольких регионах России вот уже почти 17 лет. В том числе и в Магаданской области. Это совсем не значит, что проблем у ОЭЗ нет. Есть, конечно. Но это, в любом случае, более понятный, прозрачный и, самое главное, отработанный формат.

История вопроса

Особая экономическая зона Колымы была официально создана в 1999 году. И она сразу же была насыщена максимальными льготами. Преференции распространялись в первую очередь на федеральные налоги и на таможенные сборы. Что сразу же привлекло в ОЭЗ множество интересантов. Достаточно сказать, что в период 2000–2007 годов участниками проекта было свыше тысячи компаний, из которых почти 800 относились к категории малого и среднего предпринимательства. Так что все преимущества ОЭЗ были налицо.

Более того, тогда руководители Колымы предлагали расширить границы особой экономической зоны и включить в неё Сахалин, Камчатку и Чукотку. По принципу: у нас во многом схожие инфраструктурные условия, ведь эти территории изолированы от материковой части России. Поэтому и модели развития всех вышеперечисленных субъектов должны быть схожими. К сожалению, федеральная власть эти доводы тогда не услышала. Впрочем, разработчики идеи ОЭЗ уверены — всё было сделано не зря. По крайней мере, в Магаданской области предприятия получили реальный стимул для системного развития. Однако в 2007 году схема особой экономической зоны была изменена. И из всех преференций осталась лишь льгота по налогу на прибыль. В связи с чем почти сразу же произошёл отток участников ОЭЗ. И отток серьёзный, с тысячи до двухсот предприятий. В результате региональные власти стали искать новые возможности для дальнейшего развития ОЭЗ. И им удалось убедить федеральный центр в своей правоте.

Новые возможности

Получилось следующее: 22 декабря 2014 года были приняты поправки в ФЗ № 423 «Об особой экономической зоне в Магаданской области». А срок действия ОЭЗ был продлён до 2025 года. Соответствующие цели разработчики поправок (а этот процесс находился под прямым контролем губернатора Владимира ПЕЧЕНОГО) обозначили ёмко:

— привлечение инвестиций;

— создание и развитие производств, энергетической и транспортной инфраструктур;

— развитие производительных сил, финансового и товарного рынков.

Что же касается преференций, то тут также всё предельно прозрачно. То есть льготы распространяются на федеральные части НДПИ (за исключением углеводородов и общераспространённых полезных ископаемых) и налога на прибыль, а также на таможенные процедуры.

И вот что интересно. Даже региональная часть налога на прибыль для участников ОЭЗ может быть снижена. Причём размер соответствующей ставки определён в максимальных пределах — 13,5 процента. Если же говорить о таможне, то тут всё ещё проще. По крайней мере, на первый взгляд. На участников ОЭЗ распространяется действие свободной таможенной зоны, в соответствии с которой все иностранные товары производственной группы (кроме подакцизных) ввозятся, размещаются и используются (на территории ОЭЗ, разумеется) без уплаты и без применения мер нетарифного регулирования. Хотя на практике с таможней бывает не всё так однозначно. Но об этом — чуть ниже.

«Мы добились главного — распространили льготы на недропользователей»

Итак, в чём основные преимущества ОЭЗ в новом формате? Какие подводные камни тут есть? И является ли эта схема оптимальной для развития территории? На эти вопросы мы попросили ответить руководителя особой экономической зоны Магаданской области Сергея ГРЕБЕНЮКА.

— Сергей Николаевич, так чем отличается новая редакция закона об ОЭЗ вашего региона?

— В первую очередь, льготами в федеральной части НДПИ. Для нашего региона, где 67 процентов ВРП — это доля горнодобывающих компаний, такая схема наиболее актуальна. И я рад, что нам, вместе с руководством территории, удалось добиться такого результата.

— В последнем номере нашей газеты председатель совета директоров ОАО «Сусуманзолото» Владимир ХРИСТОВ обозначил проблему. В двух словах дело обстоит так: владельцем всех лицензий и всей техники этой промышленной группы является, собственно, сама компания «Сусуманзолото». А дочерние предприятия холдинга никакими активами не обладают. Они работают только на подряде у своей головной структуры. Однако когда акционерное общество «Сусуманзолото» передала технику (полученную в соответствии с таможенными льготами, распространяемыми на участников ОЭЗ) своим «дочкам», таможенные органы посчитали это незаконным. В итоге возникли крупные штрафы и судебные разбирательства. Почему так получилось?

— Начнём с того, что Владимир Христов сделал многое для развития горнодобывающей отрасли Колымы. У нас ведь в своё время в регионе работало несколько крупных горно-обогатительных комбинатов, но в постсоветский период они были раздроблены на отдельные организации. После чего эти ГОКи перестали существовать. А Владимир Кириллович пошёл по другому пути — он сохранил единую структуру (ОАО «Сусуманзолото»), на которую замкнул все активы. И на которую получает все лицензии.

Что же касается «дочек», то они, действительно, выполняют подрядные функции, при этом оставаясь юридически самостоятельными компаниями. Никаких собственных активов у них нет. Это позволило ОАО «Сусуманзолото» не просто выжить, но и войти в перечень крупнейших игроков рынка нашей страны.

Но таможенные органы в то же время руководствуются чёткими федеральными законами, в которых прописано: пользоваться льготами на ввозимую технику может только участник ОЭЗ, никому другому он её передавать не имеет права. Тем более что аналогичные условия соответствуют стандартам Таможенного союза. Я понимаю всю неоднозначность ситуации, но тут у каждого своя правда — и у Владимира Христова, и у таможни. Между прочим, я в своё время предупреждал Владимира Кирилловича о возможных проблемах. А тут ещё и сыграл свою роль как раз Таможенный союз. Отечественное таможенное законодательство было приведено в соответствие со стандартами ТС, так что если бы кто-то и захотел помочь ОАО «Сусуманзолото» на местном уровне, этого бы не получилось. Думаю, выход у Владимира Кирилловича сейчас только один — насыщать дочерние компании какими-то активами и регистрировать их в качестве самостоятельных участников ОЭЗ.

— Кстати, а сколько сейчас этих участников?

— В общей сложности 146. Из которых две организации (ОАО ЗРК «Павлик» и ООО тепличный комплекс «АГРО Инвест») получили свой статус уже после принятия поправок в ФЗ об ОЭЗ. Но этот список в ближайшее время должно пополнить, как минимум, ещё одно предприятие — ООО «Оротуканская россыпная компания».

— Как вы считаете, модель ОЭЗ себя оправдывает?

— Однозначно оправдывает! В нашем случае это сбалансированная схема, чётко встроенная в модель региональной экономики. Хотя, на мой взгляд, было бы целесообразно пойти ещё дальше и создать единую Дальневосточную особую экономическую зону. На основе нового ФЗ «Об особом статусе Дальнего Востока». Кстати, нечто подобное в своё время предлагал экс-президент Якутии Вячеслав ШТЫРОВ, который и разработал соответствующий законопроект. И лично я полностью с ним согласен. Весь Дальний Восток — это уникальная территория. Соответственно, способы его развития также должны быть уникальными. А ОЭЗ для этого — лучший вариант.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров