«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (117), август 2016
Главная тема

Главная тема 

«Неужели Колыма за 90 лет не заработала на хорошую дорогу?»

Про Колыму не случайно говорят, что она золотая. Добыча драгметалла всегда была основным занятием для жителей сурового края. И доподлинно известно — крайне редко кто-то, попробовав старательского дела, а уж тем более поймав фарт, уходит из золотодобычи. Конечно, времена ручной промывки песков канули в Лету, но и сегодня, при самой современной технике, труд старателя остаётся тяжёлым, а порой и просто изнуряющим. Так кто же эти люди, по полгода проводящие на участках, работающие по 12 часов без выходных, что движет ими? Да, заработки в артелях хорошие, но главное не это. Просто старатели не умеют жить по-другому, сидеть в тёплых конторах и перекладывать бумажки. Вот таков и директор одной из самых крупных и успешных артелей Колымы — «Кривбасс» Сергей БАЗАВЛУЦКИЙ. С ним мы и поговорили о том, чем живёт сегодня предприятие, как справляется с объективными, да и не только объективными, трудностями.

Тратить надо с умом

— Сергей Семёнович, ООО «Артель старателей «Кривбасс» — сильное, стабильное предприятие, хотя в нашей сегодняшней действительности добиться этого непросто. Да и создавали вы артель в не менее, а может быть, и в более трудное время — в 1993 году. Как вам это удаётся?

— Сделать что-либо удаётся тому, кто этого хочет. Да, мы с сыном Семёном создавали артель в сложное время, но я понимал, что когда рухнули государственные золотодобывающие предприятия, кто-то должен был «подхватить знамя», не допустить, чтобы добыча золота на Колыме остановилась вовсе. Именно поэтому всё и получилось. И с тех пор наша артель старателей только набирает силы. Каждый сезон даём около тонны металла. Сегодня мы моем золото на четырёх участках, в зависимости от ситуации работают от 10 до 15 промприборов. Добавлю, что мы начали заниматься мелкодисперсным золотом, наши мастера запустили свою промывочную установку собственного изготовления, которая может промывать до 12 тысяч кубометров в сутки и заменяет пять гидроэлеваторов. А вот если, взявшись за дело, вести его ни шатко ни валко, лишь бы поставить галочку в отчёте, то, понятно, ничего хорошего не выйдет.

За примерами ходить недалеко. Взять хотя бы нашу общую для всей территории боль — дорогу «Колыма». Это ужас, это убожество! Пыль, из-за которой водители ничего не видят, сколько людей погибло по этой причине! Неужели Колыма за 90 лет не заработала себе на хорошую дорогу? Да она вся в золоте должна быть, а она в крови вся! Вот положили асфальт. Так лучше бы этого не делали, такого он качества. Водители в голос утверждают, что по пыли ездить было легче. Кто за это ответит, кто руководил, принимал решения, раздавал подряды на выполнение госзаказа посредством наших печально известных аукционов?

— Чиновники, как правило, ссылаются на недостаток денег…

— Дело не в том, сколько денег, а в том, как ими распорядиться. Вот построили за 50 с лишним миллиардов рублей мини-ЛЭП на рудник имени Матросова. Зачем?! Это ЛЭП в никуда. Яно-Колымская золоторудная провинция — это яма для Колымы, это дутая величина. Лучше бы эти деньги потратили на Колымскую трассу. Можно было бы нанять хороших дорожников, а такие подразделения у нас есть. Да за такие деньги самая лучшая компания пришла бы и сделала такую дорогу, какой она должна быть. Но нет, пусть люди гибнут и дальше, главное, отчитались — уложили столько-то километров асфальта. Вот что самое страшное. Пиариться да выступать по телевизору много ума не надо, действовать рачительно, по-хозяйски гораздо сложнее.

Умерить аппетиты чиновников

— Ну, у вас-то это всегда получалось.

— И не только у меня. Есть у нас и другие крепкие, успешные артели, к примеру ООО «Полевая», которую возглавляет мой друг Николай Адамович ДЕРЕЖЕНЕЦ. По полтонны золота дают ежегодно, после того как на Колымском аффинажном заводе украли две тонны золота и 16 тонн серебра, понесли убытки в 250 миллионов рублей. Но справились, добычу не снизили. Вот только нам часто вставляют палки в колёса, мешают работать. Добрались и до меня. Вы же знаете, я через вашу газету недавно обращался с открытым письмом и в правоохранительные органы, и к депутатам Госдумы. Надеюсь, что ответы в редакцию всё же поступят.

— Да, вы писали о прессинге в отношении лучших артелей Колымы.

— Вот именно. Николая Адамовича вообще умудрились обвинить в незаконной торговле золотом. Это абсурд! Дереженец — человек кристальной честности, 45 лет отработал в золотодобыче, поднял из руин артель «Полевая»… И всё потому, что он не замолчал вовремя по поводу кражи золота на КАЗе, всё искал справедливость. Потом взялись и за меня, так как я говорю открыто и прямо всё, что думаю.

Нездоровый интерес к лучшим золотодобывающим артелям имеет место, и это нас настораживает. Вдруг появляется какой-то МАЙЕРБАХ и предлагает скупить наши предприятия, угрожает, потом возникают инсинуации со стороны чекистов… Вам не кажется всё это странным?

— Да, это, конечно, наводит на размышления. Но будем надеяться, что ваше открытое письмо возымеет действие. Ну, а помимо этой ситуации, проблемы есть?

— А как же! Начнём хотя бы с цены на топливо. Она растёт быстрее, чем мы зарабатываем деньги. Я всё понимаю — Колыма изолированный регион. Железной дороги у нас нет, все грузы завозятся морем и стоят недёшево. Но ведь всему есть предел! Как можно говорить о равных условиях для бизнеса во всей стране, если в европейской части России о таких ценниках на ГСМ и не слышали? Равно как и не слышали о таких, как у нас, энерготарифах. Их собираются выравнивать, но когда это будет и какой ситуация окажется в реальности, неизвестно.

Пока что топливо и электроэнергия — огромные составляющие в нашей производственной деятельности. В Иркутской области стоимость электроэнергии в семь раз ниже, чем у нас. Разве это нормально? Наши тарифы явно завышены, именно поэтому у энергетиков такие заоблачные зарплаты, такие шикарные офисы и машины, а спрашивается, по какому праву, за чей счёт «банкет»? Да за наш же, за счёт тех, кто вынужден платить, потому что чиновники в своих кабинетах решили, что такой тариф справедлив и экономически оправдан. Президент РФ Владимир Владимирович ПУТИН в своё время дал поручение выравнять энерготарифы, сделать их для Дальнего Востока такими же, как в центральной части страны. И что же? Вместо этого с 1 июля подняли эти самые тарифы на 30 процентов. Это же грабёж! Не ошибусь, если скажу, что для части мелких и средних предприятий это прямой путь к банкротству. Не пора ли умерить аппетиты энергетиков, да и чиновников тоже?

А налог «на ось», то есть плата за проезд большегрузных автомобилей по дорогам! Транспортной инфраструктуры в Магаданской области практически нет, про трассу «Колыма» я уже высказался. Так ведь мы платим налоги в миллионном исчислении. Куда идут эти деньги? Разве на них нельзя привести в порядок не только федеральную трассу, но и муниципальные дороги? Думаю, что можно, если использовать средства с умом и не воровать, конечно. Так почему мы должны снова и снова платить за несуществующую работу? Это ведь немалые деньги, а бюджет артелей — не бездонная бочка. Так что проблем у золотодобывающих компаний хватает.

И при этом никто нас не поддерживает, я имею в виду региональные власти, хотя мы в экономику своего Ягоднинского района вкладываемся весьма значительно. «Кривбасс» вообще социально ориентированное предприятие. Только налогов в бюджеты разных уровней наша артель ежегодно платит 300–400 миллионов рублей. Плюс конкретная адресная помощь. Да и, как вы знаете, спортивная жизнь в районе, и не только в районе, идёт не без нашего участия.

Каждому — по труду

— Кто же не знает о ваших знаменитых футбольных турнирах! Ведь на них съезжаются участники и болельщики со всей Колымы.

— Что ж, это действительно так. У нас два прекрасных футбольных поля, отличная команда. Наши турниры неизменно собирают множество участников и зрителей, занять призовое место на них почётно. Я сам очень люблю футбол, играю, когда время позволяет, и считаю, что для молодёжи, для подростков это спасение от бесцельного времяпрепровождения. Занятия спортом формируют характер, помогают ребёнку вырасти целеустремлённым, активным членом общества. Поэтому мы и вкладываем столько средств в развитие спорта.

— Сергей Семёнович, раз уж речь зашла о молодёжи, расскажите, действительно ваши внуки уже работают в артели?

— Конечно. Организовали артель мы вместе с сыном Семёном, и он, кстати, прежде чем стать заместителем директора по производству, прошёл все ступени старательского дела. Он семь лет трудился на самых тяжёлых работах — на промприборе, на бульдозере, на экскаваторе, в шахте. Так что Семён — потомственный старатель. А сейчас и трое моих внуков трудятся в артели — один горный мастер, второй машинист экскаватора, а третий, которому только 15 лет, работает прибористом. И я знаю, что с них будет толк, не потеряются в жизни. Дети должны с малых лет понимать, что главное для человека — труд. Я не отрицаю значение Интернета в современной жизни. Но эти «компьютерные гении», которые проводят всё время в сети… Нелегко им придётся в жизни. Если бы из компьютера ещё и рубли сыпались, а лучше — доллары, вот тогда, конечно, они бы преуспели. В реальности же надо осваивать профессию, становиться человеком дела. А вот за своих я спокоен.

— Про артель «Кривбасс» говорят, что здесь самые высокие заработки. Это так?

— Наверное, так. Я считаю, что человек за свой труд, иногда, прямо скажем, каторжный, должен получать достойную плату. Но и спрашиваю я строго, это вам каждый скажет. При этом считаю, что прежде чем спросить, должны быть созданы все условия для того, чтобы человек и работал без помех, и отдохнуть мог в комфортных условиях. У нас на участках есть всё, что необходимо для нормальной жизни, а в столовой готовят так, что заезжие гости просто диву даются.

Коллектив у нас стабильный, люди приезжают в артель из сезона в сезон, хотя и не каждый выдерживает наш ритм и график. Но что же, добыча золота — это не для всех. Это особая каста — старатели, и войти в неё не так просто. Ну уж а если попал сюда человек, то уйти уже вряд ли сможет — будет всю жизнь тянуться к нашему делу. Золото притягивает. В хорошем смысле слова.

Дайте сводку по арбузам!

— Сергей Семёнович, известно, что у вас помимо основного производства имеется целое подсобное хозяйство. Зачем вам это? Ведь, наверное, затратно.

— Конечно, затратно. Но я уже говорил, что мой принцип — работники артели должны жить по-человечески. Поэтому мы тратим значительные средства на содержание самой разной живности. У нас есть куры, гуси, бройлеры, коровы, бараны, стадо свиней в полтысячи голов… Держим и лошадей, скоро завезём стадо оленей — 50 голов. А недавно завезли первую партию перепёлок, они у нас прижились и несут очень полезные яйца.

И ещё похвастаюсь — в нынешнем году мы поставили три улья, завезли три семьи пчёл. Трудятся пчёлки по-ударному, так же, как «Кривбасс», и сейчас у нас уже есть первый колымский мёд. В нашем районе до сих пор никто не занимался пчеловодством, мы первые. Всё идёт на стол для коллектива артели, у нас ведь всё своё в столовой — и мясо, и молоко, и овощи.

— Овощи-то как выращивать на Колыме?

— Так у нас тепличное хозяйство, там огурцы, помидоры, зелень, а с недавних пор и арбузы. Кстати, об арбузах расскажу анекдотичный случай. Выращиваем мы их, выращиваем, наши работник едят их с удовольствием, и вот из министерства сельского хозяйства области поступает запрос. Пишут, потом звонят — почему у вас нет в сводках по растениеводству каковы объёмы, впредь предоставляйте нам данные. Я говорю — а вы тут при чём? Я выращиваю эти арбузы для наших сотрудников, а не для сводок. Целый скандал разгорелся. Потом отстали понемногу. И тут приезжает к нам телевизионная группа из Москвы, снимает наши теплицы, и по Первому каналу показывают, как наши мужики едят арбузы. В министерстве увидели и опять взялись за нас: «Вы на чьей земле это делаете, кто дал право?» Да на своей земле, на своей, политой потом старателей не одного поколения. Вот эти чиновники и стоят стеной, которую не пробьёшь. А государство отгородилось этой стеной от наших проблем, зато принимает всё новые решения, направленные на «эффективное развитие Дальнего Востока, на прекращение оттока населения». Но реальных дел за этими правильными заявлениями как не было, так и нет. Создайте людям условия, дайте северянам налоговые льготы, установите справедливые тарифы и цены на ГСМ — результат не заставит себя долго ждать.

Кто хозяин Колымы?

— Вариации на тему «чья это земля» часто встречаются в рассказах старателей. Чиновники всех мастей горазды считать, что земля эта — их и они на ней хозяева…

— Были бы настоящие хозяева, вели бы себя по-другому. А это так, временщики, которые сидят на своих местах и мечтают получить должность повыше. Я вот пятый десяток в золотодобыче, предприятия, которые я возглавлял в разное время, добыли порядка 30 тонн золота на этой земле. А чем могут похвастаться наши чиновники? Тем, что сводки по арбузам собирали?

Нет, Колыма принадлежит тем, кто на ней трудится, у кого здесь корни, кто живёт её интересами. Обидно, что несправедливыми законами, немыслимыми тарифами нас просто выдавливают отсюда, как будто специально стараются сделать так, чтобы те же старатели в сердцах бросили всё и уехали. Ну, хорошо, вытеснят они нас, а что потом? Кто придёт сюда жить и работать? Или реанимируют безумную идею ГАЙДАРА о закрытии Магадана и других городов и посёлков Колымы и о внедрении исключительно вахтового метода работы на Севере? Так ведь земля эта, как и любая другая, жива, пока на ней живут люди, постоянное население, говоря бюрократическим языком. Никакие «вахты», никакие «варяги», у которых одна цель — выкачать отсюда всё, что можно и нельзя, и отбыть в свои столичные апартаменты, не помогут.

Но пока наше правительство во главе с Д.А. МЕДВЕДЕВЫМ будет похоже на сборную России по футболу во время последнего Чемпионата Европы, изменений ждать не приходится. У нас каждый вопрос, каждую локальную проблему должен решать президент, но его одного на огромную страну не хватит. На каждой территории должен быть хозяин, честный и рачительный, человек, который способен взять на себя ответственность за регион и людей, которые здесь живут. Думаю, что если на Колыме такой не появится, то лет через пять — семь она вся будет напоминать умирающий посёлок Синегорье.

Богатейший край, щедрый и прекрасный, должен процветать, а не латать старые дыры. Вот что не даёт покоя.

Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров