Главная тема

Главная тема 

«БАМ был уникальной производственной школой»

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 07 (95), июль 2014

Если говорить о Байкало-Амурской магистрали, то название ОАО «Бамстроймеханизация» говорит само за себя. И наша газета не раз рассказывала об отраслевой деятельности этой компании, занимающей лидирующие позиции на рынке транспортного строительства Дальнего Востока. Председатель совета директоров акционерного общества Василий ТАРАСЕНКО и многие другие ключевые сотрудники организации имеют за плечами бесценный бамовский опыт. Чем был и остаётся БАМ для целого поколения отечественных производственников? Об этом мы поговорили с техническим директором ОАО «Бамстроймеханизация» Виктором ВЫГРАНЕНКО.

Серьёзный отбор

— Виктор Фёдорович, в каком году вы приехали на БАМ?

— Это был 1978 год. Я как раз окончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХАБИИЖТ) и получил распределение на строительство Байкало-Амурской магистрали. Так что тут история была для своего времени вполне стандартной.

— А много было среди молодых инженеров желающих поехать на БАМ?

— Да, довольно много. Среди претендентов даже проводился серьёзный отбор. Учитывалась не только успеваемость, но и участие в студенческой общественной жизни. Я, кстати, отличником не был. Зато с удовольствием нёс как раз общественную нагрузку. Вот и вошёл в заветный бамовский список.

— Насколько я понимаю, вы сразу же попали в специализированный трест «Бамстроймеханизация»?

— Да, в тот период наша организация работала на центральном участке БАМа. Мы строили магистраль в рамках титулов Тында—Хани, Хани—Чара и Чара—Витим.

— А какой была ваша первая должность?

— Мастер, конечно. Какая ещё могла быть должность у выпускника технического вуза? Правда, именно на БАМе я сделал довольно быструю производственную карьеру. Уже через год меня назначили прорабом, ещё через год — старшим прорабом, затем начальником ПТО мехколонны, потом заместителем начальника по производству мехколонны, наконец главным инженером мехколонны и, как итог, начальником мехколонны. В этой должности я и проработал до 1998 года.

До  седьмого пота

— То есть вся ваша молодость связана с БАМом. В таком случае мой следующий вопрос вполне оправдан: это правда, что люди ехали на строительство магистрали главным образом «за туманом и за запахом тайги»?

— Я, может быть, разрушу общую идиллическую картину, которую нарисовали многие журналисты, но это неправда. По крайней мере, я не сталкивался с теми, кто ехал на БАМ исключительно «за туманом». А вот за деньгами ехали. И за хорошим снабжением, и за различными льготами тоже ехали. Но это вовсе не умаляет историческое значение стройки, которая велась в то время.

И ещё момент. Если я говорю, что поездка «за запахом тайги» — утопия, то это не означает, что у бамовцев не было трудового энтузиазма. Он присутствовал, разумеется, ведь в ход была пущена громадная и умно работающая пропагандистская машина.

— Вы сказали, что ехали за деньгами. Но вот какая первая зарплата была, например, у вас? Помните?

— Ну а как же? В самом начале своей работы я получал на руки около трехсот рублей в месяц. Для сравнения — молодой инженер в Хабаровске в те годы больше ста пятидесяти зарабатывать не мог. А у нас триста — это была лишь первая ступенька. Плюс премии и другие дополнительные выплаты. Ну а с карьерным ростом повышалась, разумеется, и зарплата. Так что деньги на БАМе платили хорошие. Правда, не за красивые глаза, а за действительно тяжёлый труд. Работа по 12 часов, да ещё и в сорокоградусные морозы была для нас делом привычным. Но иногда случалось, что домой мы не уходили сутками. Например, к очередному съезду КПСС или ВЛКСМ нужно было в кратчайшие сроки, что называется, кровь из носа произвести укладку пути на том или ином участке. И сдавали мы свои объекты, хоть и с ног от усталости валились. Но при этом твёрдо знали, что государство наш труд ценит высоко.

Вот вам, к примеру, другая составляющая. Как вы знаете, в советский период за границу могли ездить лишь избранные. Даже турпутёвка в страны социалистического лагеря считалась счастливым билетом. А мне удалось вместе с семьёй посетить и Чехословакию, и Югославию, и Румынию. Да и свою первую машину по так называемому бамовскому чеку я купил ещё тогда, когда это было крайне сложно.

И других, как теперь говорят, бонусов на БАМе хватало. Ведь это свидетельствует о том, что руководители нашего государства грамотно и эффективно использовали бамовский проект. С одной стороны, они включили мощные агитационные механизмы и сделали всё, чтобы работать на строительстве магистрали было почётно для многих тысяч юношей и девушек. Это был моральный стимул, подкрепляемый государственными и отраслевыми наградами.

С другой стороны, всё это сопровождалось ещё и вполне конкретными материальными поощрениями. И оба этих момента, моральный и материальный, здорово дополняли друг друга. В результате на БАМ приезжали лучшие из лучших специалистов. Из Москвы, из Ленинграда, из Тбилиси, из Риги — отовсюду ехали самые квалифицированные проектировщики, самые опытные транспортные строители. И импортная техника, о которой мы раньше понятия не имели, на БАМе использовалась достаточно активно. И современные для той поры технологии именно здесь применяли. Так что строительство магистрали стало уникальной производственной школой, благодаря которой мы эффективно работаем и по сей день.

Это, кстати, в прямом смысле относится к нашему ОАО «Бамстроймеханизация», которое в разные годы возглавляли лучшие отраслевые управленцы — Феликс Викентьевич ХОДАКОВСКИЙ, Василий Серафимович БЕЛОПОЛ, Виталий Николаевич САПРЫГИН и Василий Иванович ТАРАСЕНКО, до сих пор стоящий у руля предприятия. Нашей компании недавно исполнилось 40 лет, так что мы действительно ровесники БАМа. Но и сейчас предприятие выполняет весь комплекс сложных производственных задач в более чем непростых условиях Дальнего Востока.

Более того, организация постоянно наращивает свой технический, технологический, управленческий и кадровый потенциал. Это позволяет нам строить наиболее важные для нашего региона объекты. Но мы всегда помним о своих бамовских корнях. Это не только наше прошлое, это наше настоящее и будущее.

О сильных духом

— Но это правда, что БАМ выковывал не только профессиональные, но ещё и личностные качества людей?

— Скорее, не выковывал, а отшлифовывал, ведь те, кто ехал на БАМ, изначально отличались нестандартным мышлением и изрядной долей хорошего авантюризма. А ещё там работали сильные духом люди. Другие просто не выдерживали, ведь мало того что вкалывать приходилось до седьмого пота, так ещё и бытовые условия были… Как бы это помягче сказать, кочевые.

Я ведь приехал на стройку, будучи семейным человеком. Один маленький ребёнок у нас был на руках, другой родился уже на БАМе. И был период, когда мы жили в крошечном посёлке Дюгагуль в 300 километрах от Тынды. Кругом — одни водные преграды в виде речек. Ближайшая больница лишь в той же Тынде. И вот если дети заболевали, то приходилось везти их к врачу. За сотни километров, разумеется. И ничего, выдерживали.

— Ваш труд на БАМе был отмечен медалями «За трудовую доблесть» и «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Наградами гордитесь?

— Гордость, конечно, есть, ведь это награды именно за труд. За тяжёлый, но благодарный труд. Особенно, когда видишь — БАМ по-прежнему нужен нашей стране. Не случайно сейчас идут работы по расширению пропускной способности магистрали. Я ведь до сих пор часто бываю в Тынде и вижу — БАМ забит до отказа. Так что всё было не зря. И во всём этом есть большая доля заслуги ОАО «Бамстроймеханизация».

Но, с другой стороны, удивить кого-то наградами в нашей компании довольно сложно. За строительство магистрали многие наши специалисты были отмечены орденами и медалями, а трое наших сотрудников были удостоены звания Героя Социалистического Труда. Да разве дело только в статусе награды? У нас вообще есть потрясающий пример, когда наш бульдозерист Виктор Тимофеевич ДЕМЕНТЬЕВ, работающий в ОАО «Бамстроймеханизация» с момента основания, был отмечен медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Но это стало для него второй наградой. Первой, а это был орден Трудового Красного Знамени, его отметили ещё за работу на целине, в шестидесятые годы. И до сих пор Виктор Тимофеевич трудится за рычагами тяжёлого бульдозера в мехколонне нашей компании. Такая вот история. Так что компании ОАО «Бамстроймеханизация» есть кем гордиться. И есть чем гордиться, ведь мы по-прежнему добросовестно работаем на самых перспективных объектах. И это главное.

Беседовал Александр Матвеев

Темы последних номеров 

ОФИЦИАЛЬНО
На основании Федерального закона «О средствах массовой информации» мы просим считать публикацию «Без производственных объёмов наше градообразующее предприятие может быть закрыто», размещённую в бизнес-газете «Наш регион — Дальний Восток» (№ 11 (130), ноябрь 2017 года), ОФИЦИАЛЬНЫМ ЗАПРОСОМ:


• заместителю Председателя Правительства РФ — полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном… читать полностью >
 
Правовое поле

Споров нет — защита проще

Очередная реформа арбитражного процессуального законодательства, проведённая в 2016 году и нашедшая своё продолжение в 2017 году, преследовала по сути две цели: — упрощение… читать полностью >

 
Эра милосердия

Артём рисует космос

Артём учится во втором классе, так как пошёл в школу позднее своих сверстников. Но «пошёл» — не совсем правильное слово, к нему учителя ходят домой. И Артём, несмотря на то, что учится… читать полностью >

 
ДВ-Видение