«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (106), июль 2015
Главная тема

Главная тема 

«Наш потенциал больше того, что мы делаем»

Дорожная отрасль — основополагающая в любом регионе. Но в Якутии, с её огромными расстояниями, вечной мерзлотой, суровым климатом, она приобретает особое значение. Сегодня мы беседуем с генеральным директором одного из ведущих предприятий дорожной отрасли республики — ООО «Дороги Олёкмы» Юрием МАКОВЕЕВЫМ.

Начиная с прошлого века

— Юрий Львович, ваша компания действительно одна из старейших и основных в своей отрасли в Республике Саха (Якутия). Стаж предприятия — с середины 70-х годов прошлого века. Что изменилось, а что осталось неизменным?

— Как вы понимаете, за это время изменилось очень многое. Мы живём теперь в другом государстве. С другими законами, с другими правилами игры, работаем по совсем другим технологиям, совершенно по иному принципу получаем заказы. Всё так. Но как мы занимались строительством, ремонтом и содержанием автомобильных дорог, так и занимаемся. Причём работаем практически на территории всей Якутии. И вы правильно сказали, наша компания хорошо известна в республике, нас знают, нам доверяют, и это заслуга нашего коллектива — и сегодняшнего, и ветеранов.

И  ещё раз об  аукционах

Другое дело, что не всегда удаётся реализовать весь свой потенциал. Прежде всего это касается системы распределения заказов, то есть аукционов по ФЗ-44. Прекрасно помню, как все, кто работают по этой системе, стонали от ФЗ-94. Ведь при проведении аукционов не учитывались ни отраслевой опыт, ни техническое оснащение компании. Главное — стоимость работ. Снижали её до анекдотического уровня — ниже себестоимости, возникала масса проблем при исполнении контракта, зачастую заказчику приходилось искать нового исполнителя, потому что выигравшая аукцион фирма оказывалась неспособной даже канаву выкопать. Дождались, приняли новый ФЗ-44. И что же? Он повторил все ошибки своего предшественника.

— Об этом говорят очень многие производственники — заказы опять получают далеко не самые профессиональные компании.

— Вот именно! К примеру, мы, или другая компания, обладаем хорошей технической базой, классными специалистами, опытом работы на значимых, крупных объектах. Естественно, такое предприятие не может снижать цену ниже определённого уровня — невозможно за 100 тысяч выполнить работу, которая стоит миллион. А кто-то позволяет себе такой демпинг и выигрывает аукцион, получает объект. Потому что их задача выиграть торги любой ценой. В результате либо работа выполняется некачественно, а вы сами понимаете, что это значит в дорожной отрасли, да и в любой другой, либо «победитель» не справляется с заказом и уходит.

Бывают и другие ситуации. Фирма сбивает цену на аукционе, получает заказ, а потом при рассмотрении её документов на соответствие требованиям законодательства выясняется, что компания им как раз и не соответствует. Фирму эту снимают с заказа, а тому, кто его получит, приходится работать по этим самым низким ценам. Вот так и получается, что наше предприятие, имея всё необходимое для качественного выполнения заказа, работает с низкой прибылью.

— Опять-таки производственники в один голос говорят, что ФЗ-44 столь же несовершенен, как и ФЗ-94, и требуют, в лучшем случае, кардинальной доработки.

— И я с этим полностью согласен. Если мы хотим, чтобы наши дороги перестали быть притчей во языцех, закон должен стоять на страже интересов государства в лице заказчика. На строительстве, ремонте и содержании дорог должны работать те, кто умеет это делать, чей профессионализм и порядочность проверены временем. Собственно говоря, это относится не только к дорожной отрасли.

Компания широкого профиля

— Юрий Львович, бесспорно, что «Дороги Олёкмы» соответствуют всем этим требованиям. Давайте обозначим приоритеты компании в её деятельности.

— ООО «Дороги Олёкмы» — предприятие многоплановое и многопрофильное. Наибольший интереса для нас представляют заказы на строительство дорог и мостовых переходов. Но мы также активно работаем по содержанию, ремонту и реконструкции автомобильных дорог. Кроме этого, достаточно весомая часть нашей экономики — строительство зданий и сооружений.

Если говорить об этом моменте, то в нынешнем году мы начали строительство 24-квартирного дома по улице УРИЦКОГО, 18 в городе Олёкминске. Заказчик объекта — муниципальное образование «Город Олёкминск». И могу заверить, что дом будет построен в срок и с гарантированным качеством. В разные годы наша компания трудилась на многих объектах гражданского строительства. 18 декабря 2014 года мы сдали школу на 165 учеников в Олёкминске.

Не могу не упомянуть знаменитый пищекомбинат ОАО «Алмазы Анабара» и лесоперерабатывающий завод в Олёкминске. В этом же городе мы работали на взлётно-посадочной полосе аэропорта, мы строили радиорелейные станции по заказам нефтяников и авиаторов вдоль нефтепровода ВСТО, всего не перечислишь. Но главное для нас — дороги и мосты.

— Разумеется, ведь ваш основной заказчик — ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)», этим всё сказано. Давайте обозначим, на каких объектах был занят коллектив в прошлом году, где ваши специалисты трудятся сегодня.

— Ну, о школах я вам уже рассказал. В 2014 году мы работали в четырёх районах республики — это достаточно широкая география. С прошлого года ведутся работы по строительству мостового перехода через реку Суола на 28-м километре автомобильной дороги «Мюрю», сдан в эксплуатацию в 2014 году объект «Строительство подъездной автомобильной дороги от железнодорожной станции Нижний Бестях к складам нефтепродуктов». Также в прошлом году мы начали работы по строительству мостового перехода через реку Алдан на автодороге Алдан — Олёкминск — Ленск, выполняли ремонтные работы на дороге общего регионального значения Якутск — Маган, аварийно-восстановительные работы на мостовом переходе через реку Хонору автодороги «Бютюн» в Амгинском улусе. На этой же дороге на мостовом переходе через реку Сиги Тиит тоже были выполнены аварийно-восстановительные работы. Кроме этого аварийно-восстановительные работы выполняли на мостовом переходе через реку Большая Дельгейка дороги «Умнас» в Олёкминском улусе.

На некоторых из этих объектов работы закончены, на других продолжаются. В нынешнем году появились и новые заказы. Я уже упомянул строительство жилого дома в Олёкминске, начали мы и строительство автодороги «Алдан» на участке «Тыры». Хотелось бы, конечно, большего, сегодня мощности предприятия используются на 80 процентов, но это не всегда получается. Одну из причин мы с вами уже обсудили.

Якутии нужны рабочие руки

— Юрий Львович, сегодня руководители многих предприятий сетуют на кадровый голод, на то, что очень трудно найти квалифицированных специалистов. Вас коснулась эта проблема?

— Наше предприятие не исключение. Сегодня, когда идёт интенсивное развитие многих районов Якутии, когда возникает повышенный спрос на рабочую силу, кадровый вопрос становится весьма актуальным. Действительно, трудно найти хорошего бульдозериста или экскаваторщика, другого специалиста. И этому есть объяснение. В своё время система профессионально-технического образования в стране была практически разрушена. Те, кто закрывал ПТУ, жили одним днём. Да, в 90-е производство безнадёжно стояло, вроде бы и квалифицированные рабочие оказались ни к чему, но уже тогда следовало понять, что страна не исчезнет, а значит, в ней возродится производство. Следовало сохранить ПТУ. Вот теперь пожинаем плоды той неумной политики. Сегодня, конечно, делаются попытки наладить выпуск тех же механизаторов, но пока вся эта махина сдвинется с места, много воды утечёт.

— Как же вы решаете эту проблему?

— Да так же, как и все. Ежегодно, ещё с 2001 года, привлекаем специалистов из Узбекистана, их к нам приезжает до 50 человек. Ну и, конечно, формируем бригады под конкретные объекты на строительный сезон из местных жителей. Таких бригад, с которыми мы заключаем договоры, у нас от четырёх и более, по необходимости. В принципе, нас это устраивает, были бы заказы. Но если смотреть с государственной точки зрения, то систему профессионального образования надо развивать и совершенствовать. Умелые рабочие руки в России всегда будут нужны, а у нас в Якутии — особенно.

— Юрий Львович, и всё же, какие планы на ближайшее будущее?

— Мы будем продолжать участвовать в аукционах, несмотря на всё их несовершенство, стараться пополнить свой портфель заказов. А для этого у нас есть всё необходимое: высокопрофессиональный коллектив, хорошая техническая оснащённость — у нас свыше 50 единиц разноплановой техники, есть свой асфальтобетонный завод, огромный опыт и безупречная репутация.

Беседовала Елена ЗАЙЦЕВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров