«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (106), июль 2015
Главная тема

Главная тема 

«Схема градостроения должна быть единой»

Якутск застраивается достаточно динамично. Как, собственно, и некоторые другие населённые пункты РС (Я). Но и проблем также хватает, связанных как с нормативными вопросами, так и с градостроительной политикой. Всё это и стало темой нашего интервью с генеральным директором ОАО РПИИ «Якутпроект» Иваном ШИШИГИНЫМ.

Нужен комплекс

— Иван Ильич, вы один из самых опытных проектировщиков республики. И руководите одним из самых известных проектных институтов региона. Вам, так сказать, и ответ держать, насколько качественно, на ваш взгляд, застраивается Якутск?

Иван ШИШИГИН:

«Системное градостроение — это совокупность нескольких вопросов, в том числе проектных, строительных, инженерно-коммуникационных, дорожных, кадастровых, межевых, экологических и так далее. И всё это должно быть чётко увязано между собой. Иначе со временем нас ждёт градостроительный коллапс. Поэтому я и убеждён, что в Якутске должна быть определена единая структура, отвечающая за выполнение полного комплекса градостроительных территориальных задач».

— А это смотря как посмотреть. С одной стороны, видна положительная тенденция. Осуществляется квартальная застройка, появляются красивые здания, наблюдается серьёзная производственная динамика. Всё это хорошо. Но, с другой стороны, тут есть некий элемент градостроительного хаоса, а это явно негативный фактор. Тем более, если рассматривать вопрос в перспективном формате.

— Что имеется в виду?

— Ну вот смотрите, что такое системное градостроение, или, если угодно, качественная градостроительная политика? Это — совокупность нескольких вопросов, а именно — проектных, строительных, инженерно-коммуникационных, дорожных, кадастровых, межевых, экологических и так далее. И всё это должно быть чётко увязано между собой. Иначе со временем нас ждёт градостроительный коллапс. Поэтому я и убеждён, что в Якутске должна быть определена единая структура, отвечающая за выполнение полного комплекса градостроительных территориальных задач. Для себя мы её называем институтом территориальных функций.

— А как власти могут определить такую структуру?

— На мой взгляд, возможностей здесь хватает. Есть же, в конце концов, тот же формат аутсорсинга. Можно решить вопрос и сообразуясь с этой моделью. Впрочем, детали — это, конечно, важный, но всё же вторичный момент. Главное — понимание ситуации. И государственная воля в принятии решения.

Наши возможности

— Может ли ОАО РПИИ «Якутпроект» стать таким институтом территориальных функций?

— Вполне! Ведь кадровую основу нашего предприятия составляют проектанты с огромным опытом работы. Стаж многих наших специалистов насчитывает по 25, 30, 35 и более лет. Да о чём говорить, если большая часть зданий, спроектированных и построенных в Якутске за последние четыре десятилетия, это результат труда в том числе и наших людей. Плюс ко всему мы смогли подготовить и достаточно квалифицированных молодых сотрудников.

Что же касается непосредственно ОАО РПИИ «Якутпроект», то он был образован более 16 лет назад. И на сегодняшний день он является ведущим проектно-изыскательским институтом Республики Саха (Якутия). Наши объекты уже давно стали украшением территории. Я имею в виду и реконструкцию так называемого старого города, и универсальный спортивный комплекс «Триумф», и здание Русско-Азиатского банка, и пассажирский терминал аэропорта Якутска, и здание государственного цирка… Перечислять можно долго. А уж если говорить о спроектированных нами жилых зданиях, школах, детских садах и других объектах такого рода, то список будет гораздо длиннее.

— Но ведь вы работаете не только в Якутске?

— Сложно даже вспомнить, в каких районах Якутии не работали наши специалисты. Мы же республиканский институт. И этим всё сказано.

Серьёзная структура

— Какова структура вашего института?

— Институт состоит из 17 подразделений, включая бюро ГИПов, а также архитектурно-планировочный, технологический, строительный, инженерный, электротехнический и инжиниринговый отделы. Функционируют такие важные структурные единицы, как отдел генеральных планов и отдел автомобильных дорог, отдел изысканий и отдел расчётов и инвестиций, отдел САПР и группа дизайна. Ну и, конечно же, большую роль в нашей производственной жизни играют такие подразделения, как аппарат управления персоналом, финансово-экономический, технический и хозяйственный (и транспортный) отделы.

— Нетрудно догадаться, что вы можете проектировать любые объекты.

— Совершенно верно, любые. Жилые дома, административные здания, школы, детские сады, больницы, учреждения культуры, стадионы, аэропорты, мосты, дороги, котельные — всё это наш профиль. Но дело в том, что мы занимаемся не только проектированием конкретных объектов. Я не случайно сказал, что мы выполняем полный комплекс отраслевых работ. Поэтому градостроительные разработки, а также создание генеральных планов как крупных городов, так и небольших населённых пунктов — это тоже наш функционал. Как, собственно, и топогеодезические и геологические изыскания, как и обследование зданий и сооружений, как разработка проектов усиления строительных конструкций, как и системный инжиниринг, как и дизайн проектов, как и выполнение функций генерального проектировщика. И это подкреплено не только опытом, наличием квалифицированных специалистов и применением современных технологий, но и всеми необходимыми разрешительными документами.

— Включая все допуски от саморегулируемой организации (СРО)?

— Конечно! Лично у меня, да и у многих моих коллег, отношения как к СРО, так и к самой системе саморегулирования, мягко говоря, неоднозначное. Но закон есть закон, поэтому допуски на ведение всех видов необходимых заказчикам работ у нас, разумеется, есть.

— Сколько человек работает в вашем институте?

— В общей сложности около 130 сотрудников. А когда-то было почти две сотни.

— Но ведь и 130 человек — это для такого рода института весьма солидная цифра?

— А я ведь не случайно сказал, что мы являемся одной из самых крупных проектных организаций региона. Так оно и есть.

Люди и перспективы

— Иван Ильич, а это правда, что многие ваши сотрудники отмечены высокими государственными наградами?

— Да, правда. И перечислять эти награды опять-таки можно долго. Поэтому я скажу лишь, что у нас работает три заслуженных и три почётных архитектора России, четыре заслуженных архитектора РС (Я) и один заслуженный строитель РС (Я). И это не считая обладателей других наград, включая ордена и медали СССР и РФ. Кроме этого, проекты, выполненные нашим институтом, традиционно успешно участвуют во всех архитектурных фестивалях и смотрах-конкурсах, проводимых и в Москве, и в других городах нашей страны. И точное количество полученных нами дипломов я вам даже не назову. Их действительно очень много.

— Как обстоит у вас дело с заказами?

— А вот это — тяжёлый случай. К сожалению, сейчас ситуация на рынке неоднозначная. Одно слово — кризис. Поэтому и заказов у нас, как, собственно, и у других якутских проектировщиков, крайне мало. И если ситуация в ближайшее время не выровняется, я даже не представляю, что будет дальше.

— Но, судя по всему, чувства оптимизма вы не теряете?

— Я бы сказал по-другому — мы не теряем веры в лучшее. Кризисы приходят и уходят. А профессионализм остаётся. И мы очень надеемся, что наш потенциал будет по-прежнему востребованным.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров