«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05 (72), май 2012
Главная тема

Главная тема 

Местные дорожники остаются за бортом

Предприятиям дорожной отрасли сегодня живется непросто. Им мешает работать несовершенное законодательство, не учитывающее территориальные условия, сложности с кредитованием. Особенно это касается Крайнего Севера. И, в частности, Чукотского автономного округа, где дороги из-за сложных климатических условий требуют гораздо больших средств на содержание и ремонты, чем в других регионах России. Невозможна жизнь на Севере и без зимников, которые также необходимо обслуживать. В общем, проблем довольно много. Об этом рассказал директор Билибинского ДРСУ Геннадий АЧАКАНОВ. 

Торги на уничтожение

— Геннадий Муслинович, многие руководители компаний, причем не только дорожники, критикуют ФЗ-94 с момента его принятия. А как вы считаете, требует ли этот закон переработки?

Досье БГ

АЧАКАНОВ Геннадий Муслинович на Чукотке живет с 1967 года. После окончания школы с 20 мая 1976 года начал работать в БДРСУ. Его карьера началась с самой простой должности — слесаря по ремонту дорожной техники. Потом он работал и водителем, и машинистом бульдозера. Но в какой-то момент пришел к мысли, что необходимо профессиональное образование, и в 1987 году Геннадий Муслинович получил диплом Ростовского инструментально-технологического техникума, а затем был назначен механиком, дорос до должности главного инженера. Ачаканов всегда стремился к тому, чтобы совершенствовать свои навыки, расширять знания. И в 1994 году он окончил Московский автодорожный институт, получил квалификацию инженера-механика. Со временем он стал исполняющим обязанности директора. А с 1 мая 2006 года возглавил государственное предприятие Чукотского автономного округа «Билибинское дорожное ремонтно-строительное управление». 

— С того времени, как начал действовать этот ФЗ, наше предприятие практически парализовано. Конечно, у нас есть заказы, мы даже наращиваем объемы производства. Но для развития предприятия этого недостаточно. Более того, ситуация в нашем районе складывается примерно такая. Когда появляется действительно стоящий заказ, выигрывают его автоматически московские компании. И происходит это так, что нам просто не дают возможности получить работу. Складывается такое впечатление, что этот ФЗ был создан, чтобы уничтожить местный бизнес законным способом. И если это так, то кто же лоббирует такие интересы? Кому выгодно избавиться от местных строителей? Пока это неясно, а «наезд» столичных денег продолжается. Цены на торгах продолжают немыслимо снижать, а это значит, что у таких компаний есть немалые свободные средства. В таких условиях предприятия среднего звена, как наше, не имеют возможности участвовать в торгах. Кроме того, теперь авансовые платежи отменили, поэтому денежные средства возвращаются только после окончания проекта. Это для нас тоже неудобно. А самое плохое — это то, что ни технику, ни людей крупные компании в регион зачастую не привозят, а в основном нанимают местные предприятия на субподряд. Вот и получается, что территорию осваиваем всё равно своими силами, потому что у нас есть необходимый для этого технический и человеческий потенциал. Только вот не хватает крупных заказов. А это означает, что просто нет денег, чтобы работать в условиях действующего законодательства.

— Как вам удается работать в таких условиях?

— Работаем мы только в родном районе. Занимаемся строительством и содержанием постоянных местных дорог и автозимников. Всего в нашем ведении около 1 000 километров транспортных путей. Что касается перспектив, то пакет заказов на сегодняшний день сформирован, долгосрочными заказами мы обеспечены на год-два. Но вот что будет дальше, пока неясно. Москвичи планомерно разоряют наши предприятия, причем даже те, которые работали в районе по 30–40 лет. К примеру, у нашего предприятия через два года юбилей — 50 лет. И несмотря на наш опыт, технический и людской потенциал, мы не можем конкурировать с московскими деньгами. То, что на сегодняшний день у нас есть, составляет всего 30 процентов от необходимого количества заказов. Как развиваться в таких условиях? Придется разориться или пойти на субподряд, что тоже не сможет удовлетворить все потребности нашего предприятия.

Ценное топливо

— Кроме проблем с ФЗ-94 в вашем районе есть еще несколько моментов, усложняющих работу компании. Я имею в виду нефтепродукты, доставка которых осуществляется в ваш регион не так-то просто. А от этого, в свою очередь, зависит всё: цены на услуги, на продукты. А без топлива невозможна работа спецтехники. Получает ли ваше предприятие какие-либо льготы на покупку нефтепродуктов?

  — В нашем регионе, наверное как и везде, всё взаимосвязано. И мы действительно сильно зависим от стоимости топлива. На сегодняшний день за один килограмм топлива мы платим 52 рубля, в то время как в столице та же единица нефтепродуктов обходится в 20 рублей. Разница в цене очевидна. Предприятие «Чукотснаб», занимающееся поставкой топлива, не может предоставить нам никаких льгот, поэтому приходится работать в этих условиях. Это отражается и на стоимости работ, произведенных нашей компанией.

— Много сегодня говорится о создании закона об особом статусе Дальнего Востока. Имеет ли смысл такой проект?

Геннадий АЧАКАНОВ:  
— Закон об особом статусе Дальнего Востока — это реальная необходимость для эффективного развития региона. Взять хотя бы Чукотку, где плотность автодорог и населения одна из самых низких по всей России. Наш район перспективный по своим природным богатствам, уже сейчас ведется освоение новых месторождений, а для этого необходима развитая транспортная инфраструктура. Но при действующем ФЗ-94 мы не можем работать на благо своего района и строить качественные дороги, потому что наш опыт не учитывается при проведении аукционов. Сейчас главную роль на торгах играют только деньги, а не технический и человеческий потенциал предприятий. И это мешает и нашей компании, и территории развиваться. 

— Такой закон не просто нужен, он необходим, если наши власти хотят сохранить местный бизнес в регионах, если они действительно хотят, чтобы отдаленные территории развивались и эффективно осваивались. Сейчас, как я уже говорил, из Москвы идут только деньги и ничего больше. А региону нужны люди, нужна инфраструктура. Климатические и экономические условия у нас и в центре России несравнимы. Взять хотя бы цену на топливо, из которой вытекают стоимость и продуктов, и материалов, и работ. Более того, нельзя в таких разных условиях платить одинаковые налоги. Поэтому для ведения бизнеса на Дальнем Востоке необходимы свои особые условия.

Недоступные кредиты

— Пользуется ли ваше предприятие услугами банков? 

— Конечно, нам приходится брать кредиты. Такая потребность возросла с изменением системы торгов. Теперь для участия в торгах необходимы еще и залоговые суммы, которые заведомо имеются только у крупных компаний. А значит, местные предприятия опять остаются за бортом. Ведь нужно и заработную плату платить достойную, и качественные материалы покупать, и технику привезти, и то же топливо закупить. И цену на торгах мы снизить не можем, чтобы не работать себе в убыток. Получается, что и стоимость лота на торгах неподъемна, и к ней добавляются такие же залоговые суммы. То есть заказы получить нам практически нереально. А для развития нужны деньги. Поэтому идем в банки. Но и тут не обходится без проблем. На Чукотке всего две банковские структуры: филиал ОАО «Колыма» АТБ и ОАО «Сбербанк России». В Сбербанке мы не кредитуемся, потому что его условия и проценты нам совсем не подходят. Поэтому вынуждены пользоваться услугами филиала ОАО «Колыма» АТБ, несмотря на его сумасшедшие проценты. Обращаться в другие финансовые структуры мы также не можем, ведь там нас не знают, поэтому о кредитах речи быть не может. В общем, какую сферу ни взять, везде получается замкнутый на ФЗ-94 круг. Этот закон как будто был создан для того, чтобы крупные московские предприятия могли наживаться. Ведь выгодно это и банкам, и столичным фирмам. Всем, кроме местных компаний, которые с помощью ФЗ-94 планомерно разоряются.

Беседовала Екатерина ВАСЮКОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров