«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (94), июнь 2014
Главная тема

Главная тема 

«БАМ — сплав профессионализма и романтики»

Что побуждало десятки тысяч молодых ребят покидать родные города и посёлки и ехать в таёжную неизвестность — на строительство Байкало-Амурской магистрали? И как в наши дни работают производственные компании, имеющие бамовские корни? Об этом — в интервью с генеральным директором одного из крупнейших мостостроительных предприятий Дальнего Востока — ООО «Мостоотряд-43» Петром МАЙСТРЕНКО. 

 — Пётр Владимирович, в 70-е годы журналисты ввели в оборот словосочетание «бамовская закалка». Что это? Пафос или здесь есть нечто большее?
— А никакого пафоса здесь нет. Но чтобы это понять, нужно вспомнить атмосферу тех лет. Когда в 1974 году ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали, это легло на благодатную почву. Я имею в виду отношение молодежи, которая восприняла «призыв партии и правительства» не в качестве обычного документа, а как БОЛЬШУЮ ИДЕЮ. Это был подлинный энтузиазм, который не в состоянии уничтожить ни время, ни потуги скептиков. 
— А почему молодые люди вместо того, чтобы делать обычную карьеру в родных городах, поехали в неизвестность?
— В советские годы многие ребята были одержимы духом первопроходцев. Вот сейчас советская пропаганда воспринимается этаким махровым анахронизмом. А ведь у этой пропаганды было множество плюсов. В газетных статьях и книгах, в фильмах и спектаклях «красной нитью» проходила главная идея — в жизни всегда есть место подвигу. Если не боевому, то уж точно трудовому. Этим и объясним бамовский феномен, когда парни и девушки ехали на стройку, не зная, в каких условиях они там будут жить и какую зарплату им там будут платить. БАМ был грандиозной стройкой всесоюзного значения. И это в полной мере осознавали все первостроители. Вот, собственно, и ответ на вопрос, что такое бамовская закалка. Это — сплав трудовой самоотдачи, настоящего патриотизма и романтики. И те предприятия, на которых работают бамовцы, даже сегодня могут выполнять производственные задачи самого высокого уровня сложности. Это, кстати, в полной мере относится и к «Мостоотряду-43». 
— Насколько я знаю, лично вы приехали на БАМ в 1976 году, сразу после армии. И куда попали работать?
— Да в наш мостоотряд и попал. На БАМе мостостроители были в особом почёте. Это считалось не просто нужным, но и в определённой степени романтичным делом, ведь мост сам по себе — одно из самых красивых искусственных сооружений на железной дороге. 
— Свой первый мост помните?
— Конечно, первый мост для мостостроителя — это почти как первая любовь. Так что мост через реку Унаха я буду помнить всю жизнь. Хотя потом мостов в моей бамовской жизни было более чем достаточно. Коллектив МО-43 построил сотни мостов по трассе БАМ. И по прилегающим автодорогам, в том числе через реки Олонгро, Дёсс, Брянта, Средняя Ларба, Гилюй, Уркан… Перечень можно продолжать долго. Да о чём говорить, если первым мостом, который сдал в эксплуатацию наш мостоотряд, был переход через реку Тында, в одноимённой столице БАМа. 
— После окончания строительства БАМа большинство бамовских организаций продолжило свою деятельность. И нетрудно догадаться, что «Мостоотряд-43» также был задействован при реализации других проектов в сфере транспортного строительства. А как вы пережили 90-е годы, когда многие промышленные предприятия прекратили своё существование?
— Для «Мостоотряда-43» это также было тяжёлое время. Но мы выжили, хотя и с большим трудом. И не просто выжили, но и заняли серьёзные позиции на отраслевом рынке территории. Чтобы не быть голословным, я вам приведу конкретные цифры. Только за три последних года построили 25 искусственных сооружений. Общая протяжённость построенных нами объектов составила 1 тысячу 633 погонных метров, общий объём смонтированных стальных конструкций превысил 6 тысяч 700 тонн, а общий объём использованного на строительстве сборного железобетона равняется 9 тысячам 100 кубометрам. Помимо этого, мы уложили 17 тысяч 600 кубометров монолитного железобетона. Также показательна ситуация и с пробуренными нами скважинами, общая длина которых превышает высоту Эвереста на 26 метров. Если же перевести все озвученные мной цифры в финансовые объёмы, то за трёхлетний период мы освоили 3 миллиарда 714 миллионов рублей. И стоит отметить, мы ведём строительство в суровых условиях северной строительной климатической зоны. Что, собственно, не удивительно, ведь наше предприятие было образовано в 1972 году, то есть более четырёх десятилетий назад, и все эти годы оно работало именно в северной строительной климатической зоне. Так что мы не просто пережили тяжёлые постперестроечные времена, но и на бамовской основе создали одну из самых успешных отраслевых компаний территории. 
— А можно о постперестроечных проблемах поподробнее? Мне рассказывали, что к этому времени вы, Пётр Владимирович, успешно занимались бизнесом. Но в какой-то момент вернулись в мостоотряд на должность руководителя и сумели вновь возродить предприятие. Это правда?
— Я не хотел бы акцентировать внимание на своих заслугах. Да, в тот период нам было тяжело. Да, к началу 2001 года в штате мостоотряда числилось всего три человека. Да, счета организации были пустыми. Но знаете, кто на своих плечах вытянул наш мостоотряд и вновь превратил его в одну из самых успешных и востребованных на рынке компаний? А я вам отвечу — бамовцы. Те, кто строил Байкало-Амурскую магистраль и сохранил верность своему делу. Вот из них мы сформировали новый костяк ООО «Мостоотряд-43». 
— Да, я знаю, что ваша компания — одна из самых крупных мостостроительных структур Дальнего Востока. По крайней мере, именно ваше предприятие работает в рамках наиболее значимых отраслевых проектов территории. Таких, как федеральные автотрассы «Амур» и «Лена», как железные дороги Беркакит—Томмот—Якутск и Улак—Эльга, как строительство инфраструктурных объектов нефтепровода ВСТО, как множество других чрезвычайно важных для территории заказов. Да о чём говорить, если построенный вами в 2011 году мост через реку Менда многие специалисты называют одним из образцовых в вашем отраслевом сегменте. И это лишь один из штрихов к портрету ООО «Мостоотряд-43». Но я хотел бы вернуться к людям, которые у вас работают. Бамовцев у вас осталось много?
— Достаточно, хотя сами понимаете — со времени укладки «золотого звена» на БАМе прошло три десятка лет. Но бамовцы по-прежнему остаются гордостью и опорой компании. Среди них хотелось бы отметить многих, однако это будет слишком большой перечень. Но некоторых всё же отмечу. Например, наш крановщик Василий РОМАНОВ, который не только ударно работал на БАМе и отдал делу мостостроения почти четверть века, но и стал родоначальником трудовой династии. Его сын теперь работает прорабом в нашей организации. Династии — это, кстати, отличительная черта БАМа. Я ещё помню, как некоторые экономисты рассуждали: да никто здесь, на Дальнем Востоке, не останется, построят комсомольцы магистраль и разъедутся по домам. Однако время всё расставило по своим местам. На БАМе не только рождаются люди, но здесь они продолжают дело своих родителей. Характерный пример — наш главный инженер Владимир КУЧКИН. Сам он родом из бамовского посёлка Лопча. Родители, разумеется, бамовцы, так что парень воспитывался в той самой среде, имя которой — первостроители. И вот результат — Владимир окончил Дальневосточный университет путей сообщения, пришёл к нам на работу и за короткое время дорос до должности главного инженера. Причём знаете, что интересно? Ведь дело тут не только в его профессионализме, хотя это также важный момент, но еще и в истинно бамовской увлечённости, в истинно бамовской преданности своему делу. Вот она, та самая бамовская закалка, с которой мы и начали наш разговор. Или вот пример — ведущий инженер нашего ПТО Александра САЛЬНИКОВА. Она приехала на БАМ в 1981 году. Начинала работать мастером в бригаде бетонщиков, то есть посвятила себя труду однозначно нелёгкому. И вместе со всем предприятием пережила и бамовский взлёт, и постперестроечные проблемы, и нынешнее возрождение компании. И таких людей у нас хватает. Бамовцы были и остаются нашей опорой. Я вам так скажу, на таких людях не только предприятие, на них страна держится. Не случайно многие наши работники отмечены высокими правительственными наградами. Хотя самая главная награда для каждого из них — доброе имя. Доброе имя профессионала, человека и, конечно же, бамовца. Во многом благодаря этому ООО «Мостоотряд-43» и сегодня работаем в бамовском режиме и с бамовским же профессионализмом. Это не только наша история, но и наша современность. Иначе и не скажешь. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ 
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров