«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (79), декабрь 2012
Главная тема

Главная тема 

«Управляющие компании — это потенциальные банкроты»

Коммунальный сектор работает в непростых условиях. И проблем здесь хватает. Каких именно? Об этом мы и побеседовали с одним из самых опытных специалистов Хабаровска. Руководитель ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие» Николай ПАНИН вот уже 35 лет работает в сфере ЖКХ. И его мнение, в этой связи, обладает особой ценностью.

Разная степень рисков

Досье БГ

ПАНИН Николай Васильевич родился 8 июля 1951 года в селе Дежнёво ЕАО. Работал в дорожной отрасли, служил в армии. В 1977 году окончил Хабаровский политехнический институт. Начиная с 1978 года трудился в системе КЭЧ, где занимал должности главного инженера и начальника домоуправления № 8. Несколько лет назад создал и возглавил ООО «Ремонтно-эксплуатационное предприятие». Обладатель нескольких ведомственных и муниципальных наград за заслуги в коммунальной отрасли. 

— Николай Васильевич, по мнению многих участников рынка, взаимоотношения между управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями складываются непросто. В чем суть проблемы?

— Проблемы, действительно, есть. И суть тут вот в чем. И управляющие компании (УК), и ресурсоснабжающие организации (РСО) оказывают населению конкретные услуги. Какие именно — расшифровывать не стоит, ведь всё это подробно отражено в Жилищном кодексе и других нормативных актах. Вроде бы всё тут понятно и прозрачно. Но! Любая услуга, естественно, должна быть оплачена. И вот тут-то возникает перекос. Согласно новым правилам, обозначенным в постановлении правительства № 354, управляющие компании должны обращаться в РСО для заключения договора о ресурсоснабжении. В итоге именно УК становятся нормативно оформленными исполнителями коммунальных услуг. То есть на нас ложится ответственность перед РСО за своевременную оплату поставленных населению ресурсов. В первую очередь горячей и холодной воды, электроэнергии, тепла и газа. А теперь — главное. Собственники жилья далеко не всегда исправно платит по своим счетам. И теперь это становится настоящей головной болью не РСО, а непосредственно управляющих компаний. Мы просто не в состоянии обеспечить стопроцентный объем оплаты за коммунальные услуги, поскольку зависим от платежеспособности и ответственности населения. Но обязательства перед РСО мы, тем не менее, должны выполнить в полном объеме и в строго установленные сроки. Понимаете? Если вести речь о степени рисков, связанных с неплатежами, то УК и РСО находятся в неравных условиях. Получается, что управляющие компании должны здесь и сейчас, а задолженность населения никого не интересует. И где тут логика? С какой стати мы должны работать сборщиками не принадлежащей нам задолженности? Почему мы должны собирать долги населения перед РСО, коль скоро не имеем к этим долгам никакого отношения? Могу сказать, что при существующих отраслевых схемах мы регулярно несем серьезные убытки. По сути, в первую очередь мы должны гасить задолженность перед РСО и только потом расходовать средства на решение задач по ремонту и содержанию многоквартирных домов. Иначе соответствующие суммы (и суммы не маленькие) будут списывать с наших счетов в судебном порядке. 

— А к чему может привести такой перекос во взаимоотношениях УК и ресурсосберегающих структур?

— При такой схеме взаимодействия с ресурсосберегающими организациями, большинство УК является потенциальными банкротами. К сожалению, в сегодняшнем формате коммунальный рынок в нашей стране откровенно непрозрачен. А последствия могут быть необратимыми. Вот представьте, что будет, если начнется процесс банкротства реально работающих управляющих компаний. Причем компаний с многолетним опытом. К чему это приведет? А я вам отвечу — на рынок придут фирмы-однодневки, с одной очень определенной целью — собрать с населения как можно больше денег и раствориться. А в итоге проигравшей стороной в очередной раз окажутся простые люди. Так что модель взаимодействия УК и ресурсоснабжающих организаций необходимо менять.

— Каким образом?

— На мой взгляд, было бы логичным разделить счета. Как это и было раньше. И пусть население напрямую рассчитывается с ресурсоснабжающими организациями. Второй вариант — работа управляющих компаний с РСО в рамках агентских договоров.

Проблемы решаемы

— Но ведь некоторые люди имеют задолженность и перед управляющими компаниями. Как непосредственно вы решаете эту проблему?

— К этому вопросы мы подходим достаточно гибко. Долги ведь разные бывают. У каждого человека может возникнуть тяжелая ситуация. Поэтому мы решаем проблемы индивидуально. У нас выстроен нормальный диалог с жильцами. Мы стараемся убеждать людей, что неплатежи отдельных граждан отражаются на качестве обслуживания всего дома. Собственники нас, как правило, понимают. Другой вопрос — хроническая задолженность, когда долги копятся годами. Вот тут ситуацию нужно решать кардинально, причем на нормативном уровне. И я мог бы внести свое предложение. Вот смотрите, по закону УК фактически не могут выставить человека из квартиры на улицу. Даже если он в течение нескольких лет не платил за свое жилье ни копейки. В то же время многие ответственные граждане годами живут в бараках. Без водоснабжения, без отопления, без других коммунальных услуг. И не имеют никакой возможности купить нормальное жилье. Так давайте на уровне нового нормативного акта узаконим иную схему взаимоотношений со злостными неплательщиками. По принципу — вы, гражданин, не в состоянии оплачивать коммунальные услуги? Так переселяйтесь в барак. Там плата за жилье минимальна. На улицу вас никто не выбрасывает. Как-никак, жилплощадь вам предоставляют. А законопослушный человек пусть переселяется из барака в вашу благоустроенную квартиру. Это будет и логично, и справедливо. Это, так сказать, одна из схем, которая может быть внедрена в правовом поле. Да, для этого требуется принять новые и скорректировать старые нормативные акты. Но это уже прерогатива наших депутатов. Впрочем, на тему ветхого жилья можно говорить долго. Это, так сказать, непосильная ноша для управляющих компаний. Коммунальные сборы в бараках, повторюсь еще раз, минимальны. На эти деньги просто невозможно привести в порядок дома и дворовые территории. Но предъявляемые к нам требования остаются довольно жесткими. А на какие средства мы можем произвести тот же ремонт ветхого жилья? Это просто нереально. И было бы логично, если бы этот вопрос решали муниципальные власти. Хотя мы понимаем, что без поддержки из федерального бюджета тут не обойтись. 

Николай ПАНИН:
— В последние годы у участников рынка всё чаще возникает простой вопрос — неужели не понятно, что правительственное постановление № 354 вольно или невольно подталкивает управляющие компании к банкротству? По моему мнению, необходимо вернуться к схеме разделения счетов. И пусть население напрямую рассчитывается с ресурсоснабжающими структурами. 

— Сколько всего домов обслуживается вашей управляющей компанией?

— Мы обслуживаем 73 жилых здания в Центральном и Кировском районах Хабаровска.

— Николай Васильевич, вы вот уже 35 лет работаете в коммунальной отрасли. И, разумеется, обладаете большим производственным опытом. Что лично для вас является приоритетом в работе?

— Порядочное отношение к людям и безупречное выполнение своих обязательств. Только так и никак иначе. Мы работаем для того, чтобы жизнь наших земляков была комфортной и вообще удобной. Это касается и ремонта, и содержания домов, и благоустройства домовых территорий, и многих других аспектов. Не случайно мы постоянно участвуем и занимаем призовые места в конкурсах «Лучший ледовый городок», «Лучший двор», «Городские цветы» и так далее. По моему мнению, наше население достойно, скажем так, красивого быта. И мы должны этот быт обеспечить. Это наша прямая обязанность. Кроме того, наши сотрудники четко знают, что происходит в каждом нашем доме, в каждом нашем подъезде. Ведь все возникающие у людей проблемы должны решаться быстро и эффективно. Не случайно мы с самого начала своей отраслевой деятельности создали мобильную диспетчерскую службу, которая реагирует на все требования собственников. Эта работа у нас отлажена достаточно грамотно. И я уверен — если коммунальный сектор будет развиваться по нормальным правилам, мы сможем работать еще более эффективно и динамично. 

 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров