«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (91), март 2014
Главная тема

Главная тема 

«Мы вносим свои предложения на основе фактов и цифр»

О том, как должен развиваться строительный комплекс Якутии, можно говорить долго. Но председатель коллегиального совета НП СРО «Союз строителей Якутии» и директор ООО СК «Северный дом» Яков ЕФИМОВ предложил иной вариант — мол, специалисты нашей саморегулируемой организации подготовили аналитическое исследование. Вы посмотрите, и тогда уже можно будет о чем-то говорить. Мы посмотрели. И выяснилось — речь идет, действительно, об очень интересном документе, с конкретными цифрами и фактами. После этого и состоялось наше интервью. 

Копеечный расчет

— Яков Ананьевич, мы общались со многими вашими коллегами — руководителями строительных компаний Якутии. И все они одной из основных проблем называют кадровый голод.

Справка

Только цифры: По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РС (Я) и ГУП «РЦЦС РС (Я)», общая численность госслужащих составляет в Якутии 35 тысяч 844 человека. Средняя зарплата чиновника составила 53 тысячи 796 рублей. При этом во всем строительном комплексе республики работает 21 тысяча 508 человек. Средняя зарплата рабочего-строителя 4-го разряда составляет 37 тысяч 822 рубля. 
— Проблема, на самом деле, существует. Но начать мне хотелось бы с того, что строительный комплекс был и остается одной из важнейших отраслей российской экономики. И в Якутии в том числе. Не случайно, по официальным данным в строительстве работает около 10 процентов трудоспособного населения страны, то есть каждый десятый налогоплательщик в государстве — это именно строитель. Приведу и другую показательную цифру, касающуюся непосредственно нашей республики. Около 9 процентов ВРП в Якутии приходится непосредственно на строительную отрасль. Кроме того, по итогам 9 месяцев 2013 года строительные компании территории заплатили в бюджеты всех уровней (в виде налогов) свыше 4 миллиардов 322 миллионов рублей.
   Казалось бы, наша отрасль по-прежнему остается в числе системообразующих. Но при этом уровень зарплат в строительной сфере далек даже от средней заработной платы по экономике в РС (Я). По сути, сейчас нормально зарабатывать на стройке довольно сложно. И я хотел бы заметить, что речь в нашем случае идет о Якутии, то есть о регионе с тяжелыми природно-климатическими условиями. Проще говоря, труд тяжелый, да еще и неблагодарный в финансовом отношении. 
— А сколько зарабатывают строители? Например, квалифицированные рабочие? 
— Чтобы не быть голословным, я вам приведу такие цифры. Согласно сметным расчетам в строительстве, средняя зарплата работника 4-го разряда, то есть вполне квалифицированного специалиста, составляет 37 тысяч 822 рубля. Это в Якутии, где все цены значительно выше, нежели в подавляющем большинстве других регионов страны, а условия труда не в пример тяжелее, в силу климатических особенностей.
Теперь — другой пример. Мы специально узнавали и выяснили, что зарплата продавца-консультанта в большинстве салонов сотовой связи Якутска колеблется в пределах 40–45 тысяч рублей. Получается, что один человек, имея профильное образование, работает на стройке, не разгибая спины, за 37 тысяч рублей, а другой в тепле и комфорте продает мобильники, получая при этом 45 тысяч. Поймите меня правильно, я никого не критикую. Я в принципе не привык заниматься критикой. Моя стезя — строительство, а не общественные дискуссии. Но при такой ситуации нам, участникам рынка, крайне тяжело мотивировать жителей Якутии на работу в строительном комплексе. Человек хочет за свой труд получать нормальные деньги. Не запредельные, а просто нормальные, при которых он сам и его семья смогут чувствовать себя комфортно. Но пока мы не можем предлагать людям справедливые зарплаты. 

Мы всё изучили

— Почему сложилась такая ситуация в строительстве?
— А я объясню. Тем более что сотрудники НП СРО «Союз строителей Якутии» серьезно занимались этим вопросом и подготовили полноценное аналитическое исследование о состоянии строительной отрасли. Поэтому могу со всей ответственностью сказать: проблема заключается как раз в сметных расчетах, которые не учитывают элементарные вещи. Вот смотрите, всеми вопросами ценообразования в строительной отрасли Якутии занимается ГУП «РЦЦС РС (Я)». Именно сотрудники этой структуры на основе своих методик вычисляют и публикуют данные, которые впоследствии включаются в сметную стоимость. В том числе речь идет о зарплате строителей. И вот что получается. Если средняя зарплата по республике, по итогам 9 месяцев 2013 года, составила 42 тысячи 988 рублей, то согласно сборникам утвержденных сметных цен на строительные материалы, оплату труда рабочих и оплату эксплуатации строительных машин и механизмов уровень месячной оплаты рабочего-строителя 4-го разряда (по состоянию на III квартал 2013 года) составил 37 тысяч 822 рубля. 
— Получается, что зарплата рабочего-строителя 4-го разряда не дотягивает даже до средней по республике?
— Совершенно верно. И, конечно же, на наш взгляд, этот дисбаланс надо менять. Повторюсь, я никого не критикую. Тем более что снижение престижа строительных профессий произошло не за один день. Но если мы хотим, чтобы строительный комплекс развивался эффективно и поступательно, в соответствии со стратегическими государственными задачами, надо выравнивать положение с заработными платами в отрасли. Иначе привлекать работников из числа местного населения нам будет еще труднее. 

Скупые данные

— А как обстоит дело с зарплатами в других отраслях экономики? И насколько они отличаются от зарплат в строительном комплексе?
— Для сравнения предлагаю пользоваться данными официальной статистики. И возьмем в качестве временного показателя 9 месяцев 2013 года, на основе чего и сравним зарплату строителей с доходами работников, задействованных в других отраслях: средняя зарплата на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, составила 73 тысячи 169 рублей; средняя зарплата в компаниях, занимающихся финансовой деятельностью, составила 61 тысячу 663 рубля; средняя зарплата в органах государственного управления составила 53 тысячи 796 рублей; средняя зарплата транспортных компаниях и на предприятиях связи составила 53 тысячи 518 рублей; а средняя зарплата рабочих-строителей, напомню, составила 37 тысяч 822 рубля. 
Как говорится, цифры говорят сами за себя. 
— Но зарплата в строительстве, наверняка, влияет и на другие отраслевые аспекты?
— Конечно, ведь низкий размер фонда оплаты труда в строительстве негативно влияет на накладные расходы, нормативную сметную прибыль и другие составляющие. В итоге всё это отражается и на конкурентоспособности отраслевого рынка. 

Северная специфика

— Не секрет, что в северных регионах страны промышленники вообще испытывают множество проблем, связанных со специфичными природно-климатическими и транспортными условиями. Это так?
— Я не стал бы тут говорить о каких-то особых проблемах, поскольку мы к ним давно привыкли и работаем в тех условиях, которые есть. От этого никуда не денешься. Но уровень цен, разумеется, отражается и на нашей конкурентоспособности. 
— О каком ценовом уровне вы говорите?
— К примеру, если в европейской части страны стоимость тонны дизельного топлива составляет в среднем 30 тысяч рублей, то у нас он равняется 42 тысячам 500 рублям. И это только один, маленький штрих. То же самое можно сказать и об энерготарифах, и о ценах буквально на все товары и услуги. По сравнению с западными компаниями мы в принципе обременены множеством дополнительных расходов, начиная от уже упоминавшейся стоимости дизтоплива и заканчивая необходимостью выплачивать своим сотрудникам северные коэффициенты и надбавки, а также оплачивать проезд к месту отдыха и обратно, что, конечно же, влияет на экономику любого предприятия. Так что убыточность строительного комплекса нашей республики — вполне объяснимый фактор. 

Реальные убытки

— Убыточность реальная или вы говорите о том, что ждет строителей в ближайшем будущем?
— По итогам 9 месяцев 2013 года убытки предприятий строительного комплекса Якутии составили без малого 2 миллиарда рублей. На этот результат как раз и повлияла общая проблемная ситуация на строительном рынке. 
— Сколько человек в Якутии работают в производственных компаниях, непосредственно связанных со строительством?
— Сейчас в строительстве задействовано гораздо меньше людей, чем в других отраслях. Я имею в виду, конечно же, Якутию. Например, в системе образования у нас трудится 69 тысяч 959 человек. На предприятиях, занятых добычей полезных ископаемых — 38 тысяч 673 человека. В органах государственного управления — 35 тысяч 844 человека. В учреждениях здравоохранения – 35 тысяч 695 человек. А в строительстве – 21 тысяча 508 человек. 

Как было раньше

— А как развивалось строительство в Якутии в советские годы?
— И в Якутии, и вообще в стране строители были рабочей элитой. Но на Севере это чувствовалось особенно. У нас в школе, например, все мальчишки хотели стать или строителями, или шоферами. И не мудрено. Зарплата квалифицированного строителя составляла 750 рублей и выше, зарплата дальнобойщика – минимум 500 рублей. 
— А кем хочет быть сегодняшний школьник?
— Мы строим школы и часто встречаемся со школьниками. И на вопрос, кем они хотят стать в будущем, какую профессию хотят выбрать, зачастую старшеклассники отвечают, что они мечтают стать экономистами, юристами, полицейскими и просто начальниками. Но я никогда не думал, что престиж строительных профессий упадет настолько. Мы посчитали, что в 1990 году в строительной отрасли Якутии работало без малого 100 тысяч человек. Сейчас — чуть больше 21 тысячи. Вот вам наглядная динамика падения престижа.

Что делать?

— А можно ли в принципе выправить дисбаланс между зарплатами тех же нефтяников и строителей? 
— Честно говоря, это не уровень моей ответственности, чтобы думать о выравнивании такого дисбаланса. Для меня и моих коллег важно в спокойном формате, без ненужных страстей привлечь внимание к проблемам строительного комплекса. Важно понять, что реальное повышение престижа строительной профессии позволит решить несколько серьезных задач. Во-первых, это влечет за собой и повышение качества построенных объектов. Во-вторых, решает проблему занятости населения, особенно местной молодежи. Наконец, в-третьих, способствует развитию региональной экономики в целом. 
— Понимают ли это руководители республиканского центра ценообразования в строительстве, формирующие отраслевые сметы?
— Мне сложно говорить о схемах формирования смет в ГУП «РЦЦС РС (Я)», поскольку я там, как вы понимаете, не работаю. Кроме того, в чем-то обвинять конкретных руководителей или конкретные структуры — дело бесперспективное. Да и ненужное, поскольку проще всего кого-то за что-то раскритиковать, а вот предложить свой вариант решения проблемы куда как сложнее. И для нас главное — наладить продуктивный диалог между властью и бизнесом. Ведь все мы — и чиновники, и строители — живем и работаем на родной для нас земле. И всем нам очень важно, чтобы эта земля процветала. Ради нас самих и наших родных и близких. Так что я надеюсь, что озвученные нами проблемы будут услышаны. Мы же не преследуем какие-то корпоративные интересы. Мы говорим о том, что строительство вновь должно становиться локомотивом региональной экономики. От этого, честное слово, все только выиграют. 
— Каким образом можно выровнять ситуацию с зарплатами и вообще ценообразованием в строительной отрасли? 
— Мы уже озвучивали свои предложения по этому поводу. В частности, мы предлагаем строительному комплексу Республики Саха (Якутия) присоединиться к Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов РФ (ФОС) на 2014–2016 годы, которое было подписано в ноябре 2013 года. Этот документ регулирует применение увеличивающего коэффициента (в параметрах не менее 1,2) к прожиточному минимуму в том или ином регионе для расчета минимального размера месячной тарифной ставки в строительной отрасли. 
— Скажите, а эти рекомендации соответствуют иным отечественным нормативным актам? 
Яков ЕФИМОВ:
Уровень зарплат в строительной отрасли далек даже от средней заработной платы по экономике в РС (Я).   Согласно сметным расчетам в строительстве, средняя зарплата работника 4-го разряда составляет 37 тысяч 822 рубля.  При этом,  средняя зарплата в компаниях, занимающихся финансовой деятельностью, составила 61 тысячу 663 рубля; средняя зарплата в органах государственного управления составила 53 тысячи 796 рублей,  средняя зарплата на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, составила 73 тысячи 169 рублей. Но при такой ситуации  участникам рынка, крайне тяжело мотивировать жителей Якутии на работу в строительном комплексе. 
Необходимо в обязательном порядке учитывать  в сметах северные надбавки и коэффициенты.
— Да, соответствуют. Я вам конкретный пример приведу. Есть приказ Минрегиона РФ № 322, согласно которому прогнозные индексы изменения стоимости строительства должны разрабатываться ежеквартально. Грубо говоря, территориальный орган не успел выпустить квартальный сборник текущих цен в строительстве? Не беда, ситуацию выправят прогнозные индексы, которые позволяют правильно рассчитывать отраслевое ценообразование.

Всё нужно учитывать

— Должны ли учитываться в сметах северные надбавки и коэффициенты?
— В обязательном порядке. Об этом мы тоже писали в своем аналитическом исследовании. Да это, казалось бы, вообще не повод для обсуждения. Мы все работаем в рыночных условиях. Соответственно, любые дополнительные затраты бьют по экономике предприятия. И коль скоро наши производственные компании выплачивают коэффициенты, предусмотренные законодательством для территорий Крайнего Севера и приравненных к ним районов, значит, это должно чем-то компенсироваться. Самый простой вариант — включать эти выплаты в сметную стоимость, в графу «фонд оплаты труда». Тогда всё будет прозрачно и справедливо. 
— Если ваши предложения будут приняты, насколько это увеличит зарплату строителей?
— По нашим расчетам, минимум на 48 процентов. Навскидку, от сегодняшней зарплаты рабочего-строителя 4-го разряда, это увеличение составит 15 тысяч рублей. Соответственно заработная плата такого специалиста будет равняться 50 тысячам и выше. 
— Но это же совсем немного. Особенно для такой непростой отрасли, как строительство. 
— Мы реалисты и понимаем, что невозможно добиться всего и сразу. Тем более при своих расчетах мы руководствовались еще и государственным интересом. Поскольку если в сметной стоимости будут увеличены параметры, связанные с фондом оплаты труда, и произойдет это по предлагаемой нами схеме, то удорожание стоимости строительства не превысит 5 процентов. 
— В столь сложных условиях вы еще и думаете о государственном интересе? 
— А строительство само по себе выполняет задачи государственной значимости. Особенно у нас на Севере. Ведь если тут будут жить и работать люди, если у нас станут появляться новые промышленные, транспортные и социальные объекты, значит, перспективы у территории есть. Значит, Якутия будет жить и развиваться. А для нас это самое главное. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров