«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (91), март 2014
Главная тема

Главная тема 

Человек и АПК

Чурапчинский район Республики Саха (Якутия) является одной из наиболее высокоразвитых сельскохозяйственных территорий региона. И продукция от местных сельхозпроизводителей уже давно полюбилась жителями многих населенных пунктов региона. При этом, по мнению главы Чурапчинского улуса Андрея НОГОВИЦЫНА, для эффективного развития сельского хозяйства одних отраслевых программ недостаточно. Нужно всеми силами побуждать местных жителей участвовать в развитии агропромышленного комплекса. Только в такой схеме — человек и АПК — можно добиться успеха. 

Основные направления

 — Андрей Тимофеевич, какие сельскохозяйственные направления в Чурапчинском улусе являются приоритетными?
 — Это, в первую очередь, животноводство, скотоводство и коневодство. Хотя и растениеводство у нас также присутствует. 
 — В какие населенные пункты и районы Якутии поставляется мясо и молочная продукция от чурапчинских производителей?
 — В первую очередь мы обеспечиваем своей продукцией, конечно же, население своего улуса. Без ложной скромности скажу, что наши мясные и молочные продукты на удивление вкусные и, конечно же, экологически чистые. Именно поэтому их уже давно полюбили жители Якутска, Томпонского, Усть-Майского и других районов Якутии. 
 — А как вам удалось не просто сохранить, но и, в определенной степени, нарастить сельскохозяйственные объемы? Ведь после 1991 года многие российские колхозы и совхозы просто обанкротились. 
 — Да, у нас всё получилось несколько по-другому. Открою небольшой секрет — вот почему в начале девяностых годов в нашей стране не прижились фермерские хозяйства? Особенно на западе страны, где, казалось бы, и рынки сбыта есть, и дороги по большому счету нормальные, не в пример якутским? А я вам отвечу — фермеры не смогли работать потому, что развалилась единая система закупок. Грубо говоря, продавать мясо, молоко и другую продукцию стало некому. А вот в Чурапчинском районе всё получилось не так.
   Здесь, с одной стороны, стали поддерживать мелкие крестьянские хозяйства и личные подсобные хозяйства, а с другой — сохранили единую производственную перерабатывающую структуру, которая и скупала продукцию у населения. Далее наступил иной этап — были созданы животноводческие, скотоводческие и коневодческие сельхозкооперативы, но при этом опять-таки сохранил свои позиции закупщик и производитель-переработчик — сельскохозяйственный потребительский кооператив «Чурапча». То есть, при всех изменениях в отрасли АПК мы никогда не разрывали важную цепочку: хозяйство (производство)—закуп—переработка—сбыт. В итоге наши активы в сфере АПК не просто сохранились, они еще и успешно работают. В соответствии с новыми потребительскими стандартами.

Медали «Чурапчи»

 — Насколько известно, продукция кооператива «Чурапча» известна далеко за пределами Якутии. В каких выставках вы принимали и продолжаете принимать участие?
 — Перечень тут большой. В частности, наше предприятие отмечалось высокими наградами на выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Хабаровске и других крупных городах России, а также во Франции, в Германии, Японии и Китае. И это еще не весь список. 
 — Создается впечатление, что у вашего агропромышленного комплекса проблем нет в принципе. Это так?
 — Да что вы! Проблем более чем достаточно, поскольку сама сельскохозяйственная отрасль весьма специфична и подвержена серьезным рискам. Особенно в северных регионах, где отсутствует современная логистика, а все производственные составляющие, включая дизельное топливо, ГСМ, запчасти и так далее, стоят очень дорого. Но дело даже не в этом. Одной из наших основных проблем является сама структура сельскохозяйственных предприятий. По нашему мнению, сейчас настала пора отраслевого укрупнения. К сожалению, когда в хозяйстве находится, например, три коровы, вряд ли можно вести речь о какой-то модернизации коровника.
   В то же время вариант с огромными сельхозпредприятиями по советской системе у нас тоже не актуален. Слишком затратное производство. По сути, лучшим решением вопроса здесь должен стать кластерный подход. Вот над этим мы сейчас и работаем. Также у нас есть проект создания семейных ферм. И это — особенно интересная история, имеющая несколько важных аспектов. 
 — Каких именно?
 — Ну вот смотрите, серьезной проблемой для всего сельского хозяйства, и особенно для АПК на Севере России является отток молодежи в крупные города. Увы, всё меньше ребят хотят работать на селе. И при такой ситуации будущего у сельскохозяйственной отрасли просто нет. Как можно решить проблему? Путей здесь всего два. Во-первых, сельскохозяйственный бизнес должен стать привлекательным именно как бизнес. То есть молодой человек сможет воспринимать свою работу уже с позиции предпринимателя. По принципу: это мое дело. Этим делом занимался мой отец, занимаюсь я и будут заниматься мои дети и внуки. Ну и зачем ему при таком раскладе ехать в город, где он станет наемным работником? А здесь он — хозяин, он сам структурирует процесс производства и другие составляющие бизнеса.
Но для того чтобы такой вариант стал реальностью, необходима серьезная отраслевая модернизация. Для проведения которой своих ресурсов у наших сельчан не хватит. Вот поэтому мы и входим как в региональные программы развития сельского хозяйства, так и внедряем в этой связи свои собственные, улусные проекты. 
   Ну а во-вторых, удерживать молодого человека на селе должен не только бизнес, но и элементарное качество жизни. Когда у него в доме тепло, светло и вообще комфортно, когда он ездит по нормальным дорогам, когда его ребенок ходит в хороший детсад и школу, когда в местных магазинах есть полноценный набор товаров и когда у любого есть возможность для нормального отдыха в своем населенном пункте — никто отсюда не уедет. А зачем? В той же Москве большинство людей живет между домом и работой. И в театр выбираются, в лучшем случае, три раза в год. Так что сохранить молодежь в сельском хозяйстве можно лишь двумя способами: хорошими условиями для ведения бизнеса и высоким качеством жизни. Вот над этим мы сейчас и работаем. 

Всё для людей

 — Это правда, что вы проводите конкурсы среди тех предпринимателей, которые планируют системно развивать сельское хозяйство?
 — А как же? Конечно, проводим, и победители обязательно получат нашу административную поддержку. Я ведь не случайно сказал, что у нас действует несколько федеральных, республиканских и районных программ по поддержке сельхозпроизводителя. Включая, кстати, и типично молодежные проекты. Но помимо этого мы еще и определяем наиболее перспективные направления, предлагаемые самими людьми. 
 — То есть, народ представляет и защищает свои проекты?
 — Совершенно верно. В частности, таким проектом является идея создать в селе Мындагай современный коровник со всем технологическим циклом. Причем одновременно с этим здесь планируется построить комфортное жилье и всю социальную инфраструктуру. Вот он, симбиоз бизнеса и качества жизни, о котором я вам уже и говорил.
   Второй проект — агрокластер «Чаран» (на базе шести семейных ферм) в Мугудайском наслеге. Там сама география способствует развитию сельского хозяйства, поскольку наслег расположен вдоль федеральной автотрассы «Колыма», что решает проблему транспортной доступности. Вдобавок рядом находится перерабатывающий комбинат. Будем рассматривать и другие проекты по развитию сельского хозяйства. В этом плане мы находимся еще в начале пути. Но перспективы у нас есть. 
 — Хотелось бы спросить о качестве жизни. В этом году у вас в районе будет сдан новый детский сад. Это так?
 — Да, эту проблему мы решаем в соответствии с федеральными, республиканскими и районными задачами. В результате один из детских садов будет сдан в текущем году. Его построят в соответствии с проектом Всемирного банка.
    Другой детсад, надеюсь, появится у нас в 2016 году. И тогда проблема с местами в дошкольных учреждениях будет полностью решена. Впрочем, у нас тут вообще есть над чем работать, если уж мы говорим о качестве жизни. За пять лет мы планируем изменить в лучшую сторону ситуацию с муниципальными дорогами, поскольку на сегодняшний день лишь 20 процентов наших дорог обладают твердым покрытием. Также, с помощью газовых ресурсов, мы рассчитываем провести центральное отопление в 500 дворов Чурапчинского улуса. И это лишь малая часть того, что нам предстоит сделать. Результаты, я думаю, начнут проявляться уже в ближайшее время. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ 
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров