«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (90), январь 2014
Главная тема

Главная тема 

«В производстве всё должно быть сбалансировано»

«Комплексная проектная компания» — одна из самых известных в регионе отраслевых организаций. Сотрудники организации работали на самых значимых объектах Дальнего Востока. При этом именно ЗАО «КПК» выполняет весь комплекс профильной деятельности, включая изыскания, геологию, подготовку проектной, проектно-сметной и рабочей документации и так далее. Все работы выполняются «под ключ».  О наиболее значимых проблемах в отрасли — в интервью с генеральным директором ЗАО «КПК» Дмитрием ЛАПТЕВЫМ. 

О законах

— Дмитрий Вячеславович, руководители многих производственных компаний одним из самых значимых событий 2014 года называют вступление в силу ФЗ-44 «О федеральной контрактной системе». По принципу — наконец-то пресловутый ФЗ-94 остался в прошлом. Что вы думаете по этому поводу?
— По этому поводу я бы не стал высказывать ни радости, ни пессимизма. Хотя бы потому, что любой закон, особенно в нашей стране,— это не просто нормативный акт, а еще и особенности правоприменительной практики.
   То есть сам ФЗ может быть плохим или хорошим — не важно. Главное, как он исполняется. Ведь даже в рамках того же ФЗ-94, при его разумном применении, можно было работать более или менее нормально. Но в итоге мы наблюдали сплошные перекосы. Это, так сказать, первый момент. Есть и второй, я часто общаюсь и со своими коллегами, и с чиновниками разных уровней. И когда я прочитал проект закона № 44, то стал спрашивать мнение и всех этих людей — мол, как вам новый ФЗ? Так вот многие отвечали примерно так: а он нам непонятен, этот нормативный акт. И непонятен именно в силу своей потенциальной правоприменительной практики. К ФЗ-94 мы уже привыкли и знали, что в случае возникновения тех или иных нюансов можно обратиться, например, в ФАС и доказывать свою правоту на основе вполне конкретных пунктов в том или ином законе. А ФЗ-44 — это попытка всё начать с чистого листа. И как всё это будет работать, предсказать невозможно. 
— Тем не менее, какие плюсы и минусы, на ваш взгляд, имеются в ФЗ-44?
— Мне не хотелось бы сейчас углубляться в подробности, поскольку на это уйдет слишком много времени. Но могу сказать: по сравнению с ФЗ-94 новый закон выглядит относительно неплохо. Его главный плюс заключается в том, что у заказчика появились пусть даже и небольшие, но всё-таки оформленные возможности для отстаивания интересов местных подрядчиков. Сами понимаете, для Дальнего Востока это звучит особенно актуально. Теперь хотя бы на этапе предварительного отбора можно будет отсеивать фирмы-однодневки из других регионов.
   Другое дело, повторюсь еще раз, как этим правом воспользуются чиновники. Что же касается минусов ФЗ-44, то, по моему мнению, у заказчиков появилось еще больше прав, нежели раньше. А вот о правах подрядчиков никто почему-то не позаботился. В итоге заказчик сможет произвольно расторгнуть любой контракт, а у подрядчика останется лишь одно право — обращаться в суд. Хотя, по моему мнению, всё должно быть сбалансировано.

О правах

 — Кстати, о заказчиках и местных подрядчиках. Руководители многих отраслевых компаний не раз озвучивали серьезную проблему — самые значимые объекты на Дальнем Востоке достаются почему-то не местным, а пришлым структурам. Из Москвы, Иркутска, Уфы и так далее. Вы с этим согласны?
— Ну, видимо у людей есть основания делать такие выводы. Однако, на мой взгляд, дело даже не в том, какая компания местная, а какая пришлая. Просто в нашем случае получается так, что самые серьезные заказы, прежде всего в рамках объектов федерального значения, достаются почему-то не нашему предприятию. 
— А в чем причина? Насколько известно, история вашей компании уходит корнями в тридцатые годы прошлого века. Плюс ко всему есть и такой момент — большинство существующих автотрасс на Дальнем Востоке появилось на основе лесовозных дорог. А именно лесовозные дороги проектировали специалисты, в разные годы работавшие в вашей организации. У вас накоплен и огромный опыт, и уникальная информационная база. Казалось бы, вам и карты в руки. Тем более что вы не просто выполняете локальные задачи, а работаете в комплексе, что называется, «под ключ». Техническую базу вы тоже постоянно обновляете. Да и без работы не сидите — насколько известно, в год вы трудитесь на 30 и более объектах, что может продемонстрировать далеко не каждая отраслевая компания. Заказчики всего этого не знают?
— Вопрос, как вы понимаете, не ко мне. Но факт остается фактом — наиболее крупные заказы в рамках федеральных проектов в конечном итоге распределяются среди других организаций. И мы не в их числе. Как-то вот так получается. Там, где в роли заказчика выступают региональные структуры, у нас в принципе всё нормально. Мы ведь работаем не только в Хабаровском крае, но еще и на Сахалине, и в Амурской области, и в других дальневосточных субъектах. Однако как только мы сталкиваемся со структурами Росавтодора — происходит сбой. В лучшем случае нам достаются небольшие объемы на федеральных автодорогах «Лена», «Вилюй» и «Уссури», но это — локальные проекты. Почему так сложилось, могу только догадываться. Этот вопрос я не раз обсуждал с руководителями «ДСД Дальний Восток». Но ясности как не было, так и нет. Впрочем, я надеюсь, что наши доводы в дирекции будут услышаны. Там работают профессиональные, адекватные люди, которые в состоянии выстроить продуктивный, нормальный диалог с подрядчиками. 
— Мы тоже на это надеемся. Но давайте говорить о дне сегодняшнем.

Об объектах

— Какие объекты вы сдали в 2013 году и на каких вы будете работать в 2014-м?
— А их довольно много, поэтому перечислять все объекты, на которых мы вели проектно-изыскательские работы, а также готовили ПСД, проектную и рабочую документацию смысла нет. Но вот только некоторые из наших объектов: капремонт моста через реку Ороченка на автодороге М-56 «Лена» и ремонт участков дороги А-360 от Невера до Якутска, ремонт участков автотрассы М-53 «Байкал», реконструкция участка автодороги Петропавловск-Камчатский—Мильково, строительство автотрассы Селихино—Николаевск-на-Амуре на участке 279-й—293-й километр, реконструкция участков автодороги Введеновка—Февральск—Экмичан, реконструкция мостового перехода на автотрассе Шимановск—Нововоскресеновка—Симоново, капремонт на участках автодороги Невельск—Томари—аэропорт Шахтерск, устройство и строительство надземных пешеходных переходов на проспекте Мира в Южно-Сахалинске, капремонт участков автотрассы Южно-Сахалинск—Оха… Перечислять можно долго.
   Какие-то из этих объектов мы уже сдали, какие-то являются переходящими на 2014 год. Так что работы у нас пока хватает. Тем более что наша компания планирует расширять производственную географию. В частности, мы рассчитываем выйти на отраслевые рынки Забайкальского края (ремонт автодороги Р297), в Сибирь (разработка ПСД для управления автомагистрали Красноярск—Иркутск) и установить деловые контакты с управлением автодорог Чукотского автономного округа. Впрочем, тут всё будет зависеть, как вы понимаете, от результатов аукционов. 
— С какими заказчиками вы сотрудничаете чаще всего?
— Наша компания имеет крепкие партнерские связи со многими структурами Дальнего Востока. Среди них ФКУ «Дальуправтодор», ФКУ Упрдор «Лена», ФКУ «Упрдор «Вилюй», КГКУ «Хабуправтодор», ГКУ «Сахалинавтодор», ГКУ «Амуруправтодор», КГКУ «Камчатуправтодор» и другие. 
— Это правда, что вы практически полностью обновили оборудование в вашей лаборатории?
— Скажем так, обновили на 80 процентов. Но тут я не стал бы говорить об этом, как о чем-то особенном. Модернизация у нас — процесс постоянный. Мы регулярно, по нескольку раз в год закупаем новые образцы оборудования. И не только для лаборатории, но и, скажем, для своего геодезического подразделения, для других структур компании. 
— Что вы можете пожелать своим коллегам в новом, 2014 году?
— В первую очередь, не терять оптимизма. И несмотря на все сложности, с уверенностью смотреть в будущее. Кризисы приходят и уходят, законы меняются, а профессионалы-производственники остаются. Удачи вам, уважаемые коллеги! И конечно же, здоровья, личного счастья и всего самого хорошего. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров