«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (90), январь 2014
Главная тема

Главная тема 

«Проблемы северной промышленности чиновников не интересуют»

Чем живут недропользователи Колымы? Что им нужно для нормальной работы? Каким образом бизнес на Севере решает государственные задачи? И почему само государство совсем не волнуют проблемы северного бизнеса? Свою точку зрения по этому поводу высказал руководитель артели старателей «КРИВБАСС» Сергей БАЗАВЛУЦКИЙ.

Рекорд побит

— Сергей Семенович, с какими показателями вы завершили сезон 2013 года?

Досье БГ

БАЗАВЛУЦКИЙ Сергей Семенович родился 25 августа 1949 года в городе Кривой Рог Украинской ССР. Окончил Криворожский горный техникум по специальности «разработка рудных месторождений». В течение семи лет работал в железорудных шахтах. А в 1975 году переехал в Магаданскую область, где стал трудиться в Ягоднинском горно-обогатительном комбинате. Прошел большой производственный путь — горный мастер, замначальника участка, начальник участка, начальник карьера Речная, руководитель артели имени Эдуарда БЕРЗИНА. В 1993 году создал и возглавил ООО «Артель старателей «КРИВБАСС». В настоящее время это предприятие является одной из самых успешных и самых социально ориентированных компаний Колымы. За многолетний добросовестный труд Сергей Семенович Базавлуцкий указом президента РФ был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. 
— Если говорить непосредственно о наших отраслевых показателях, то в этом году мы добыли 887 килограммов золота. Это, кстати, своеобразный рекорд. До этого предельная планка добычи у меня составляла 787 килограммов. И вот теперь прежний показатель удалось превысить на 100 килограммов. Я этим, кстати, вдвойне горжусь. 
— Почему?
— Да потому, что большая доля заслуги в добыче этих 887 килограммов принадлежит моему сыну Семену, который в артели работает заместителем директора по производству. По сути, вся производственная составляющая лежала на его плечах. И со своими задачами он справился. Я, между прочим, стараюсь пореже хвалить своих детей и внуков. Чтобы не расслаблялись. Но тут, как говорится, из песни слов не выкинешь. Да и вообще, весь коллектив отработал хорошо. Это факт.
— Насколько я знаю, ваш сын Семен работает в артели с момента основания?
— Совершенно верно, с 1993 года. Пришел в артель сразу после демобилизации из армии. Впрочем, он у меня вообще потомственный старатель. С раннего детства Семен работает рядом со мной. Парень такую трудовую школу прошел, что многим и не снилась. 
— А в 1993 году он сразу стал заместителем директора? 
— Еще чего! С 1993 года он в течение семи лет пахал, как каторжанин, на самых тяжелых работах. И на промприборе, и на экскаваторе, и на бульдозере, и в шахтах… И только потом занял ИТРовскую должность. У нас, кстати, вообще не принято назначать инженерами людей с институтской скамьи. Нет, ты вначале руками работай, а мы посмотрим, будет ли из тебя толк. Я ко всем так отношусь. А к самым близким людям, работающим в артели, предъявляю особые требования. Работают два моих внука, девятнадцатилетний Дима и восемнадцатилетний Сережа. Тоже достается парням по полной программе. Впрочем, моя семья — это уже другая история. Я об этом в другой раз расскажу. 
— Хорошо, давайте вернемся к добытым 887 килограммам золота. Цифра, действительно, внушительная. Но за каждым производственным показателем стоят люди. В связи с этим и вопрос: нам рассказывали, что в артели старателей «КРИВБАСС» чуть ли не самые высокие зарплаты в золотодобывающей отрасли Колымы. Это правда?
— Да, это правда. И мы их, эти зарплаты, еще и ежегодно повышаем. Например, бульдозерист у нас сейчас получает на руки порядка 250 тысяч в месяц, хороший промприборист — 120 тысяч, даже повар у нас зарабатывает больше 80 тысяч. У меня твердое убеждение — чтобы в государстве был порядок, каждый обязан начинать с себя. То есть работать до седьмого пота, до кровавых мозолей. Но и оплату за свой труд люди должны получать достойную. 
— Но ведь многие работодатели на зарплате как раз и экономят?
— А это психология временщиков. Иначе и не скажешь. Или просто недалеких людей, не думающих о завтрашнем дне. Вот смотрите, чтобы добиться выполнения какой-то задачи, руководитель должен иметь возможность спросить с каждого работника по полной программе. И не выслушивать рассуждения, типа, я не смог или у меня не получилось. Тем более у нас в золотодобыче, где график работы сам по себе очень напряженный. Прежде чем спрашивать с работника, ты должен, во-первых, обеспечить его всем необходимым, начиная от питания и заканчивая техникой, а во-вторых, заинтересовать его материально. Люди приезжают сюда зарабатывать. Понимаете? Зарабатывать! И я обязан сделать всё, чтобы они уехали домой с хорошим настроением. Только в этом случае люди возвращаются обратно в артель и работают здесь многие годы. Такая зарплата у первогодка быть не может! 
— А бывают те, кто не возвращается?
— Наш производственный график не каждый может выдержать. Но у нас есть одно четкое правило, которое мы соблюдаем неукоснительно. Если кто-то отработал у нас первый сезон и его труд нас устроил, мы приглашаем его присоединиться к нашему коллективу и на следующий год. Допустим, он согласился, но все-таки не приехал и сезон пропустил. Но через год одумался и появился у нас в артели. Так вот, мы таких не берем. 
— И почему не берете?
— А это значит, что человек ненадежный. Положиться на него нельзя. Кроме того, мы тщательно формируем костяк коллектива. И в каждом должны быть стопроцентно уверены. 
Как и человек должен быть уверен в том, что его не обманут, что с ним полностью рассчитаются, что его зарплата будет проиндексирована. Хотя, если бы вы знали, чего нам стоит такая индексация. 

Зачем приезжал?

— Что вы имеете в виду?
— А я объясню. Вот закончился сезон. Мы добыли, как я уже и говорил, 887 килограммов золота. Выплатили зарплату. Вроде бы всё нормально. Но для того, чтобы нам подготовиться к очередному сезону и выплатить зарплату, мне пришлось взять в банке громадный кредит. И теперь мы сидим, натурально, без копейки. 
— И как сложилась такая ситуация?
— А этот вопрос нужно адресовать тем, кто формирует на Дальнем Востоке, Колыме цены на топливо. Сами понимаете, топливная составляющая — это громадная доля в производственном объеме любой промышленной компании. И нашей в том числе. И что мы тут наблюдаем? Еще весной цена на топливо приближалась к 40 тысячам рублей за тонну. Это очень много, уверяю вас. На западе России о таких ценах даже не слышали. Там, наверное, производственники при таких расходах работать бы не смогли. Но у нас получилось еще хуже. Менее чем за год стоимость тонны топлива выросла больше чем на 30 процентов. Представляете? На 30 процентов! И теперь мы вынуждены платить уже 52 тысячи рублей за тонну, и цены ежемесячно увеличиваются. Экономика какого предприятия выдержит этот беспредел? Я понимаю, что Колыма — изолированный регион, что все товары нам доставляются морским путем, что у нас железной дороги нет. Но ведь нельзя до бесконечности перекладывать государственные задачи на промышленный сектор, который и так кормит территорию, государство и чиновников всех мастей. Только по итогам прошлого 2012 года мы в виде налогов заплатили в бюджеты всех уровней более 300 миллионов рублей. По итогам 2013 года, думаю, будет еще больше. Мы оказываем своему региону, району постоянную социальную поддержку. И при этом оказываемся со своими проблемами один на один. Хоть бы кто-то из высокопоставленных федеральных чиновников приехал на Колыму, не только с губернатором побеседовать или послушать «басни» о руднике Матросова и другие, а наше мнение узнать. Мнение тех людей, кто здесь работает, кто постоянно подпитывает экономику территории. Ну не станет нас, выдавят нас отсюда. И с кем вы останетесь, господа руководители государства? Со своими «планами развития», в основе которых нет никакой реальности? Но тогда Колыма окончательно превратится в безлюдную землю. Единственное, что хоть как-то держит здесь население, это производство. Так зачем ломать дальше! Это, по меньшей мере, негосударственный подход. От более резких выражений я попытаюсь воздержаться. Но очевидно одно — при сегодняшней ситуации с ценой на топливо ни о каком развитии промышленного сектора территории даже мечтать не приходится. Вот сейчас чиновники кричат на всех углах о необходимости стимулировать инвесторов, которые будут вкладывать в региональную экономику по полмиллиарда рублей. И носятся наши начальники с этими непонятно откуда берущимися «золотыми яйцами». Им, этим инвесторам, предоставляются все блага, им гарантируется зеленый свет, налоговые каникулы и т.д. А нас куда денете, господа руководители?! Я вот в этом году лично закончил свой 39-й сезон на Колыме. Руководимые мною в разные годы коллективы добыли в общей сложности более 25 тонн золота. А за два последних года мы инвестировали в производство около 1,5 миллиардов рублей. У меня здесь родились дети, работают внуки. У нас уже третье поколение эту землю трудовым потом поливает. Но нам поддержка от государства даже не предлагается. Ее гарантируют тем, кто принесет 500 миллионов наворованных неизвестно где рублей. Но хотелось бы заметить нашим чиновникам, что таких, как я, на Колыме много. И поддержку нужно оказывать именно нам, местным производственникам. Вы, государство, инвестируйте в нас деньги и увидите, как зацветет регион! Ведь, по моему глубокому убеждению, золото на Колыме, еще по-настоящему не добывали! Его здесь настолько много, этого золота, что масштабная добыча — вопрос будущего. Но на это будущее работать нужно уже сейчас, и именно с привлечением местных производственных сил. 
— К вам недавно приезжал полпред президента РФ в ДФО Юрий ТРУТНЕВ. Какие-то вопросы решались?
— А этого я не знаю. И рискну предположить, что большинство моих коллег-производственников тоже не в курсе. Мне кажется, что даже Владимира ПУТИНА и Дмитрия МЕДВЕДЕВА здесь с такой помпой не встречали. И что в итоге? В течение нескольких часов самые уважаемые люди Колымы, настоящие труженики ждали встречи с полпредом. И так и не дождались. Вот мне и хочется спросить: а вы зачем сюда вообще приезжали, уважаемый Юрий Петрович? Выслушать очередные парадные отчеты чиновников? Так это можно было и по телефону сделать. Но истина всегда у тех, кто несет на себе груз производственной и социальной ответственности. То есть у нас, руководителей предприятий. Вот лично я бы хотел встретиться с вами, Юрий Петрович, и детально поговорить о нашем российском Дальнем Востоке. 
— В этом году упала цена на золото. Вас эта проблема затронула? 
— Разумеется, затронула. Но давайте будем называть вещи своими именами — речь идет о конъюнктуре рынка. Сегодня цена на золото одна, завтра — другая. Этот процесс от нас не зависит, поэтому все наши проблемы лежат все-таки в другой плоскости. Точнее, в нескольких плоскостях. 
— То есть к ценовым колебаниям на золото вы относитесь спокойно?
— А какой у нас есть выход? Рынок есть рынок и этим всё сказано. Мы не можем влиять на этот процесс. Хотя государство могло бы помочь нам, ведь поддерживает же оно группу «АЛРОСА». Или своих металлургов, хотя нетрудно подсчитать, что «золотой» рубль лучше алюминиевого. Но для этого нужно, чтобы у России был настоящий ХОЗЯИН. 

Комплекс проблем

— А какие проблемы вас волнуют в первую очередь?
— О цене на топливо я уже говорил. Теперь второй важный вопрос — в Магаданской области нет развитой транспортной инфраструктуры. А федеральную автотрассу «Колыма», не говоря уж о муниципальных дорогах, можно назвать, в лучшем случае, направлением. Это просто кошмар какой-то. Сколько денег в эту дорогу бездарно закопали, а толку нет. Я уж не говорю о европейских государствах, но даже за Уралом России уже давно научились строить нормальные автотрассы. А у нас об этом даже мечтать не приходится. Зато научились исправно брать дополнительную плату за проезд большегрузных автомобилей. 
— Вы имеете в виду так называемый «налог на ось»?
— Конечно! И мне хочется спросить у некоторых наших руководителей: ребята, а с какой стати вы берете с нас эти деньги? Мы что, и так мало платим? Я уже рассказывал о наших только прямых налоговых отчислениях. И куда пошли все эти средства? Разворовали?! Почему мы должны дополнительно закапывать деньги в дорогу, которая дорогой, по большому счету, и не является? На этот вопрос никто нам внятного ответа дать не в состоянии. Но без нормальной транспортной инфраструктуры о развитии территории говорить нечего. Надо водителям и пассажирам доплачивать за это направление!..
— Многие ваши коллеги говорят, что энерготарифы в Магаданской области просто запредельные. Правда?
— Это, на мой взгляд, вообще бредовая ситуация. С одной стороны, нам говорят об избыточности электроэнергии. С другой — тарифы для предприятий и населения заоблачные! 
— А в других регионах? 
— Для сравнения, в Иркутской области цена на электроэнергию (то есть тариф) меньше нашей в 7,5 раз. Представляете? В 7,5 раз! И все эти разговоры о том, что у нас мало потребителей, а потому и высокий тариф,— они в пользу бедных. Получается, что мы работаем, мы создаем рабочие места, мы платим налоги, мы поддерживаем социальный сектор, и нас же еще прессуют завышенными тарифами. Да пусть руководители энергокомпаний уменьшат свои аппетиты, и всё будет нормально. Но начинают пускай с себя.
— То есть?
— Пусть сначала свои дикие зарплаты уменьшат, ликвидируют свои шикарные офисы в Москве, Магадане и будут ближе к народу. Пусть у нас в Синегорье работают, где у них, кстати, офис тоже мраморный. Ведь за их безоблачную, богатую жизнь расплачиваются своими тарифами все жители Колымы. Например, теперь мы все платим за бездарно построенную (на государственные деньги) Среднеканскую ГЭС. 
— Да, ситуация у вас невеселая. 
— А возьмем в качестве примера связь! Кто хоть раз пытался дозвониться, например, до нашей артели, прекрасно знает, насколько это сложно. 
— Что есть, то есть — дозвониться до вашей артели крайне сложно. 
— А мы-то с этим сталкиваемся постоянно. У нас на Дальнем Востоке связисты постоянно то укрупняются, то разделяются, то опять укрупняются, а нормальной связи нет. И получается, что мы живем и работаем в условиях полной изоляции. И где в этом случае наше государство? Где та поддержка местных производителей, о которой постоянно рассуждают чиновники? Лично я ее не вижу. Хотя и Валентин ЦВЕТКОВ, и Николай ДУДОВ много хорошего сделали для нашей области. Да и нынешний губернатор Владимир ПЕЧЕНЫЙ также человек опытный и неравнодушный. Но проблемы-то не решаются. Почему? Ответа на этот вопрос у меня нет. Точнее, он есть, но не хочется его озвучивать. А то еще обвинят в экстремизме. У нас умеют приклеивать ярлыки.
— Сергей Семенович, в одном из своих интервью нашей газете вы сказали, что вместо администрации в Магаданской области должно быть собственное правительство. После беседы с вами мы встречались с губернатором Владимиром Печеным и передали ему вашу позицию. Ответ был примерно такой: а мы и так намерены создавать правительство. То есть позитивные изменения есть?
Сергей Базавлуцкий:
- Недавно приезжал полпред президента РФ в ДФО Юрий ТРУТНЕВ.  Мне кажется, что даже Владимира ПУТИНА и Дмитрия МЕДВЕДЕВА здесь с такой помпой не встречали. И что в итоге? В течение нескольких часов самые уважаемые люди Колымы, настоящие труженики ждали встречи с полпредом. И так и не дождались. Вот мне и хочется спросить: а вы зачем сюда вообще приезжали, уважаемый Юрий Петрович? Выслушать очередные парадные отчеты чиновников? Так это можно было и по телефону сделать. Но истина всегда у тех, кто несет на себе груз производственной и социальной ответственности. То есть у нас, руководителей предприятий. Вот лично я бы хотел встретиться с вами, Юрий Петрович, и детально поговорить о нашем российском Дальнем Востоке. 
— На первый взгляд — да, губернатор объявил о необходимости формировать правительство. Но вы вспомните, что я тогда говорил? Речь-то шла не об очередной чиновничьей структуре с другим названием. На мой взгляд, модель региональной власти у нас по-прежнему тяжеловесная и неэффективная. Чиновников много, а толку нет. Поэтому назрела необходимость вместо областной администрации с раздутыми штатами создавать небольшое, но динамичное правительство. Пусть у нас будет пять — семь министров, не больше. 
— А хватит?
— Больше нам и не нужно. Но это должны быть именно производственники с большим опытом. Те же недропользователи, те же дорожники, те же строители, те же рыбаки. И уже эти люди должны сформировать опять-таки небольшие штаты своих министерств, из высококвалифицированных профессионалов. Образование, культуру, спорт оставить как есть. Вот тогда и толк будет. Хотелось бы надеяться, что нынешний губернатор пойдет именно по такому пути. Ведь он заинтересован в этом формате работы, как никто другой. Всегда выгоднее работать с опытными производственниками, чем с неэффективными чиновниками. И пользу от этого получит вся Магаданская область.
— Вы говорили о социальной поддержке, оказываемой вашей артелью. И все мы знаем, что именно артель «КРИВБАСС» является одной из наиболее социально ориентированных компаний территории. Например, футбольные турниры, проводимые на ваших полях и при вашем непосредственном участии, уже давно стали спортивной визитной карточкой Колымы. Но ведь вы еще ветеранам войны Ягоднинского района и дополнительную пенсию платите из средств предприятия. Это так?
— Да, платим, причем ежемесячно. Плюс к 9 Мая выделяем дополнительные средства. А сейчас мы расширили этот список и распространили выплаты на тех, кто пережил блокаду Ленинграда, а также на тех наших земляков, чье детство пришлось на военное лихолетье. Впрочем, давайте не будем об этом говорить. Наверное, у каждого из нас с Великой Отечественной войной связано еще и что-то свое, личное. 
— А у вас, если не секрет?
— Оба моих деда погибли на фронте. Причем почти в одно время, при освобождении города Кривой Рог. Думаю, теперь вы понимаете, как на Колыме появилось предприятие с названием «КРИВБАСС». И пока могу, я буду помогать людям, чьи судьбы в той или иной степени оказались опалены прошедшей войной и не только. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров