«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (90), январь 2014
Главная тема

Главная тема 

«Северные территории не терпят пустоты»

Мы не раз писали о том, чем живет Ягоднинский район Магаданской области. Как правило, речь шла о серьезных социальных проектах, которые реализуются на этой территории. Но сегодня мы несколько расширили этот формат. Ведь в интервью с главой района Федором ТРЕНКЕНШУ мы затронули сразу несколько серьезных вопросов. 

Об оттоке населения

— Федор Иванович, это правда, что в Ягоднинском районе Магаданской области отток населения в другие регионы страны в настоящее время приостановился?

Досье БГ

ТРЕНКЕНШУ Федор Иванович родился 12 июня 1951 года в городе Аягуз Семипалатинской области Казахской ССР. После службы в рядах Советской армии окончил Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта. Работал в местных организациях, в том числе начальником отдела снабжения одного из предприятий. В 1981 году переехал в Магаданскую область, где начал работать токарем в Ягоднинской геологоразведочной партии. Затем перешел на работу в сферу коммунального хозяйства — вначале руководителем отдела снабжения ЖКХ Ягоднинского района, затем начальником участка ЖКХ в поселке Дебин. В 1990 году Федор Иванович возглавил коммунальный сектор поселка Ягодный. Причем, как отмечают местные жители, ему удалось вывести местное ЖКХ из глубокого кризиса. Более того, это было то самое постперестроечное время, когда жилищно-коммунальное хозяйство на Севере находилось в плачевном состоянии. Но несмотря на это, Ягоднинское предприятие ЖКХ не только выжило, но и превратилось в многоотраслевую структуру, присоединив к себе водоканал и ремонтно-строительное предприятие. В 1996 году Федор Иванович Тренкеншу был назначен на пост главы Ягоднинского района. А через несколько месяцев состоялись выборы, на которых жители избрали его на эту должность уже на альтернативной основе. С тех пор Федор Иванович бессменно руководит районом. Избиратели еще трижды оказывали ему свое доверие. 
— Есть такое дело. И это, конечно же, обнадеживает, ведь сравнительно недавно этот отток был весьма ощутимым. Но у нас тут еще и своя специфика проявляется. Дело в том, что в нашем регионе работают собственные областные программы по переселению людей из закрывающихся поселков. И многие наши граждане переезжают в Магадан, поэтому не стоит говорить о том, что они покидают Колыму или Дальний Восток. Хотя есть и такие, кто переселяется на запад России. И осуждать этих людей не приходится. За что? Если человек захотел жить в теплых краях — он имеет на это полное право. Но в любом случае, приостановление оттока населения — обнадеживающий фактор. И для нас, представителей власти, в первую очередь. 
— Получается, что люди почувствовали — условия жизни на Колыме и конкретно в Ягоднинском районе меняются в лучшую сторону?
— А у нас такие позитивные изменения происходят постоянно. И я вам могу со всей ответственностью сказать, никаких депрессивных настроений в Ягоднинском районе нет. 

О рабочих местах

— Задам непростой вопрос. Как у вас обстоит дело с рабочими местами для местных жителей. Людям есть где зарабатывать деньги?
— Да этот-то вопрос как раз очень простой. Любой желающий в нашем районе может заработать весьма и весьма хорошие деньги. О чем говорить, если у нас работает сразу несколько крупных старательских компаний. «КРИВБАСС», «Майская», «Полевая», другие предприятия… И зарплаты везде более чем достойные. Это я вам точно говорю. 
— Да, мы уже встречались с управленцами этих предприятий. Например, руководитель артели старателей «КРИВБАСС» Сергей БАЗАВЛУЦКИЙ сказал, что по итогам прошлого сезона простой промприборист в этой организации получал на руки не менее 100 тысяч рублей в месяц. Даже уборщицы зарабатывали по 70 тысяч. А зарплаты квалифицированных специалистов (тех же бульдозеристов, например) доходили и до 200 тысяч рублей. И все эти зарплаты в этом году будут увеличены. 
— Ну вот видите, вы сами знаете уровень зарплат в старательских компаниях. В других предприятиях они, может, и не такие, но немногим меньше — это уж точно. Беда в другом. К величайшему сожалению, у нас ощущается острый дефицит кадров. Не случайно к нам ежегодно, перед началом каждого сезона, приезжают люди из республик бывшего СССР. Например, из Украины. Нет, я не скажу, что местные жители не работают в отраслевых компаниях. И работают, и зарабатывают. Просто здесь сказывается общая проблема, когда в свое время была фактически похоронена система среднего профессионального образования, а работа на производстве в одночасье стала непрестижной. Вот мы и пожинаем плоды. Но ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Пусть не такими темпами, как нам хотелось бы, но однозначно меняется. 

О безработице

— Каков уровень безработицы в вашем районе? Можно сказать хотя бы примерно?
— Ну зачем же примерно. Я вам могу точные цифры назвать. На сегодняшний день в нашем районе, по данным последней переписи, проживает 9 тысяч 400 человек. Из них 171 человек состоит на учете в центре занятости населения. То есть официальный уровень безработицы у нас 1,82 процента. 
— Да, это меньше, чем в среднем по Дальнему Востоку. Даже если брать во внимание численность экономически активного населения. 
— Но мы постоянно работаем над тем, чтобы и этот показатель снижался. Для нас это вопрос принципиальный, ведь Север может развиваться только в условиях, когда люди имеют постоянную и хорошо оплачиваемую работу. Иного варианта тут просто нет. 

О качестве жизни

— Для того чтобы человек чувствовал себя комфортно в том или ином населенном пункте, ему нужна не только работа, но и элементарное качество жизни. И вот о чем я хочу вас спросить. Одной из главных проблем в подавляющем большинстве российских городов и поселков является отсутствие мест в детских садах. Это ведь почти катастрофа. Молодые мамы просто не могут выйти на работу из декретного отпуска. У вас эта беда также ощущается?
— Ощущается, но не слишком остро. Вот я вам конкретные цифры озвучу. Детские сады у нас есть не только в райцентре, но и во всех населенных пунктах нашего района. Но на сегодняшний день очередь в наших детских садах имеется только в Ягодном. И она не превышает 40 человек. 
— Так мало?
— Да, немного, но и эта проблема также будет решена. Вот смотрите, в Ягодном работает два детских сада, на 230 мест в общей сложности. Правда, здание одного из детсадов мы вывели из эксплуатации. Оно уже выработало свой ресурс и не соответствовало общепринятым нормам. В итоге пока этот детский сад расположен в другом, временном здании. Но! В самое ближайшее время мы начнем строительство нового детского сада на 175 мест. Места там получат все, кто в этом нуждается. Это я говорю даже с учетом тех ребятишек, кто пойдет в детсады в ближайшие годы. 
— Согласно планам федерального правительства, проблема с детсадами в России должна быть закрыта не позднее 2016 года. Получается, что вы по этому показателю идете с опережением графика?
— Выходит, что так. Тут мы ощущаем серьезную поддержку региональных властей, во главе с губернатором Владимиром Петровичем ПЕЧЕНЫМ. Впрочем, областные руководители традиционно уделяют проблемам нашего района, как и других районов территории, самое пристальное внимание. 

О налогах

— Кстати, о внимании. Не секрет, что схема налоговых отчислений в бюджеты районов весьма неоднозначна. По сути, муниципальным образованиям достается лишь часть НДФЛ и несколько других, совсем незначительных платежей. Что вы думаете по этому поводу?
— А что тут скажешь? Так оно и есть. Собственных средств районам явно не хватает. Что же касается субвенций и субсидий, они сегодня есть, а завтра их могут урезать. Либо вообще не выделить. Да и нельзя до бесконечности надеяться на какие-то внешние вливания. Это не дает ощущения стабильности и возможности работать на перспективу. 
— Есть надежда, что налоговые схемы будут изменены с учетом интересов районов?
— Об этом можно рассуждать пока лишь умозрительно, но ведь даже президент РФ Владимир Владимирович ПУТИН не раз говорил о том, что органы местного самоуправления должны иметь полноценные возможности для принятия ключевых решений. Тем более что это же предусмотрено действующим законодательством, в первую очередь ФЗ-131. А без серьезных финансовых рычагов крайне сложно вести системную работу на долгосрочную перспективу. И мое мнение остается твердым — серьезная часть налогов должна оставаться и в регионах, и в районах. В этом случае у нас появится гораздо больше возможностей для строительства жилья, муниципальных дорог, культурных центров, да тех же детских садов, в конце концов для реализации других социально значимых проектов. Ведь районная власть находится, образно говоря, на острие. Мы ежедневно, ежечасно сталкиваемся с нуждами наших земляков. Со своими проблемами люди крайне редко ездят в область, а уж тем более в Москву. А районная администрация — вот она, буквально в двух шагах. И непосредственно к главе может в любое время подойти любой человек, что, собственно, постоянно и происходит. Так что мы прекрасно знаем, в чем нуждаются наши земляки в первую очередь, в чем во вторую, а в чем — в третью. 

О землях

— Нередко руководители дальневосточных муниципальных районов озвучивают серьезную проблему, связанную с переводом земель из одной категории в другую. У вас тут есть какие-то сложности?
— Нет, особых сложностей я в этой связи не вижу, поскольку вопрос перевода земель из одной категории в другую вполне решаем. Понятно, что за неделю или за месяц тут ничего сделать нельзя. Это процесс достаточно долгий и может растянуться на несколько месяцев, а то и года на полтора. Но мы работаем не только на сегодняшний день, но на перспективу. Как, собственно, и положено. Мы знаем, что планируется сделать у нас в следующем году или через пару лет. И всю свою деятельность также выстраиваем в этом долгосрочном формате. Грубо говоря, если земельный вопрос начать решать заранее, то никаких проблем не будет. 
— Еще недавно содержанием участка федеральной автомобильной трассы «Колыма» на территории вашего района занималась Ягоднинская дорожная компания. Теперь здесь работает другая структура. Качество обслуживания стало лучше или хуже?
— У нас нет претензий к дорожникам. Что же касается Ягоднинской дорожной компании, то тут сработали наши законы, в первую очередь ФЗ-94. Можно сколько угодно критиковать этот нормативный акт, но аукцион есть аукцион. И там — свои правила. 

О строительстве

— Давайте вернемся к социальной сфере. Насколько я знаю, у вас проводился и ремонт школ и других социально ориентированных учреждений. Что можно сказать по этому поводу?
— Да это наша текущая работа. Вся ремонтная и другая деятельность у нас идет в плановом режиме. В итоге могу сказать, что к 1 сентября все наши учебные заведения были полностью готовы к тому, чтобы начать образовательный процесс. 
— Строится ли у вас жилье?
— Этот процесс у нас постоянный. Только в этом году мы планируем сдать дом на улице Металлистов, 8 в поселке Ягодном, в котором квартиры получат 48 семей наших земляков. Здесь сейчас идет масштабная реконструкция здания. Также мы сдали новый дом на улице Строителей, 5, где квартиры получили 29 семей. А к 2016 году мы должны сдать не менее трех малоэтажных домов. 

О социальной ответственности

— Вы сами сказали, что у вас в районе работает несколько крупных старательских компаний. Оказывают ли они поддержку в реализации ваших социальных проектов?
— А тут вопрос стоит совершенно иначе — все социальные проекты в нашем районе реализуются совместно с промышленниками. Вот ваша газета не раз писала о том, насколько большое внимание мы уделяем спорту, особенно детско-юношескому. И вот здесь самое непосредственное участие принимают наши недропользователи. Не случайно футбольные чемпионаты постоянно проводятся на поле артели «КРИВБАСС». Да и большую часть организационных мероприятий эта структура берет на себя. Или вот другой пример. Новый генеральный директор горной компании «Майская» Роман Викторович МИНОЧКИН принимает самое непосредственное участие в организации турниров по боксу имени Якова ВЫСОЦКОГО. И таких примеров я вам могу привести великое множество. Причем всё у нас решается сообща, без излишних согласований и бюрократии. Нужно что-то району? Наш бизнес всегда окажет поддержку. Это касается не только спорта, но и других социальных программ. 
— Но ведь та же горная компания «Майская» — это московская промышленная структура?
— Совершенно верно. Но работает-то она здесь, на Колыме, непосредственно в Ягоднинском районе. И вся социальная политика этой компании полностью встроена в местный формат. Как, собственно, и социальная политика других участников рынка. Я вот вам еще один факт озвучу. Недавно нашу область накрыл серьезный паводок. По сути, мы работали в режиме ЧС. Так вот все предприятия, работающие на территории Ягоднинского района, по мере сил и возможностей боролись со стихией и ликвидировали ее последствия. Н никто даже не считал, сколько средств он на это израсходовал, сколько «спалил» горючего, сколько выделил техники. Все выступили единым фронтом. Наверное, это и есть проявление северного характера, ведь в наших условиях выжить поодиночке просто невозможно. Второй пример, уже из другой сферы. Многие жители поселка Ягодный мечтали о том, когда у них появится новый православный храм. Пока службы идут в приспособленном для этого помещении. И вот теперь мечты становятся реальностью. Здание храма, состоящее из отдельных деревянных конструкций, было изготовлено в Иркутске. Сейчас его доставили к нам, в шести сорокафутовых контейнерах. Причем всё это было сделано вскладчину, за счет средств наших предпринимателей. Для которых духовные потребности земляков, а значит и собственные, оказались на первом месте. Хотя цена вопроса тут была немалая. Не могу сказать точно, но даже на первом этапе это обошлось нашим бизнесменам в 12 с лишним миллионов рублей. И тем не менее они пошли на этот шаг. 

О будущем

— Сейчас золотодобывающие предприятия испытывают серьезные проблемы, связанные с падением цены на золото. Как вы считаете, это отразится на экономике района?
— Я не аналитик, чтобы высказывать свое мнение по этому поводу. Хотя если говорить о долгосрочных перспективах в жизни нашего района, то стоит признать очевидную вещь — наши недра чрезвычайно богаты не только золотом, но и другими полезными ископаемыми. А конъюнктура рынка постоянно меняется. И я не исключаю, что в будущем здесь будут добывать не только золото. 
— Федор Иванович, но несмотря на все явные позитивные сдвиги, очевидно и другое. На Колыме жить и работать намного сложнее, чем на западе страны. Что нужно сделать для решения проблем Севера?
— Создавать условия для нормальной жизни и работы. Я не стану сейчас говорить о том, какие конкретные шаги нужно делать в этом направлении. Существуют целые программы, которые отвечают на этот вопрос. Но для меня безусловно одно — если государство хочет, чтобы здесь жили именно россияне, значит необходимо, во-первых, вкладывать серьезные средства в жилищную, дорожную, энергетическую инфраструктуру, а во-вторых, обеспечивать территориям льготный налоговый режим. Чтобы жить и работать на Севере было не просто комфортно, но еще и выгодно. Я не раз говорил, что любая территория, и прежде всего северная, может вынести всё, что угодно. Кроме одного — эти земли не терпят пустоты. А будут здесь жить люди – всё будет нормально. И у нас, и у будущих поколений. 
Беседовал Александр МАТВЕЕВ 
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров