«Наш регион — Дальний Восток»,  № 11 (78), ноябрь 2012
Главная тема

Главная тема 

По лесам, по сопкам, по воде

Рынок спецтехники на Дальнем Востоке можно назвать уникальным. Хотя бы потому, что именно нашему региону, с его труднодоступными территориями и тотальным бездорожьем, требуются мощные вездеходы, обладающие большой проходимостью. Здесь востребованы  именно такие машины. Да, многие покупают те же тягачи в Китае. Но зарубежная техника далеко не всегда может работать в более чем непростых условиях ДФО. Между тем выход есть. Сегодня на вопросы нашего корреспондента отвечает главный экономист ОАО «560 бронетанковый ремонтный завод» (Амурская область) Юрий ЗАИКА. 

Широкий перечень

— Юрий Васильевич, мы все живем на Дальнем Востоке. И прекрасно видим, что происходит на рынке специализированной техники. По сути, местный бизнес уже давно переориентировался на китайскую продукцию. Можно ли, по вашему мнению, изменить ситуацию и реально поддержать в нашем регионе отечественного производителя?

Справка

Ровно за год до начала Великой Отечественной войны, 22 июня 1940 года, приказом командующего 2-й Отдельной краснознаменной армии стационарные авиационные мастерские в селе Возжаевка Амурской области были выделены в самостоятельную воинскую часть. Поначалу это подразделение специализировалось на ремонте самолетов ПО-2 и Р-5. Однако с развитием военной техники здесь был налажен ремонт теперь легендарных истребителей И-16, Як-11 и Ла-7, штурмовиков Ил-2, бомбардировщиков СБ, ДБ-3Ф и ТУ-4, а также транспортных самолетов Ли-2, Си-47 и Ан-8. Помимо этого, специалисты с успехом ремонтировали авиационные двигатели различных модификаций. Стоит отметить, что в годы войны авиамастерские внесли большой вклад в победу над Германией и Японией. Тогда сменные задания выполнялись в среднем на 250–300 %. Да и после войны производственные показатели постоянно увеличивались. Однако в 1963 году завод был переведен в подчинение Главного ракетно-артиллерийского управления Советской армии. Кардинально изменилась и специализация предприятия — с ремонта самолетов и двигателей на ремонт подъемно-транспортного и нейтрализационного оборудования для частей РВСН. В январе 1971 года — новая реорганизация. Завод был передан в подчинение сухопутным войскам Вооруженных сил СССР. С этого времени здесь производится капитальный ремонт БТР-40, БТР-152, БТР-50, БТР-60, БМП-1, БМП-2, а также плавающих танков ПТ-76. В 1993 году предприятие (имевшее наименование в/ч 13846) было преобразовано во ФГУП «560 бронетанковый ремонтный завод» МО РФ. А в 2009 году эта организация была акционирована. Теперь это — ОАО «560 бронетанковый ремонтный завод». 

— Вы обозначили довольно серьезную проблему. И однозначного ответа здесь нет. Всё зависит от стандартной схемы «цена — качество». Однако если приводить конкретные примеры, то здесь вырисовывается интересная картина. Наш завод специализируется не только на производстве товарных агрегатов для нужд Министерства обороны РФ и ремонте различных образцов бронетанковой техники, но и на выпуске конверсионной продукции. И вот здесь мы готовы предложить рынку исключительно качественные специализированные машины. 

— Какие, например?

— Перечень у нас довольно широкий. Могу сказать, что базовой основой для конверсионной техники являются надежные, проверенные временем БТР и БРДМ. Сами понимаете, эти машины отличаются высокой проходимостью, что для Дальнего Востока особенно актуально. В нашем регионе многие предприятия работают в труднодоступных местностях. В условиях тотального бездорожья. Это и геологические экспедиции, и недропользователи, и лесозаготовители, и энергетики, и транспортные строители… Разумеется, такие участники рынка нуждаются в качественной спецтехнике. И мы можем предложить им разные варианты. В качестве примера могу привести вездеход «Березина-1 М». Эта транспортная машина может быть использована для доставки людей и грузов в самые непроходимые уголки региона. Сами понимаете, в советские годы на оборонку денег не жалели. Поэтому отечественные бронетранспортеры по своей проходимости и прочим техническим характеристикам не только не уступали лучшим зарубежным аналогам, но и зачастую занимали лидирующие позиции. Не случайно СССР поставлял свои боевые машины во многие страны мира. Так что к качеству «Березины-1 М» у потребителей вопросов явно не возникнет. То же самое могу сказать о гусеничном тягаче «Амур-1», который производится на базе знаменитого БТР-50. И это не полный перечень конверсионной продукции, которую мы в состоянии дать дальневосточному рынку.

Не всё так просто

— А что мешает это делать уже сейчас?

— Тут не всё так просто. Вот смотрите, по закону каждый корпус и каждое гусеничное шасси для списанных БТР и БРДМ (а всё это добро находится на нашем заводе) принадлежит Министерству обороны. Да, мы произвели демилитаризацию этих составляющих. Теперь они могут стать основой для специализированной техники гражданского назначения. Но, в любом случае, мы обязаны их выкупить у Минобороны. А главное военное ведомство страны с проведением торгов почему-то не спешит. Вот это и затягивает конверсионные процессы на нашем предприятии. Хотелось бы надеяться, что конкурсы будут объявлены уже в ближайшее время. 

— А вы уверены, что победите на этих конкурсах?

— Ну, с нашим ФЗ-94 быть в чем-то уверенным нельзя. Однако у нас есть одно неоспоримое преимущество — предметы торга находятся на нашем же заводе. Понимаете? Нам не придется откуда-то везти демилитаризованные корпуса и шасси. Они уже сконцентрированы на наших складах. И мы готовы в любое время приступить к выпуску качественных вездеходов и тягачей для нужд дальневосточного рынка. 

— Но мы с вами, в любом случае, говорим в будущем времени. А у вас есть какие-то опытные образцы спецтехники?

— Конечно, есть. В частности, это гусеничный тягач «Амур-1 У». Эта транспортная машина с успехом выдержала предварительные испытания. Заказчики (одна из производственных компаний Екатеринбурга) остались довольны качеством нашего вездехода. 

В боевых условиях

— А почему всё-таки Екатеринбург, а не, скажем, Хабаровск или Магадан?

— Мы готовы работать с клиентами в любой точке России. Хотя, конечно, дальневосточный рынок для нас предпочтителен. И я уверен — наша техника будет востребована в первую очередь в нашем регионе. 

— Вы выдержите конкуренцию с китайскими производителями?

— А почему нет? Наша техника изначально предназначалась для использования в максимально трудных, боевых условиях. Этим она выгодно отличается от зарубежных аналогов. Да и вообще, вопросам качества мы уделяем первостепенное внимание. У нас имеются все необходимые сертификаты, не говоря уж о большом отраслевом опыте. Плюс ко всему мы отдаем себе отчет, что работаем в условиях свободного рынка. Поэтому готовы рассматривать все предложения потенциальных заказчиков и применять гибкую ценовую политику. Так что конкуренция нам не страшна. 

— Вы уже давно работаете на гражданском рынке региона. О чем именно идет речь?

— Речь идет, в первую очередь, о ремонте дизельных двигателей на тепловозах, катерах и электростанциях. 

— Получается, вашими заказчиками, как я понимаю, являются судовладельцы, энергетики и железнодорожники? То есть достаточно крупный бизнес? 

— В принципе, да. Хотя наши услуги востребованы не только в бизнесе. Мы сотрудничаем и с представителями погранвойск Дальнего Востока, которые заказывают у нас ремонт дизельных двигателей на своих катерах. 

— Кстати, о военных нуждах. Вам хватает заказов Минобороны?

— Даже более чем хватает. Но тут есть другая проблема. К сожалению, оборонные заказы размещаются, что называется, в последний момент. К примеру, в середине года. И мы обязаны в пожарном порядке выполнять свои обязательства перед Минобороны. Это, кстати, беда всех предприятий ВПК. Разумеется, мы были бы заинтересованы в долгосрочных (в идеальном варианте — в пятилетних) оборонных заказах. Это придаст мощный импульс развитию отечественной оборонки. Думаю, со мной согласятся все мои коллеги. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров