«Наш регион — Дальний Восток»,  № 01 (80), январь 2013
Главная тема

Главная тема 

Индивидуальный подход к каждому студенту — залог нашего успеха

Дальний Восток может эффективно осваиваться только при непосредственном участии местных жителей. Ведь можно до бесконечности рассуждать о реализации транснациональных промышленных проектов и о той пользе, которую получит Россия от строительства ВСТО, от развития нефтегазового сектора, от ввода в эксплуатацию новых месторождений полезных ископаемых. Но без местного населения всё это богатство рано или поздно окажется вне зоны российских интересов. Поэтому решение кадровых задач в Дальневосточном федеральном округе было и остается приоритетным. И вот что показательно. На сегодняшний день в нашем регионе выстраивается уникальная система подготовки специалистов. Причем наиболее ярко этот процесс проявляется в Республике Саха (Якутия).

Это тенденция

Справка

Северо-Восточный федеральный университет, созданный в апреле 2010 года, является одним из крупнейших высших учебных заведений Восточной России. На данный момент здесь обучается более 23 тысяч студентов. Вуз располагает высококачественным научным и образовательным базисом. Также стоит отметить, что на балансе СВФУ находится 40 учебно-лабораторных зданий и 14 корпусов общежитий.

Позволим себе небольшое отступление от темы. К величайшему сожалению, в девяностые годы прошлого века в стране в целом и на Дальнем Востоке в частности произошел серьезный кадровый перекос. Престиж инженерных специальностей стал снижаться. Молодые люди едва ли не поголовно мечтали о дипломах юристов, экономистов и просто менеджеров. А вот о карьере дорожника, строителя, геолога, специалиста в области добычи полезных ископаемых и так далее мечтали немногие. Такая вот сложилась показательная тенденция. Однако даже в самые трудные для производственных отраслей времена некоторые вузы, обладавшие особыми традициями, сумели сохранить свой образовательный потенциал. Среди них выделяется Якутский государственный университет имени М. К. Аммосова. Инженерные кадры здесь готовили начиная с 1956 года. И за несколько десятилетий это учебное заведение наработало, без преувеличения, громадный научный и образовательный базис. Здесь была сформирована блестящая ШКОЛА. ШКОЛА, которую и нужно обозначать большими буквами. Более того, выпускники ЯГУ разных лет всегда занимали и до сих пор занимают ключевые должности, как в ведущих производственных структурах региона, так и в муниципальных, региональных органах власти. Но! Системное развитие восточных территорий потребовало и более системного, качественного подхода в сфере развития образования и науки. Таким образом, в Якутии и был создан федеральный университет СВФУ. Что также можно назвать показательной тенденцией.

На счету каждый выпускник

Северо-Восточный федеральный университет можно без преувеличения назвать уникальным научным и образовательным центром. Во-первых, благодаря серьезному базису, сформированному в течение нескольких десятилетий. Во-вторых, в силу того внимания, которое уделяется вузу на всех уровнях. А в-третьих, именно здесь внедряются современные схемы подготовки специалистов для дальневосточной промышленности. В частности, об этом нам рассказал проректор по техническому направлению, заведующий кафедрой поисков и разведки полезных ископаемых СВФУ, профессор, доктор геолого-минералогических наук, заслуженный работник высшей школы РФ и заслуженный деятель науки РС (Я) Валерий ФРИДОВСКИЙ:

— В нашем вузе создана целостная система подготовки специалистов для многих отраслей дальневосточной экономики. Для нас главный критерий — качество образования. И с учетом того, что в нашем вузе сформирован костяк высококвалифицированных преподавателей, имеющих просто огромный опыт, образовательный процесс в СВФУ соответствует самым высоким стандартам. Теперь другой момент. Могу сказать, что еще в девяностые годы, когда многие российские вузы ушли от практики производственного распределения, ЯГУ имени М. К. Аммосова фактически сохранил это направление в своей деятельности. Да, распределением такая работа уже не называлась. Но мы в любом случае уделяли большое внимание вопросам содействия трудоустройству наших выпускников. В СВФУ эта тенденция также является приоритетной. У нас на счету каждый выпускник. Каждый, я это намеренно повторяю! И это не просто фраза, а реальная картина. Я вам больше скажу, мы внимательно отслеживаем судьбы наших бывших студентов. Регулярно встречаемся с ними, регулярно переписываемся. Поэтому мы в курсе того, как складывается жизнь наших ребят. Что называется, всех и каждого.

В системе экономики

А вот теперь главный момент. Как правило, высшие учебные заведения играют строго отведенную им роль. По принципу — мы готовим специалистов? Готовим. Дипломы выдаем? Выдаем. Установленным требованиям соответствуем? Соответствуем. Всё, наша миссия выполнена. Между тем именно Северо-Восточный университет является не просто кузницей кадров для региональной промышленности и науки. Этот университет прочно вписан в саму структуру экономики территории. Вот что важно. И этот аспект даже переоценить невозможно. Вновь предоставим слово Валерию Юрьевичу Фридовскому:

— Развитие промышленного потенциала Дальнего Востока, и особенно его северных территорий, является для СВФУ мощной побудительной мотивацией. То есть мы внимательно отслеживаем, что происходит на рынке территории. В каких специалистах нуждаются наши производственные структуры, что ждет наш производственный сектор в ближайшей и даже отдаленной перспективе. И в соответствии с этим решаем целый комплекс научных и образовательных задач. На наш взгляд, система образования и науки должна быть тесно связана с потребностями рынка, реальной жизни.

Инновационный подход

А теперь приведем конкретный пример системной деятельности СВФУ. Итак, в России много говорится о необходимости придать отечественной экономике инновационный характер. Между тем в Северо-Восточном федеральном университете этот процесс приобрел совершенно четкий, можно даже сказать, прикладной характер. Именно здесь в 2010 году был создан Арктический инновационный центр (АИЦ), уже оказавший поддержку десяткам малых инновационных предприятий (МИП). И теперь речь идет о создании инновационного пояса, который стал бы основой для развития многих направлений в региональном бизнесе. Теперь это реальная площадка для продвижения проектов по инновационной тематике. Причем в структуру АИЦ входят шесть подразделений (включая собственный технопарк), занимающихся проработкой основных этапов реализации проектов — от идеи до востребованного инновационного продукта.  Говорит Валерий Юрьевич Фридовский:

— Также немаловажным моментом является участие наших студентов в грантах и выполнении государственных заказов. Среди них хотелось бы отметить Анну ДОКУНАЕВУ, которая предложила свой вариант разработки тонкомолотой добавки к бетонам на основе горелых пород. Свой грант эта девушка получила в результате блестящей победы в рамках проекта «У. М.Н. И.К». Кстати, именно «У. М.Н. И.К» определил в качестве победителя еще и третьекурсника Романа СЛЕПЦОВА с его идеей разработки состава ГВЛ опять-таки с использованием горелых пород. Еще один студент — Виталий ПРОКОПЬЕВ стал лауреатом гранта от «Саха Селигер». Ему принадлежит разработка проекта по благоустройству малоэтажных зданий в условиях Крайнего Севера. А два других наших студента Ольга ПОПОВА (проект разработки состава комплексной добавки к бетонам на основе тонкомолотого цеолита) и Туйаара ИВАНОВА (тема: «Разработка новых энергоэффективных и ресурсосберегающих материалов с использованием наномодифицированной цеолитовой пасты») были удостоены грантов президента РС (Я). Участвуют наши студенты и в реализации госзаказов. Среди них хотелось бы выделить, в частности, Степаниду ХРИСТОФОРОВУ и уже упоминавшихся Анну Докунаеву и Туйаару Иванову. И это далеко не полный перечень тех студентов, кто уже сегодня активно участвует в научной жизни нашего вуза и нашего региона.

Планомерная работа

В конце 2012 года в Якутии произошло, без сомнения, знаковое событие. Руководитель ОАО «Газпром» Алексей МИЛЛЕР лично вручил направления на работу нескольким студентам СВФУ. Трудиться ребята станут, естественно, в подразделениях «Газпрома». Впрочем, по мнению Валерия Фридовского, ничего удивительного в этом нет. Всё случившееся укладывается в научную и образовательную концепцию СВФУ. Тем более что речь идет о многолетней практике:

— В нашем вузе давно и успешно внедряется модель, при которой студенты получают направления на работу в конкретные компании. Я имею в виду практически все предприятия, работающие на территории Якутии. И не только Якутии. По сути, наши выпускники трудятся во всех отраслях экономики и Дальнего Востока, и других территорий. Если говорить непосредственно об ИТР, то ни одна более или менее крупная отраслевая структура (строительная, дорожная, горнодобывающая, геологическая и т. д.) не обходится без наших специалистов, без наших выпускников. Однако всё это результат системной, планомерной работы руководителей и преподавателей университета. Начнем с того, что еще будучи студентами наши ребята проходят практику непосредственно в производственных компаниях. Например, в подразделениях и «дочках» «АЛРОСА», «Газпрома», «Транснефти», в местных организациях. То есть молодые люди изначально ориентируются на работу в конкретном коллективе. Познают его специфику, знакомятся с людьми, перенимают конкретный опыт у высококлассных специалистов. Всё это в сочетании с качественным высшим образованием является прекрасной основой для профессионального и личностного формирования человека. Ради достижения этой же цели мы предлагаем студентам, в качестве их курсовых и дипломных работ, совершенно прикладные темы, основой для которых становится всё та же производственная практика.  Затем в дело вступают другие механизмы. Я имею в виду трехсторонние соглашения, подписываемые руководством СВФУ, топ-менеджерами промышленных предприятий и нашими студентами. Согласно этим документам наши выпускники, как правило, получают работу в тех структурах, где они и проходили практику. Но и это еще не всё. Как я уже и говорил ранее, мы внимательно отслеживаем, как наши бывшие студенты трудятся в производственных компаниях территории. Какой они демонстрируют карьерный рост, какие у них проявляются достижения, какие проблемы они испытывают. Нетрудно догадаться, что это не праздное любопытство, а часть нашей системной работы. Только такой полноценный мониторинг позволяет нам выстраивать образовательные и научные процессы в соответствии с потребностями рынка и запросами (что тоже очень актуально) его участников.

Предельно конкретно

Валерий Юрьевич Фридовский, безусловно, знает, о чем говорит. И знает досконально, ведь его многолетняя научная и преподавательская карьера дает ему право на вполне объективные оценки. Причем очень интересные оценки.

— Еще на самом первом этапе, когда абитуриенты только присматриваются к нашему вузу, мы оцениваем потенциал каждого из них. Кто-то лучше проявляет себя в общественной деятельности. Значит, нужно помочь этому человеку стать высокопрофессиональным администратором, бизнесменом или государственным служащим — тут уж всё зависит от самого человека, от его внутренних потребностей. Кому-то по душе творческие дисциплины. Соответственно, перед нами человек искусства, и следует работать со студентом непосредственно в этом направлении. У кого-то проявляются задатки типичного «технократа». Чего же лучше? Вот он, потенциальный сотрудник любой промышленной структуры. Ну а чей-то удел — наука. И мы можем только приветствовать рождение такого таланта. Вот вам, в двух словах, основная концептуальная задача СВФУ — определить склонности студента и в индивидуальном порядке скорректировать образовательный процесс. Только так и никак иначе. Без индивидуального подхода мы не можем рассчитывать на серьезный успех. А успехи у нас есть.  Давайте вновь переведем наш разговор в конкретную плоскость. В настоящее время СВФУ имени М. К. Аммосова совместно с АК «АЛРОСА» завершает выполнение комплексного проекта по формированию высокотехнологического производства. Тема работы определена следующим образом: «Создание комплексной, экологически безопасной инновационной технологии добычи и переработки алмазоносных руд в условиях Крайнего Севера». И могу отметить — разработка инновационной технологии, в рамках кооперации вузовской науки и производственного предприятия (за счет совместных вложений в наукоемкое производство со стороны государства и крупнейшего игрока рынка), уже стала ярким примером успешной реализации государственно-частного партнерства. Решение задач, включенных в проект, связано в основном с проблемами перехода с открытого на подземный способ отработки кимберлитовых месторождений. Плюс ко всему значительный объем наших исследований был направлен на совершенствование технологии доработки карьеров. Причем эта технология основана на новых идеях вскрытия нижних горизонтов трассами крутого уклона. Также необходимо констатировать, что эта идея и послужила основанием для инновационной (безлюдной) технологии ведения горных работ. А конечной целью нашего проекта является повышение рентабельности добычи алмазов (с минимальным ущербом для окружающей среды) за счет применения инновационных методик нового поколения. Это, если говорить простым, «не научным» языком. Нелишним будет добавить, что применение этой инновационной технологии станет важным фактором не только в повышении производственной и экологической эффективности, но и в создании условий для снижения энергозатрат. А теперь я обозначу чрезвычайно показательный момент.  Вот смотрите, зачастую научные разработки носят исключительно теоретический характер. Да, они подтверждены камеральными и полевыми исследованиями. Да, их уровень сомнений не вызывает. Да, всё это может принести в будущем вполне серьезный эффект. Но о конкретных результатах в этих случаях можно будет говорить лишь спустя довольно длительное время. А наш проект имеет еще и прикладной характер, связанный с конкретными объектами и не менее конкретными объемами. Внедрение новой технологии позволит добиться следующих ключевых результатов:

  • сократить объем вскрыши на трубке Ботуобинская не менее чем на 5 процентов;
  • увеличить полноту выемки запасов на трубке Удачная открытым способом не менее чем на 3 процента;
  • увеличить извлечение алмазов на Нюрбинском и Айхальском ГОКах не менее чем на 0,5 процента;
  • увеличить стоимость алмазов на Мирнинском ГОКе не менее чем на 1,5 процента;
  • снизить себестоимость руды (подземным способом) на руднике «Айхал» не менее чем на 3 процента и на руднике «Мир» не менее чем на 2 процента;
  • снизить энергоемкость основного производства на 1–3 процента;
  • снизить нагрузку на экологические системы (в ходе хозяйственной деятельности горнодобывающих предприятий) не менее чем на 2,5 процента.

Вот такая конкретика и проявляется в наших исследованиях. И мы гордимся тем, что в разработке новой технологии приняли непосредственное участие преподаватели, аспиранты и студенты Северо-Восточного федерального университета. По сути, СВФУ уже стал профильной площадкой для аутсорсинга НИОКТР. Ведь в ходе работы над проектом к нашей деятельности были подключены ведущие научно-исследовательские институты и университеты страны. Так что сейчас мы можем с уверенностью сказать: СВФУ активно участвует в формировании качественно новой научной среды нашего региона. И с этого пути мы сворачивать не намерены.

Андрей БАРСУКОВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров