«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05 (124), май 2017
Главная тема

Главная тема 

«Для нас очевидно — люди не должны дышать угольной пылью»

Население многих дальневосточных городов и посёлков всё чаще выходит на экологические митинги. Это особенно характерно для тех населённых пунктов, где ведётся добыча или перевалка полезных ископаемых. Угля, в первую очередь. И что бы ни говорили власти или представители бизнеса, но граждане имеют право требовать соблюдения своих прав. Ведь дышать угольной пылью, как это ни банально звучит, не просто неприятно, а ещё и крайне опасно. Так что возмущаются люди не зря. Правда, есть и другие примеры. Во время нашей командировки на Сахалин мы побывали в портовом городке Невельск, где работают и угледобывающая компания ООО «Горняк-1», и Невельский морской торговый порт, в котором осуществляется перевалка сырья. И вот что интересно. В это время на Сахалине ещё лежал довольно чистый снег. Что нетипично для населённых пунктов, связанных с углём. Как удаётся региональным угольщикам сохранять экологическую безопасность? Это и стало одной из тем нашего разговора с генеральным директором ООО «Горняк-1» Алексеем ЦМОКАНИЧЕМ.

Минимум рисков

— Алексей Николаевич, как вам удаётся поддерживать экологический баланс? Ведь перевалка угля в порту почти всегда сопряжена с вредными выбросами. А в Невельске это не ощущается. Воздух в городе чистый. Да и снег на удивление белый. Какой тут секрет?

— Мне интересно, с чего вы взяли, что снег у нас в городе должен быть чёрным, а воздух — тяжёлым? С чего? Для нас такой проблемы не существует в принципе.

— Но ведь в других регионах, например, в Ванинском районе Хабаровского края население регулярно выходит на митинги и требует нормализовать ситуацию, связанную с выбросами угольной пыли при перевалке угля. С недавних пор такие же скандалы стали происходить в Советско-Гаванском районе. Да и в Приморье порой возникают аналогичные проблемы.

— Не стану говорить о других регионах. Что же касается нашей ситуации, то тут всё предельно прозрачно. Вот смотрите, компания «Горняк-1» ведёт добычу угля на двух участках. На «Лопатинско-Восточном» в Невельском районе и на «Хандаскинско-Семиреченском» в Смирныховском районе. Это — наши основные промышленные активы. Но! Участок «Лопатинско-Восточный» — это буроугольное месторождение. Влажность угля, в этом случае, достаточно высокая, более 20 процентов. А любой специалист подтвердит — при таких отраслевых параметрах пыль не может распространяться в принципе. Что же касается «Хандаскинско-Семиреченского» участка, то здесь, действительно, добывается каменный уголь. И влажность в нём довольно низкая, что может способствовать распространению угольной пыли. Поэтому в Невельском морском торговом порту, который также входит в наш холдинг «Горняк», внедряется целый комплекс технических и технологических мер, способствующих минимизации рисков, связанных с выбросами угольной пыли.

Контроль и самоконтроль

— О каких именно мероприятиях идёт речь?

— А технологии тут давно апробированы. Например, мы устанавливаем вдоль забора, ограждающего порт, ещё и пылеулавливающие сети. Это позволяет снизить риск выброса пыли в атмосферу. Есть у нас и другие технологические разработки, позволяющие не нарушать экологический баланс. Например, не так давно мы приобрели специализированный пылесос японского производства. С его помощью мы регулярно производим уборку дорожного полотна. И ещё момент — роза ветров в нашем районе не способствует распространению пыли.

— Если говорить о сохранении экологического баланса в целом, то какие меры здесь необходимо принимать?

— В первую очередь необходим серьёзный контроль государства. И самоконтроль со стороны бизнеса. К примеру, у нас этот вопрос прорабатывается максимально тщательно. На всех уровнях. Я понимаю, что такие проблемы в стране существуют. Их необходимо решать комплексно. Ведь речь идёт о сохранении окружающей среды, а по большому счёту — о будущем наших потомков. Всё это мы прекрасно понимаем. Поэтому экологический контроль у нас на предприятии максимально жёсткий.

Объёмы увеличиваются

— Но перейдём непосредственно к вашей профильной деятельности. Сколькими лицензиями располагает компания ООО «Горняк-1»?

— У нас семь лицензий. И два добычных участка, которые я уже называл.

— Какой общий объём ваших сырьевых запасов?

— Более 50 миллионов тонн. У нас достаточно хорошая сырьевая база.

— А как обстоит дело с экспортом?

— Объём экспорта мы постоянно увеличиваем. В том числе и в этом году.

Кризис неплатежей

— Алексей Николаевич, ваш холдинг ощущает влияние экономического кризиса?

— Разумеется, а как иначе? Мы ведь постоянно приобретаем новую технику, в том числе и импортную. Только за последние три года на модернизацию производства нами был израсходован почти миллиард рублей. Собственных средств, прошу заметить. А цены на оборудование регулярно растут. Так что влияние кризиса мы ощущаем. Но это не главная наша проблема. Для нас гораздо важнее ситуация с неплатежами.

— Что имеется в виду?

— Вот смотрите, мы отгружаем уголь как на экспорт, так и на внутренний рынок. С экспортом, собственно, проблем нет. Система расчётов отработана чётко. Что же касается внутреннего рынка, то тут всё непросто. Наш уголь используется в коммунальной сфере нескольких районов Сахалинской области — Невельском, Смирныховском, Долинском, Корсаковском, Холмском, Поронайском и Макаровском… Плюс к этому часть угля мы отгружаем в Южно-Сахалинск. Со всеми муниципальными районами у нас заключены соответствующие договоры, где прописаны обязанности сторон.

Так вот мы свои обязательства выполняем в полном объёме. Поставляем качественный уголь в строго установленные сроки. И прекрасно осознаём степень своей ответственности перед населением. Ведь от этого зависит жизнеобеспечение десятков населённых пунктов. Как начинать отопительный сезон без угля? Однако с оплатой за сырьё нередко возникают проблемы. То есть уголь-то мы поставляем. Но вот коммунальные службы некоторых районов рассчитываются за него крайне нерегулярно.

— Какие именно районы?

— Знаете, не хотелось бы перечислять их в прессе. Тем более что большая часть муниципалитетов аккуратно рассчитывается по своим обязательствам. Однако неплатежи для нас, повторюсь, серьёзнейшая проблема. Ведь добыча и доставка угля сопряжена с немалыми затратами. С нашими затратами, хотелось бы это подчеркнуть. Мы производим модернизацию производства, выплачиваем зарплату сотрудникам, платим налоги в бюджеты всех уровней… Это всё — серьёзные финансовые обременения. Но неплатежи подрывают саму основу производства. И считаются с этим далеко не все.

— Чем мотивируют сами должники такую, скажем так, неаккуратность?

— Ответ стандартный — денег нет, просим подождать. А как ждать, если производство — это процесс постоянный, он требует множество ежедневных расходов? Такая вот получается коллизия. Отопительный сезон у нас заканчивается в мае. Соответственно, в июне с нами должны быть произведены окончательные расчёты. А на деле свои деньги мы получаем в лучшем случае в октябре, то есть с полугодовой задержкой. Мы несём прямые убытки. Ведь деньги-то нам отдают по старым ценам. А за это время мы уже входим в новые ценовые форматы. Например, стоимость дизельного топлива, без которого, разумеется, мы не можем нормально работать, в течение года неоднократно повышается.

— И сколько денег вам должны на сегодняшний день?

— Счёт идёт на несколько сотен миллионов рублей. Сами понимаете, это серьёзные суммы для любой промышленной компании. Тем более что часть этих средств мы уже никогда не увидим.

— Почему?

— Если предприятие-должник банкротится, а такое у нас бывает, то прежде всего отдаются долги по зарплате и задолженность по налогам. Это — требование закона. А наша очередь, в лучшем случае, четвёртая. При таком раскладе свои средства мы точно не получим.

Нужна модернизация

— Почему так происходит? Ведь муниципалитеты работают с бюджетными средствами. Почему они не рассчитываются с вами?

— Причины тут разные. Не в последнюю очередь они связаны с состоянием котельных в некоторых районах Сахалинской области.

— А при чём тут котельные?

— Я объясню. Просто некоторые котельные у нас давно морально устарели. И в силу этого они потребляют просто огромные объёмы угля. Тут уж о какой-то экономической составляющей даже речи не идёт. Поэтому, образно говоря, бюджетные деньги сжигаются в топках.

— Что делать?

— Необходима модернизация котельного оборудования. А по большому счёту, требуется строить современные котельные, современные мини-ТЭЦ. Это позволит сократить отраслевые затраты. На Сахалине такая работа ведётся. И в этом серьёзная заслуга правительства области. Но тут необходима другая динамика. А средств на это, как нетрудно догадаться, не хватает. Это общая беда для всей страны. Тут уж областные или районные власти обвинить сложно, они и так делают всё от них зависящее для нормализации ситуации.

Социальные проекты

— Ваш холдинг платит в бюджеты всех уровней большие средства. Это общеизвестный факт. О каких суммах идёт речь?

— Никакого секрета здесь нет. Наша компания прозрачна во всех отношениях, поэтому могу сказать — только за последние годы в виде налогов мы заплатили в бюджеты всех уровней свыше полумиллиарда рублей.

— Но и в реализации социальных программ вы также участвуете?

— А как же? Чтобы всё было понятно, скажу: наш холдинг является градообразующим предприятием для двух районов Сахалинской области — Невельского и Смирныховского. У нас работает более тысячи человек, многие из которых — местные жители. Поэтому мы участвуем в реализации большей части социальных проектов на своей территории.

— С районными администрациями вы также постоянно контактируете?

— Иначе и быть не может. И соответствующую поддержку мы населению оказываем. Причём как на районных уровнях, так и на уровне области. Это — наш долг перед своей малой родиной. Иначе и не скажешь. Мы отдаём себе отчёт, что наше предприятие является в определённой степени основой для развития всей территории.

Основа развития

— Вы сказали о том, что модернизация вашего холдинга носит системный характер. А какое именно оборудование приобреталось для того же Невельского морского торгового порта в последние годы?

— Перечень также довольно большой.

Не так давно нами был приобретён современный мультидокер. Теперь их у нас три. Также мы приобрели перегружатель нового поколения. Плюс к этому у нас появился новый штабелер. И это лишь малая часть наших технических и технологических ресурсов.

— Но ведь, помимо этого, у вас есть и свой флот, и свой парк железнодорожных вагонов. Это так?

— Так оно и есть. Мы не можем останавливать модернизационный процесс, поскольку и задачи перед нами стоят серьёзные. Мы ведь снабжаем топливом не только Сахалин и Курилы, но также и Камчатку. Не говоря уж о зарубежных потребителях. А это требует использования серьёзных технических ресурсов. Например, сейчас у нас производится реконструкция причальных сооружений и, кстати, комплекса экологических мероприятий портовой инфраструктуры.

Кадровый голод

— Какова средняя зарплата в вашем холдинге?

— Достаточно высокая — порядка 50 тысяч рублей. Разумеется, у квалифицированных специалистов она значительно выше.

— Видимо, при такой зарплате вы не испытываете кадровых проблем?

— Как раз наоборот, мы ощущаем не просто кадровые проблемы, а настоящий кадровый голод.

— С чем это связано?

— Можно долго рассказывать. Причин множество. Это и отток населения (в первую очередь квалифицированных специалистов) на запад страны, и недостатки в системе профильного образования, и типично региональная специфика.

— Какая региональная специфика?

— В сезон рыбалки многие мужчины в наших районах традиционно, из года в год, уезжают на путину. Это, скажем так, региональная данность, и с ней нужно считаться. Но, в любом случае, мы испытываем недостаток во многих специалистах.

— Каких именно работников вам не хватает?

— Перечень большой. Это и геологи, и маркшейдеры, и горные инженеры, и механизаторы, и докеры, и водители, и экскаваторщики, и слесари… Продолжать я могу долго. Но факт остаётся фактом — кадровую проблему мы ощущаем достаточно остро.

— Приглашаете специалистов из других регионов?

— А как иначе? Для нас это сопряжено с дополнительными затратами, конечно же, но другого выхода у нас нет. Мы бы и рады трудоустраивать исключительно местных жителей. Но при сегодняшних реалиях это, увы, невозможно.

— Вы сказали о системе образования. Имеется в виду, что высшие и средние профессиональные учебные заведения выпускают мало специалистов для вашей отрасли?

— Я так скажу, на Сахалине многих необходимых нам специалистов вообще не обучают. Например, маркшейдеры к нам приезжают из Иркутска. Да и из других регионов страны берём сотрудников. Та же история и с квалифицированными рабочими. Хотя мы и сотрудничаем со средним профессиональным училищем № 5, расположенном на Сахалине, где готовят некоторых специалистов для нашей отрасли, но этого явно недостаточно. Тем более что средний возраст на нашем предприятии предпенсионный. То есть люди уходят, а заменить их некем.

— И что делать?

— Это общегосударственная проблема. Характерная не только для Сахалина, но и для других регионов страны, особенно дальневосточных. И решать её необходимо на государственном уровне. Мы со своей стороны и так делаем всё, что возможно. Платим вполне конкурентоспособные зарплаты, создаём отличные производственные условия, обеспечиваем сотрудников всеми социальными гарантиями. Но проблему, повторюсь, требуется решать в гораздо более серьёзном формате. Впрочем, несмотря на все сложности, наш холдинг работает динамично. И у нас есть все возможности для дальнейшего поступательного развития.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров