«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (77), октябрь 2012
Главная тема

Главная тема 

Штрафы в мутной воде

Нужно ли беречь дальневосточную природу? Вопрос звучит вроде бы дико. Ведь вряд ли найдется кто-нибудь, кто даст на него отрицательный ответ. Однако местные борцы за охрану окружающей среды порой доводят ситуацию до абсурда. Свое мнение по этому поводу высказал главный инженер золотодобывающей компании «Гран» Анатолий ВОЛКОВ. 

Душат проверками

— Анатолий Федорович, среди проблем дальневосточных недропользователей бюрократия занимает особое место. Ваши коллеги из других компаний рассказывают о том, что для решения самого простого отраслевого вопроса нужно собрать тонны официальных бумаг. А что происходит у вас?

— Да то же самое и происходит. Буквально в начале каждого сезона нас начинают душить всевозможными проверками. И о спокойной работе на месторождениях мы можем только мечтать.

— Какие государственные организации свирепствуют больше всего?

— В этой связи я бы выделил природоохранные структуры. Тут дело вот в чем. Никто не спорит, что экологическая безопасность является важным отраслевым вопросом. И участники рынка обязаны соблюдать все установленные правила. Более того, я считаю, что к нарушителям законодательства нужно принимать строгие меры воздействия. А как иначе? Мы обязаны делать все возможное, чтобы природа Севера не страдала от воздействия человека. Это, так сказать, одна сторона медали. Но есть и другая. К величайшему сожалению, сейчас соблюдение экологической безопасности стало своего рода кнутом для производственного бизнеса. Вот вам картина. Мы работаем на берегах ручьев. А что такое ручей? Это природный водоем, который живет своей жизнью. Например, в ручьях нередко происходит подмыв берегов, после чего осадок опускается на дно и вода естественным образом мутнеет. Объяснимый процесс? Думаю, вполне. Но только не для сотрудников Росприроднадзора, штрафующих за мутную воду… недропользователей. В частности, нашу компанию. Дескать, вода у вас мутная? Значит, вам и отвечать.

— Получается, что Росприроднадзор работает с недропользователями главным образом в формате предупреждений и штрафов?

— Конечно, это основной «конек» чиновников. Они вправе обязать нас делать все, что угодно. Допустим, покупать мальков для водоемов. И деваться некуда, покупаем. Хотя вроде бы каждый должен заниматься своим делом. Кто-то добывать золото, кто-то разводить мальков, кто-то контролировать режим соблюдения экологической безопасности. Но на практике у нас все перемешано. А решение самых простых вопросов усложняется неимоверно. Для того чтобы оформить далеко не самые важные документы, нужно заполнить множество других бумаг и обежать в том же Росприроднадзоре добрый десяток кабинетов. 

— Но ведь проблемы с экологической безопасностью — это верхушка айсберга. Вы наверняка сталкиваетесь и с другими отраслевыми бедами?

— А я бы не стал выделять именно отраслевую проблематику. И вот почему. Мы живем и работаем на Севере, где все очень тесно переплетено. Поэтому основной бедой для всех производственников Колымы я считаю отсутствие условий для нормального развития. Пока мы только выживаем, как можем.

Общие проблемы

— Что вы имеете в виду?

— Прежде всего, абсолютную неконкурентоспособность колымского бизнеса. У нас в Магаданской области все стоит значительно дороже, чем в западных регионах России — и запчасти, и ГСМ, и электроэнергия, и все остальное. Плюс ко всему, транспортные тарифы, которые просто подрывают экономику местных предприятий. И я уж не говорю о жестком климате, вечной мерзлоте и других специфичных условиях. Все это в совокупности создает тяжелый фон для нормальной жизни. И получается замкнутый круг. Чтобы удержать человека на Севере, ему нужно создать нормальные условия. Прежде всего, платить большую зарплату. Кто это должен делать? По логике, работодатели. Однако работодатели не могут платить своим специалистам большие зарплаты, поскольку несут на своих плечах запредельные расходы. И эти расходы я уже перечислял.

— Вы говорите о больших зарплатах. Насколько они должны быть большими?

— Магаданская область даже по официальным данным является одним из самых затратных регионов России. Начнем с того, что здесь очень дорогая продуктовая корзина, дикие коммунальные платежи и явно завышенные энерготарифы. Чтобы элементарно свести концы с концами человек должен зарабатывать не менее 50 тысяч рублей в месяц. Это для чрезвычайно скромной жизни. Но далеко не все предприятия могут платить своим специалистам (причем даже хорошим специалистам) такие зарплаты.

Нужна система

— В одну из поездок по федеральной автодороге «Колыма» мы видели в Ягоднинском районе несколько заброшенных поселков. Откуда люди уехали совсем недавно. На Колыме таких мест хватает?

— Более чем хватает. Вот мы работаем в Тенькинском районе. И здесь тоже есть заброшенные населенные пункты. Это, так сказать, общая колымская ситуация. А когда наблюдаешь такую картину ежедневно, настроение становится откровенно депрессивным.

— Кто в состоянии изменить ситуацию?

— Разумеется, высшие руководители нашего государства. Ведь тут все просто. Российский Север — это богатейшие территории. Здесь сосредоточены огромные запасы полезных ископаемых. Только наше предприятие на своих участках Дусканья, Клин, Туманный и Правое Обо ежегодно добывает порядка 250 килограммов россыпного золота. А ведь мы работаем на старых приисках. Домываем то, что недомыли до нас. То есть, говоря официальным языком, занимаемся вторичной переработкой неучтенных запасов, потерянных с приборов. При этом объем золота у нас составляет 0,28 грамма на куб горной массы, а производительность приборов превышает 1200 кубов горной массы в сутки. Представляете, какие богатства лежат в наших землях? И я уж не говорю о слабоизученных или вообще не изученных месторождениях. Но ведь рынку нужно не только золото. Ему постоянно требуется серебро, железо, медь, никель, уран… И все это на Колыме есть. Причем, в больших объемах. В наших недрах вообще сосредоточена вся таблица Менделеева. Но! Если эта территория будет развиваться хаотично, ничего хорошего нас не ждет. Рано или поздно на колымской земле появятся другие хозяева. И тогда наша страна просто потеряет свои восточные регионы. Чтобы избежать этого, необходимо создавать нормальные условия для местных жителей, поскольку именно колымчане пока еще не позволяют Магаданской области превратиться в безлюдную пустыню. Хотя сколько людей уже отсюда уехали! А могут уехать и все остальные.

— Но ведь есть мнение, что Дальний Восток можно осваивать вахтовым методом?

— Этого-то я и боюсь. Ведь что такое вахта? Это когда ты приехал, добыл нужное тебе количество золота и уехал обратно. Но для полноценного развития Магаданской области необходим системный подход. Нужны не только месторождения, в первую очередь — инфраструктура. А содержать и развивать инфраструктуру в состоянии только колымчане. То есть те, кто здесь живет и работает. Да, региональные власти во главе с губернатором Николаем ДУДОВЫМ делают все возможное для поддержки и местных предприятий, и местных жителей. Но тут необходима мощная государственная воля федерального центра.

— Трудностей на Колыме, конечно же, хватает. Но ведь ваше предприятие работает достаточно стабильно. По крайней мере на территории Тенькинского района вы занимаете лидирующие позиции в золотодобыче. Выходит, не все обстоит печально?

— А я и не сгущаю краски. Просто федеральная власть должна осознавать остроту проблемы и принимать решения. Что же касается нашего предприятия, то мы действительно качественно выполняем свои обязательства. В этом большая заслуга создателя и бессменного руководителя компании Юрия Игнатьевича БАБИЯ. Он сумел сплотить вокруг себя коллектив единомышленников-профессионалов, которые в состоянии добиваться хороших производственных результатов. Да, у нас относительно небольшая организация. В сезон здесь трудятся до 150 человек. Но в то же время мы стараемся регулярно обновлять парк импортной техники. Сейчас у нас имеются 10 бульдозеров, 18 погрузчиков и другие специализированные машины. Все это позволяет нам работать достаточно продуктивно. Но региональные и отраслевые проблемы, в любом случае, остаются. И решать их нужно быстро и эффективно.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров