«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (98), октябрь 2014
Главная тема

Главная тема 

«Московские компании подрывают сахалинский рынок»

Наша газета не раз рассказывала о том, как производственные предприятия из Европейской части России выигрывали самые значимые дорожные аукционы на Дальнем Востоке. В итоге участники местного рынка оставались без работы. Но оказывается, пришлые структуры интересуются не только крупными объектами. Например, некая московская фирма всерьёз озаботилась содержанием… ливневой канализации в Южно-Сахалинске. О всеобъемлющем московском интересе — в интервью с генеральным директором одной из самых известных сахалинских дорожных компаний — ООО «Сахалиндорстрой» Николаем ЛИСОВЕНКО.

Показательный пример

— Николай Андреевич, так что за история произошла с ливнёвкой в Южно-Сахалинске?

— Да, ситуация тут сложилась очень интересная. Я бы сказал — показательная. Но для начала — предыстория событий. Наша компания выполняет целый комплекс отраслевых работ. Я имею в виду и ремонт внутриквартальных проездов, и благоустройство территорий, включая строительство детских площадок и  парковок.

Причем, свою деятельность мы ведем не только в Южно-Сахалинске. Наши услуги востребованы и за пределами областного центра. Так что работы у нас хватает. Загружены мы, как говорится, на 120 процентов.

Но есть один нюанс. Руководители дорожных организаций, со страниц вашей газеты, не раз озвучивали мысль — если даже та или иная производственная компания специализируется на строительстве, реконструкции или благоустройстве автотрасс, все равно ей нужен некий сквозной, то есть постоянно действующий объект. А таким объектом, как правило, является дорожное содержание. Я с этим полностью согласен. Ремонт рано или поздно заканчивается, а обслуживание остаётся относительно надолго. Это особых доходов не приносит, но зато позволяет предприятиям формировать свою долгосрочную производственную политику.

Для нас таким сквозным проектом некоторое время назад стало содержание ливневой канализации в Южно-Сахалинске. Речь, как вы понимаете, идёт о регулярной чистке этой системы, о её плановом ремонте, о замене решёток, люков и так далее. И вот мы в течение года выполняли свои обязательства. Без ложной скромности скажу — выполняли их хорошо, у заказчиков претензий к нам никогда не было. Ливнёвку мы в порядок привели и обслуживали её весьма качественно. Но срок выполнения этих работ закончился, и нам нужно было участвовать в новых торгах на этот же объект.

Вот тут-то выяснилась любопытная деталь. Оказывается, конкуренцию нам решила составить некая московская фирма. Причём, фирма неизвестная, по крайней мере, мы о ней даже обрывочной информации не нашли. Но на конкурс эта организация тем не менее вышла.

— Кстати срок содержания ливневой канализации ограничивается одним годом?

— Да, одним годом. И в этом заключается другая проблема — на мой взгляд, тут было бы целесообразно установить трёхлетний срок исполнения контракта, чтобы подрядные организации могли и технику закупить, и вообще имели возможность исполнять свои обязательства в долгосрочном режиме.

— Извините, но вернёмся к ситуации с ливнёвкой в Южно-Сахалинске. Если я вас правильно понял — москвичи решили содержать ливневую канализацию в городе, расположенном на другом конце страны?

— Вот и я о том же. Странно, не правда ли? Какой доход принесёт этим самым пришлым структурам обслуживание ливнёвки в Южно-Сахалинске? Они что, ради этого здесь своё обособленное подразделение создадут? Или сами на Сахалин работать переедут? Но факт остаётся фактом — на конкурс эта компания выставилась. И началась игра, как обычно, на понижение. В итоге нам пришлось понизить цену на 30 процентов от первоначальной стоимости. Только так и удалось выиграть. Причём, всем понятно, что и начальная цена тут была не особо привлекательной. А уж с 30-процентным понижением она вообще превратилась в копейки.

— Почему вы вообще пошли на такое понижение?

— Во-первых, повторюсь, любому производственному предприятию необходим долгосрочный проект. А во-вторых, если честно, то было просто досадно — мы год содержали эту ливневую канализацию! Закупили для этого всё необходимое, и в первую очередь, дорогостоящие технику и оборудование, привели систему в порядок, выстроили планы на будущее. Так ладно, если эти москвичи, что называется, вообще сюда придут. А то ведь такие «победители» на объектах вообще могут не появиться.

Субподряд за копейки

— В каком смысле?

— Да в самом прямом. Вы что, думаете, эти москвичи стали бы содержать нашу ливнёвку? Так ничего подобного, они наверняка пришли бы к нам и предложили поработать у них на субподряде. Мол, работайте, как и раньше, у вас всё равно техника стоит неиспользованная, но мы забираем себе львиную долю выделенных для этого средств в виде генподрядного процента. Я почти уверен, так оно и было бы.

— Получается, что такая экспансия — это уже давно сложившийся бизнес?

— Так оно и есть. И ФЗ-44, в этом плане, ничем не отличается от своего нормативного предшественника — ФЗ-94. Да, люди делают бизнес. Любой ценой побеждают на аукционах по всей стране, а потом отдают объекты на копеечные субподряды местным организациям. И получают свои деньги просто ни за что.

— А вообще, насколько сложно работать с водоотведением в Южно-Сахалинске?

— У нас это крайне непростое дело. Приведу конкретный пример — есть у нас в городе район с названием Владимировка. По сути, именно отсюда в свое время начиналось строительство нашего областного центра. Нетрудно догадаться, что дома там в основном старые, пятидесятых годов постройки. Многие из них натурально вросли в землю. Так помимо этого и сама Владимировка расположена в низине. В результате за несколько десятилетий местность превратилась в этакий большой, заболоченный участок. Заниматься там водоотведением — крайне сложно. И таких, низинных, районов в Южно-Сахалинске хватает.

Работа с препятствиями

— Николай Андреевич, мы с вами встречались ровно год назад. Тогда вы, в своём интервью, говорили примерно следующее — у нас в стране почти любой принимаемый нормативный акт носит запретительный характер. Но тут-то получается другая история — для фирм-однодневок открыта «зеленая улица»?

Николай ЛИСОВЕНКО:
При сложившейся в стране системе откровенно запретительные меры касаются почему-то только реально работающего бизнеса. То есть бизнеса, который выполняет конкретные производственные задачи, платит налоги в бюджеты всех уровней, создаёт рабочие места, несёт множество социальных нагрузок. Вот мы-то как раз регулярно сталкиваемся со всевозможными административными и нормативными барьерами. Зато там, где нужно, государство эти барьеры не создаёт. Более того, чиновники зачастую не выполняют даже свои прямые обязательства.

— Вы понимаете, при сложившейся в стране системе откровенно запретительные меры касаются почему-то только реально работающего бизнеса. То есть бизнеса, который выполняет конкретные производственные задачи, платит налоги в бюджеты всех уровней, создаёт рабочие места, несёт множество социальных нагрузок. Вот мы-то как раз регулярно сталкиваемся со всевозможными административными и нормативными барьерами. Зато там, где нужно, государство эти барьеры не создаёт. Более того, чиновники зачастую не выполняют даже свои прямые обязательства.

— В каком смысле?

— Объясню. У нас в Южно-Сахалинске градостроительная документация не обновлялась, по моему мнению, десятилетиями. Поэтому наши чиновники при решении вопросов, связанных с тем же водоотведением, руководствуются какими-то старыми картами. В итоге происходит следующее — мы приезжаем на место и видим, что там уже давно нет, например, обозначенного на карте кювета. В плане он есть, а на самом деле он давно засыпан, поскольку кто-то самовольно расширил в этом районе свою территорию, поставил там забор, а кювет просто засыпал. В итоге ни о каком водоотведении речь не идет.

Я уж не говорю о том, что при самовольном захвате земли сплошь и рядом сужаются дороги. Это у нас вообще стандартная история. Но на неё почему-то внимание никто не обращает. Да и само строительство ведется хаотично. В новых домах цоколи высокие, зато у расположенных рядом старых зданий они, цоколи эти, низкие. Нетрудно догадаться, куда скатывается вода. Так что настало время кардинально менять градостроительную политику в Южно-Сахалинске. Иначе ситуация будет усугубляться.

— Но несмотря на все сложности, ООО «Сахалиндорстрой» продолжает выполнять свои обязательства качественно и в строго установленные сроки. Об этом говорят многие участники рынка. Да и работы у вас, как известно, хватает. Как вам удаётся решать постоянно возникающие нормативные и административные проблемы?

— Как и всем производственникам — в плановом режиме. Проблемы, что называется, были, есть и будут. Но для нас важно, чтобы наша работа признавалась заказчиками именно качественной. Мы дорожим своей отраслевой репутацией. Это — одно из наших конкурентных преимуществ. Вот, собственно, и все.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров