«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (98), октябрь 2014
Главная тема

Главная тема 

«Таттаавтодор» — дорога длиной в 80 лет

Якутские дороги — особенные. Хотя бы потому, что они должны выдерживать перепады температуры от плюс 40 до минус 50 градусов. Ведь здесь огромные расстояния, и порой ниточка «гравийки» — единственная связь между населёнными пунктами. Все это в полной мере осознают в ОАО «Таттаавтодор», которое занимается ремонтом, содержанием и строительством дорог в Таттинском районе и не только. Сегодня мы беседуем с генеральным директором предприятия Иваном БОЧОНИНЫМ.

Содержать дороги не на что

— Иван Иванович, в этом году ваше предприятие отмечает своё 80-летие, и мы поздравляем вас с этой датой! Надо сказать, что масштабы деятельности ОАО «Таттаавтодор» впечатляют. Сколько я знаю, вы занимаетесь содержанием 175 км федеральной трассы «Колыма», 168 км — муниципальных и 111 км региональных дорог. Что самое трудное в вашей работе?

Примите поздравления! Обращаюсь к членам нашего замечательного коллектива, к партнёрам, коллегам, ко всем, кто занят в дорожной отрасли. Сердечно поздравляю с профессиональным праздником — Днём работников дорожного хозяйства! Желаю крепкого здоровья, новых достижений, интересной, творческой работы, хороших заказов! Пусть каждому всегда светит солнце и улыбается удача! Помимо общего праздника, наше предприятие отмечает в этом году свое 80-летие. Поздравляю с этим знаменательным событием всех, кто трудится в компании сейчас, наших ветеранов. Доброго всем здоровья и благополучия, новых трудовых свершений! Иван Иванович БОЧОНИН, генеральный директор ОАО «Таттаавтодор»

— С огорчением должен сказать, что содержанием муниципальных дорог мы с этого года не занимаемся. Хотя делали это 20 лет, и делали, смею заметить, неплохо.

— Догадываюсь, что послужило причиной отказа от этой работы — недостаточное финансирование?

— Правильно. Только назвать его недостаточным, значит, не сказать ничего. Произведём несложные расчёты. В год на содержание 168 км предусмотрено 1 млн 200 тысяч рублей. Делим эту сумму на 168 и делим на 12 месяцев. Получается, что на один километр в месяц на муниципальную дорогу выделяется 600 рублей. Это такой мизер, что выполнить сколько-нибудь значимые работы на эти деньги невозможно.

А теперь проведём сравнение. На один километр дороги республиканского значения выделяется 14 тысяч рублей в месяц. Но и это примерно 30 процентов от того, что требуется. Так что же говорить о муниципальных дорогах?! Если бы на них отпускались средства по республиканским меркам, то на наши 168 километров пришлось бы 28 млн рублей в год. А мы получали 1 млн 200 тысяч. Для федеральных трасс цифра побольше — 45 тысяч рублей на километр в месяц. Но и этого недостаточно.

Но тем не менее, содержали мы свои муниципальные километры в приличном состоянии. Я не хочу сказать, что это был уровень содержания республиканских трасс, но работ на 15-16 млн рублей мы ежегодно в течение 20 лет выполняли за свой счет. Несложно представить масштаб убытков. А работали мы чисто из патриотизма, при этом обращались во все инстанции, вытаскивали проблему. Но результатов это не принесло.

«Зеленый свет» фирмам-однодневкам

— Кто же занимается содержанием этих злосчастных муниципальных дорог сегодня?

— Районная администрация создала ГУП «Дорстрой», считается, что они и занимаются. Но своих денег у них нет, а на 1 млн 200 тысяч надо дизтопливо закупить (а оно у нас стоит 39 руб 80 коп литр, и зима восемь месяцев), технику, если не купить, то хотя бы отремонтировать, зарплату выдать… Вот такая ситуация.

— Многие участники рынка дорожного строительства говорят о том, что содержать дороги, что муниципальные, что республиканские, что федеральные должны как раз крупные предприятия, которые имеют возможность для финансового маневра, обеспечены современной техникой, укомплектованы специалистами. Как вы к этому относитесь?

— В принципе, это правильно. Содержанием должны заниматься компании, которые имеют соответствующий опыт и возможности. И если уж зашла об этом речь, то пять лет, которые сейчас установлены для договора на эти работы, маловато. Да и то, это ведь только для федеральных трасс. А что с республиканскими и муниципальными? На этот единственный год зачастую приходят временщики, которые делают вид, что работают, получают какие-никакие деньги, а потом уходят. На их место приходит другой подрядчик, он и должен исправлять то, что «сделано». Считаю, что для дорог всех типов подряд должен оформляться минимум на 8-10 лет. Тогда, по крайней мере, есть, с кого спросить. А пока получается, что для фирм-однодневок, роняющих цены на аукционах, созданы весьма подходящие условия.

Заказы в шести улусах

— Иван Иванович, трасса «Колыма», на которой ваше предприятие работает с 1984 года, претерпела большие изменения. Какие именно и какое участие в них принимало ваше предприятие?

—Я тогда возглавил ДРСУ, было у нас четыре единицы техники, среди которых — старенький бульдозер, который мы отремонтировали и им толкали снег с трассы. Это была грунтовая дорога в тяжёлом состоянии.

В 1988 году началось строительство дорог с гравийным покрытием, дорожники шли навстречу друг другу, и в 2005 году произошла стыковка в районе Томпонского улуса. Таким образом был ликвидирован разрыв между Магаданом и Якутском.

Сегодня мы содержим 175 километров этой трассы со 190-го по 365 километр. Дорога проходит через три улуса: Чурапчинский, Таттинский и Томпонский. Это гравийная дорога четвёртой категории, в нынешний сезон мы ведём ремонт на трех участках — км 350-359, км 451-460 и км 460-465.

Одновременно работы ведутся и по содержанию республиканских автодорог «Ытык-Кюель — Харбалах — Чычымах» и «Уолба — Булун». Начальником эксплуатационного участка работает молодой специалист, выпускник Сибирского автодорожного института Юлиан Ильич АНДРЕЕВ, дорожный мастер Савелий Михайлович ЧАШКИН.

— Иван Иванович, где ещё работают ваши специалисты?

— В этом году у нас четыре сдаточных объекта. На автодороге «Колыма» 3 ремонтных участка, начальник участков молодой специалист Егор Егорович ХАРАЙДАНОВ, бригадир Иннокентий Иннокентьевич ПАВЛОВ — заслуженный работник транспорта, почётный дорожник. Субподрядчиками работают ИП Петров С.Д., ООО «Алтандорстрой». Помимо трёх участков на «Колыме», мы построили 4,5 км автодороги «Амга» в Усть-Майском районе от Усть-Майи до посёлка Петропавловск. Начальником участка работает Степан Михайлович БОРИСОВ, бригадир Олег Алимпиевич ПОЛУЭКТОВ.

Занимаемся строительством дороги республиканского значения в Хангаласском улусе. Это 10 километров дороги четвертой категории от реки Большая Кэтимэ до посёлка Тит-Ары. Сдача объекта намечена на 2015 год. Начальником является Василий Васильевич КУЗЬМИН, бригадир Гаврил Николаевич КУЗЬМИН.

Из-за сложных климатических ситуаций в арктических улусах прошлой зимой участвовали в строительстве автозимника в Момском районе.

Наш принцип — на дороге нет мелочей. Мы все работы выполняем одинаково ответственно, именно поэтому на предприятии трудятся специалисты весьма высокого уровня. Списочный состав — 116 человек, но в строительный сезон набираем ещё полсотни работников. Общими силами мы приближаемся к выполнению намеченных на нынешний год планов — освоение в 2014 году должно составить порядка 450 млн рублей.

Главное — репутация

— Иван Иванович, в прошлом году у вас в районе случилось катастрофическое наводнение. И ваше предприятие показало себя в ликвидации его последствий с самой лучшей стороны. Каким в этом плане стал нынешний год?

— Да, в прошлом году дважды восстанавливали автодорогу на территории Таттинского улуса, в том числе на своём участке автодорогу «Колыма», топило нас и в этом году, в мае-июне. Осадков выпало в четыре раза больше нормы, в Таттинском районе было объявлено чрезвычайное положение. Мы проводили аварийно-восстановительные работы на дороге республиканского значения Ытык-Кюель — Харбалах, где, кстати, находится угольный разрез, который был отрезан от потребителей. Восстанавливали дорогу Уолба — Усть-Татта.

— Что можно сказать о портфеле заказов на 2015 год? Он сформирован?

— Да, заказами мы обеспечены. За годы своего существования наше предприятие сумело завоевать доверие заказчиков, заслужить безупречную репутацию. Мы выигрываем аукционы, выполняем самые ответственные задания. Но самое главное — мы всегда работаем для своих земляков, для того, чтобы их жизнь становилась более комфортной и безопасной.

Беседовала Елена ЗАЙЦЕВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров