«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (112), март 2016
Главная тема

Главная тема 

Татьяна ФЁДОРОВА: «Мне есть с кем работать, есть с кем побеждать»

Когда женщина руководит крупным предприятием, это уже не вызывает удивления. Но каждый раз возникает вопрос: как это сочетается с другими обязанностями прекрасной половины человечества? Ведь и у генерального директора полно домашних забот. И несмотря на это, они успешно конкурируют с мужчинами и зачастую дают им фору. Татьяна Владимировна ФЁДОРОВА — генеральный директор одного из крупнейших дорожно-строительных предприятий Хабаровского края ОАО ПМК № 83. И руководитель она — один из лучших. Сегодня Татьяна Владимировна гость редакции.

Начинали с ноля

— Татьяна Владимировна, ПМК № 83 — компания с более чем 50-летней историей. И более 20 лет её возглавляете вы, причём вы стали руководителем в самые трудные, 90-е годы. Как это произошло?

— В Комсомольск-на-Амуре я попала в 1985 году после окончания Донецкого политехнического института и стала работать финансистом-экономистом, а через год меня назначили на должность начальника планово-производственного отдела. И руководила я этим отделом почти 10 лет. До тех пор, пока в 1994 году не стала генеральным директором. Так что всё просто.

— В хронологическом смысле — да. Но ведь на самом деле за плечами у вас не только большой производственный опыт, но и годы борьбы за выживание предприятия, причём в 1994-м начинать пришлось практически с ноля, так?

— Так, конечно. Наша передвижная механизированная колонна была образована в 1962 году в основном для производства мелиоративных работ, хотя подразумевалось и строительство дорог, мостов и искусственных сооружений. Но именно мелиорация тогда была в большой моде, а когда она прошла, мы больше стали уделять внимания дорожному строительству.

Собственно говоря, все автомобильные дороги, которые ведут в Хабаровск, Амурск, Хольгасо, строила наша ПМК. Конечно, они были без асфальтового покрытия, но нужда в них была огромная. А потом наступили печально знаменитые 90-е годы. Как вы знаете, экономика страны, все её отрасли, включая и дорожное строительство, пришли в плачевное состояние. А я в это время стала генеральным директором. Техника стояла переломанная, административное здание разморожено, огромные долги, заказов, естественно, никаких, коллектив почти весь разбежался… Но наши лучшие люди остались. Некоторые из тех, с кем мы вместе поднимали предприятие, и сейчас работают у нас.

— Татьяна Владимировна, как вам удалось сдвинуть всё это с мёртвой точки?

— Главным для меня было то, что люди поверили в меня, это давало силы. Нас было в то время около ста человек. Почти все молодые, а ветераны ПМК помогали нам советами. Мы брались за любую работу, ни от чего не отказывались. Помню, на птичнике нам предложили выполнить земляные работы, так мы обрадовались. Получили какие-то деньги, выдали людям аванс… Вот так, по копеечке, по крупиночке, экономя на всём, и выбирались. Коллектив был очень сплочённым, все работали на общий результат. Поэтому и получилось у нас — за счёт веры в успех и трудолюбия. И хочу сказать, что всегда на одном из первых мест была дисциплина, анархии у нас никогда не было.

Есть с кем побеждать

— Власти не помогали?

— Да чем власть могла помочь? Запомнила один разговор с руководителем Комсомольского района. Прихожу к нему, жалуюсь: денег совсем нет, что делать? А он мне говорит: «С деньгами всякий сможет работать, а ты попробуй без денег». Попробовала, и, как видите, получилось. Хотя это очень трудно. Многие вопросы с поставщиками приходилось решать, что называется, на доверии. Денег-то у нас не было, а запчасти, солярка и прочее нужны постоянно. Ответственность очень большая. Я, кстати, с тех пор усвоила, что в долг надо брать как можно меньше, стараюсь этого не делать.

Иногда думаю, а смогла бы я так сейчас? Наверное, смогла бы. Есть с кем работать, есть с кем побеждать. И когда мне говорят — мы с вами хоть куда, не подведём, это не только приятно, но это и большая ответственность. С этими людьми я работаю не первый десяток лет, я верю им, а они мне. Мужики у нас золотые, для них 600 километров — не расстояние, сел и поехал. Снег по пояс — не проблема, надо, значит, надо. Ну, и я с ними. Сейчас-то у нас всё нормально — заказы есть, социальные гарантии полностью, у нас и текучки кадров нет.

— А как вы думаете, от чего зависит такая стабильность на предприятии, всё-таки, наверное, от руководителя?

— И от руководителя, и от тех людей, которых принято называть «костяк коллектива». Я своим коллективом просто горжусь, случайных людей у нас нет. Бывает, конечно, попадаются, но мы от них быстро избавляемся.

— Татьяна Владимировна, а что для вас главное в человеке — когда вы принимаете его на работу или повышаете в должности?

— Безусловно, профессионализм. Даже если он немного капризный или даже конфликтный, с этими чертами его характера я справлюсь. Главное — мозги. Ведь можно и заказ неплохой получить, но так сработать, что прибыли не будет. И зависит это не столько от опыта, сколько именно от степени профессионализма. Можно отработать 15 лет, вроде опыт есть, а толку от такого «специалиста» мало. Так что надо смотреть внимательно на каждого человека.

Другой масштаб

— Возвращаясь к началу возрождения ПМК, хочу спросить, а когда предприятие набрало силу, стало устойчивым?

— Считаю таким рубежом 2002 год. Мы выиграли первый крупный заказ — участок на автомобильной дороге Селихино—Николаевск-на-Амуре, в районе Софийска. Заработали деньги и впервые купили новую технику «Катерпиллар» — бульдозер. До этого ремонтировали, что у нас осталось, покупали старую… Так на этот бульдозер мы все смотрели, как на чудо. Ну, а потом стали каждый год покупать самосвалы, бульдозеры, словом, всё необходимое. Сегодня у нас более ста единиц только крупной техники, не считая мелкую. И техника вся японского производства — «Катерпиллар», «Коматцу». А в прошлом году мы купили свой асфальтобетонный завод, тоже японский — НИКО. Это наша гордость, мы ведь укладываем асфальт, но прежде покупали его, а теперь есть свой завод, для нас это большая победа.

Масштабы, конечно, изменились до неузнаваемости. Не говоря уже о другом, приведу такой показательный пример — если в первые годы мы брали два бензовоза солярки в месяц, то теперь по бензовозу ежедневно.

— Да и по отраслевым показателям ваше предприятие — одно из крупнейших в Хабаровском крае. Так ведь?

— Что же, могу сказать, что это так. За 2015 год мы произвели работ на сумму свыше 2 миллиардов рублей. Вообще 2015 год был для ПМК очень успешным. У нас были сдачи двух больших объектов — мы были генподрядчиками на строительстве автодороги из Солнечного района в Верхнебуреинский на участке Могда—Чегдомын и в Ульчском районе выполнили подходы к мосту через реку Яй. Оба заказа были сложными, но особо хочу остановиться на дороге в Верхнебуреинском районе. Задача перед нами стояла сложная — за один год надо было построить 31 километр дороги, а это «севера» со всеми вытекающими последствиями. Дорога гравийная, только при устройстве земляного полотна был выполнен объём в 1,4 миллиона кубометров грунта, построено 26 металлических гофрированных и 13 железобетонных водопропускных труб общей протяжённостью свыше одного километра, устроено 275 тысяч квадратных метров дорожной одежды, установлено 5,8 километра барьерного ограждения. Работали вахтами по 15 дней в две смены, а в каждой смене трудились более ста человек. Рассказываю вам это для того, чтобы показать масштаб нашей деятельности, проиллюстрировать свои слова о том, как выросла компания за последние 15 лет. Нам есть чем гордиться!

Переживём и кризис

— А чем занимается ПМК № 83 в нынешнем году?

— Заказы есть. В декабре мы выиграли конкурс на содержание автомобильных дорог Хабаровского края, мы генподрядчики, это очень большая работа. Заключён контракт с Управлением дорог Хабаровского края на строительство участка автодороги Селихино—Николаевск-на-Амуре. Мы очень давно работаем на этой дороге, каждый год прирастаем на 10–15 километров. Есть и другие заказы. Надеюсь, что и нынешний год будет удачным, несмотря на кризис. Да, времена непростые, но будем поменьше тратить, посдержаннее жить, считать деньги. Так переживём и кризисный период, главное — надо трудиться, другого пути нет.

— Известно, что ПМК, можно сказать, многопрофильное предприятие. Ведь вы занимаетесь не только основным своим делом — строительством, ремонтом и содержанием дорог. Есть и другие направления…

— С давних времён одним из побочных направлений деятельности ПМК была торговля. И вот 10 лет назад мы выделили её в отдельное предприятие-«дочку» — ООО «Виктория». И это успешное предприятие! В Хурбе, где базируется наша ПМК, работает лучший в Комсомольском районе супермаркет, магазины, в Комсомольске-на-Амуре у нас свой ресторан, аптеки. А кроме этого мы постоянно выигрываем подряд на поставку бортпитания для хурбинского аэропорта.

Есть и ещё одна «дочка» — ООО «ПМК», или, как мы его называем, «маленькое ПМК». Это предприятие выполняет заказы на строительство небольших мостов, других объектов. Есть там и кафе в Хурбе, пекарня, так что, как видите, мы действительно «многостаночники». Кстати, не так давно мы приобрели туристическую базу «Амут», которая очень известна не только в крае, но и далеко за его пределами. Сейчас там тренируются спортсмены из олимпийской сборной страны.

— Татьяна Владимировна, помимо высоких отраслевых результатов ПМК № 83, хорошо известна и его деятельность в рамках социальной ответственности. Расскажите об этом, пожалуйста.

— Я бы не стала выражаться так официально. Вот, к примеру, в Хурбе два детских дома. И я считаю, что мы там не спонсоры, мы просто друзья. Поэтому и стараемся порадовать детей к праздникам, помогаем, если надо. Конечно, не забываем и ветеранов. Перед Днём Победы, к Новому году собираем их на обед, организуем концерт, дарим подарки. А как же иначе? Ведь это люди, которым мы обязаны всем.

— Как видно, если руководство предприятия чётко понимает и выполняет свои задачи, то и кризис можно пережить без ощутимых потерь?

— В принципе, да. Мы ведь берёмся за всё — если не выиграли аукцион, пойдём на субподряд, лишь бы была работа. Наши специалисты мне так и говорят: была бы работа, а мы всё сделаем. Очень важно то, что я постоянно чувствую поддержку коллектива, своих единомышленников. У нас сегодня трудятся около 500 человек, много молодых. Мы, кстати, обучаем их в вузах Хабаровска за счёт предприятия, у нас уже много таких специалистов, так что есть на кого опереться.

Спасибо, дорогие подруги!

— Мы с вами беседуем в канун традиционно женского праздника — 8-го Марта. Хотите что-то сказать о тех женщинах, которые работают вместе с вами?

— Конечно! Их много, но скажу о некоторых. Когда я пришла в ПМК в 1985 году, здесь уже работали Ирина Андреевна НИКИТИНА и Галина Владимировна КЛЯЧЕВА. Ирина Андреевна — бессменный кассир-бухгалтер, незаменимый человек, умница. Галина Владимировна — бухгалтер по расчётам и налогам, необыкновенно грамотный специалист, надёжный помощник во всём.

А вот Лариса Анатольевна ЖАРОВА работает у нас с 2000 года. Начинала экспедитором, я к ней присмотрелась, поняла, что девушка толковая, отучилась она по нашему направлению в ТОГУ, сейчас руководит финансовым отделом.

Светлана Юрьевна КУРАПЕЙ — заведующая кафе в Хурбе, всех нас кормит, вахты кормит, пропали бы без неё. ООО «Виктория» возглавляет Лариса Анатольевна МИНЕНКО, и под её руководством предприятие успешно работает и развивается.

Одна из молодых и перспективных руководителей — Юлия Александровна БЕЛОЗЁРОВА. Она мой заместитель, занимается всеми аукционами и конкурсами, а это большая работа. Кроме этого Юля руководит «маленьким ПМК» и является финансовым директором турбазы «Амут». Молодец!

Если бы законы писали женщины…

— Татьяна Владимировна, всё это прекрасно, а вот есть ли что-то, что мешает успешно работать?

— Это всегда есть. Могу сказать о несовершенстве законодательства, и в первую очередь о печально известном ФЗ-44 — слегка исправленной копии не менее известного ФЗ-94. Сколько ни говорили о том, что надо исправлять его положения, а так толком ничего и не получилось. Принцип аукционов остаётся прежним — кто дал самую низкую цену, тот и победил. Не берутся в расчёт ни технические и людские ресурсы, ни отраслевая история предприятия. А это в корне неправильно. Выполненную непрофессионалами работу на следующий год приходится переделывать, за государственные деньги, конечно. Остаётся надеяться, что в обозримом будущем государственные мужи поймут, наконец, всю абсурдность ситуации. Вот уж где не повредили бы женская практичность и здравый смысл!

Ещё надо сказать, что в кризисные времена кое-что изменилось и в наших взаимоотношениях с партнёрами. Многих из них я ценю очень высоко, благодарна за совместную работу, но, к сожалению, в последнее время появилась у некоторых необязательность. Я понимаю, что каждого кто-то подводит — не оплачивает вовремя работу, задерживает финансирование. Но я научилась говорить «нет» тем, кому не могу полностью доверять, кто может нарушить свои обещания. Я ведь тоже ответственна перед своим коллективом, как я потом людям объясню, что меня подвели? Так что от кого-то приходится отказываться.

— Татьяна Владимировна, скажите сами — какая черта вашего характера доминирует?

— Я думаю, что это упорство. Если я решила чего-то добиться, то ни за что не сдамся, добьюсь своего. Буду десять раз ходить по кругу, пока не получу нужный результат. И знаете, мне это здорово помогает в жизни. И вообще я дама с характером. Что есть, то есть. А на моей работе нельзя иначе.

Пользуясь случаем, хочу от души поздравить всех женщин нашего ПМК и особенно тех, с кем мне посчастливилось работать долгие годы вместе. Будьте всегда здоровы и счастливы, и вместе мы добьёмся всего, чего захотим. Желаю благополучия в каждом доме, успехов, новых достижений, словом, всего самого наилучшего!

Беседовала Ольга ГЛАЗУНОВА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров