«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (140), октябрь 2018
Главная тема

Главная тема 

«Социально значимым предприятиям нужна господдержка»

Россия — страна уникальная во всех отношениях. С одной стороны, у нас давно строится капитализм. Да, своеобразный, но всё-таки капитализм с присущими ему правилами игры. С другой стороны, мы по-прежнему используем типично социалистические реалии. Даже не удосужившись встроить их в современные экономические процессы. Ну а чтобы всё стало понятно, мы публикуем интервью с председателем правления рыболовецкого колхоза им. Ленина (село Булгин Охотского района Хабаровского края) Игорем САВИЦКИМ.

Своя игра

— Игорь Александрович, чем отличается рыболовецкий колхоз от остальных отраслевых предприятий?

— Если смотреть со стороны, то ничем. Наше предприятие на общих основаниях получает квоты, мы так же, как и все, берём в аренду рыбопромысловые участки (РПУ), у нас аналогичная схема налогообложения и так далее. Но есть и кардинальное отличие. Например, если в среднестатистическом обществе с ограниченной ответственностью (ООО) владельцев — единицы, то у нас 150 собственников. Кроме того, у нас довольно сложная управленческая система — имеется правление, есть и наблюдательный совет… И у каждого из этих органов свои полномочия. Все ключевые решения принимаются на общем собрании членов колхоза. Это данность. А вот для оперативного управления предприятием такая схема не всегда эффективна.

— Честно говоря, мне даже сложно представить, как 150 человек могут о чём-то договариваться?

— Могут! У нас хороший коллектив, многие люди работают в течение десятилетий. И могу сказать, в своём подавляющем большинстве это замечательные специалисты. Другое дело, что колхоз — это, действительно, островок социализма.

— Получается, у вас соблюдаются все социальные гарантии для работников?

— У нас неукоснительно исполняются требования трудового законодательства. Положено выплачивать зарплату два раза в месяц? Значит, это так и будет. Положен каждому работнику отпуск более чем в 50 суток, да ещё и с оплатой проезда к месту отдыха и обратно для него самого и членов семьи? Соответственно, никакие ограничения тут невозможны. И вот что получается, есть у нас деньги или нет, хватает нам этих средств или не хватает, но все обязательства перед людьми мы выполняем в полном объёме.

— Это плохо?

— Это очень хорошо. Вот только в общую экономическую схему в нашей стране мы несколько не вписываемся.

— А в чём тут отличие?

— Если вести речь о рыболовном бизнесе, то подавляющее большинство отраслевых компаний работают сезонно, во время путины. А наш колхоз — это обычное предприятие с круглогодичным производственным циклом.

Для своих людей

— Но ведь колхоз им. Ленина — это ещё и градообразующее предприятие села Булгин?

— Наше предприятие, например, участвует в содержании коммунальной инфраструктуры в селе. То есть нужно что-то коммунальщикам — мы без проблем выделяем всё необходимое. Технику, например. Да и другие социальные обязательства мы выполняем в полном объёме. Впрочем, о чём говорить? Вся жизнь в посёлке, так или иначе, замкнута на колхоз им. Ленина.

— А какие-то преференции у вас есть? Например, связанные с распределением участков?

— Нет, мы работаем на общих основаниях. Но постановка вопроса, на мой взгляд, абсолютно правильная. Градообразующим и социально значимым предприятиям преференции необходимы. Ведь в силу объективных причин, о которых я уже сказал, мы не можем эффективно конкурировать с другими участниками рыбопромышленного рынка. Там — обычный капитализм, у нас — чистой воды социализм. Но в то же время нельзя забывать — благодаря некоторым рыболовецким колхозам, и нашему в том числе, жители отдалённых посёлков живут и работают. По сути, мы выполняем государственную задачу и закрепляем население на Дальнем Востоке. А точнее, на севере Дальнего Востока. Тем более, для этого не просим у государства денег — сами зарабатываем. Но вот меры господдержки нам крайне необходимы.

— Какие это могут быть меры?

— Тут надо всё тщательно просчитывать и всесторонне обсуждать. Вот смотрите, наши рыбопромысловые участки находятся на реках Охота и Кухтуй. Рыбы там с каждым годом становится всё меньше. Так что перспективными эти РПУ уж точно не назовёшь. Поэтому мы заинтересованы в получении новых участков. Но при распределении учитывается лишь объём вылова компании, сумма, которую предприятие готово внести, и ряд других требований. А вот социальные траты организаций-участников никто не учитывает. Не принимается во внимание и то, что в отличие от подавляющего большинства рыболовецких предприятий мы работаем не от путины к путине, а круглый год. Не засчитывается и весьма солидный объём налоговых отчислений, которые поступают от нашего колхоза в бюджеты всех уровней. В том числе и в местную казну, разумеется. Но это несправедливо.

Ведь с учётом всего вышеизложенного мы несём серьёзные дополнительные затраты. И было бы целесообразно при распределении участков включать для социально значимых и круглогодично работающих рыболовецких организаций повышающий коэффициент. По схеме: вкладываешь свои деньги в содержание посёлка? Работаешь круглый год? Отчисляешь большой объём налогов в местный бюджет? Получи РПУ в первоочередном порядке. По схеме повышающего коэффициента.

Та же история и с рыбоводным заводом, который у нас тоже есть. Мы выращиваем и выпускаем мальков. Но объёмы возвратов постоянно снижаются. Скажу больше, в этом году к нам кета не вернулась. Не знаю, почему, возможно её выловили на подходе к нашим участкам. Тем более что проблема браконьерства стоит перед отраслью чрезвычайно остро. Мы об этом говорили не раз. Однако ситуацию с предприятиями, имеющими рыбоводные заводы, также нужно решать. Ведь мы, по сути, обеспечиваем отрасль ресурсами. И вкладываем в это собственные средства. Так что при распределении РПУ это тоже стоит учитывать. И также использовать формат повышающего коэффициента.

— Вы готовы внести соответствующие предложения?

— Наш колхоз им. Ленина входит в Ассоциацию предприятий рыбной отрасли Хабаровского края, которую возглавляет Александр КАНИВЕЦ. И могу сказать, наше объединение постоянно рассматривает наиболее значимые отраслевые проблемы. Готовит конкретные, причём взвешенные предложения. Думаю, не позднее декабря текущего года мы выступим с соответствующими инициативами. В том числе и связанными с введением соответствующих коэффициентов при распределении РПУ. Чтобы представители заинтересованных органов власти смогли принять их уже в следующем году.

Нас знают

При распределении рыбопромысловых участков не учитывается социальная значимость предприятий, объём налоговых отчислений, а также круглогодичный формат работы. А это неправильно. Было бы целесообразно внести в соответствующие документы коррективы. Например, при распределении РПУ необходимо включать для организаций повышающий и понижающий коэффициенты. По простой схеме: вкладываешь свои средства в содержание посёлка? Работаешь круглогодично? Платишь большие налоги? Получи в первоочередном порядке дополнительные РПУ.

Председатель правления рыболовецкого колхоза им. Ленина (село Булгин Охотского района Хабаровского края) Игорь САВИЦКИЙ.

— А когда был создан колхоз им. Ленина?

— В 1960 году. Мы одно из старейших рыбопромышленных предприятий Хабаровского края. В своё время наше имя вообще гремело на всю страну. После того как в девяностые годы колхозы стали разваливаться один за другим, наш коллектив всеми силами старался устоять и выжить. И это удалось. Несмотря на все сложности, предприятие работает успешно.

— Какую рыбу вы добываете?

— Не только добываем, но ещё и перерабатываем. Это, главным образом, конечно же, лососёвые — кета, кижуч, нерка. Но в перечне наших ресурсов есть и сельдь, и минтай.

— Сколько у вас участков?

— В общей сложности десять РПУ, расположенных в акватории Охотского моря, реках Кухтуй и Охота. А наш рыбоводный завод расположен на реке Булгинка.

— Вы сказали о переработке продукции. Где она производится?

— На нашем заводе в посёлке Булгин производится мороженая продукция. Но помимо этого есть у нас и цех глубокой переработки. Вот только рентабельным его не назовёшь, он приносит нам стабильные убытки.

— Почему?

— Помимо тех причин, о которых я говорил, это ещё и проблемы, связанные с рынком сбыта. Где продавать продукцию? В Охотском районе падает покупательская способность. В итоге при себестоимости одного килограмма нашей продукции в 700 рублей мы продаём её в два с лишним раза дешевле. За 300 рублей. Какая уж тут рентабельность? А везти нашу продукцию в Хабаровск слишком дорого. Перевозка одного килограмма в зимнее время обходится в 200 рублей. Какое уж тут укрепление позиций, связанных с глубокой переработкой.

— Тогда для чего вы содержите свой цех?

— Просто чтобы у людей была работа. Я же говорю, у нашего колхоза своя специфика.
Но в любом случае важно, чтобы люди на Севере могли жить и производить качественную продукцию. Это однозначно нужно обществу и государству.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Фото Марии КАБУШКИНОЙ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров