«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (87), сентябрь 2013
Главная тема

Главная тема 

«Для нас наша земля никогда не была спорной территорией»

Можно сказать совершенно точно — о Курилах знает практически каждый житель нашей страны. И не только нашей, ведь эти острова натурально на слуху у всего мира как «спорная» территория, на которую в течение многих десятилетий претендует Япония. Но мало кто знает, что интерес у Страны восходящего солнца вызывают не все острова, а именно их южная часть. Итак, сегодня мы беседуем с Олегом ГУСЕВЫМ, главой администрации единственного в России «спорного» Южно-Курильского района Сахалинской области. 

Японский интерес

— Олег Валентинович, Южно-Курильский район известен, наверное, даже тем, кто вообще ни разу не бывал на Курилах. И известен, прежде всего, как «спорная» территория, вызывающая более чем живой интерес у ваших японских соседей. Есть ли у жителей вашего района ощущение, что они живут именно на спорных землях?

— Для всех наших жителей Южные Курилы были, есть и будут российской землей. Без вариантов. Да, мы отдаем себе отчет в том, что когда-то эта территория принадлежала Японии. Хотя, если уж быть справедливым, то нельзя не признать — начиная с 1855 года на основании Симодского, Санкт-Петербургского и Портсмутского договоров государственная граница в пределах Сахалина и Курильского архипелага менялась четыре раза. Так что с исторической японской принадлежностью островов тоже далеко не всё однозначно. Впрочем, давайте исходить прежде всего из того, что никто не вправе пересматривать итоги Второй мировой войны. Соответствующие территориальные решения принимались не только СССР, но и всеми странами-союзниками. Это — незыблемые нормы международного права. Поэтому ни о каком новом переделе не может быть и речи. И у нас это понимает каждый здравомыслящий курильчанин. 

— В Японии еще живы люди, которые родились на Южных Курилах. Они к вам приезжают?

— Регулярно. И не только они сами, но и дети, а также внуки и правнуки тех, кто здесь родился. 

— И что, они хотят сюда вернуться?

— А я, кстати, задавал им такой вопрос. Ответ был однозначным — нет, ни в коем случае. Ностальгию такие люди, конечно, испытывают. Да и стремление побывать на земле предков у них есть. Но не более того. 

— Тем не менее японская заинтересованность в Южных Курилах у вас проявляется?

— Ну а как же? Это уже давно стало частью нашей жизни. И неотъемлемым элементом японской политики. Понимаете, у нас действуют схемы безвизового обмена, при которых и японцы, и жители Курильских островов регулярно бывают друг у друга в гостях. И вот когда мы приезжаем в Японию, нас постоянно приглашают на разного рода дискуссии, в которых обязательно присутствует южно-курильская тематика. 

Всё дружелюбно

— А какая атмосфера царит на этих дискуссиях?

— Подчеркнуто дружелюбная. Просто японцы постоянно пытаются тактично и ненавязчиво выяснить нашу позицию. Мол, господа, вспомните историю, Южные Курилы всегда были нашими, что вы думаете по этому поводу? 

— И что вы им отвечаете?

— Да то же самое, что я сказал выше — итоги Второй мировой войны пересматривать нельзя. И точка. Разумеется, в своих высказываниях мы также соблюдаем предельную тактичность.

— Вам пытаются показать лучшие стороны японской жизни? По принципу: если бы острова принадлежали Японии, то вы жили бы так же хорошо, как и мы?

— Сейчас это происходит скорее исподволь. Когда я приезжаю в Японию в составе различных делегаций, нас, конечно же, возят по самым развитым городам страны. Показывают, как работают крупнейшие компании, как действует система управления, как функционирует социальная сфера, как живут простые обыватели. Всё это есть. Но какого-то особого стремления обозначить свои преимущества у японцев нет. Вот раньше, лет 15 назад, это было. Причем довольно настойчиво. Вот, дескать, посмотрите, как живем мы и сравните со своей жизнью. Сравнения и правда были не в нашу пользу. Но с тех пор, что называется, много воды утекло. Программа развития Курильских островов реализуется настолько серьезно и динамично, что наши жители это видят. И вряд ли теперь кто-то завидует японцам. Поймите меня правильно, я не утверждаю, что мы стали жить точно так же, как народ в Японии. Нет, конечно. И бытовые условия у нас пока еще далеко не совершенны, и многие другие вопросы оставляют желать лучшего. Но динамика развития настолько очевидна, что это видно невооруженным глазом. И среднестатистический курильчанин невольно задумывается о том, что теперь этот прогресс уже не остановить. Всё это внушает нам большой оптимизм. И мы обязательно будем жить еще лучше. Не случайно подавляющее большинство коренных жителей Южно-Курильского района даже не думают о том, чтобы переселиться в другие регионы России. Это не просто мое мнение, а статистические данные. 

Потрясающие вещи

— А каким образом реализуется программа развития Курильских островов?

— А вот на этот вопрос я могу вам ответить, как говорится, на собственном примере. Дело в том, что начиная с 2001 года я являюсь непосредственным участником реализации курильской программы. Вначале в качестве руководителя Южно-Курильского филиала крупной промышленной компании ЗАО «Труд», которая выполняла функции генерального подрядчика на многих объектах, затем — в должности главы администрации. И за эти 12 лет тут произошли действительно потрясающие вещи. 

— Какие именно?

— Давайте будем говорить на конкретных примерах. Еще несколько лет назад наши люди даже мечтать не могли, что пароходы в нашем порту будут подходить непосредственно к пирсу. Даже в благополучные советские годы погрузка и выгрузка судов осуществлялась у нас исключительно рейдовым способом. Для человека с материка, может быть, принципиальных отличий тут нет. Но вот для жителей островов разница очевидна. Теперь, после сдачи в эксплуатацию крупного причального комплекса и морского вокзала, каждый человек может без всякой опаски подняться на борт парохода непосредственно с причала. То же самое касается погрузо-разгрузочных работ. И модернизация порта стала возможной благодаря именно курильской программе. Второй момент — теперь у нас появился постоянно действующий паром «Сахалин-8», регулярно курсирующий из Корсакова на Курилы. Когда-то такая возможность — обзавестись фактически собственным паромом «Сахалин-8», представлялась почти фантастичной. Теперь это — реальность. Как и судно ледового класса «Игорь Фархутдинов», которое курсирует в любое время года. Еще момент. Как вы, наверняка, знаете, в большинстве случаев люди прибывают на Курилы или убывают с Курил на самолете. Это — оптимальный вид транспортного сообщения с материком. Так вот за последние годы у нас в Южно-Курильском районе появился прекрасный, современный аэровокзал. Да, для того чтобы принимать все типы самолетов, наш аэропорт требует доработки. Но это уже вопрос ближайшей перспективы. Основа создана, и наши воздушные ворота — хорошее тому подтверждение. 

Очевидная динамика

— Олег Валентинович, вы сами заговорили о транспортной составляющей. Поэтому я, возможно, задам вам неудобный вопрос. Настоящей проблемой для российских территорий, особенно для небольших городов и поселков, всегда было и остается бездорожье. Видимо, Южные Курилы в этой связи не исключение. Есть ли возможность в ближайшие несколько лет отремонтировать местные дороги?

— У нас не просто есть такая возможность. Мы уже давно и капитально ремонтируем наши автотрассы. Тут смотрите, что получилось. На первом этапе, то есть в начале нулевых годов, у нас активно использовалось покрытие из щебня. Хотя для того периода, когда бездорожье было привычным явлением, даже такой процесс воспринимался как чрезвычайно прогрессивный. И вот три года назад мы приступили ко второму этапу — стали асфальтировать свои автотрассы. И теперь мы обладаем асфальтовыми дорогами довольно большой протяженности. Но это для нас только начало. 

— Вы говорите, три года назад. Но ведь в 2010 году вы стали главой администрации Южно-Курильского района. Получается, что масштабная дорожная реконструкция проходит при вашем непосредственном участии?

— Спасибо вам за такую оценку, конечно. Как руководитель Южно-Курильского района я принимаю в этих процессах непосредственное участие. Это, прежде всего, моя работа. Но курильская программа — результат четко проявленной государственной воли. Не случайно все профильные проекты финансируются из трех источников — федерального, регионального и муниципального. И текущая деятельность по социально-экономическому развитию территории строится у нас на системном взаимодействии всех уровней власти. Поэтому и результаты работы очевидны. 

Для своих людей

— Еще одной важной проблемой для любой территории является жилищное строительство. Что в этом плане делается у вас, в Южно-Курильском районе?

— И здесь у нас отмечается явно позитивная динамика. Вот судите сами, после землетрясения на Курилах у нас было развернуто достаточно серьезное жилищное строительство. Но речь шла именно об одноэтажных домах. Однако начиная с 2006 года наступил второй этап — возведение уже многоквартирных домов в нашем районе. Вот вам конкретные цифры. С 2010 года у нас было построено восемь десятиквартирных домов. Для нас это весьма серьезный показатель. Но этот процесс идет вообще чрезвычайно динамично. Совместно с правительством Сахалинской области мы разработали дорожную карту в сфере жилищного строительства, которая предусматривает введение только в текущем году 3,5 тысячи метров жилья. Это в общей сложности еще 80 квартир. Но я вам больше скажу. Эта же самая дорожная карта четко определяет — через год темпы жилищного строительства возрастут у нас ровно в два раза. То есть мы говорим сейчас о семи тысячах квадратных метров жилья. А к 2015 году мы должны выйти на объем в 10 тысяч квадратных метров жилья ежегодно. И опять же не забывайте, у нас действует несколько программ, которые делают этот процесс более поступательным. Я имею в виду и переселение из ветхих и аварийных домов, и варианты, связанные с решением проблемы сейсмоусиления, и предоставление квартир (на льготных условиях) молодым семьям, и жилищную поддержку бюджетников, и многое другое.

— Кстати, о бюджетниках. Как известно, у вас довольно активно предоставляются квартиры учителям, врачам и работникам сферы культуры. Это так?

— Да, так и есть. Хотя, если честно, тут играют роль как раз негативные факторы. К сожалению, у нас в Южно-Курильском районе наблюдается дефицит кадров как раз среди учителей, врачей и работников культуры. Вот поэтому мы и делаем всё возможное, чтобы привлечь этих специалистов работать непосредственно у нас. В частности, мы ежегодно предоставляем специалистам различной направленности по 12 квартир. Половина из которых, в обязательном порядке, отходит как раз учителям, врачам и работникам культуры. Помимо этого у нас есть и собственная муниципальная программа, благодаря которой мы имеем возможность на 50 процентов компенсировать бюджетникам их расходы на найм жилья. Ну и, конечно же, у нас все эти специалисты получают вполне серьезные зарплаты. Вполне сопоставимые с московскими. Например, средняя заработная плата учителя у нас составляет 50 тысяч рублей, врача — около 60 тысяч. Правда, для того чтобы педагог или медик мог получить такие деньги, он должен работать в режиме совмещения. Но это — общая практика для многих учреждений образования и здравоохранения нашей страны. 

— Есть ли у вас проблема, связанная с дефицитом мест в детских садах?

— Это опять-таки общая российская беда. Но мы решаем проблему. У нас ведется строительство детских садов. Только за последние три года построили два детсада — один в Южно-Курильске и второй — на Шикотане. Правда, мы стараемся оптимизировать этот процесс. 

— Каким образом?

— Например, на том же острове Шикотан, в Мало-Курильске, мы строим целый образовательный комплекс, который включает в себя и детский сад, и школу. Ну и, конечно же, этот центр будет снабжен всей необходимой инфраструктурой, включающей в себя современный стадион и большой легкоатлетический манеж. 

Блок проблем

— Одной из самых больных проблем для нашей страны является ЖКХ. Что тут происходит у вас?

— Для нас это также больная тема. К сожалению, количество ветхого и аварийного жилья в нашем районе не способствует тому, чтобы этот рынок был выгодным для частных управляющих компаний. Поэтому муниципальным властям приходится брать на себя их функции. 

— Выделяются ли вам средства на реформирование ЖКХ?

— Да, выделяются. К примеру, из областного бюджета на реформирование ЖКХ, подготовку к зиме и другие цели из того же разряда нам ежегодно поступает до 80 миллионов рублей. Еще 14 миллионов выделяет местный бюджет. Этого, конечно, недостаточно, но наряду с другими целевыми финансовыми вливаниями динамика и в этом случае прослеживается положительная. 

— Еще одна коммунальная проблема для российских территорий — ветхая инженерная инфраструктура. У вас, видимо, в этом плане тоже имеются проблемы?

— Проблемы имеются, хотя и они решаются. Причем решаются с учетом местной специфики. Вы, наверное, слышали о том, что у нас в свое время был построен геотермальный трубопровод. Это, так сказать, реальное отражение нашей территориальной и природной специфики. Но и традиционные схемы модернизации инженерных коммуникаций у нас также используются. 

Неоднозначный вопрос

— Многие ваши коллеги, главы дальневосточных районов, озвучивают еще одну проблему — муниципальные образования лишаются налоговых поступлений от деятельности предприятий, работающих на их территориях. На долю местных бюджетов приходится лишь часть НДФЛ. Ну и  кое-какие незначительные отчисления. Вы согласны с тем, что налоговую схему нужно менять?

— Сложный вопрос. И неоднозначный. С одной стороны, да, часть НДФЛ — это лишь капля в море. Тем более что многие предприятия предпочитают использовать серые зарплатные схемы, что отражается и на объеме НДФЛ. И денег нам, естественно, не хватает. С другой — смотрите, что получается непосредственно у нас. В 2013 году объем финансирования из областного бюджета нашему району превысил 2 миллиарда рублей. Из них субсидии, предоставляемые на условиях софинансирования из местного бюджета (в размере 5,3 процента) — 1,9 миллиарда рублей. Для неспециалиста это может показаться просто прекрасным вариантом.  Однако при объеме собственных доходов на 2013 год в сумме 339 миллионов рублей на софинансирование предоставляемых субсидий муниципальное образование должно отдать от собственных доходов 107 миллионов рублей, или 31,6 процента. Сумма более чем значительная для муниципального образования. 

— Получается, что сейчас вы, на условиях софинансирования, отчисляете 31 процент от своих доходов. А можно ли изменить такой расклад в пользу районов?

— Наш бюджет дотационный. Более 80 процентов от общей суммы доходов составляет финансовая помощь из областного бюджета. В целях недопущения нарушения сбалансированности муниципального бюджета министерству финансов сахалинской области было предложено работать по принципу выделения дотаций. Это позволит муниципальному образованию при превышении расходов на софинансирование более чем на 10 процентов от собственных доходов рассчитывать на дополнительные компенсации из областного бюджета. При нашем раскладе в 2013 году разницу в сумме 73 миллионов рублей областной бюджет должен будет взять на себя.

— Региональные власти разделяют вашу позицию?

— Да, разделяют и оказывают нам всемерную поддержку. И наш губернатор Александр ХОРОШАВИН, и руководители профильных министерств. Ведь чем больше средств будет оставаться в районе, тем больше будет у нас возможностей для повышения качества жизни на Курилах. А это самое главное и для нас, и для областной власти. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров