«Наш регион — Дальний Восток»,  № 10 (87), сентябрь 2013
Главная тема

Главная тема 

«Дороги мы вынуждены содержать за свой счет»

ГУДП «Экспромт» является одним из самых крупных дорожных предприятий Сахалинской области и одним из самых значимых для отрасли территории, которые выполняет наиболее значимые задачи по содержанию и ремонту как региональных, так и федеральных автотрасс. Однако проблем здесь хватает. О том, что происходит в дорожной отрасли Сахалина — в интервью с начальником ГУДП «Экспромт» Геннадием МРАСТЕВЫМ. 

Без прибыли

— Геннадий Иванович, могут ли предприятия дорожной отрасли работать с прибылью?

— Не знаю, как в других регионах, а у нас это практически невозможно. Впрочем, о какой прибыли мы вообще говорим? На сегодняшний день мы и из убытков выбраться не в состоянии, а вы рассуждаете о каких-то мнимых доходах. 

— Почему сложилась такая ситуация?

— А тут есть несколько причин. Но давайте всё-таки говорить на конкретных примерах. Вот непосредственно наша организация занимается главным образом содержанием автотрасс. Мы обслуживаем в общей сложности 222 километра, из которых 112 километров — это федеральная дорога, а 110 — региональная. Работаем мы, разумеется, в рамках тех нормативных актов, которые были приняты в нашей отрасли. Но подавляющее большинство имеющихся норм не учитывают специфику Сахалинской области. Я так подозреваю, что их принимали по некоему усредненному принципу. Для Рязани, Тулы, Твери… То есть для центральных регионов страны. Но Сахалин — это явно не Рязань. Например, в зимний период 2012/13 года гололед на наших дорогах, что называется, держался 180 суток. То есть, ровно полгода. При этом ночные температуры опускались до минус двенадцати градусов, а дневные поднимались до плюс пяти. Показательная была зима. У нас еще и в мае снег лежал. Разумеется, соль для содержания дорог мы израсходовали еще в самом начале сезона. А как иначе? Попробуй в таких условиях экономить на соли. Ладно, стали обращаться в Москву с просьбой увеличить финансирование на сумму наших прямых расходов. Приложили метеосводки и другие сопутствующие документы. А нам ответили примерно следующее — это ваши проблемы. Ничего мы вам компенсировать не будем. Представляете? Как это называется? А ведь мы ведем речь именно о безопасности движения. Точнее, о безопасности людей. Но чиновников это, похоже, не волнует.

— Насколько я понимаю, ваши убытки, при таком раскладе, были весьма значительными. Сколько вы потеряли, если не секрет?

— Да какой тут секрет – более 12 миллионов рублей мы потеряли. Вот вам и ответ на вопрос, может ли дорожная отрасль Сахалинской области работать с нормальной прибылью. Отвечаю однозначно — нет и еще раз нет. И всё это — «благодаря» странной позиции наших федеральных чиновников и непродуманным нормативным актам, которые разрабатывали явные дилетанты, не знающие не то чтобы дорожную специфику, но и самую элементарную географию. 

Без компенсации

— Многие ваши коллеги признают, что имеющиеся нормы в дорожной и строительной отраслях несовершенны, что их нужно менять. Но ведь у нас не исполняются и имеющиеся нормативы. Это так?

— Совершенно верно. Зимой мы ведь не только соль, но еще и песок для своей работы используем. В объемах, если судить по итогам прошлого года, 12 тысяч кубометров. Соответствующие параметры заложены в классификаторе. Но нам наши затраты опять-таки никто не компенсировал. 

— А что говорят чиновники, отказываясь от таких выплат?

— Ответ у них простой — надо было договор внимательнее читать. Вот, собственно, и всё. Но если мы в тяжелых природно-климатических условиях Сахалина будем работать строго по договору, ни о каком качественном содержании дорог даже мечтать не придется. 

— А как вообще обстоит дело с выделением федеральных средств на содержание автотрасс?

— Тут тоже есть свои нюансы. Я вот вам постоянно в качестве примера свое предприятие привожу, но уверяю — такая история типична для всех отраслевых организаций. Да проще судить на конкретных примерах. Итак, осенью прошлого года мы выиграли аукционы на содержание автотрасс. И фактически сразу же приступили к работе. У нас просто не было времени на какую-то раскачку, тем более что мы прекрасно осознаем степень своей договорной ответственности. Хорошо, начали мы работать, но денег на обслуживание в тот период никто нам так и не перевел. А тут буквально сразу же, то есть в ноябре выпал снег. Трассы покрылись льдом, соответственно понадобились серьезные средства на обслуживание. Естественно, мы пошли в банк и взяли кредит под серьезный процент, который отдавать пришлось из своей прибыли, что привело к нашим дополнительным расходам. И тут-то уж мы и сами не рассчитывали на компенсацию со стороны федерального бюджета. Хотя, казалось бы, а почему мы должны нести финансовые потери в виде выплат тех же банковских процентов? Мы выполняем государственный заказ? Государственный! Работать мы начали осенью? Осенью! Претензии со стороны заказчика к нам были? Не было! Так почему государство сразу же не обеспечило нас необходимыми денежными ресурсами? С какой стати мы должны привлекать кредиты под собственные гарантии и платить банкам фактически по чужим счетам? Но на этот вопрос никто нам ответа никогда не даст. Потому что в дорожной отрасли сложилась устойчивая практика — ты выигрываешь аукцион и начинаешь работать, а вот федеральные платежи дойдут до тебя в лучшем случае через несколько месяцев. С авансами дело также обстоит печально. Начали мы работать в ноябре, авансы стали распределяться лишь в январе следующего года, а вот до предприятия они дошли в марте. И всё это время нам пришлось работать за свои деньги. 

— Но ведь расходов у вас и без того много?

— А как же? Опять приведу пример. Согласно имеющимся нормативам мы обязаны содержать круглосуточную диспетчерскую службу. Обходится она нам минимум в 800 тысяч рублей в год. Однако этот расход никто не учитывает. Хотя в классификаторе работ он заложен. Та 

Подавляющее большинство имеющихся норм для обслуживания дорог не учитывают специфику климатических особенностей регионов. Но Сахалин — это явно не Рязань. В зимний период 2012/13 года гололед на дорогах Сахалина держался 180 суток. То есть, ровно полгода. Соль для содержания дорог компания  израсходовали еще в самом начале сезона. Стали обращаться в Москву с просьбой увеличить финансирование на сумму прямых расходов. Приложили метеосводки и другие сопутствующие документы. Ответили примерно следующее — ничего компенсировать не будем.  А ведь речь о безопасности движения. Компания потерпела убытки на этой статье расходов около 12 миллионов рублей.  Но чиновников это не волнует.

же история и с патрульными осмотрами дорог, которые также функционируют у нас в круглосуточном режиме. Но все соответствующие расходы ложатся исключительно на нас. Дорожники вообще остаются крайними в любой ситуации. Вылетел пьяный на своей машине на встречную полосу. Спровоцировал аварию. Казалось бы, мы-то тут при чем? Но по мнению инспекторов ГАИ наша вина очевидна. По принципу — вы содержите трассу, а на этом участке нет освещения. Я 

лишь руками развожу — какое освещение, оно там даже не предусмотрено! Но никого такая, казалось бы, очевидная ситуация не волнует. В итоге нам выписывают штраф. И так у нас всё. Честное слово, зло берет. Нормативы старые, не учитывающие местной специфики. Деньги не выделяются или, в лучшем случае, выделяются с большим опозданием. Но при этом дорожники отвечают буквально за всё. Вот что непонятно ни мне, ни моим коллегам. 

Без нормативов

— Хочу задать вам вопрос, который в России относится к категории вечных. Когда у нас в стране появятся нормальные дороги?

— Это произойдет тогда, когда в России изменятся нормативы в дорожном строительстве. Ведь они у нас с советских времен не менялись, когда поток автомобилей был в разы меньше. Да и не было в те годы столь серьезной большегрузной техники, которая сейчас регулярно движется по нашим трассам. У нас до сих пор слой дорожной одежды при ремонте определен в четыре сантиметра. При том, что нужно минимум сантиметров шесть или семь. Та же история и с дорожным строительством. В Японии, к примеру, слой укладываемого асфальтобетона равняется 25 сантиметрам. Мы о таком можем только мечтать. 

— Но, несмотря на все трудности, ГУДП «Экспромт» является одним из самых успешных предприятий региона. Как вам удается поддерживать серьезные отраслевые темпы?

— А это уже опыт, который ничем не сотрешь. Ну и оставшаяся с советских времен привычка всё делать качественно и в строго установленные сроки. 

— Геннадий Иванович, это правда, что вы более 40 лет работаете в дорожном строительстве?

— Да, правда. У нас вообще вся семья — потомственные дорожники. И мои дети выбрали для себя этот путь.

— Вы их не отговаривали?

— А зачем? Дело у нас, конечно, трудное. Но это хорошая профессия. Нужная людям. А это — самое главное. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров