«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (86), август 2013
Главная тема

Главная тема 

«Строительный рынок Камчатки уже убили»

Производственный сектор Дальнего Востока находится в тяжелом состоянии. И касается это практически всех отраслей экономики. Заказов не хватает, денег, соответственно, тоже, и всё это влечет за собой целый комплекс проблем для бизнеса, для социальной сферы и в целом для экономики региона. Однако то, что происходит в строительном секторе Камчатки, вообще находится за гранью элементарной логики. По сути, строительный рынок региона уже убили. Именно такую позицию высказал в интервью нашей газете директор ООО «Камчатгэсстрой» Андрей ЛЕНДА.

Подсчет с натяжкой

— Андрей Васильевич, насколько известно, вы являетесь председателем контрольной комиссии СРО «Союз строителей Камчатки», то есть информацией владеете. Сколько отраслевых предприятий на сегодняшний день реально ведут работу в вашем регионе? 

— Абсолютно точную цифру вам вряд ли кто-то назовет, поскольку ситуация постоянно меняется, и не в лучшую сторону для отрасли. Но если судить по результатам тех проверок, которые мы ведем на основании закона о саморегулировании, то из 230 компаний, входящих в наше СРО, реально работает не больше двух десятков. Это я вам еще с натяжкой сказал. Все остальные — это либо потенциальные банкроты, либо фирмы-однодневки. Да и оставшиеся «на плаву» организации не тонут лишь каким-то чудом. Если же называть вещи своими именами, то строительную отрасль Камчатки уже убили. Иначе и не скажешь. 

— В чем смысл проблем?

— А все проблемы связаны с нашим перекошенным законодательством. И с отношением конкретных чиновников к интересам строительного рынка Камчатского края. 

Странные методики

— Что именно вы имеете в виду?

— Ну вот давайте начнем, что называется, от печки. Камчатка — регион, изолированный в транспортном отношении. Всё приходит к нам морским путем, в том числе и стройматериалы, а также техника, запчасти, ГСМ и так далее. Нетрудно догадаться, что при таком раскладе цена вопроса возрастает в разы, и расходы бизнеса увеличиваются постоянно. Второй момент — северные льготы, закрепленные в федеральном законе: коэффициент к заработной плате и оплата проезда жителей региона в отпуск и обратно, которые каждый наш работодатель выплачивает своим сотрудникам из своей прибыли, не получая компенсаций из федерального бюджета. Да и энерготарифы на Камчатке остаются стабильно высокими. Казалось бы, что ценообразование в строительстве должно формировать стоимость строительно-монтажных работ (СМР) таким образом, чтобы в итоге получался положительный баланс: раз у нас постоянно возрастают расходы, значит, должны увеличиваться доходы. Но не тут-то было, все происходит наоборот. 

— Но ведь есть же ежеквартальные индексы изменения сметной стоимости СМР, разрабатываемые Министерством регионального развития РФ?

— Да, до второго квартала 2010 года Министерство регионального развития РФ ежеквартально разрабатывало и публиковало индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ с расшифровкой по статьям прямых затрат (заработная плата, материалы, механизмы) для всех регионов РФ. Но со второго квартала 2010 года принципиально изменилось формирование таких индексов, и мы получили индексы по видам строительства (многоквартирные жилые дома, административные здания, объекты образования, здравоохранения и т. д.). Расчетом индексов по видам работ и статьям прямых затрат теперь должны заниматься органы местного самоуправления.

   При расчете стоимости СМР базисно-индексным методом с применением индексов по видам строительства, происходит, мягко говоря, некорректное формирование статей прямых затрат: стоимость машин, механизмов и стройматериалов завышается, а вот фонд оплаты труда (ФОТ), наоборот, искусственно снижается, в результате сокращаются статьи накладных расходов и сметной прибыли, поскольку они рассчитываются именно от ФОТ. Откуда же взяться прибыли, если в основе формирования цены заложено ее снижение? Где взять средства на достойную оплату труда работникам, повышать квалификацию, обеспечивать технику безопасности, развивать производственную базу, что в конечном итоге должно привести к повышению качества работы? Понимаете, какая возникает парадоксальная ситуация? При такой схеме строительный рынок не ждет ничего хорошего. 

— Вы отметили, что индексы изменения сметной стоимости СМР по статьям прямых затрат — прерогатива региональных властей. У вас на Камчатке что, этих индексов просто нет?

— Совершенно верно. Камчатский край остается чуть ли не единственным из всех субъектов Дальневосточного федерального округа, где индексы изменения сметной стоимости СМР по статьям прямых затрат отсутствуют в принципе. Хотя разработать и утвердить эти нормативы должна была наша власть, то есть правительство региона. Но пока ничего сделано не было. Поэтому мы ждем в этом плане реальной помощи от наших чиновников.

— То есть давайте проговорим еще раз четко и конкретно — строительный рынок территории крайне нуждается в том, чтобы правительство Камчатского края разработало и утвердило индексы изменения сметной стоимости СМР по статьям прямых расходов. Я вас правильно понял?

— Это — как минимум. Но еще очень важно, чтобы были разработаны и утверждены индексы по видам работ. Именно ПО ВИДАМ, поскольку эти индексы можно будет применять для расчетов за выполненные работы.

— А что мешает составлять такие расчеты сейчас?

— А общая запутанность отраслевой ситуации. Например, тот же Минрегион постоянно указывает — индексы по видам строительства для взаиморасчетов за выполненные работы не предназначены. Значит, этот вопрос нужно конкретизировать на законодательном уровне.

Дешевле некуда 

— Что происходит в строительной отрасли Камчатки непосредственно сейчас?

— Могу совершенно точно сказать, что сегодня проявляется очевидная тенденция к снижению стоимости СМР. Например, сейчас мы получаем за свою работу меньше, чем получали в 2010 году. При том что за это время в разы подорожало буквально всё: горюче-смазочные материалы, транспортные тарифы на железнодорожные и морские перевозки, отпускные цены производителей строительных материалов, электроэнергия. Перечислять можно долго. А вот стоимость СМР при этом почему-то снижается. Ну и как работать в таких условиях? Ответа на этот вопрос нам никто не дает. 

— Но ведь Камчатка — не единственный изолированный в транспортном отношении регион России. Есть еще и Сахалин, например.

— Кстати о Сахалине. У нас проводился анализ отраслевых индексов в Камчатском крае и именно в Сахалинской области. И выяснилась любопытная подробность — по отношению к федеральной и региональной сметно-нормативным базам соответствующие индексы у нас ниже, чем на Сахалине. Вот вам и картина, сложившаяся в строительной отрасли на Камчатке. 

Подводные камни

Отдельное «спасибо» нужно сказать разработчикам ФЗ-94. Как, собственно, и авторам проекта закона «О федеральной контрактной системе», который в своей основе полностью повторяет ошибки девяносто четвертого закона, да еще и усугубляет имеющиеся проблемы. 

— Вы сказали, что ФЗ «О федеральной контрактной системе» усугубляет проблемы, которые рынок имеет из-за ФЗ-94. Каким образом?

— Да там хватает недоразумений. Но вот вам один из самых ярких моментов. В проекте нового закона есть одна хитрость. Вроде как теперь будет нельзя снижать цены на аукционах более чем на 25 процентов. Точнее, снижать можно, но потребуется обосновать перед заказчиком этот шаг. Вроде бы прогресс очевиден. Ведь сейчас цены на конкурсах «роняют» и на 40, 45, и даже на 50 процентов. Но если посмотреть повнимательнее, то тут прослеживаются сразу три подводных камня. Первый — даже минус 25 процентов — это уже серьезный демпинг, при котором работать просто нереально. Как получилось у нас со строительством Камчатской краевой больницы? Некая фирма обрушила ценник на 30 процентов. Согласитесь, между 25 и 30 процентами разница не слишком велика. В итоге, работы «по нулевому циклу» даже не были закончены. Теперь заказчик должен опротестовать через суд итоги прежнего аукционы и объявить новый. Между тем строительство не идет, а деньги, выделенные на этот проект из федерального бюджета, так в регион и не поступили. А сумма там немаленькая — 3 миллиарда рублей. И вот эти 3 миллиарда, которые должны работать в экономике Камчатки, до сих пор лежат мертвым грузом. Теперь предположим, что эта же компания снизит цену на 25 процентов. И что, она построит? Да нет, конечно. Повторится та же история. А с учетом того, что в Камчатском крае количество фирм-однодневок превышает все мыслимые пределы, мы будем наблюдать одну и ту же картину. Такие, с позволения сказать, организации станут регулярно выигрывать аукционы с 25-процентным понижением, после чего работа застопорится. И будут объекты месяцами кочевать из одного аукциона в другой. Мы с этим и сейчас сталкиваемся, а уж закон «О ФКС» для таких структур — золотое дно. В итоге работа на отраслевом рынке застопорится окончательно. И большие строительные предприятия так и будут сидеть без заказов. Ведь у них есть собственные производственные базы, склады, техника, административный ресурс. Эти предприятия не могут себе позволить демпинговое понижение сметной стоимости, ведь всё это хозяйство нужно содержать! 

— Но вернемся непосредственно к отраслевым проблемам Камчатки. Насколько я понял, при сегодняшней ситуации ваш рынок не ждет ничего хорошего?

— И это еще мягко сказано. Но самое любопытное заключается в том, что доказать кому-то всю глубину проблем просто невозможно. Не случайно представители налоговых органов удивляются — а почему в моей компании прибыль ниже 6 процентов? Я им пытаюсь доказать с цифрами и фактами – господа, откуда ей взяться, этой прибыли? Ну откуда? При существующей системе формирования стоимости СМР я работаю едва ли не в убыток. Но меня никто не понимает. Как будто мы на разных языках разговариваем. Более того, ситуация еще и постоянно усугубляется. 

— Каким образом?

— Вы, наверное, знаете, что работодатели северных территорий оплачивают своим сотрудникам проезд к местам отдыха и обратно. Так вот теперь оплата авиационных билетов станет… доходом работника. И будет облагаться налогами. То есть сейчас я плачу работникам за билет в среднем по 50 тысяч рублей. А буду платить примерно по 75 тысяч. И вот скажите мне, какой должна быть у компании прибыль, чтобы выдержать такую нагрузку? Знаете, если я начну сейчас озвучивать все проблемы, то мы с вами неделю без отдыха говорить будем. Но очевидно одно — если в ближайшее время власть не вмешается в эти процессы, мы окончательно добьем всю нашу отрасль. Объемов у нас уже нет. Кто на Камчатке занимается сейсмикой? Думаете, местные организации? Ошибаетесь. По решению правительства РФ определен единый генподрядчик — ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» из Хабаровска. А местные организации, в лучшем случае, получают роль субподрядчиков со всеми вытекающими последствиями. Можно работать и на субподряде, хотя это и ненормально, когда деньги, в виде основных налогов, уходят в бюджет другой территории. Однако тут возникает другая проблема. Раньше строители могли заработать еще и на поставке своими силами стройматериалов. Как говорится, не до жиру, но хоть что-то. А теперь «Дальспецстрой» определил — тот же бетон брать будете только у него. То есть местным компаниям навязывают свои правила игры. Впрочем, всё это лишь верхушка айсберга. А главное заключается в другом — в наших организациях трудятся наши люди — местные жители. И коль скоро не будет работы у предприятий, не останется источника доходов и у многих тысяч наших земляков. У нас за последние два года уже обанкротились десятки предприятий. И многие жители Камчатки, это я вам совершенно точно скажу, уехали в западные регионы России. При таком подходе здесь скоро населения вообще не останется. Да о чем говорить, при существующих отраслевых нормативах в строительных компаниях рабочие строительных специальностей получают заработную плату ниже, чем получали за эту же работу в 2010 году! А одна лишь квартплата на Камчатке составляет в среднем 10 тысяч рублей. Не говоря уж о стоимости продуктов и прочих расходах. Вот так и живем. И на мой взгляд, при таком раскладе многочисленные декларации нашей федеральной власти о развитии Дальнего Востока — всего лишь пустой звук. 

Комментарии специалистов

Чтобы прояснить ситуацию на строительном рынке  Камчатки мы обратились к ведущим специалистам отрасли.

Президент НП СРО «Союз строителей Камчатки» Григорий СТАРОВ: 

При расчете стоимости СМР базисно-индексным методом с применением индексов по видам строительства, происходит, мягко говоря, некорректное формирование статей прямых затрат: стоимость машин, механизмов и стройматериалов завышается, а вот фонд оплаты труда (ФОТ), наоборот, искусственно снижается, в результате сокращаются статьи накладных расходов и сметной прибыли, поскольку они рассчитываются именно от ФОТ. Откуда же взяться прибыли, если в основе формирования цены заложено ее снижение? Где взять средства на достойную оплату труда работникам, повышать квалификацию, обеспечивать технику безопасности, развивать производственную базу, что в конечном итоге должно привести к повышению качества работы? Понимаете, какая возникает парадоксальная ситуация? При такой схеме строительный рынок не ждет ничего хорошего. 

— Проблем в строительной отрасли более чем достаточно. Хотя я бы не стал говорить, что этот рынок на Камчатке убит. Но ситуация, действительно, не из приятных. И самая большая беда заключается как раз в аукционах, которые просто подрывает основы бизнеса и сводят на нет качество объектов. Ведь снижение цены более чем на 5 процентов — это уже ненормальное явление. К сожалению, новый закон «О федеральной контрактной системе» проблемы не решает, поскольку сам аукционный формат остается в нетронутом виде. Хотя любой специалист вам скажет — основой на торгах обязательно должно быть качество. Не низкая цена, а именно качество. Вторая беда — перекошенность отечественного ценообразования. Те же федеральные и территориальные элементные расценки (ФЭРы и ТЭРы) у нас весьма эластичные. Например, на Камчатке они ниже, чем на Сахалине. А в Приморье вообще самые высокие на Дальнем Востоке. В итоге в нашем регионе мы наблюдаем снижение объемов и, как следствие, отток квалифицированных специалистов в другие субъекты Федерации. Что же касается «Дальспецстроя», то тут ситуация неоднозначная. С одной стороны, нам искусственно навязали генерального подрядчика, который и диктует правила игры. И это ненормально. С другой — мы сами виноваты в сложившейся ситуации. Столько было сломано копий вокруг того, кто и как станет проводить работы, связанные с сейсмикой, что в конечном итоге федеральное правительство приняло волевое решение. Хотя тут тоже есть выход из положения. На мой взгляд, было бы целесообразно законодательно определить финансовые объемы торгов именно для местных производственных структур. Грубо говоря — играется объект стоимостью до 200 миллионов рублей. Значит, играть могут только местные компании. Цифру в 200 миллионов я сейчас взял «с потолка», тут нужно всё просчитывать, но мы ведь говорим не о цифрах, а о самом формате. Важно обеспечить объемами свой производственный сектор. Крупные структуры федерального уровня и так без объемов не останутся, они работают на таких объектах, куда наши предприятия на генподряд и сами не пойдут, поскольку наши руководители прекрасно осознают свой потолок. Но для поддержки местного производителя требуется создавать соответствующие условия. И конечно же, нужно менять существующие отраслевые расценки. С сегодняшней стоимостью СМР мы далеко не уедем. 

Генеральный директор ООО «Кадалит» Анатолий КАЛИНИН:

— Стоимость СМР на Камчатке упала в разы. И отраслевые индексы у нас чрезвычайно низкие. Работать в таких условиях крайне тяжело. Я вам больше скажу – у нас в сметах уже не осталось зарплатной составляющей. Представляете? Да и объемов здесь тоже нет. Все серьезные объемы достаются варягу, то есть Спецстрою. Еще одна проблема — бардак на аукционах. Когда на одном объекте по очереди работают несколько компаний и не известно, кто за что отвечает,— порядка не будет. 

Генеральный директор ООО «Камчаттехпроект» Вадим ШЕЙКИН:

— Я не хочу сейчас говорить об отраслевых проблемах. Они и так всем известны. Это и низкая стоимость СМР, и откровенно перекошенные индексы, и отсутствие квалифицированных специалистов и многое другое. Причем все эти беды четко связаны друг с другом. Не буду также высказывать свое отношение к ситуации, сложившейся вокруг «Дальспецстроя», поскольку я с этой компанией не работаю. Но для меня безусловно одно — если у нас уже в ближайшее время не изменится ситуация, ничего хорошего нашу отрасль не ждет. Необходимо, чтобы власть поддержала собственное производство. А для этого требуется обеспечить своих строителей объемами. Второй момент — увеличение стоимости СМР. Это тот минимум, при котором у нас появится шанс хотя бы выжить. Я уж не говорю о чем-то большем. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров