«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (86), август 2013
Главная тема

Главная тема 

«Достроим участок дороги и поставим там памятник бюрократии»

В дорожной отрасли России сложилась странная ситуация. С одной стороны, редкое СМИ и редкий чиновник, что называется, не бросают камни в дорожников. С другой — все понимают: при сегодняшней нормативной базе о каком либо эффективном строительстве автотрасс не может быть и речи. Попробуем разобраться в проблеме на конкретном примере. 

Надежная компания

   Итак, в нашем регионе давно и, будем называть вещи своими именами, успешно работает группа компаний «Многоотраслевое инженерное предприятие Дальнего Востока». Именно эта отраслевая структура традиционно задействовано на реализации самых серьезных проектов. В частности, речь шла о строительстве участка федеральной автодороги «Амур» (Чита—Хабаровск). 

Николай ДРОБЯЗКО:

«Уважаемые коллеги, дорогие друзья!  Сердечно поздравляю каждого из вас с нашим профессиональным праздником — Днем строителя! Мы с вами занимаемся трудным, но благородным делом — строим объекты, которые остаются нашим воплощением на этой земле. А это ведь счастье, когда результат труда виден всем людям. Когда пользу от этого получают наши земляки-дальневосточники. Да, наверное, наша отрасль переживает не лучшие времена. Но мы — строители — крепкий народ. И трудностями нас сломить нельзя. Мы будем и впредь заниматься своим делом, как и прежде,— качественно и эффективно. С надеждой на лучшее. Желаю всем вам крепкого здоровья, серьезных объектов, достойных заказчиков и благополучия всем вашим близким!"

   Плюс ко всему начиная с 2010 года коллектив компании эффективно трудится на трассе «Уссури» (Хабаровск—Владивосток). Реконструкция дороги «Уссури» для «МИП ДВ» началась тогда со строительства путепровода на 258-м километре через Транссибирскую магистраль. Именно на этом объекте силами предприятия был построен весьма интересный по своему исполнению путепровод. Причем речь идет о путепроводе с металлическим пролетным строением, где была применена уникальная методика сварки ортотропной плиты проезжей части. Такую технологию в нашем регионе используют, пожалуй, лишь объединение «Дальмостострой» и «МИП ДВ», естественно. Это вполне объяснимо, ведь в группу входит собственное мостостроительное подразделение — компания «Паритет Дальний Восток». Так что теперь все, кто отправляется на отдых в Приморье, могут беспрепятственно переезжать через Транссиб по новому, надежному путепроводу. Кстати, позже, в 2012 году, на 227-м километре трассы «Уссури» дорожники построили еще один путепровод через Транссиб. Опять-таки с металлическим пролетным строением. 

   Следующим объектом строительства для предприятия стал мост через реку Кедровка на 247-м километре автомобильной дороги «Уссури». Знаменателен этот мост тем, что он много лет являлся долгостроем, и движение осуществлялось по временному мосту, а в 2006 году, когда паводковыми водами временный мост смыло, движение по федеральной трассе было остановлено! Сейчас через реку Кедровка красуется 72-метровый железобетонный мост.

   В 2011 году компания «МИП ДВ» произвела реконструкцию еще более известного автолюбителям объекта-долгостроя. Любой, кто хоть раз проехал на машине из Хабаровска во Владивосток или из Владивостока в Хабаровск, помнит старый путепровод в районе Лучегорска на 273-м километре дороги «Уссури». Этот переход пытались реанимировать несколько раз. Но в итоге его законсервировали и фактически превратили в долгострой. Дошло до того, что даже объездную дорогу здесь... заасфальтировали. А вот сам путепровод так и стоял немым укором отечественной бесхозяйственности. И вот по итогам конкурса за реконструкцию взялось «МИП ДВ». Хотя реконструкцией это можно назвать лишь с натяжкой. Дорожники построили переход ЗАНОВО. Да-да, именно ЗАНОВО. Вряд ли кто-то из работников «МИП ДВ» лет 20 назад, проезжая мимо этого непонятно почему остановленного строительства, мог бы подумать о том, что пройдет много лет и он будет участвовать в завершении строительства этого объекта. 

   И всё перечисленное — далеко не полный перечень объектов, реализованных одним из самых крупных дорожных холдингов нашей территории. Да и одним из самых надежных, что подтверждается многочисленными отзывами заказчиков. В том числе и ФКУ ДСД «Дальний Восток». 

Раньше срока

   Есть и еще один пример, который говорит о многом.

   Свои объекты ООО «МИП ДВ» традиционно сдает не только с надлежащим качеством, но и нередко раньше срока. Так участок автодороги «Уссури» (км 240—км 252) был сдан в эксплуатацию в октябре прошлого года, хотя по графику его должны были достроить лишь осенью этого года. Также на год раньше срока был сдан в эксплуатацию мост через реку Аван на 135-м километре дороги «Уссури». Причем, как отмечают специалисты, сотрудники «МИП ДВ» даже в мелочах не нарушили профильные технологии, то есть скорость на качество не повлияла. Хотя удивляться этому не приходится. ООО «МИП ДВ», а руководит этой группой компаний опытный производственник и управленец Николай Анатольевич ДРОБЯЗКО, выполняет профильные задачи любого уровня сложности. И технический, и технологический, и кадровый потенциал предприятия на отраслевом рынке известны. В ООО «МИП ДВ» работает в общей сложности свыше 700 человек. Кроме этого, стоит отметить — парк группы состоит из более чем 300 единиц современной импортной техники. Самосвалы, бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, погрузчики, асфальтоукладочные комплексы, буровая установка... Список можно продолжать долго. Также нелишним будет сказать, что в структуру ООО «МИП ДВ» входит два асфальтобетонных завода японского производства. И два бетонных завода, причем один из них — от немецкой фирмы Liebherr. Между прочим, «МИП ДВ» является официальным деловым партнером германского холдинга в нашем регионе. Так что репутация у этой производственной структуры безупречна и в России, и за рубежом. Но это не избавляет группу компаний от типичных российских проблем. 

Шлейф проблем

   А теперь — коротко о самих проблемах.

   Честно говоря, о ФЗ-94 в этой связи даже рассуждать не хочется. Слишком избитая тема. Тем более что со следующего года в силу должен вступить ФЗ «О федеральной контрактной системе». И хотя, по мнению многих специалистов, этот нормативный акт почти полностью повторяет ошибки, заложенные в девяносто четвертый закон, делать какие-либо выводы пока рано. Другой вопрос — земельное законодательство. Вот тут есть тема для разговора, ведь все соответствующие акты буквально «на корню» подрывают основы любого производства. И не только производства. По сути, существующим земельным законодательством недовольны и чиновники, как региональные, так и муниципальные. Наша газета не раз публиковала мнение глав дальневосточных районов, которые в один голос говорят примерно следующее — руководить муниципалитетом может кто угодно, поскольку никаких полномочий у нас нет. Ведь что такое полномочия? Это, прежде всего, право распоряжаться тем же земельным фондом. А главы районов такого права фактически лишены. Например, в Нерюнгринском районе нет возможности даже расширить местное кладбище. Почему? А земли вокруг этого самого кладбища относятся к федеральной собственности. И перевести участок из одной категорию в другую почти нереально. На это уходит минимум полтора года. Аналогичные проблемы испытывают и на Сахалине. Но тут уже речь идет об участках недр местного значения. По мнению директора департамента недропользования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Сахалинской области Татьяны РЕЧКИНОЙ, беда заключается в том, что хоть работа с такими участками и является компетенцией региональных властей, но согласовывать все вопросы нужно, в любом случае, в федеральных административных структурах. В Роснедрах в том числе. А на это уходят многие и многие месяцы. Такую ситуацию госпожа Речкина назвала «избыточным порядком согласования». И это еще очень мягко сказано. На самом деле перекосы земельного законодательства — это настоящий тормоз для строительного, дорожного и других рынков всего Дальнего Востока. Но крайними почему-то остаются не депутаты Госдумы или конкретные чиновники, а именно производственники. То есть те, кто от этого самого «избыточного порядка» страдает в первую очередь. История, с которой столкнулся коллектив ООО «МИП ДВ» — яркое тому подтверждение. 

Начало истории

   А всё началось в прошлом году, когда группа компаний ООО «МИП ДВ» на аукционе выиграла три контракта. Все они касались участков автодороги «Уссури». Вот они, эти участки: км 105—км 118, км 141—км 149 и км 294—км 300. Оговоримся сразу, выигрыш сопровождался серьезным ценовым понижением. Но удивляться этому не приходится, так работает подавляющее большинство дорожников. К демпингу производственников подталкивает наше законодательство (тот же ФЗ-94) и, соответственно, существующие правила игры. По принципу — хочешь работать? Снижай ценник на 20, 25, 30, 35, 40 и более процентов. Иначе останешься без заказов. И никого не волнует, что работать ты будешь с копеечной прибылью. Это — твои проблемы. В итоге те же дорожники так и работают буквально за копейки, лишь бы держаться «на плаву». Однако, несмотря на такой формат бизнеса, ООО «МИП ДВ» умудряется, в прямом смысле слова, творить чудеса. Например, участок дороги «Уссури» км 294—км 300 компания готовится сдать уже в октябре, то есть на год раньше срока. И это несмотря на все ценовые понижения. Практически то же самое можно сказать и об участке км 141—км 149 этой же автотрассы. Здесь также работы могут быть завершены с опережением графика. Но руководители предприятия решили этого не делать по причинам сугубо техническим. Грунт на дороге, что называется, должен отстояться. Это, кстати, говорит о том, что «МИП ДВ» не гонится всеми силами за мгновенным результатом. Для группы компаний качество стоит на первом месте, и если по каким-то технологическим причинам ускорение невозможно, значит, работы будут вестись по графику. Ну а вот с третьим участком на автотрассе «Уссури» (км 105—км 118) возникли серьезные проблемы. 

Крик души

 Чтобы разобраться в сути вещей, мы решили поговорить сразу с двумя руководителями группы компаний ООО «МИП ДВ» — главным инженером Константином ШИВАНКО и заместителем генерального директора Дмитрием ВЛАСЕНКО. И первый наш вопрос был, в определенной степени, провокационным:

— Не так давно один из хабаровских телеканалов показал сюжет, в котором шла речь именно о вашем участке дороги. Смысл был такой — техника стоит, работники ничего не делают. Так оно и было?

Константин Шиванко:

— Да, так оно и было, поскольку корреспондент этого телеканала вместе со своим оператором дождался, когда наши люди уйдут на обеденный перерыв, и снял «неработающую» технику. Этот журналист нас вообще своим вниманием не обделяет. Он периодически выдает в эфир сюжеты, смысл которых заключается в следующем — участок дороги км 105—км 118 строится плохо, темпы низкие и всё тут плохо. Хотя, если я хоть что-то понимаю в журналистской работе, он должен был бы спросить и наше мнение по этому поводу. Но нет, нашими комментариями никто не интересовался, и мы можем только догадываться о причинах такой «избирательности». 

К разговору присоединяется и Дмитрий Власенко:

— Тем более что проблема на участке км 105—км 118 действительно есть. И ее нужно озвучивать. Не случайно этот отрезок автотрассы мы сами называем «криком души». Но давайте по порядку. Проект реконструкции этого дорожного участка был разработан еще в 2007 году. В соответствии с имеющимися на тот момент нормативными актами. Это — важный момент в нашей истории. Ведь в дальнейшем у нас видоизменялись законы о недрах, о лесопользовании, о землепользовании и так далее. И вот возникла интересная ситуация. Участок-то мы выиграли. Но карьер, откуда мы должны были везти скальный грунт, оказался в «зеленой зоне». Точнее, на территории защитного леса города Вяземского. Честно говоря, мы не сразу осознали всю проблематичность ситуации. В августе прошлого года наша техника зашла в этот карьер. Проверяющие органы отреагировали мгновенно. Технику нашу в карьере арестовали, а на нас наложили первый штраф. Первый, но не последний. 

Чрезвычайная ситуация

Разумеется, нам стало интересно — а с чем были связаны другие штрафы ООО «МИП ДВ»? Оказалось, с... чрезвычайной ситуацией. В прямом смысле слова.

Вот как обозначил ситуацию Константин Юрьевич Шиванко:

— Кто хоть раз ездил на машине из Хабаровска во Владивосток и обратно прекрасно знает, что такое участок км 105—км 118. Его довели до последней крайности. Там ремонт производился в последний раз, видимо, на заре советской власти. Но теперь-то за этот отрезок пути отвечает наша компания. В итоге получилось вот что. В ходе реконструкции, а точнее во время приостановки работ по причине невозможности получения скального грунта из проектного карьера, на проблемном участке трассы образовался затор из автотранспорта. Нужно было в спешном порядке хоть как-то выравнивать чрезвычайную ситуацию. А для этого требовалось завезти всё тот же скальный грунт. Что делать? Просто «умыть руки» и сослаться на плохие законы, мол, мы не в состоянии пользоваться проектным карьером? Однако людей это не волнует. Да и не должно волновать. Поэтому мы опять, теперь уже просто сознательно, пошли на нарушение закона и вновь завели технику в карьер. О последствиях можно легко догадаться — арест и штраф. Хотя ЧС мы при этом устранили. Вот только какой ценой! Понимаете, что получилось «благодаря» нашему законодательству? Мы были вынуждены сознательно пойти на нарушение закона и сознательно получили штрафные санкции, чтобы ликвидировать ЧС. Иначе мы поступить просто не могли. Рабочая совесть не позволила, если хотите, поскольку на одной чаше весов оказались интересы конкретных людей, стоявших на дороге, а на другой — наши интересы, выраженные в виде штрафа. Мы предпочли заплатить деньги, но избавить своих земляков от проблем. И не требуем за это какой-то благодарности. Это наша работа, в конце концов. Но так ведь нас еще и с экрана телевизора грязью облили. Вот что досадно.

Коллегу поддержал и Дмитрий Николаевич Власенко:

— Интересная ситуация, правда? Мы строим дорогу в рамках государственного контракта и за государственные же деньги. Но при этом само государство установило такие правила игры на отраслевом рынке, при которых работать почти невозможно. Замкнутый круг получается.

К беседе вновь присоединился Константин Шиванко:

От редакции: 
Редакция бизнес-газеты «Наш регион — Дальний Восток» на основании ФЗ «О средствах массовой информации» просит считать эту публикацию официальным запросом временно исполняющему обязанности губернатора Хабаровского края Вячеславу ШПОРТУ. Мы также просим главу нашего региона разобраться в проблеме и помочь известной дальневосточной группе компаний — ООО «МИП ДВ» на законном основании решить проблему с карьером. Ведь это — наш общий интерес. Интерес всех жителей Хабаровского края, которые хотят ездить по хорошим дорогам. 

— Чтобы решить проблему с карьером, мы обращались в самые разные инстанции. У нас уже целая папка скопилась, состоящая из наших обращений и отписок на них. Отписки — вообще интересная штука. Нам советуют оформить лицензию на этот участок недр. То есть фактически нас приравняли к золотодобывающей артели. Только в нашем случае вместо золота фигурирует скальный грунт. Но это же абсурд! Так и хочется спросить наших федеральных чиновников — господа, что же вы делаете? Почему не наведете порядок в нашем земельном законодательстве? Ну я понимаю, вы трепетно относитесь к крупным месторождениям того же золота. Но при чем здесь скальный грунт или песчано-гравийная смесь? Это что, основной стратегический ресурс России? Ведь любому понятно — всё это нужно исключительно для дорожного и общегражданского строительства. А главным заказчиком тут по-прежнему остается государство. Особенно у нас, у дорожников. Ну так и упростите правила игры. Создайте условия, при которых оформить карьер можно будет за неделю-другую. Мы же решаем задачи государственной значимости. Так пусть государство и поможем нам в их решении. Но, увы... Все наши предложения пока остаются натурально криком души. Хотя определенные подвижки, связанные с участком км 105—км 118 автодороги «Уссури» наблюдаются. У нас в крае есть чиновники, которые с пониманием относятся к нашей проблеме. Постучу по дереву, чтобы не сглазить. Но может быть, вопрос с карьером с мертвой точки сдвинется. По крайней мере, хочется надеяться, что ситуацию удастся выровнять с наименьшими потерями. И мы будем благодарны нашим краевым властям, если они вмешаются в этот процесс и помогут нам в законном порядке оформить право работы в этом карьере. Тем более что дорожное строительство в своей основе — это совокупная ответственность власти, ученых, проектировщиков, заказчиков и подрядчиков. Именно в такой последовательности. И я думаю, никто не должен устраняться от решения наших общих задач. 

И опять слово взял Дмитрий Власенко:

— Ситуация, действительно, почти патовая. На строительство участка дороги нам отводится два года. А чтобы оформить карьер, потребуется минимум года полтора. И что делать? Есть один вариант — сидеть сложа руки и ждать. А потом доказывать заказчику, что от тебя тут ничего не зависело. Но это — явно не наш формат. Мы продолжаем работать на участке км 105—км 118, хотя грунт теперь нам приходится возить не за 8 километров, как просчитано в проекте, а за 40 километров. Да, это для нас дорого. Да, теперь мы строим дорогу чуть ли не себе в убыток. Особенно с учетом серьезного понижения цены на аукционе. Но другого выхода у нас нет. И мы сделаем всё возможное, чтобы сдать этот объект качественно и в строго установленные сроки, то есть в октябре 2014 года.

Разговор подытожил главный инженер Константин Шиванко:

— Построим участок дороги и поставим на 105-м километре памятник российской бюрократии. Шутка, конечно, но в каждой шутке, как известно, есть доля истины. А вообще-то в России давно настало время менять законы и правила игры на отраслевом рынке. Ведь такие истории, как наша, уже стали типичными. А это ненормально. От этого страдают не только дорожники, но и всё наше общество. Дороги-то мы строим для людей. А интерес человека для нашего государства должен быть первичен.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров