«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05–06 (83), май 2013
Главная тема

Главная тема 

«Мы можем экономить только на зарплате»

Какие проблемы на сегодняшний день волнуют дальневосточных изыскателей? И что тормозит развитие этого рынка? На эти вопросы нашей газете ответил генеральный директор ЗАО «Комплексная проектная компания» (Хабаровск) Дмитрий ЛАПТЕВ. 

Изыскания — не исключение

— Дмитрий Вячеславович, в интервью нашей газете руководители строительных компаний не раз озвучивали претензии к проектировщикам и изыскателям. Мол, в документации «рисуется» одна картина на объектах, а на самом деле она другая. Вы согласны с такой постановкой вопроса?

— Я не привык уходить от острых вопросов. Поэтому могу признать — да, проблема существует. И связана она с дефицитом кадров в проектных организациях. Другое дело, что и те же строители постоянно сталкиваются с аналогичной бедой. Они также испытывают кадровый голод. Вот покажите мне хоть одну производственную компанию, где штаты были бы полностью укомплектованы высококвалифицированными бульдозеристами, экскаваторщиками, грейдеристами. Вряд ли мы на Дальнем Востоке найдем такие организации. И изыскание — не исключение.

— Кадровый голод, в вашей сфере, связан с образовательным провалом девяностых?

— Не только. Дело еще и в самом отношении к проектно-изыскательской деятельности со стороны государства. К сожалению, чиновники не отдают себе отчет, что означает наша работа. Они даже не всегда понимают, что мы производим, в первую очередь, интеллектуальную собственность. А тут должны быть особые критерии оценки.

— Что вы имеете в виду?

— Да всё тот же ФЗ-94, во всей его «красе». Я понимаю, что эта тема уже давно набила оскомину. Но ведь этот закон реально подрывает основы экономики. Причем нас это касается в первую очередь.

Замкнутый круг

— Почему именно вас? А строителей, а дорожников, а представителей других сфер производства?

— А я объясню. Я ведь не случайно сказал о том, что мы производим интеллектуальную собственность. Вот смотрите, когда проходят конкурсы, то участники вынуждены снижать цены. Так уж выстроено законодательство, что определяющим фактором на торгах является именно стоимость работ. Ну а коль скоро ты идешь на ценовое понижение, то впоследствии, если, конечно, выиграешь аукцион, тебе придется на чем-то экономить. Логично?

— Вполне.

— Пойдем дальше. У тех же строителей и дорожников все-таки есть возможность сэкономить на материалах или технике. В конце концов, на этом рынке существуют и дорогие, и не слишком дорогие аналоги. Я понимаю, что тут тоже существуют определенные нюансы, но факт остается фактом. При этом на зарплате для квалифицированных специалистов ни один руководитель серьезной отраслевой компании экономить не станет. Иначе он рано или поздно останется без людей. Благо предложений на рынке труда сейчас хватает и хороший бульдозерист без работы не останется. А теперь — внимание. Основная составляющая в экономике проектно-изыскательских организаций — это именно зарплата. Остальные расходы у нас, скажем так, сопутствующие. И на чем экономить нам?

— На зарплате?

— Разумеется, а на чем же еще? И получается замкнутый круг. Чтобы победить на конкурсе, мы должны идти на снижение цены. А чтобы снизить цену, нам необходимо тормозить рост зарплат для своих специалистов. Но ведь аукцион мало выиграть. Еще нужно выполнить свои обязательства по заключенному госконтракту. А кто это будет делать? Чем нам удержать опытных сотрудников, если наши доходы напрямую зависят от тех же торгов? Точнее, от демпинга, который на этих торгах процветает пышным цветом? Ведь не случайно и наши специалисты, и работники других проектно-изыскательских организаций довольно часто переходят на работу в подразделения Газпрома, Транснефти и других крупных федеральных компаний. За этими холдингами стоят государственные ресурсы, в том числе и финансовые. И мы с ними конкурировать просто не в состоянии.

Нет золотого звена

— Но ведь, насколько я знаю, ваша компания принимает участие в реализации весьма серьезных проектов на территории Дальнего Востока. Речь идет, в первую очередь, о проектно-изыскательских работах на автодороге Селихино—Николаевск-на-Амуре, автодороге Лидога—Ванино с подъездом к Комсомольску-на-Амуре, Биробиджан—Амурзет. Об изготовлении проектной документации на капитальный ремонт моста через реку Большие Сололи у села Пашково в Еврейской автономной области, Южно-Сахалинск—Оха на Сахалине. Также ЗАО КПК выполняет проектно-изыскательские работы на объектах промышленного гражданского строительства. То есть работой вы обеспечены. Причем работой серьезной. Да и репутация вашей компании ни у кого сомнений не вызывает. По крайней мере, участники рынка в интервью нашей газете не раз говорили о качестве ваших работ. У вас-то какие проблемы с кадрами?

— Во-первых, спасибо тем коллегам, кто высоко оценивает нашу деятельность. Это, без преувеличения, приятный для нас момент. И мы стараемся в любых условиях сохранять свою репутацию. Ну а, во-вторых, кадровая проблема у нас действительно существует. По сути, всех наших сотрудников условно можно разделить на две категории. Это либо люди предпенсионного (а то и пенсионного) возраста, либо совсем молодые специалисты. Средний возраст у нас как бы выпадает. К величайшему сожалению, ведь не секрет, что «золотым звеном» в этой связи являются люди от 30 до 50 лет, которые, с одной стороны, уже имеют определенный отраслевой опыт и здоровые амбиции, а с другой — у которых еще многое впереди. Так вот этого «золотого звена» у нас практически нет. Да, сегодня мы еще можем решать самые серьезные отраслевые задачи. Прежде всего благодаря нашим ветеранам. Это, кстати, наше серьезное отраслевое преимущество. 

— В каком смысле?

— История нашей организации насчитывает 80 с лишним лет. Всё началось еще в 1932 году, когда в Хабаровске была создана проектно-изыскательская контора «Промлес», сотрудники которой занимались изысканиями лесовозных дорог. Впоследствии, в 1934 году эта структура была преобразована в трест «Дальлесомеханизация». Коллектив организации выполнял целый комплекс отраслевых работ. Причем речь шла не только о проектно-изыскательских работах, но и о руководстве строительством серьезных объектов по своим же проектам. В 1938 году «Дальлесомеханизация» вошла в состав крупного института и получила статус дальневосточного филиала «Гипролестранса». А в 1947 году в Хабаровске было создано отделение с названием «Востоксибдальлеспроект», что также стало импульсом для дальнейшей отраслевой работы. В 1951 году, после очередной структурной реорганизации, «Востоксибдальлеспроект» был вновь передан «Гипролестрансу» на правах дальневосточного филиала. С тех пор стали постоянно увеличиваться объемы выполненных работ. В том числе и после того, как в апреле 1959 года «Дальгипролестранс», отделение ГПИ-4 и отделение «Гипрорыбпрома» были объединены в комплексный институт «Хабаровскпромпроект». А в 1963 году проектную группу выделили из этой организации и на ее основе воссоздали Дальневосточный филиал «Гипролестранса». Специалисты этой производственной структуры принимали участие в реализации едва ли не всех отраслевых проектов. И конечно же, предметом особой гордости коллектива является участие в строительстве БАМа, где в то время проводились масштабные изыскания. Ну а в 1991 году на базе филиала «Гипролестранса» был создан проектно-изыскательский институт «Дальлеспромпроект». Который, в свою очередь, был преобразован в декабре 2012 года в ОАО «Комплексная-проектная компания». Так что можно сказать, что за несколько десятилетий на этой базе был накоплен уникальный отраслевой опыт. Регион у нас специфичный, и большинство дорог на Дальнем Востоке изначально создавались в качестве лесовозных. И в этом процессе принимали непосредственное участие сотрудники «Хабаровскпромпроекта» и «Гипролестранса». Причем некоторые из этих людей до сих пор работают у нас. Более того, когда лесовозные дороги, скажем так, меняли свою принадлежность и становились автотрассами иного назначения, это также не обошлось без участия наших сотрудников. Грубо говоря, они своими ногами исходили самые заповедные уголки территории. И знают все особенности нашей дорожной специфики. Плюс ко всему у нас сохранились многие архивные документы, которые позволяют нам владеть всей полнотой отраслевых вопросов. Всё это в совокупности и является нашим отраслевым преимуществом. О чем знают и заказчики, и наши деловые партнеры.

— Если вернуться к озвученным проблемам, то какой выход из сложившейся ситуации, на ваш взгляд, был бы в этой связи оптимальным?

— В первую очередь требуется кардинально видоизменить ФЗ-94. Чтобы при проведении конкурсов учитывались, главным образом, отраслевые преимущества участников. Например, знание не только профильной, но и региональной специфики. Это ведь чрезвычайно важный момент. К примеру, мы не участвуем в изысканиях в Рязанской или, скажем, Тульской областях. И не планируем участвовать. Зато все особенности нашей территории нам прекрасно известны. И было бы логично, если бы при проведении торгов на Дальнем Востоке преимущества отдавались именно дальневосточным компаниям. От этого выиграют все. И местный рынок в первую очередь.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров