«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (75), август 2012
Главная тема

Главная тема 

Соболевский район: связанные одним морем

Камчатский край считается морским регионом. Для 10 из 12 районов море — важнейший элемент социально-экономической жизни. В Соболевском районе Камчатского края считают: залогом долгосрочного успешного развития территории должно быть продуманное использование, как и прежде, морского потенциала. Сегодня наш разговор с главой этого муниципального образования — Евгением НАЗВАНОВЫМ.

Человек и море

— Евгений Анатольевич, в этом номере нашей газеты руководители компаний рыбной отрасли, а также главы районов Камчатского края, в целом положительно отзываются о последнем законе о рыболовстве. Поддерживаете ли вы их позицию?

Люди мы местные

Соболевский район образован 1 апреля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР с целью разукрупнения Усть-Большерецкого района. Район занимает обширную территорию западного побережья Камчатской области общей площадью 21,04 тысячи квадратных километров. В состав района входят четыре населенных пункта: село Соболево (районный центр), село Устьевое, поселок Крутогоровский, поселок Ичинский, в которых проживает 2 619 человек. На территории района открыты 4 газоконденсатных месторождения, запасы которых позволяют организовать добычу газа на уровне 0,50–0,57 млрд кубометров в год при прогнозируемой обеспеченности не менее 25 лет. Открыты месторождения бурого и каменного угля, золота, германия, нефти, горючего газа, глины, термоминеральных вод и др. На территории района расположены два лососевых заказника «Облуковинский» и «Река Коль». На западе район омывается Охотским морем. 

— Главной особенностью нового закона является то, что приоритет отдан долгосрочным квотам. Благодаря им работа компаний на территории нашего района определена на долгосрочную перспективу — 20 лет. Другое дело, если мы говорим о том, какие компании у нас работают. Сейчас остается всё меньше и меньше добывающих и рыбоперерабатывающих предприятий, которые зарегистрированы в Соболевском районе. Зато много компаний из западных регионов страны. И, соответственно, отсюда еще один негативный момент — они не платят налоги в местный бюджет. Квоты ими получены, и отмена их будет считаться нарушением законодательства. Здесь наши полномочия ограничены. И мы не можем обязать тех же москвичей регистрировать свои дочерние предприятия на территории муниципального образования. Выход я вижу в установлении некоторых законодательных ограничений, чтобы в конечном итоге соотношение местных компаний и компаний с запада страны было девять к одному.

   Я проработал в рыбной промышленности 30 лет и много раз наблюдал случаи, когда имея двух-трехлетние квоты, компании наплевательски относились к последствиям своей деятельности. По полной «выуживали» рыбу из моря, а потом уходили из района. А после них хоть трава не расти. Нынешние квоты на 20 лет — дело другое. В любом случае за это время компаниям придется вкладывать средства в местную инфраструктуру и производство. Несомненно, это положительный момент для территории и населения.

На ремонт хватает

— Вы посетовали на ограниченные полномочия муниципального образования…

 — Конечно, речь в первую очередь идет о недочетах 131-ФЗ (закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). По нему у каждого поселения должен быть свой управленческий аппарат и глава. И если в районе есть свой штат чиновников, то, скажем, в поселении из ста человек набрать таковой бывает очень проблематично. По закону также район не обладает финансовыми рычагами — мы не можем распоряжаться налоговыми отчислениями местных предприятий. Например, если брать данные за 2011 год, собственные доходы в бюджете района составили всего 18,4 процента . Большинство нужд района удовлетворяется за счет поступления средств по какой-либо региональной или федеральной целевой программе.

— Много ли удается сделать в районе благодаря таким программам?

— Денег не много, но используются они рационально. Не скажу, что речь идет о реализации крупных проектов, для нас главное — содержание уже имеющихся объектов. Школу, например, недавно отремонтировали. Много чего осталось с советских времен. В далеком 1957 году, во время масштабного освоения района действовали 34 школы, 13 детских садов, 14 яслей, 7 больниц, 28 фельдшерских пунктов, 27 клубов, 19 библиотек, 23 киноустановки. Остатки этого мы активно ремонтируем — поддерживаем. Жизнь в районе непростая, но, как и везде, главным показателем всегда была и есть численность местного населения. У нас она потихоньку растет. (См таблицу.)

Деньги, престиж и авторитет

— Хватает ли для рыбной отрасли района своих специалистов? 

— Тут, понимаете, не всё так просто. Всегда было так, что на местные предприятия как раз местные и приходили работать. Многие, живя у моря, с малых лет точно знали, что свяжут с ним свою жизнь. Это особенно характерно было во времена Союза. Получив специальность в камчатском учебном заведении, молодежь рвалась в море: за деньгами и романтикой. В те времена за один рейс, семь-восемь-девять месяцев, можно было по возвращении купить автомобиль или значительно приблизить воплощение мечты — покупку квартиры. Каждый рыбак имел пай. Не спорю, сейчас море для жителей прибрежных поселений всё так же привлекательно в финансовом плане. Это реальная альтернатива работы на берегу, так как заработная плата выше в разы. Но, к сожалению, сейчас из профильных учебных заведений выпускается куда меньше специалистов (тех же механиков выпускают уже не несколько сотен в год, как раньше, а два-два с половиной десятка), для которых морская романтика не так важна. Вновь нужно поднимать престиж профессий рыбной отрасли.

— Из чего складывается имидж главы района?

Евгений Названов:
— В федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» много недоработок. В частности, районные власти не могут распоряжаться налоговыми отчислениями местных предприятий. По сути, мы лишены финансовых рычагов. Необходимо расширение полномочий местных властей именно в этой сфере. Только так районы смогут успешно развиваться.

— Как я уже говорил, я сам рыбак с тридцатилетним стажем. Очень многие из тех, с кем я работал, до сих пор трудятся в отрасли. Среди них уже много начальников, но это не препятствует нашему нормальному общению и совместной работе. К ним всегда можно обратиться за помощью. Содействуют в организации праздников в районе, помогают с многочисленными ремонтами. И это не потому, что их принуждает глава района, а потому что их просит старый товарищ — Евгений Анатольевич Названов. Люди доверяют мне. Глава района, а особенно такого небольшого, как Соболевский, это ответственная фигура, которая всегда на виду, имеет тесную связь с народом. Глава не отгораживается от людей тонированными стеклами и приемной, работающей несколько часов в неделю. Ходишь по тем же улицами, в те же магазины, что твои земляки. Дети учатся в обычной общеобразовательной школе, а жена ходит в ту же парикмахерскую, что и жены рыбаков. Это, к слову, опять о доверии многих исполнительных функций главе и его муниципалитету. Не нужно бояться отдавать финансовые рычаги районным властям, они лучше знают нужды людей. 

Основные положения особого статуса

— Есть ли у вас взаимопонимание с краевыми властями?

— С краевыми властями связь есть всегда. Ведь что район, что регион в целом испытывают одни и те же трудности, решает одни и те же вопросы. С остальной Россией край связывает море, оно же дает основное богатство Камчатки — рыбу. А до Москвы далеко, там не всегда вникают в наши проблемы. По моему мнению, дополнительным импульсом в развитии рыбной отрасли может стать принятие закона об особом социальном, экономическом и культурном статусе всего федерального округа. Основными положениями такого законопроекта должны быть следующие: льготные налоговые условия, расширение полномочий местных властей и возможность дальневосточников получать реальную выгоду от своих природных богатств. Под этим готовы подписаться и я, и любой житель Соболевского района Камчатского края.

Беседовал Владимир ПОСТРИГАНОВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров