«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (74), июль 2012
Главная тема

Главная тема 

«В закон о госкорпорации мы должны включить свой интерес»

Государственная корпорация развития Дальнего Востока еще не создана. И неизвестно, создадут ли ее вообще. Однако эта идея уже вызывает шквал критики среди дальневосточных участников рынка, многие из которых уже называют проект госкорпорации «кормушкой для московских чиновников и близких к федеральным властям бизнесменов». Впрочем, есть и другое мнение. Достаточно спокойное и аргументированное. И высказал его не столичный чиновник, а именно представитель регионального бизнеса. Сегодня мы публикуем интервью с генеральным директором ООО «ДорСтройРесурс» Максимом МАЙОРОВЫМ.

Человек из бизнеса

— Максим Владимирович, как вы относитесь к идее создания государственной корпорации развития Дальнего Востока?

Максим МАЙОРОВ:

- По моему мнению, создание государственной корпорации развития Дальнего Востока может придать региональный экономике серьезный импульс. Но для этого требуется, во-первых, определить масштабные и четкие задачи, а во-вторых, на законодательном уровне обязать государственную корпорацию (если она будет создано) привлекать к реализации отраслевых проектов местные производственные компании. Кроме того, создание транспортной и энергетической инфраструктуры должно стать основным приоритетом  государства на востоке страны. Инфраструктура это артерии любого крупного бизнеса в нашем регионе. 

Люди мы местные

ООО «ДорСтройРесурс» - одна из самых молодых, в то же время, наиболее успешных производственных компаний Республики Саха (Якутия). Предприятие осуществляет деятельность по транспортному обеспечению и строительству высоковольтных линии электропередач на объекте федерального значения ВЛ 220 кВ Чернышевск – Мирный – Ленск – Пеледуй, с отпайкой на НПС-14. А с этого года коллектив организации (он составляет 82 человека) работает на монтаже волоконно-оптических линий связи (ВОЛС). В планах ООО «ДорСтройРесурс» отраслевая деятельность на территории Магаданской области, а также сотрудничество с одним из крупнейших игроков рынка недропользования Дальнего Востока – артелью старателей «Амур» (Хабаровск) и группой АЛРОСА, которая вообще не нуждается в представлении. Стоит отметить – компания укомплектована самой современной специализированной техникой. Парк предприятия состоит из самосвалов, экскаваторов, бульдозеров, топливозаправщиками, снегоболотоходами, полуприцепами, спецтралами и т.д. Наиболее часто используемые здесь марки – «Caterpillar», «Doosan», «Iveco», «Shantui», «КАМАЗ». Причем, вся спецтехника практически новая, максимум, 2010 года выпуска. Более того, она полностью подготовлена для работы в условиях бездорожья и низких отрицательных температур. Что для севера, безусловно, актуально. При этом стоит отметить – коллектив ООО «ДорСтройРесурс» в состоянии выполнить производственную задачу любого уровня сложности. Здесь трудятся и опытные специалисты, и молодые, полные энтузиазма, сотрудники. Не случайно компания уже принимает участие в реализации наиболее серьезных отраслевых проектов. Ему доверяют такие известные игроки регионального рынка, как ООО «Якутское», ООО «ЭнергоСпецРемонт» и ООО «Лестрейд». За безупречное выполнение своих обязательств сотрудники ООО «ДорСтройРесурс» не раз удостаивались почетных грамот и благодарностей правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства энергетики РФ. 

Досье БГ

МАЙОРОВ Максим Владимирович, родился 15 мая 1982 года в поселке Эльдикан Усть-Майского района Якутской АССР. В 2004 году окончил Якутский государственный университет имени Аммосова. Специальность – инженер электрик. Трудовой путь начал в структуре ОАО АК «Якутскэнерго» – компании «Сахаэнерго», на одной из дизельных электростанций. В этот же период проходил производственную стажировку в Канаде. Впоследствии перешел на работу в Якутские центральные электрические сети (также подразделения «Якутскэнерго») где курировал строительство 167-километровой высоковольтной линии (ВЛ 110 кВ) Сулгаччы – Эльдикан. В 2008 году занял должность заместителя руководителя по строительству ВЛ 220 Сунтар – Олекминск дирекции капитального строительства ОАО АК «Якутскэнерго». В 2011 году стал генеральным директором ООО «ДорСтройРесурс». 

— Хорошо отношусь. Причем, прежде всего как человек из бизнеса. Хотя знаю, что многие критикуют этот проект. Но давайте определим существенный момент — создание одной мощной и в то же время, мобильной государственной компании это все-таки лучше, чем существование множества министерств и ведомств, каждое из которых дублирует чьи-то функции. В результате такой управленческой пестроты затягиваются элементарные согласования. Все усложняется настолько, что даже самые перспективные проекты останавливаются.

 — Можете привести конкретные примеры?

— Вот в конце прошлого года железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск вышла на берег Лены. И теперь транспортные строители доводят магистраль до эксплуатационных норм. Но возникает резонный вопрос — а что дальше? Каким образом железная дорога подойдет к Якутску? Тем более что на станции Нижний Бестях сейчас строится достаточно мощный логистический комплекс. А для чего все это делается, если два берега реки, а точнее две части Якутии, до сих пор не связаны друг с другом постоянно действующим переходом? И вот вам конкретика — необходимость строительства моста признают все здравомыслящие люди. Но вопрос-то так и не решен. А ведь дискуссии идут уже несколько лет. Обсуждается то совмещенный мост, то вообще тоннель, а то и мост и тоннель «в одном флаконе». Далее идут финансовые неясности. Сколько будет стоить проект? Кто его станет финансировать? Наконец, всплывают технические детали. Что безопаснее, мост или тоннель? Как все это нужно строить? Создается впечатление, что в этом деле запутались не только обычные жители Якутии, но и специалисты. Но факт остается фактом — ясности вокруг моста не прибавилось. Вот вам пример, когда вопрос «утонул» в бюрократических согласованиях. И это хоть и наиболее яркий, но не единичный для Дальнего Востока случай. Примеров здесь хватает. Хорошо, что сейчас Минвостокразвития во главе с Виктором ИШАЕВЫМ, возьмет на себя полномочия многих государственных органов. И будет решать проблемы не в Москве, а на месте. Та же история и с госкорпорацией, которая должна замкнуть на себя наиболее сложные и в то же время перспективные промышленные проекты. Если в качестве основных задач этой структуры, для последующего системного освоения природных ресурсов, будут определены развитие портов, дорог, аэропортов, связи, местной авиации, то это позитивно скажется на динамике всего дальневосточного рынка. 

— Вы сказали, что поддерживаете идею госкорпорации, как человек из бизнеса. Как это сочетается? Корпорация-то государственная. 

— Для нас, представителей реального сектора экономики, самое важное заключается в определении серьезных производственных задач и в наличии серьезных производственных объемов. Будут эти объемы — будет работа и у нас. И главное — развивать масштабные проекты, прежде всего, транспортно-логистические, можно только при условии тесного взаимодействия государства и бизнеса. Вот для решения этих задач госкорпорация являет собой хорошую конструкцию. Если у нас появится серьезный заказчик, который не только обеспечит объемами местный бизнес, но и упростит процесс отраслевых согласований, то ничего другого и желать не приходится. 

Обязана использовать

— Но ведь для этого нужно, чтобы госкорпорация (если ее, конечно, создадут) была обязана использовать производственный потенциал местного бизнеса?

— Совершенно верно. Но для начала депутаты Государственной думы должны принять сам закон о госкорпорации. Вот и было бы целесообразно отразить этот момент в новом нормативном акте. По принципу — в качестве подрядных и субподрядных организаций государственная корпорация ОБЯЗАНА использовать потенциал региональных производственников. Только так! В таком случае, госкорпорация, действительно, придаст серьезный импульс всей дальневосточной экономике. Так что будем надеяться, что реализация крупных промышленных проектов в нашем регионе будет строиться в этом формате. И еще момент… Конечно, дальневосточные промышленные компании нуждаются в государственном протекционизме. Речь идет не только об их привлечении в качестве подрядных или субподрядных организаций, но и о целом ряде необходимых льгот. Не секрет, что условия ведения бизнеса на Дальнем Востоке особые. Это не только (а точнее, не столько) жесткий климат, сколько объективные сложности. У нас ведь все стоит дороже, чем на российском западе. И транспортные расходы, и ГСМ, и стройматериалы, и энергетические ресурсы, и продукты питания. В сегодняшнем формате, региональные компании не могут быть конкурентоспособными по сравнению с предприятиями из европейской части страны. Поэтому было бы логичным применять гибкие налоговые инструменты для тех компаний, которые работают в промышленном секторе Дальнего Востока. И особенно тех, кто вовлечен в создание транспортных и энергетических инфраструктурных объектов. Поскольку инфраструктура — артерии любого серьезного бизнеса в нашем регионе. 

— Кстати, о привлечении местных компаний. Топ-менеджеров госмонополий не раз упрекали в том, что они крайне неохотно используют дальневосточные компании в качестве подрядчиков и субподрядчиков. Вы сталкивались с таким отношением управленцев крупных федеральных промышленных структур?

— Не сталкивались. Но вы затронули вообще многогранную проблему. Начну с того, что руководители нашей республики, во главе с президентом РС (Я) Егором БОРИСОВЫМ, делают все возможное для вовлечения местных производственных компаний в реализацию мега-проектов. Возьмем в качестве примера строительство нефтепровода ВСТО. Я знаю, что периодически в отечественных СМИ звучат упреки в адрес АК «Транснефть». Мол, эта компания привозит на Дальний Восток вахтовиков, а вот местные предприятия из этого процесса выпадают. Не знаю, может в Амурской области или каком-то другом регионе такая проблема существует. Но у нас в республике все сложилось несколько по-другому. Здесь ВСТО стал центром притяжения как раз для регионального бизнеса, ведь на строительстве нефтепровода были задействованы, не в последнюю очередь, местные организации. Это особенно характерно для инфраструктурных (энергетических и дорожных) объектов. Кроме того, в подразделениях дочерней структуры АК «Транснефть» — ООО «Востокнефтепровод» трудятся, в основном, местные жители. Конечно, все это стало результатом системных переговоров руководителей Якутии с топ-менеджерами промышленной корпорации. Но ведь результат налицо.

А теперь — второй момент. Да, дальневосточные предприятия испытывают кадровый голод. Для нас это — одна из важнейших проблем. О чем говорить, если в 90-е годы престиж среднего (да и высшего) профессионального образования был утрачен. Тогда были закрыты многие ПТУ и техникумы. И вот даже я, достаточно молодой руководитель, теперь ощущаю этот кадровый перекос. Плюс ко всему, в последние десятилетия с Дальнего Востока, в западные регионы страны, уехали многие хорошие специалисты. Именно хорошие, ведь плохие не нужны нигде. Вот и получается, что кадры решают все, но этих кадров катастрофически не хватает. А для реализации тех же мега-проектов требуются подготовленные люди, настоящие профессионалы. 

Уникальный опыт

— И что делать?

— А что делать? Учить людей, заинтересовывать молодежь. Внедрять современные образовательные программы и очень четко объяснять тем же школьникам, что техническая профессия это хороший багаж на будущее. Особенно у нас в Якутии, где выпускники технических вузов (если они, конечно, целеустремленные и трудолюбивые) быстро растут в карьерном отношении. Но формирование такой кадровой политики — государственная задача. И, возможно, свой вклад в этот процесс внесет именно госкорпорация развития Дальнего Востока. Хотя, с другой стороны, у нас, дальневосточных производственников, есть свои отраслевые преимущества. Мы обладаем огромным опытом реализации профильных проектов в суровых условиях Крайнего Севера. А ведь это уникальная специфика. Работать в 50-градусные морозы, зачастую, в условиях тотального бездорожья сможет далеко не каждый. И дело даже не в трудностях, как таковых. Просто, у нас и технический, и технологический, и кадровый процессы полностью адаптированы под северный формат. Все это складывалось годами. И вряд ли наши коллеги из Московской, Тульской или Рязанской областей (при всем моем к ним уважении) смогут столь же эффективно решать производственные задачи в Якутии. Так что я не случайно сказал о многогранности нашей отраслевой проблематики. Впрочем, чем сложнее задача — тем интереснее ее решать. 

— Но ведь, насколько известно, штат вашей компании, Максим Владимирович, укомплектован как раз подготовленными специалистами. Я знаю, какое значение для экономики территории имеет высоковольтная линия электропередач «ВЛ 220 кВ Чернышевск – Мирный – Ленск – Пеледуй с отпайкой на НПС-14». Этот объект не зря называют объектом федерального значения, ведь на нее замыкается мощнейший промышленный комплекс Якутии. Тем ни менее, ООО «ДорСтройРесурс» оказался в числе избранных компаний, работающих в рамках этого проекта. Так какие у вас-то кадровые проблемы?

— Да, наш коллектив можно назвать, по-своему, уникальным. У нас трудятся и опытные сотрудники, и молодые, целеустремленные специалисты. И всех их объединяет общность целей. Каждый из наших работников знает, что мы решаем серьезнейшие производственные задачи. И каждый четко представляет степень своей ответственности. Разумеется, и мы, руководители, достаточно качественно мотивируем своих подчиненных. Я имею в виду и достойные зарплаты, и соцпакеты, и возможность карьерного роста. Но кадровые проблемы есть и у нас. Я вам больше скажу, часть своих сотрудников я нашел, что называется, по знакомству. По такому пути, кстати, идут многие управленцы производственных компаний Якутии. 

— Если продолжать разговор о вашей компании, то тут есть один интересный нюанс. Основной профильной деятельностью ООО «ДорСтройРесурс» является грузоперевозки и предоставление спецтехники для строительства ЛЭП. Но не так давно вы стали заниматься еще и непосредственно строительством ЛЭП (монтаж фундаментов, сборка и установка опор, монтаж провода и грозозащитного троса), а также монтажом волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), для чего было приобретено специальное оборудование итальянского производства. Насколько я понимаю, в Якутии внедрение ВОЛС — не слишком распространенное производственное направление. Зачем вам это надо? Не проще ли было сосредоточиться исключительно на грузоперевозках и наращивать обороты непосредственно в этой промышленной плоскости?

— Вы правы лишь в одном — пока еще ВОЛС в Якутии, действительно, не слишком распространенное отраслевое направление. В отличие от тех же западных регионов страны. Но жизнь не стоит на месте. Ведь у волоконно-оптических линий связи большое будущее. Тем более, на фоне реализации серьезных проектов в РС (Я). А в бизнесе выигрывает тот, кто раньше других занял и успешно освоил ту или иную нишу. Так почему бы это не сделать нам? Мы современная, динамичная компания. И нам интересно все новое. Хотя, не только новое. Могу привести и другой пример. С чего начинало свою деятельность ООО «ДорСтройРесурс»? С доставки грузов и специальной техники на участки, где шло строительство ЛЭП. Но затем мы увидели, что здесь есть возможности для наращивания собственного отраслевого потенциала. В результате наша организация стала еще и непосредственно выполнять весь комплекс строительно-монтажных работ. Вскоре, наш труд по достоинству оценили и подрядчики, и заказчики. А теперь мы планируем «выходить за рамки» исключительно сетевой инфраструктуры. Возможно, примем участие в отсыпке взлетно-посадочной полосы для артели старателей «Амур». По крайней мере, соответствующие переговоры ведутся и мы надеемся, что они увенчаются успехом. Не исключено, что наша компания станет продуктивно сотрудничать (в плане доставки грузов) и с таким глобальным игроком рынка, как АЛРОСА. Также в наших перспективных планах — участие в строительстве ЛЭП на территории Магаданской области. Так что на месте мы не стоим. Ведь успех любого дела заключается в постоянном, причем, системном движении вперед. И мы планомерно следуем этому правилу. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров