«Наш регион — Дальний Восток»,  № 07 (74), июль 2012
Главная тема

Главная тема 

На Дальнем Востоке мегапроектов всё больше, а людей всё меньше

В последние месяцы тема развития Дальнего Востока стала не просто актуальной, она приобрела еще и конкретные очертания. Было создано региональное министерство, проявились дискуссии о необходимости формировать дальневосточную госкорпорацию. Однако из всего этого смыслового ряда выпадают интересы местного бизнеса и местных жителей. Об этом — в интервью с депутатом Государственной думы РФ (фракция «Справедливая Россия»), председателем подкомитета по региональной энергетической политике Комитета по энергетике ГД РФ Константином ИЛЬКОВСКИМ. 

Ждём действий

Досье БГ

ИЛЬКОВСКИЙ Константин Константинович родился 12 января 1964 года в поселке Батагай Верхоянского района Якутской АССР. В 1986 году окончил Ленинградский горный институт имени Плеханова, в 1994 году — Академию народного хозяйства при Правительстве РФ. Трудовой путь начал в четырнадцатилетнем возрасте, с должности маркшейдерского рабочего геологоразведочного участка Депутатского ГОКа. Впоследствии работал техником-геологом, участковым геологом, старшим геологом и начальником геологоразведочной экспедиции, а также был главным инженером Депутатского ГОКа. В 1998 году был назначен первым заместителем министра промышленности Республики Саха (Якутия). Через год занял должность первого заместителя руководителя администрации президента Республики Саха (Якутия). В 2000–2009 годах — генеральный директор ОАО АК «Якутскэнерго». В 2009–2011 годах — председатель совета директоров ОАО «Сахаэнерго», директор ООО «Якутское». В 2011 году избран депутатом Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Входит во фракцию «Справедливая Россия». Заслуженный работник народного хозяйства РС (Я), лауреат Государственной премии РС (Я). 

— Константин Константинович, еще недавно о создании государственной корпорации развития Дальнего Востока говорили много и на всех уровнях. Но теперь эта тема как бы слегка затихла. Об этом вообще ничего не слышно. Что происходит? 

— Обсуждения поутихли. Все ждут действий уже от нового Минвостокразвития. Чем оно займется, каковы будут его стратегия и возможности? Предложит ли оно создание госкорпорации? Вот эти вопросы и нуждаются в ответах. А пока соответствующий законопроект в Госдуму никто не вносил. Напомню, что госкорпорация действует на основании специального закона о ней. А проекта такого закона пока нет. 

— Как лично вы относитесь к идее создания госкорпорации?

— Я глубоко убежден, что если мы действительно хотим развивать восточные регионы, нашу Северную Азию, то нужно создавать условия развития для людей на этих территориях. Хочу акцентировать на этом внимание — необходимо создавать не специальные корпорации для избранных, а специальные условия для всех, кто живет и работает на нашей восточной земле. Кто растит здесь своих детей и внуков, кто знает, что его потомки останутся дальневосточниками. Территории развивают не корпорации, а люди, живущие здесь. Причем живущие не вахтово, а оседло. Люди с их идеями, желаниями, предприимчивостью, авантюризмом и, конечно же, с ответственностью за эти места.

Сырьевой подход

— В нашем регионе работает довольно много крупных государственных компаний. А чего не хватает этой территории прямо сейчас?

— Действительно, на Дальнем Востоке уже в наши дни достаточно госкорпораций. А вот чего здесь не хватает, так это малого и среднего бизнеса. Его доля в общем производственном объеме должна быть около 70 процентов, тогда территория получит возможность развиваться, будет устойчива к глобальным катаклизмам. И в конечном итоге здесь будет прирастать население.

— У идеи госкорпорации развития Дальнего Востока есть свои лоббисты?

— Ярких лоббистов пока нет. Но можно сказать, кому это выгодно. 

— И кому?

— В первую очередь сырьевикам, нацеленным на экспорт. Для них такая конструкция чрезвычайно удобна. Природные ресурсы — под боком, конечный потребитель, то есть страны АТР, — также рядом. Почему бы еще и дополнительные льготы не получить? Но в этой конфигурации есть самый главный минус. Сырьевики, по большому счету, не заинтересованы в развитии российского Дальнего Востока и Байкальского региона. У них мышление сезонно-вахтовое, так как месторождения или лесоделяны очень быстро исчерпываются и надо двигаться дальше…

«Не до тебя»

— А как же мегапроекты?

— На Дальнем Востоке мегапроектов всё больше, а людей всё меньше. Почему?! Мегапроекты реализовывают мегакомпании, с тем же сезонно-вахтовым подходом. И вся власть, от муниципальной до федеральной, тратит всё свое время на их «поддержку». Местный предприниматель приходит в свою же администрацию, а от него отмахиваются, мол, не до тебя — жду в приемной начальника участка мегакомпании, надо обсудить очередную церемонию перерезания ленточки. А зачем помогать или поддерживать мегакомпании? Какие они, в таком случае, «мега», если нуждаются в помощи или поддержке? Вот мешать им не стоит, это точно.

Но если мы говорим о государственном протекционизме, то поддерживать на всех уровнях нужно как раз дальневосточных и забайкальских производителей. И создавать условия, чтобы местных производств становилось как можно больше. Без этого ни о каком системном развитии Дальнего Востока и Байкальского региона даже рассуждать не приходится. Потому что без человеческого потенциала, а точнее — без человека, обычного такого, простого человека наша территория жить не сможет.

Что делать?

— А как менять ситуацию?

— Государство должно, прежде всего, ответить на самый главный вопрос: а зачем нужны стране Дальний Восток и Забайкалье? Эти регионы интересны только своими ресурсами или чем-то еще? Чем-то большим, нежели сырьевая база? И может, стоит законсервировать эти пространства лет на двести? У всех когда-нибудь закончатся их природные богатства, а у нас сохранятся!

Причем что касается отношения государства к восточным регионам, то тут необходима конкретика, а не очередные декларации. Это — первое. Второе — требуется четко и однозначно определить приоритет интереса конкретного дальневосточника и забайкальца над интересами государства в лице чиновника. Только так и никак иначе. В основе развития наших регионов должны быть люди с их культурой и традициями. 

— Один момент, Константин Константинович, неужели государство когда-нибудь откажется от своих интересов, особенно в таком богатейшем регионе, как Дальний Восток?

— А никто и не говорит о сдаче государственных позиций. Требуется поменять инструменты, которые государство будет использовать в этом регионе, решая уникальную задачу опережающего развития территории. А все уникальные задачи требуют уникальных решений. Предположим, лично вы решали всё время какие-то свои задачи известными вам приемами и инструментами. Но вдруг увидели, что получаемые результаты вас не устраивают. То есть результаты, в вашем представлении, должны быть кратно или даже на порядок лучше. Однако вы продолжаете использовать привычные для вас инструменты и приемы. И с какой стати в этом случае вдруг должны измениться ваши результаты? Нет, они останутся прежними ровно до тех пор, пока вы не поменяете сам инструментарий. Точно так происходит и с решением уникальных задач на государственном уровне. Однако в основе всех процессов должен стоять интерес каждого дальневосточника, каждого забайкальца, интересы каждой семьи.

Среда обитания

— Как вы считаете, сегодня государство проявляет свой предметный интерес к развитию Дальнего Востока и Забайкалья?

— Да, проявило. Хотя, опять же, делается это своеобразно. Вот было создано Минвостокразвития. Вроде бы тут можно и поиронизировать, мол, вместо выработки условий для развития человека и бизнеса была сформирована очередная чиновничья структура. Но я рад. Шаг небывалый. Главное заключается в том, что этим шагом официально признано, что наша страна очень разная и подходить с одними мерками ко всей ее территории — бесперспективно. Может, с этого шага и начнется наконец-то формирование настоящей федералистской политики в России?

— Но вернемся к необходимости создавать условия для регионального бизнеса. Какие конкретные шаги необходимо делать в этом направлении?

— То есть вернемся к инструментам и приемам.

Первое — надо привести в соответствие горизонты государственного планирования и инструменты реализации этих планов. Вот мы сейчас обсуждаем программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2018 года. Есть разные программы до 2020 года, есть, например, энергетическая стратегия до 2030 года, а вы покажите мне банк, который системно, а не в порядке исключения, готов давать кредиты хотя бы на пять лет. Я уже не говорю о десяти- или пятнадцатилетних кредитах!

Второе — требуется изменить доступ дальневосточных и забайкальских предпринимателей к деньгам, инфраструктуре и услугам, оказываемым государством. Требуется изменить вектор — не предприниматель должен годами доказывать, что ему всё это надо, преодолевая при этом сотни абсурдных ограничений. А государство должно его убедить, как можно быстрее воспользоваться всем этим и в чем будет его предпринимательская выгода. В чем будет выгода его семьи.

Третье — налоги и их межбюджетное распределение. Ну вот, опять о льготах, скажете вы. Нет. Никаких льгот. На этой территории должно быть ДРУГОЕ налогообложение и ДРУГИЕ межбюджетные отношения. Министерству финансов надо перестать бояться не получить то, чего у него и так нет — налогов от несуществующих предприятий.

Константин ИЛЬКОВСКИЙ: 
— Для развития Дальнего Востока и Байкальского региона требуется не специальная госкорпорация, наделенная исключительными полномочиями, а специальные условия развития для всех, кто живет и работает на Дальнем Востоке и в Забайкалье. Во главу угла необходимо ставить интересы живущего и собирающегося здесь жить человека. Человеку должно стать удобно, комфортно и выгодно жить здесь во многих поколениях. Задача уникальная, и решать мы ее должны уникальными приемами, закрепив их конституционным законом о восточных территориях Российской Федерации.

Четвертое — инфраструктура. Мы многократно должны увеличить транспортную доступность, как внутри регионов, с центром, так и с юго-восточноазиатскими соседями. Сделать свободным доступ к электрической, газовой и коммунальной инфраструктуре и так далее.

А пока мы громогласно говорим о приоритете восточных территорий, железнодорожное ведомство закрывает кассы в селах и поселках, отменяет поезда, еще недавно исправно останавливавшиеся даже на небольших станциях. Потому что это нашим железнодорожникам экономически невыгодно. Мы довольно часто рассуждаем о необходимости привлекать на Дальний Восток переселенцев. Да, на этих огромных территориях живет мало людей. Но кто сейчас поедет в те дальневосточные районы, где для элементарного обогрева жилища требуется до 40 кубов дров в год, где удобства на 40-градусном морозе, где вода в ближайшем замерзшем озере и где даже олень не всегда сможет довезти тебя даже до твоего соседа?

   Создание инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Забайкалье должно рассматриваться государством не столько как бизнес, сколько как создание среды обитания.

На местах

— Вы упомянули недропользователей. В интервью нашей газете руководители дальневосточных отраслевых компаний не раз рассказывали о проблемах, связанных с Роснедрами. Когда дальневосточным предприятиям просто не дают участвовать в аукционах, сопровождая отказ туманной формулировкой: «Неправильно оформленные заявочные документы». Что вы думаете по этому поводу?

— Считаю, что должен действовать принцип ТРЕХ ключей. Аукцион необходимо проводить в субъекте «откуда родом» месторождение, ну, может, за исключением только тех месторождений, которые входят в первую мировую десятку. А сама конкурсная комиссия должна в равных пропорциях состоять из представителей центра, субъекта Федерации и муниципального образования. В таком случае будет соблюден весь баланс интересов. И государственных, и социальных, и отраслевых. Всё это и логично, и справедливо. И перспективно. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров