«Наш регион — Дальний Восток»,  № 02–03 (122), март 2017
Есть проблема

Есть проблема 

«Никто не вправе уничтожать нашу малую родину»

В Якутии назревает серьёзный экологический скандал — в 2019 году Оленёкском районе, должна начаться разработка Томторского комплексного месторождения редкоземельных металлов (РЗМ). Добытая в Арктике руда будет транспортироваться через территорию республики (вероятнее всего — речным путём, по знаменитой Лене) до села Качикатцы в Хангаласском улусе. Руда радиоактивна. Практически все жители Якутии, с которыми мы разговаривали, единодушны — проблему нужно озвучивать и обсуждать именно сейчас. Люди боятся, что их земле нанесут непоправимый вред.

В Якутии назревает серьёзный скандал. На этот раз — экологический. Дело в том, что уже в ближайшие три года здесь, в Оленёкском районе, должна начаться разработка Томторского комплексного месторождения ниобия, иттрия, скандия и редкоземельных металлов (РЗМ). И если проект перейдёт в промышленную фазу, добытая в Арктике руда будет транспортироваться через довольно обширную территорию республики (вероятнее всего — речным путём, по знаменитой Лене) до села Качикатцы в Хангаласском улусе, где планируется построить речной порт. Однако многие местные жители уже сейчас выступают против таких инициатив недропользователей. И свой протест они высказывают довольно решительно: руда радиоактивна, поэтому уничтожать свою землю тем, кто решил на этом заработать миллиарды, не позволим. Мы попытались разобраться в происходящем.

Лакомый кусок

Итак, для начала — небольшая ремарка. Томторское месторождение по праву считается одним из крупнейших в мире природных запасников РЗМ. Только на одном лишь участке «Буранный» запасы составляют 20 миллионов тонн руды, а сроки добычи обозначены во временных параметрах 40–50 лет. Но, по оценке специалистов, на самом деле добыча может вырасти в разы. Тем более, если разработкой займутся серьёзные структуры, обладающие мощным технологическим потенциалом.

А интересантами здесь выступают весьма значимые игроки рынка. Лицензией на участок «Буранный» Томтора владеет ООО «Восток Инжиниринг», дочерняя компания ООО «ТриАрк Майнинг», которая, в свою очередь, принадлежит одновременно двум промышленным группам — ИСТ (один из ключевых акционеров — Александр НЕСИС) и госкорпорация «Ростех» (руководитель Сергей ЧЕМЕЗОВ). Поэтому вряд ли кто-то может усомниться в способности этого тандема решить любую задачу.

Так что месторождение будет разрабатываться в любом случае. Соответственно, и транспортировка руды, и последующая перевалка в порту — также вопрос времени.

Народный гнев

Теперь о том, чем недовольны жители Хангаласского района. Наши коллеги из газеты «Якутск вечерний» в материале «Чего боятся жители Качикатцев» (3 февраля 2017 года) достаточно ярко рассказали о том, как представители ООО «Восток Инжиниринг» «попытались объяснить» населению, что транспортировка руды абсолютно безопасна для экологии:

«Сегодня была запланирована встреча представителей ООО „Восток Инжиниринг“ с жителями села Качикатцы. За несколько дней до совещания по социальным группам ходили сообщения со страшилками, суть которых сводилась к тому, что перевозимая руда радиоактивна и опасна для экологии улуса и республики в целом.

Узнав о том, что ситуация накалилась, недропользователи решили встречу отменить, упустив из виду, что недостаток точной информации порождает только новые домыслы и опасения. И пусть они не приехали, местные жители, общественники-экологи, приглашённые из Якутска журналисты и депутаты всё равно собрались.

В отсутствие защитников проекта народ был настроен решительно: ни под каким соусом промышленников в Качикатцы не „пущать“.

— Никакого речпорта, мы все против!

— Они будут радиоактивную руду здесь хранить, всё отравят! Воду, воздух, землю, а нам здесь ещё жить!

— Кто потом купит нашу пшеницу, муку? Наше молоко и мясо?

— Потом будем удивляться, почему болеем и умираем!

— А если баржа с рудой затонет, всю реку отравит!»

Добавим от себя, эмоциональный тон материала в «Якутске вечернем» вполне объясним. Люди действительно выступают против реализации проекта ООО «Восток Инжиниринг». И дело даже не в «страшилках», которые гуляют по социальным сетям. Просто пока никто из промышленников не дал чёткого и по-настоящему профессионального объяснения: а как будет перерабатываться, перевозиться и храниться руда? Как именно? А ведь без таких объяснений ни о каком одобрении проекта со стороны населения (общественных слушаний ещё не было) не может быть и речи.

«Считаем необходимым дать пояснения»

Впрочем, официальный комментарий со стороны ООО «Восток Инжиниринг» всё-таки последовал. Ещё 2 февраля на сайте компании появилась заметка, в которой, в частности, говорилось следующее:

«В последние дни в социальных сетях активно распространяется не соответствующая действительности информация о высокой радиоактивности ниобия и руды редкоземельных металлов. Считаем необходимым дать пояснения по этому вопросу.

Редкоземельные металлы не являются радиоактивными элементами. Они применяются в большом количестве в бытовой и научной технике, в авиастроении, в космической и оборонной промышленности.

Каждый житель республики имеет мобильный телефон, планшетный компьютер, ноутбук, плазменный или жидкокристаллический телевизор — в этих приборах содержится до нескольких граммов редкоземельных металлов. Некоторые жители республики используют ветрогенераторы, устанавливают солнечные батареи — в них также содержатся редкоземельные металлы. При этом ваши бытовые приборы и автомобили не являются радиоактивными.

Ниобий также не является радиоактивным элементом. Это металл, обладающий чрезвычайно редкими легирующими свойствами. Ниобий добавляют в авиационные сплавы алюминия и других металлов, используют в вычислительной технике. Более того, высокая коррозийная стойкость ниобия позволяет использовать его в медицине. Ниобиевые нити не вызывают раздражение живой ткани и хорошо сращиваются с ней. Они применяются в восстановительной хирургии для сшивания порванных сухожилий, кровеносных сосудов и даже нервов.

В апреле 2016 года мы завершили геологоразведочные работы на Томторе. Пробы руды направлены на исследования в ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья имени

Н.М. ФЕДОРОВСКОГО». Сегодня мы точно знаем физический состав и химические свойства руды. Небольшая удельная радиоактивность руды редкоземельных металлов Томторского месторождения объясняется исключительно присутствием в ней в среднем 0,005 (пять тысячных процента) урана и 0,13 (тринадцать сотых процента) тория».

И вновь — ремарка нашей редакции. Мы не станем цитировать полностью всю заметку, подготовленную в ООО «Восток Инжиниринг». Поскольку даже из вышеприведённой цитаты позиция компании полностью понятна — руда безвредна, и шум поднимать незачем.

Нужна вся картина

Так кто прав? Население, бьющее тревогу, или промышленники из ООО «Восток Инжиниринг» (читай — из госкорпорации «Ростех»)? На этот вопрос мы попросили ответить одного из самых авторитетных специалистов, научного руководителя Института проблем нефти и газа, члена-корреспондента РАН, доктора наук Александра САФРОНОВА:

«Для того чтобы делать какие-то профессиональные выводы, нужна полная картина. А её, судя по всему, пока нет. И тут возникает резонный вопрос к представителям ООО „Восток Инжиниринг“: почему они не раскрывают самую важную для людей информацию? Ведь рассуждения о „небольшой удельной радиоактивности руды“ — это разговор ни о чём. Да, радиоактивность самой руды относительно небольшая. Но томторские руды, в любом случае, радиоактивны.

Возникает вопрос: каким образом этот груз будет транспортироваться? По автозимнику или по реке? Отсюда последуют и другие вопросы, связанные с транспортировкой. Точнее, с теми технологиями, которые будут применяться при транспортировке. Это целый комплекс важнейших нюансов, каждый из которых имеет большое значение. И тут всё должно быть понятно. Требуется тщательно просчитать всё, что только можно, и максимально минимизировать любые риски.

Ладно, доставили руду до Якутска. Здесь, разумеется, проявится проблема не одной и даже не двух, а трёх перевалок груза. Вначале на левом берегу Лены, затем на правом, а потом на железнодорожной станции. Соответственно, руда будет где-то храниться. В каких помещениях? В какой упаковке?

Всё это нужно доводить до населения. И особенно чётко объяснять, какие меры безопасности будут приняты на всём пути от Томторского месторождения в Оленёкском районе до железнодорожной платформы в Качикатцы Хангаласского улуса. Не общие фразы использовать, а демонстрировать утверждённые проектные решения. И привлекать к обсуждению профессиональных экологов.

И вот когда все эти вопросы будут решены, когда все звенья будут соединены в одну цепь — тогда можно выходить на общественные слушания. Я уж не говорю о том, что риски есть даже в самых проработанных проектах.

Например, по официальным данным, 10 процентов от добываемой и транспортируемой нефти неизбежно проливается. А тут — руда, пусть даже относительно небольшой радиоактивности. Если она будет регулярно попадать в реку или почву, мы оставим своим потомкам очень тяжёлое наследство. Так что все проекты должны быть максимально взвешенными. И в их основе должна лежать безопасность. Только так и никак иначе».

«Ростех» — это серьёзно

Озвучивать позицию якутских чиновников пока смысла нет. Все, кто имеет отношение к проекту, в один голос выдают общие фразы: мы будем держать ситуацию под жёстким контролем. И вот в этом-то можно усомниться.

Практика показывает — когда крупные государственные (да и частные тоже) корпорации приступают к промышленным работам, подступиться к ним фактически невозможно. Объекты охраняются чрезвычайно жёстко. В той же Якутии помнят, как в прошлом году житель Ленского района Виталий ЛЕЙКИН со стрельбой прорывался по технологической дороге, проложенной ОАО «Сургутнефтегаз». Так там на его пути оказались нефтяники.

А что будет, если начнётся добыча стратегического сырья — руды? Какая охрана появится там? Не случайно один из наших собеседников в правительстве РС (Я), на условиях анонимности, сказал следующее: «Не думаю, что Егор БОРИСОВ будет стоять на пути Сергея ЧЕМЕЗОВА. „Ростех“ — это слишком серьёзно. Поэтому как надо, так всё тут и будет сделано».

Впрочем, магическое название государственной корпорации пугает не всех. Например, председатель Комитета Государственной думы РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай ХАРИТОНОВ в разговоре с нашим корреспондентом высказался в иной тональности:

«Ну и „Ростех“, и дальше что? Закон един для всех. И экологическая безопасность, интересы нашего Севера, права местных жителей — гораздо важнее любого промышленного проекта. Не знаю, что сейчас происходит в Якутии по этому поводу. Но раз народ возмущается, надо изучать вопрос.

Надеюсь, что в „Ростехе“ не будут экономить на охране окружающей среды. Сколько бы это ни стоило — надо вкладывать деньги. Вопрос сугубо производственной рентабельности тут вторичен. Главное, подчеркну это ещё раз, экологическая безопасность северных территорий.

Так что если жители Якутии обратятся ко мне — буду разбираться. Это — мой вопрос. Мой и моих коллег из Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока».

Никакой переработки!

Итак, пока не ясно, каким образом будет реализован проект транспортировки руды. Но то, что это произойдёт, сомнений ни у кого не вызывает. Всё это и стало темой нашего разговора с известным промышленником Якутии, депутатом Государственного собрания (Ил Тумэн) РС (Я) Иваном АНДРЕЕВЫМ, который представляет в региональном парламенте население пяти арктических районов:

— Иван Иванович, представители ООО «Восток Инжиниринг» утверждают, что промышленной переработки на Томторском месторождении не будет. Тут станут только добывать руду, о строительстве ГОКа речи не идёт. Это они в вашем присутствии озвучивали?

— Да, озвучивали. Изначально мы заняли чёткую позицию: никакой переработки на территории Оленёкского улуса.

— А что вы думаете о ситуации, сложившейся в Качикатцах? Народ фактически бунтует!

— Представители ООО «Восток Инжи­ниринг» говорят о том, что уровень радиации в рудах Томтора относительно небольшой. Об этом свидетельствуют и официальные заключения. Однако в государственном докладе о состоянии окружающей среды за 2015 год говорится, что отобранное на участке «Буранный» Томторского месторождения минеральное сырьё с повышенным содержанием природных радионуклидов относится к IV классу минерального сырья. Уран и торий там, в любом случае, присутствуют. Так что для начала необходимо выяснить, каковы реальные показатели радиоактивности руды, которая будет вывозиться с Томтора.

В Качикатцах люди обеспокоены и требуют, чтобы им разъяснили, насколько безопасным станет перевозка руды. И они, безусловно, правы. Отсутствие достоверной информации, недосказанность всегда вызывает недоверие и негативную реакцию.

По последней озвученной в Качикатцах информации транспортировка затронет сразу несколько районов республики — Оленёкский, Анабарский, Булунский, Жиганский, Хангаласский и другие. Да и сам Якутск окажется звеном в этой схеме. Соответственно, необходимо максимально обезопасить перевозку на всём пути от Оленька до конечной точки отправления из республики. Особенно с учётом состояния наших дорог, их дальности, климата и в связи с этим сложности перевозки, имеющихся технических средств.

В одном из интервью заместитель директора ИГМ СО РАН, заслуженный геолог РС (Я) Александр ТОЛСТОВ привёл пример, связанный как раз с Томтором: «В середине 90-х годов два контейнера с томторской рудой общим весом чуть более тонны упали с машины во время ледохода в реку Далдын. Когда большая вода ушла, контейнеры подняли, погрузили на машины и довезли до места назначения — Красноярска».

По его словам, тогда в этих контейнерах перевозилось всего лишь чуть больше тонны. А в будущем планируется с Томтора перево­зить весьма серьёзные объёмы — порядка 200 тысяч тонн сырья ежегодно. В 90-х годах даже при наличии такого строго государственного контроля и при малых объёмах произошло опрокидывание контейнеров. А что может произойти при перевозке сотен тонн руды?

Поэтому необходимо подготовить очень чёткий проект, где вопросам экологической безопасности будет уделено особое внимание. Второе — ответственность самих недропользователей. Они обязаны соблюсти весь комплекс природоохранных условий. Приобрести специализированные автомашины, специализированные суда, специализированные контейнеры, построить специализированные причалы и специализированные хранилища. Да, это громадные инвестиции. Но без них не обойтись.

Сырьевой сектор экономики должен развиваться. Но только при соблюдении всех природоохранных условий. Согласно пункту 1 статьи 9 Конституции РФ «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» и Федеральному закону от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» реализация любого проекта должна происходить под контролем и с сог­ласия местных жителей.

Республика Саха (Якутия) — земля предков северных народов, будущее их детей и внуков. И мы все обязаны её беречь.

О стратегическом сырье

Казалось бы, проект освоения Томторского месторождения будет готов только в 2019 году. И лишь через год после этого начнётся само освоение. Но уже сейчас вокруг Томтора ломаются копья. Может, рано? Может, стоит подождать? Но практически все жители Якутии, с которыми мы разговаривали, единодушны в одном — проблему нужно озвучивать и обсуждать именно сейчас. Потом может быть поздно.

Как заметил один из наших собеседников, речь идёт о стратегическом сырье. Соответственно, как только проектная документация будет готова, сразу же может включиться режим секретности. В первую очередь, на информационном уровне. И тогда уже сложно будет получить данные о добыче или транспортировке руды, о радиоактивности сырья и о многом другом. Те, кому положено, умеют хранить тайны, прикрываясь государственными интересами. Особенно, когда в основе этих самых интересов — большие деньги.

Мы будем следить за развитием си­туации.

Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru