«Наш регион — Дальний Восток»,  № 04 (82), апрель 2013
Есть проблема

Есть проблема 

«Не нужно создавать трудности, чтобы потом с ними бороться»

Сергей ВЫСОКИХ:

 — Мне не совсем понятно, чем руководствуются разработчики проекта, благодаря которому может быть создана госкорпорация развития Дальнего Востока. С одной стороны, государство внедрило массу бюрократических препонов, мешающих производственному сектору. А теперь это же государство говорит о необходимости создать структуру, которая сможет эти препоны преодолеть. Где логика? На мой взгляд, было бы целесообразно пересмотреть налоговую политику в пользу муниципальных районов и минимизировать бюрократические влияния на производственные процессы. И через несколько лет Дальний Восток станет самым процветающим регионом России. А выиграет от этого вся страна. 

Для эффективного развития Дальнего Востока требуется опираться на три ключевые позиции — поддерживать социальный сектор, создавать новые рабочие места и вовлекать местные предприятия в реализацию крупных промышленных проектов федерального значения. Именно такую точку зрения высказал в интервью нашей газете глава Ленского района Республики Саха (Якутия) Сергей ВЫСОКИХ. Более того, эта модель уже успешно работает на конкретной территории. 

Дети — наше всё

 — Сергей Иннокентьевич, в одном из недавних интервью вы говорили о том, как работают на территории Ленского района крупные промышленные компании. В частности, «Газпром», «Сургутнефтегаз», «Востокнефтепровод» («дочка» АК «Транснефть») и так далее. И возникает резонный вопрос — а какую конкретную пользу получает от этой деятельности ваша территория? Точнее, обычные люди, живущие на якутской земле?

— В этой связи я бы обозначил три ключевые позиции. Но для начала — один момент. Бюджет Ленского района, в отличие от большинства районов Якутии, является профицитным. По итогам прошлого года соответствующие отчисления составили у нас почти 1 миллиард рублей. В принципе, это немного. Особенно с учетом того, что в бюджеты разных уровней только в виде налогов с нашей территории ежегодно поступает более 15 миллиардов. Соответственно, наш доход, в этой связи, едва превышает 5 процентов от общего объема отчислений. Но это уже другая история. Тут речь идет о перекосах в налоговой политике нашего государства, о чем мы неоднократно говорили. В то же время стоит отметить — благодаря бюджетному профициту мы можем себе позволить расходовать средства на социально значимые нужды. Или, как вы сами сказали, на пользу конкретных людей, живущих на якутской земле. 

— Но вы хотели выделить три ключевых момента, влияющих на развитие района. Какие это позиции?

— Первое — положительное сальдо в бюджете позволило нам построить объекты, о которых во многих других районах люди могут только мечтать. К примеру, у нас был полностью реконструирован и качественным образом перепрофилирован центр дополнительного образования детей. Теперь здесь работает множество разных кружков для детей и подростков — художественный, танцевальный, авиамодельный, журналистский… Перечислять можно долго. Есть здесь и собственный театр моды. А еще в этом центре работает система кратковременной (трехчасовой) занятости ребятишек. Тут вообще интересная история получилась. У нас, как и практически во всех муниципальных районах России, ощущается дефицит мест в детских садах. Конечно, по мере сил мы эту проблему решаем. Но в одночасье изменить ситуацию, как вы понимаете, невозможно. И вот у наших специалистов появилась идея — надо помочь тем родителям, чьи дети не ходят в детсады. Причем помочь не в перспективе, а, что называется, здесь и сейчас. Предположим, молодая мама воспитывает ребенка в домашних условиях. Очередь в детсад еще не подошла. И как ей быть? Нужно ведь и дома убраться, и постирать, и в магазин сходить… Да и самой себе время уделить тоже необходимо. Хотя бы в парикмахерскую выбраться или с подружками в кафе чаю попить. И хорошо, если есть бабушки, способные помочь. А если таких бабушек нет? Что делать? Вот мы и предложили нашим людям свой вариант решения проблемы. Теперь каждая женщина, имеющая ребенка, может воспользоваться услугами центра дополнительного образования. 

Дети здесь не просто под присмотром находятся. С ними еще и занимаются наши педагоги. А за это время мама или бабушка могут успеть переделать множество дел. Так что наш проект люди приняли с благодарностью. Впрочем, на сегодняшний день центр дополнительного образования уже стал центром притяжения ребят со всего района. Все большие праздники, включая новогодние утренники, проводятся непосредственно в актовом зале этого социального учреждения. Более того, его посещаемость, по сравнению с прошлыми годами, увеличилась в два с лишним раза. Это теперь — неотъемлемая часть жизни наших земляков. Но, если вернуться к началу нашего с вами разговора, сам центр дополнительного образования появился у нас именно благодаря налоговым отчислениям в местный бюджет. И вот она, конкретная польза нашим людям. То же самое могу сказать и о нашей стоматологической поликлинике, оснащенной самым современным оборудованием. 

— У вас и своя стоматология есть?

— А чему вы удивляетесь? 

— Просто в большинстве районов имеется, в лучшем случае, муниципальная поликлиника с парой стоматологических кресел. Вся остальная стоматология — это частные кабинеты. 

— Так я же вам сразу сказал — все имеющиеся у нас бюджетные возможности мы направляем в первую очередь на социальные нужды. Так получилось и со стоматологической поликлиникой. Мы ее построили и оснастили профильным оборудованием. А затем, в соответствии с законом, передали на баланс органам здравоохранения Якутии. Но в любом случае, квалифицированную медицинскую помощь получают сейчас жители нашего Ленского района. 

Между прошлым и будущим

— В советские годы в каждом районе была собственная детская библиотека. Сейчас эти учреждения либо закрыты, либо стали совсем маленькой частью районных «взрослых» библиотек. По крайней мере, такая ситуация возникла во многих муниципалитетах. И получается показательная картина: с одной стороны, мы любим рассуждать о необходимости воспитывать подрастающее поколение, с другой — сами же лишаем ребят возможности читать книги. Да, в определенной степени проблему решает Интернет. Но лишь в определенной степени. А вам пришлось закрыть свою детскую библиотеку? 

— Вообще-то мы свою детскую библиотеку не закрывали, а наоборот — открыли. Это произошло еще в 2012 году. И теперь наши ребятишки

могут не только брать книги на дом или пользоваться услугами читального зала, но и на библиотечных площадях использовать возможности Интернета. Как говорится, мы работаем в современном формате. Что же касается закрытия библиотек в муниципальных районах… Наверное,  не все районные власти смогли переломить ситуацию в правильном для себя направлении.  Дефицит бюджета сказывается на всех сферах жизни. Но в одном я уверен на сто процентов — без детских библиотек ни о каком воспитании нормального поколения не может быть и речи. Значение книги в формировании личности переоценить невозможно. И, видимо, наше государство было просто обязано сохранить библиотеки. Как, собственно, и музеи в российских городах и районах. 

Скажу честно — больно смотреть сюжеты по телевидению о закрытии или потрясающей ветхости музейных объектов. 

— А как обстоит дело с вашим музеем? У Ленского района, насколько известно, потрясающая история. Прииски, политическая ссылка, революционное движение — всё это уже давно стало частью исторического прошлого нашей страны. 

— Опять же, не так давно наш краеведческий музей был капитально реконструирован. Теперь он находится в хорошем каменном здании. Что же касается расширения экспозиций, то и в этом плане ведется планомерная работа. Но самое главное заключается в другом — мы стараемся прививать нашей молодежи интерес к изучению своего прошлого. Ведь совершенно правильно сказано, что без прошлого нет и будущего. И это правда. 

Почему уезжают люди

— Вот вы сейчас перечислили проекты, реализация которых стала возможной благодаря налоговым отчислениям работающих у вас компаний. А вам, как главе района, приходится убеждать руководителей предприятий в необходимости оказывать поддержку социальной сфере района?

— Конечно, приходится. И, как правило, в этой связи мы находим взаимопонимание. Но дело, по большому счету, в другом. Во-первых, я перечислил вам не все наши социальные проекты. Их значительно больше. А во-вторых, развитие социальной инфраструктуры (главным образом, образовательной, медицинской и культурной) — неотъемлемая часть развития района. Если человек знает, что его дети смогут получить здесь качественные знания, что он сам получит возможность нормально лечиться, что ему есть где полноценно отдохнуть в выходные — мыслей об отъезде в другие регионы у него не возникнет. Приведу вам другой пример. В европейской части страны газовое топливо уже давно стало привычным. А мы только начинаем масштабную газификацию своих населенных пунктов. По крайней мере, города Ленска. Но и результат очевиден — газ, действительно, постепенно приходит в каждый дом. И народ, я надеюсь, уже ощутил все преимущества современного быта. Остановить отток населения может только цивилизация. То же самое могу сказать и о нашей транспортной составляющей. Вот почему с Дальнего Востока продолжают уезжать люди? Причем зачастую едут они в такие маленькие города, как Рязань, Тверь или Калуга? Там ведь и зарплаты ниже, чем у нас, и самих возможностей найти высокооплачиваемую работу тоже меньше. И тем не менее народ туда уезжает. Почему? 

— Стоимость жизни там ниже.

— Это – второй момент. А главное заключается в другом — в этих городах люди не чувствуют себя оторванными от своей страны. Нужно тебе в Москву? Сел на электричку и через пару часов ты в столице. Хочешь отдохнуть за границей? Аэропорт Шереметьево фактически бод боком. На Черное море собрался поехать? Да не вопрос! Садись на поезд и максимум через сутки ты в Сочи. А у нас такого нет. Нам чтобы только до одной Москвы добраться, сколько времени требуется и средств? Поэтому необходимо кардинальным образом решать транспортную проблему. Человек не должен чувствовать себя оторванным от своей большой Родины. 

— Но и в этом плане у вас делается довольно много. Это так?

— Скорее, сделаны первые шаги. Хотя шаги эти я бы назвал достаточно серьезными. Теперь у нас появилась конкретика, связанная со строительством федеральной автодороги «Вилюй», на участке Ленск—Пеледуй. То есть мы переходим к круглогодичному транспортному сообщению, что для Якутии весьма актуально. Плюс ко всему планируется серьезная реконструкция нашего аэропорта, после которой мы сможем принимать разные типы самолетов и в любую погоду. Как я уже и отмечал в одном из своих интервью, это станет большим подспорьем и для федеральной промышленности, и для районных производственных направлений, и для простых людей. Или вот момент. Отсутствие устойчивого электроснабжения всегда было одной из основных бед северных территорий, и в частности Якутии. Однако строительство ВЛ 220 кВ Чернышевск—Мирный—Ленск—Пеледуй с отпайкой на НПС-14 позволяет решить эту проблему. Аналогичная история произошла у нас и со связью. В районе работают все основные операторы этого рынка, поэтому сейчас наши люди могут звонить куда угодно и когда угодно. Всё это в совокупности повышает качество жизни в нашем районе. Но без деятельности промышленных компаний о таком развитии нам бы не пришлось даже мечтать.

Нужна конкретика

— Хорошо, но ведь еще одна проблема Дальнего Востока — низкий кадровый потенциал. Ваши люди работают в нефтегазовых компаниях?

— Да, работают. Помните, я говорил, что на развитие территории влияют три ключевых момента. О первом — социальном и инфраструктурном, мы с вами уже поговорили. Так вот вторая позиция в этом плане как раз кадровая. Я убежден, что наши люди могут эффективно работать в структуре нефтегазовых компаний. И они там уже работают. На сегодняшний день речь идет о двух с половиной тысячах наших земляков, занятых на этом производстве. Подавляющее большинство из них трудится в структуре «Сургутнефтегаза». Это предприятие не только является основным плательщиком в наш бюджет. Оно еще и создало почти 2 100 рабочих мест для местных жителей. Плюс ко всему именно «Сургутнефтегаз» проводит обучение персонала из числа наших земляков. Также трудоустройством населения занята «дочка» АК «Транснефть» — «Востокнефтепровод». И мы надеемся, что с началом промышленного освоения Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения по этому же пути пойдет «Газпром». 

— Но, несмотря на это, люди продолжают уезжать из Ленского района?

— Эта проблема существует. Молодежь почему-то не слишком стремится в нефтегазовый комплекс. Поэтому по окончании школ многие ребята предпочитают перебираться в крупные города. Хотя, с другой стороны, по итогам последней переписи населения у нас наблюдается приток населения. Примерно, на полторы тысячи человек. 

— Ладно, а какой третий момент, по вашему мнению, влияет на развитие вашей территории? 

— Речь идет о вовлечении местных производственных предприятий в реализацию крупных промышленных проектов. 

— У вас есть компании, которые могут участвовать в этом процессе?

— Да, есть. И они обладают как отраслевым опытом работы в сложных северных условиях, так и профильным потенциалом. Потенциалом техническим, технологическим и кадровым.

— Где конкретно планируют работать эти структуры?

— Прежде всего на строительстве газотранспортной системы Якутия—Хабаровск—Владивосток. 

— А как отнеслись к этой идее топ-менеджеры «Газпрома»?

— Нормально отнеслись. Просто с этими людьми переговоры нужно вести предельно конкретно и предметно. Что мы, собственно, и делаем. Понимаете, если просто попросить «вовлекать» наши структуры в общий производственный процесс, толку не будет. Тут требуется именно конкретика. Нужно показывать, что мы умеем делать и как мы это умеем делать. Например, прорубка просек. Наши предприятия уже вели аналогичную деятельность в рамках строительства ВСТО. Соответственно, и теперь они в состоянии использовать имеющиеся у них ресурсы. И в «Газпроме» это понимают. Помимо этого, наши компании имеют серьезный опыт в отсыпке дорог и строительстве вдольтрассовых проездов. Также они могут взять на себя создание вахтовых городков. Ну и, конечно же, они могут взять на себя обеспечение структур «Газпрома» необходимыми товарами и продуктами. Так что я надеюсь, освоение Чаяндинского месторождения и прокладка ГТС Якутия—Хабаровск—Владивосток станет серьезным импульсом для наших производственников. 

Выиграет вся страна

— Кстати, об импульсах. Увеличение социальной нагрузки на отечественные предприятия уже привело к тому, что в России было закрыто порядка 200 тысяч фирм. Вы в своем районе ощущаете эту тенденцию?

— К величайшему сожалению, ощущаем. В последние месяцы и у нас закрывались предприятия малого и среднего бизнеса. На мой взгляд, государство пытается пополнить пенсионный и иные фонды за счет тех, кто и без того дышит на ладан. А это неправильно. Малый и средний бизнес (особенно на Севере) нужно вообще освобождать от большей части налогов. Иначе наш только зарождающийся рынок не ждет ничего хорошего. 

— Сейчас вновь стали говорить о необходимости создавать государственную корпорацию по развитию Дальнего Востока. Эта тема была актуальной примерно год назад. Затем ее стали замалчивать. И вот теперь — новый информационный виток. Как вы относитесь к проекту госкорпорации?

— В государственной поддержке нуждаются не монополисты, а местные производственники. Это бесспорный факт. А пока мы вообще наблюдаем странную картину. С одной стороны, государство создало массу бюрократических препонов, мешающих развитию территории. Доходит до смешного. Чтобы строителю документально оформить право работать на карьере, ему нужно потратить на это года полтора, не меньше. Чтобы нам переоформить земли лесного фонда, нам на это потребуется, в самом лучшем случае, два 

года. А теперь государство планирует создать некую структуру, назвать ее корпорацией и освободить от бюрократических препятствий, которые само же и создало. По моему глубокому убеждению, для эффективного развития Дальнего Востока необходимо дать возможность нормально работать тем, кто здесь живет и планирует жить дальше. В этой связи было бы целесообразно, прежде всего, пересмотреть налоговую политику нашего государства в пользу муниципальных районов и минимизировать бюрократические влияния на производственные процессы. И через несколько лет Дальний Восток станет самым процветающим регионом России. А выиграет от этого вся страна. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ 

 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru