«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (76), сентябрь 2012
Есть проблема

Есть проблема 

Цена минус качество

Петр Федченко:

— Надо сэкономленные на аукционах деньги, при участии предприятий любых форм собственности, направлять в федеральный бюджет, с последующим направлением этих средств на развитие государственного образования и государственное медицинское обслуживание. Это был бы один из шагов по борьбе с коррупцией.

Новых структур за контролем данного процесса не создавать, а передать функции контроля финансовой и налоговой службам и Федеральной службе безопасности России. СРО должны усиливать контроль за своими членами, взаимодействуя с вышеуказанными службами.

ФЗ-94 вызывает критику как среди участников рынка, так и среди чиновников. По сути говоря, и те и другие единодушны в одном — этот нормативный акт губит строительную отрасль страны. Ведь масштабный ценовой демпинг до добра не доводит. Но каким образом стоило бы изменить федеральный закон о госзакупках? Об этом — в интервью с директором ЗАО «ПриморТИСИЗ» Петром ФЕДЧЕНКО.

Сверху вниз

— Петр Федорович, как часто вам приходится сталкиваться с ценовым демпингом на аукционах?

— А мы постоянно с этим сталкиваемся. Не случайно наш трест практически лишился работы в родном для нас Приморском крае. Сейчас наши специалисты трудятся только в Якутии, на Нежданинском месторождении. Там они заняты гидрогеологической деятельностью. Кроме того, мы выполняли заказы в рамках строительства ВСТО, cаммита АТЭС. Но на этих объектах мы свою работу по инженерным изысканиям уже закончили. Так что теперь у нас остался только один проект — Нежданинка. 

— Как-то странно всё это, ведь «ПриморТИСИЗ» — одна из старейших изыскательских организаций Приморского края. С огромным опытом работы, с профессиональными специалистами, с техническим потенциалом. И для вас нет работы в Приморье?

— Да в том-то и дело, что никому это не надо. Сейчас аукционы выигрывает тот, кто максимально снижает конкурсную цену. Иногда смотришь на всё это и в ступор впадаешь. Как же так? Самым главным проектным или строительным вопросом во все времена и при всех властях было КАЧЕСТВО. Давайте большими буквами это слово писать. А сейчас никому неинтересно, кто работает и как работает. Вот вы сами сказали о нашем техническом потенциале. Так на аукционах он является для нас не преимуществом, а помехой. К примеру, цена вопроса на конкурсе составляет 50 миллионов рублей. Да, мы можем на чем-то сэкономить и шагнуть назад на пять, десять или даже двадцать процентов. Падать ниже я не могу, ведь мне нужно содержать свою ремонтную базу, обслуживать свою технику, задействовать свою лабораторию, покупать запчасти и ГСМ, обновлять оборудование, повышать квалификацию сотрудников… А у наших конкурентов ничего этого нет и в помине. У этих, с позволения сказать, суперизыскателей в наличии ноутбук с выходом в Интернет и мобильные телефоны. Вот и вся их техника. Конечно, они могут демпинговать до бесконечности. 

— До каких пределов доходит демпинг на аукционах Приморья?

— Не так давно на одном из конкурсов (тендеров) цена была снижена с 32 до 8 миллионов рублей. 

Всё за деньги

— Понятно, что победители аукционов, выигравшие подряд за копейки, впоследствии нанимают субподрядчиков и за еще меньшие копейки пытаются что-то выполнить. Но как можно заниматься изысканием без архивных материалов?

— Можно, почему нет? Такие ребята спокойно идут в архивы и берут всё, что им необходимо. Вот только эти материалы были собраны лет этак 25 назад. Никакие изменения туда, естественно, впоследствии не вносились. А провести качественно изыскания собственными силами сотрудники фирм-однодневок не могут. У них нет ни опыта, ни квалификации, ни техники. У них вообще другие задачи — любым способом сдать работу заказчику и получить свои деньги. 

— Но ведь тот же заказчик вправе потребовать от подрядчика сертификат качества. Эти бумаги еще никто не отменял. Почему не требуют?

— А тут присутствуют два момента. Во-первых, конкурсная документация готовится таким образом, что предъявлять сертификат качества в большинстве случаев необязательно. Есть регистрация предприятия? Есть членство в СРО (саморегулируемые организации) и допуски? Всё, этого достаточно. А во-вторых, получить сертификат качества ИСО 2000 можно, как положено. С заполнением всевозможных документов, с тщательными проверками, с большими финансовыми затратами. Например, нам сертификация обошлась в более 1 миллиона рублей, и, кроме того, на 240 тысяч рублей ежегодно заключаются договоры на плановые проверки СМК. Но есть и другой путь. Сейчас на рынке работает множество контор, которые в состоянии выдать аналогичные сертификационные документы по каким-то иным схемам. Их клиентам это обходится в 50 тысяч рублей. Но никого не волнует, что речь идет, по большому счету, о филькиной грамоте. 

Специалисты-призраки СРО 

— Получается примерно то же, что и с ИСО?

— Совершенно верно! Но тут еще круче получается. Есть нормальные саморегулируемые организации, а есть так называемые «коммерческие» СРО. В первом случае участники рынка платят вступительные взносы и взносы в компенсационные фонды (в нашем случае это 70 и 500 тысяч рублей соответственно, страхование ответственности), а также ежеквартальные взносы составляют 27 тысяч рублей. Но дело даже не в деньгах. Членство в СРО подразумевает получение допусков на выполнение конкретных видов работ. Однако эти допуски даются лишь тем, у кого есть подготовленные специалисты. Повторю еще раз — специалисты, имеющие не только базовое образование, но и регулярно повышающие свою квалификацию. А что происходит в коммерческих СРО? Отвечаю — вступление в организацию обойдется вам в 60 тысяч рублей. Это, так сказать, и вступительный, и компенсационный взносы. Нет у вас подготовленных кадров? Не беда, руководители таких СРО вам их найдут (в Интернете) и трудоустроят (на бумаге). Вы этих сотрудников даже в глаза не увидите, но у вас на предприятии они будут числиться. Так что свои допуски вы получите. У меня складывается впечатление, что у нас в проектировании и строительстве всё решают не проектировщики и строители, а аферисты. Они и определяют правила игры. А потом народ удивляется, почему в России горят и рушатся дома, почему дороги смывает дождем, почему мосты не выдерживают нагрузок. При таком подходе к проблемам отрасли иначе и быть не может. 

Всё просто

— И что делать? Как менять ситуацию?

— При выборе подрядной организации определяющим фактором должна быть не цена, а качество. Тут ведь никто не требует каких-то диких денежных потоков. Государство накануне проведения аукционов определяет цену вопроса. Соответственно нужно смотреть, кто за эти или чуть меньшие деньги выполнит работу качественно и в строго установленные сроки. Нужно принимать во внимание, какими кадровыми и техническими ресурсами располагают претенденты. Есть ли у них опыт работы в непростых условиях Дальнего Востока. Какая у них репутация. Всё это на самом деле лежит на поверхности. Демпинг из конкурсных схем должен быть полностью исключен. 

— А существуют ли какие-то конкретные предложения по изменению ФЗ-94?

— Мое предложение следующее. Было бы целесообразно в новом варианте ФЗ-94 определить максимальную планку понижения цены. Оптимальный вариант — до 20 процентов. Это — предел. Если за эти деньги согласны работать два и/или более участников торгов, то должен объявляться второй этап аукциона, на котором будут учитываться как раз основные конкурентные преимущества претендентов — опыт, кадры, техника, репутация. Можно пойти по иному пути, и его предлагали мои коллеги на одном из совещаний в Москве. Если кто-то на конкурсах снижает цену более чем на 25 процентов, то в отношении этого участника должен включаться особый режим надзора. По принципу — ты согласился работать за копейки? Хорошо, работай. Но будь готов к тому, что контрольные органы будут проверять каждый твой шаг. Какие материалы ты используешь, какая техника у тебя задействована, какие специалисты у тебя трудятся. А в случае нарушений договор будет расторгнут. 

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru