«Наш регион — Дальний Восток»,  № 05 (93), май 2014
Есть проблема

Есть проблема 

«У нас есть основания говорить о скрытой инфляции»

Николай ЗЫКОВ:

— Лично мне непонятно, почему государство до сих пор не предоставило налоговые льготы дальневосточным производственникам. Мы работаем в крайне непростых географических, климатических и, как следствие, экономических условиях. И всё это отражается на конкурентоспособности нашего бизнеса. А ведь только благодаря региональным промышленникам здесь ещё живут и работают люди. Поэтому наш бизнес нуждается в государственной поддержке. Хотя бы в виде налоговых преференций. В противном случае наша территория рискует превратиться в безлюдное пространство. И это станет настоящей трагедией для всей страны.

Какие проблемы испытывают дальневосточные производственники? И как их нужно решать? Всё это и стало темой нашего разговора с заместителем директора одного из крупнейших дальневосточных изыскательских предприятий — ООО «Нерюнгристройизыскания» Николаем ЗЫКОВЫМ

Долговой кризис

— Николай Леонидович, многие ваши коллеги — проектировщики и изыскатели, как, впрочем, и строители, среди основных производственных проблем называют кризис неплатежей. Вы с этим согласны?

— Полностью согласен. Хотя в нашей отрасли, скажем так, подводных камней хватает, но неплатежи в последние годы превратились в самую острую отраслевую проблему. Поймите меня правильно, наше предприятие функционирует, во-первых, в условиях реального рынка, соответственно мы можем располагать лишь теми средствами, которые реально зарабатываем, а во-вторых, именно на нас отражаются все минусы отдалённой дальневосточной территории, связанные со сложной логистикой, дорогой электроэнергией, дикими ценами на ГСМ и так далее. Я уж не говорю о наших дополнительных затратах в виде северных коэффициентов и надбавок, а также о так называемых отпускных компенсациях. По сути, рынок Дальнего Востока и без того неконкурентоспособен, поэтому мы вынуждены экономить буквально каждую копейку. А тут ещё неплатежи, которые в состоянии полностью подорвать экономику любой производственной структуры. В том числе и нашей.

— Сколько денег на сегодняшний день вам должны ваши деловые партнёры?

— В общей сложности больше ста миллионов. Сами понимаете, мы не Газпром и не Роснефть, поэтому для нас речь идет об очень ощутимой сумме.

Сила долга

— Реализация каких проектов стала для вас самой проблемной в финансовом отношении?

— Например, у всех на слуху проект газотранспортной системы «Сила Сибири» (Якутия—Хабаровск—Владивосток). Освоение Чаяндинского газоконденсатного месторождения ещё не началось, строительство трубопровода — тоже, но вот проблем на этом объекте уже хватает. По крайней мере, за работы, связанные с изысканиями, с нами так и не рассчитались.

— Кто именно?

— А тут сложилась многоступенчатая система подрядных и субподрядных организаций. К примеру, краснодарская компания НИПИ «ИнжГео» выполняет подрядные функции в рамках изыскательской деятельности. Я имею в виду, конечно же, работы, связанные с проектированием газотранспортной системы «Сила Сибири». А в качестве субподрядчиков здесь фигурирует ещё два предприятия — ООО «КАД-КОПИ Сервис» (Санкт-Петербург) и ЗАО «Навигатор» (Иркутск). И наша организация, в свою очередь, работала на субподряде у этих двух структур. Что, разумеется, было оформлено всеми необходимыми договорными документами. В итоге мы выполнили все свои работы, но деньги в полном объёме ни от ООО «КАД-КОПИ Сервис», ни от ЗАО «Навигатор» нам до сих пор получить не удалось.

— Какие изыскательские работы вы выполняли?

— Имеются в виду полевые изыскательские работы. Между прочим, именно эта сфера нашей деятельности вызывает постоянный интерес у заказчиков из европейской части России. Что, собственно, вполне объяснимо. И объяснимо по двум основным причинам. Во-первых, мы — местное предприятие, обладающее большим опытом работы как раз в условиях Южной Якутии. И не только, но юг РС (Я), как говорится, место нашей постоянной прописки. Мы здесь каждый клочок земли знаем. И это для заказчика крайне важно. Не говоря уж о том, что в Нерюнгри расположена наша производственная база. А это, в числе прочего, 15 различных буровых установок и другая специализированная техника.

Соответственно, заключая договор с нами, тот же подрядчик экономит средства, как минимум, на переброске техники и людей из других регионов страны. Что в бюджете любого предприятия составляет явно не три копейки.

Есть и второй момент. Наша компания ведёт историю от полевого отряда Красноярского треста инженерно-строительных изысканий, который работал в этих местах ещё до основания города Нерюнгри. Впоследствии предприятие было преобразовано в Южно-Якутское отделение КрасТИСИЗ. Ну а ещё через некоторое время его, в качестве подразделения с тем же статусом, передали ЯкутТИСИЗу.

Прошло ещё шесть лет, и на базе отделения был создан отдельный Южно-Якутский трест инженерно-строительных изысканий. Разумеется, постперестроечный экономический хаос не обошёл стороной и нашу организацию. Был период, когда она вообще перестала работать. Но в 2004 году мы всё-таки возродили предприятие, теперь уже под новым брендом — ООО «Нерюнгристройизыскания». И костяк специалистов у нас остался прежним, хотя мы с удовольствием принимаем на работу и достойных молодых людей.

Я к чему рассказываю об истории нашей компании? Да к тому, что мы чрезвычайно дорожим своей отраслевой репутацией. Она не за один год и даже не за одно десятилетие сложилась. Поэтому свои обязательства мы выполняем всегда качественно и в соответствии с договорными сроками. Помимо этого, мы постоянно наращиваем свой производственный потенциал. Вряд ли какая-то местная структура на нашей территории обладает таким количеством буровых и таким парком спецтехники, как ООО «Нерюнгристройизыскания». Всё это прекрасно знают наши деловые партнеры. Претензий к нашей работе практически не бывает. Но и мы вправе рассчитывать на то, что те же подрядчики также будут безукоризненно выполнять свои договорные обязательства перед нами. Однако на практике всё выходит не слишком радужно. Работы выполнены, а денег нет.

Большой отрезок

— А на каком участке вы работали в рамках вышеназванного проекта?

— Мы вели изыскания, что называется, по карьерам от Олёкминска в Якутии до Тынды в Амурской области. Отрезок, как видите, большой, работы было много.

— И сколько денег на сегодняшний день вам должны субподрядчики?

— На сегодняшний день компания ООО «КАД-КОПИ Сервис» должна нам около 23 миллионов рублей, а ЗАО «Навигатор» — почти 20 миллионов. В общей сложности 43 миллиона, как нетрудно подсчитать.

— Обещают выплатить долги?

— А как же? Регулярно обещают. Только воз и ныне там, хотя всю работу для «КАД-КОПИ Сервис» мы выполнили ещё в декабре, а для ЗАО «Навигатор» — вообще в августе прошлого года.

Замкнутый круг

— Чем мотивируют руководители этих предприятий свою задолженность?

— А мотивировка стандартная, мол, нам тоже должны. Рассчитаются с нами — заплатим и вам. Но понимаете, в чём дело. Я вот сейчас не хочу вникать, кто, кому, почему и сколько должен. Вопрос в другом. На нас деньги с неба не падают. То есть если их нет, то их и нет, они ниоткуда не возьмутся. Но при этом мы обязаны вовремя и в полном объёме выплачивать людям зарплаты и надбавки, оплачивать проезд к месту отдыха и обратно, платить налоги в бюджеты всех уровней. Если мы этого не сделаем, то к нам очень быстро придут сотрудники силовых и фискальных ведомств.

— Вы имеете в виду налоговую?

— И не только, могут прийти и из прокуратуры. И силовиков не будет интересовать, сколько нам должны денег. Ведь в споре государства и бизнеса государство право по определению, так уж у нас выстроены законы. Крайним всегда остаётся работодатель. Так что долги для нас — это прямой путь к большим неприятностям.

Шлейф проблем

— Соответственно о развитии производства в таких условиях можно вообще помолчать?

— Да уж какое тут развитие, когда приходится элементарно сводить концы с концами.

— Какие ещё компании должны с вами рассчитаться за выполненную работу?

— Да должников у нас хватает. Артель «Селигдар», к примеру, до недавнего времени регулярно платила по своим счетам. Но после того как там сменился собственник, накопились и долги. В сумме 15 с лишним миллионов рублей. Некоторую сумму должна нам и структура группы «Полюс». Но за этот долг мы особо не переживаем, там сейчас проходит экспертиза, так что, думаю, свои деньги мы получим. Тем более что должников у нас и без «Полюса» хватает. И общая дебиторская задолженность в объёме 100 миллионов рублей, повторюсь ещё раз, для любого предприятия из категории: «средний бизнес» — это чрезвычайно негативный фактор.

Тут ведь есть ещё два существенных момента. Содержание дебиторской задолженности — дорогое «удовольствие», поскольку на эти цели уходит 18 процентов от общей суммы долга. А есть ещё и инфляция. Так что потери у нас значительные. Как прямые, так и опосредованные.

— А с чем связаны эти долги? Ведь наверняка подрядчики вас не обманывают, когда говорят, что им тоже должны деньги?

— Подозреваю, что дело — в скрытой инфляции, о которой нам не говорят ни первые лица государства, ни экономисты. Понимаете, когда долги становятся привычными, когда в этот круговорот вовлечено множество участников рынка, то возникает лишь одно подозрение. Так что у нас есть основания говорить о скрытой инфляции. Собственный опыт — он ведь самый показательный. Тем более что обычные сложности с задолженностью бывали всегда. Проявлялись такие проблемы и при наших работах в рамках строительства нефтепровода ВСТО. Но там долги носили локальный характер. Они не превышали ни разумных сроков, ни объяснимых объёмов. Сейчас ситуация с долгами гораздо более жёсткая.

Полный комплекс

— Но тем не менее, несмотря на все сложности, работы у вас, насколько я знаю, хватает. Это так?

— Совсем не так. Работы, а точнее объёмов, у нас как раз не хватает. Нас пока ещё спасает участие в реализации крупных промышленных проектов. С переходящими сроками выполнения работ.

— Один из таких проектов — Денисовский ГОК (ООО «Управляющая компания «Колмар»), который будет строиться в Нерюнгринском районе?

— Совершенно верно, на этой площадке мы активно вели весь комплекс изыскательских работ. А сейчас будем добуривать.

— Якутские СМИ не раз рассказывали о месторождении рудного золота «Гросс» на юге Якутии. А на этом объекте вы, как изыскатели, работаете?

— Тут мы ведём изыскания вот уже второй год. У нас сложились хорошие партнерские отношения с ООО «Нерюнгри-Металлик» (структура Nordgold), и здесь мы также активно работаем.

Региональная специфика

— Вы вообще сотрудничаете с серьезными игроками рынка в сфере золотодобычи, насколько я знаю. Есть ли в этом списке ОАО «Алданзолото ГРК»?

— Да, с этой компанией мы тоже работаем. Что же касается золотодобычи, то я бы сказал не так — мы сотрудничаем со многими ведущими компаниями горнопромышленного комплекса. Речь идёт не только о золотое, но и, как уже было сказано, об угле. В частности, мы вели изыскания на Эльгинском месторождении (группа «Мечел»). Работали мы и на железорудных месторождениях, в частности Канкунское и Десовское. Мы даже разведкой запасов питьевой воды занимались. Так что с проектами, которые связаны непосредственно с недропользованием, мы работаем плотно. Но это уже специфика территории сказывается.

— А с ГМК «Тимир» (группа ЕВРАЗ) вы сотрудничаете?

— Да, и довольно плотно. В частности, для этой компании мы сделали отбор проб (для выработки методики обогащения) на двух месторождениях.

Радон и дороги

— А это правда, что ваше предприятие открыло в Якутии месторождение радона?

— Правда, хотя получилось это, честно говоря, случайно. Мы бурили две скважины под воду. А в результате нашли ещё и радон.

— В последние годы на юге Якутии развиваются проекты в сфере энергостроительства. Принимали ли вы в этом участие?

— И принимали, и продолжаем принимать. Например, в настоящее время ведём изыскания на таком объекте, как подстанция Томмот (ВЛ Томмот—Майя). Есть у нас и другие производственные интересы в этой сфере. В том числе стоит отметить, мы работали в рамках проекта развития южно-якутского гидроэнергетического комплекса, точнее на двух створах проектируемой Нижне-Тимптонской ГЭС.

— А в сфере транспортного строительства вы также работаете?

— Ну а как же? Тут мы работали весьма плотно. В частности, наша компания работала в рамках реализации проекта по строительству железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск (Нижний Бестях). Впрочем, перечислять тут можно долго, поскольку транспортное строительство вообще плотно сопряжено с изысканиями. А это — наш профиль.

География и цифры

— Какова производственная география ООО «Нерюнгристройизыскания»?

— Наше предприятие работало не только в Нерюнгринском районе, но также в Алдане, Томмоте, Усть-Майе, Депутатском, Тикси, Айхале, в Читинской области, в Бурятии.

— А сколько погонных метров вы пробуриваете, скажем, ежемесячно?

— Если вести речь о наших производственных объёмах, то в месяц мы бурим порядка 3–5 тысяч погонных метров.

Нужны преференции

— Планируете ли вы выходить за пределы Якутии?

— По крайней мере, такие предложения нам регулярно поступают. В своё время, когда мы вели изыскания по нефтепроводу ВСТО, китайские партнёры предложили поработать даже за пределами России, непосредственно в КНР. Но тут нам помешали чисто административные барьеры. Плюс ко всему мы получили предложение поработать на Чукотке, в рамках освоения месторождения Кекура. Так что перспективы у нас есть. Будем надеяться, что со временем мы сможем поработать и за пределами Якутии.

— В Нерюнгри состоялся бизнес-форум, на котором шла речь о путях развития территории. В этой связи у вас есть какие-то предложения?

— Лично мне непонятно, почему государство до сих пор не предоставило налоговые льготы дальневосточным производственникам. Мы работаем в крайне непростых географических, климатических и, как следствие, экономических условиях. И всё это отражается на конкурентоспособности нашего бизнеса. А ведь только благодаря региональным промышленникам здесь ещё живут и работают люди. Поэтому наш бизнес нуждается в государственной поддержке. Хотя бы в виде налоговых преференций. В противном случае наша территория рискует превратиться в безлюдное пространство. И это станет настоящей трагедией для всей страны.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru