Николай ЗЫКОВ:
— Лично мне непонятно, почему государство до сих пор не предоставило налоговые льготы дальневосточным производственникам. Мы работаем в крайне непростых географических, климатических и, как следствие, экономических условиях. И всё это отражается на конкурентоспособности нашего бизнеса. А ведь только благодаря региональным промышленникам здесь ещё живут и работают люди. Поэтому наш бизнес нуждается в государственной поддержке. Хотя бы в виде налоговых преференций. В противном случае наша территория рискует превратиться в безлюдное пространство. И это станет настоящей трагедией для всей страны.
Какие проблемы испытывают дальневосточные производственники? И как их нужно решать? Всё это и стало темой нашего разговора с заместителем директора одного из крупнейших дальневосточных изыскательских предприятий — ООО «Нерюнгристройизыскания» Николаем ЗЫКОВЫМ
— Николай Леонидович, многие ваши коллеги — проектировщики и изыскатели, как, впрочем, и строители, среди основных производственных проблем называют кризис неплатежей. Вы с этим согласны?
— Полностью согласен. Хотя в нашей отрасли, скажем так, подводных камней хватает, но неплатежи в последние годы превратились в самую острую отраслевую проблему. Поймите меня правильно, наше предприятие функционирует, во-первых, в условиях реального рынка, соответственно мы можем располагать лишь теми средствами, которые реально зарабатываем, а во-вторых, именно на нас отражаются все минусы отдалённой дальневосточной территории, связанные со сложной логистикой, дорогой электроэнергией, дикими ценами на ГСМ и так далее. Я уж не говорю о наших дополнительных затратах в виде северных коэффициентов и надбавок, а также о так называемых отпускных компенсациях. По сути, рынок Дальнего Востока и без того неконкурентоспособен, поэтому мы вынуждены экономить буквально каждую копейку. А тут ещё неплатежи, которые в состоянии полностью подорвать экономику любой производственной структуры. В том числе и нашей.
— Сколько денег на сегодняшний день вам должны ваши деловые партнёры?
— В общей сложности больше ста миллионов. Сами понимаете, мы не Газпром и не Роснефть, поэтому для нас речь идет об очень ощутимой сумме.
— Реализация каких проектов стала для вас самой проблемной в финансовом отношении?
— Например, у всех на слуху проект газотранспортной системы «Сила Сибири» (Якутия—Хабаровск—Владивосток). Освоение Чаяндинского газоконденсатного месторождения ещё не началось, строительство трубопровода — тоже, но вот проблем на этом объекте уже хватает. По крайней мере, за работы, связанные с изысканиями, с нами так и не рассчитались.
— Кто именно?
— А тут сложилась многоступенчатая система подрядных и субподрядных организаций. К примеру, краснодарская компания НИПИ «ИнжГео» выполняет подрядные функции в рамках изыскательской деятельности. Я имею в виду, конечно же, работы, связанные с проектированием газотранспортной системы «Сила Сибири». А в качестве субподрядчиков здесь фигурирует ещё два предприятия — ООО «КАД-КОПИ Сервис» (Санкт-Петербург) и ЗАО «Навигатор» (Иркутск). И наша организация, в свою очередь, работала на субподряде у этих двух структур. Что, разумеется, было оформлено всеми необходимыми договорными документами. В итоге мы выполнили все свои работы, но деньги в полном объёме ни от ООО «КАД-КОПИ Сервис», ни от ЗАО «Навигатор» нам до сих пор получить не удалось.
— Какие изыскательские работы вы выполняли?
— Имеются в виду полевые изыскательские работы. Между прочим, именно эта сфера нашей деятельности вызывает постоянный интерес у заказчиков из европейской части России. Что, собственно, вполне объяснимо. И объяснимо по двум основным причинам. Во-первых, мы — местное предприятие, обладающее большим опытом работы как раз в условиях Южной Якутии. И не только, но юг РС (Я), как говорится, место нашей постоянной прописки. Мы здесь каждый клочок земли знаем. И это для заказчика крайне важно. Не говоря уж о том, что в Нерюнгри расположена наша производственная база. А это, в числе прочего, 15 различных буровых установок и другая специализированная техника.
Соответственно, заключая договор с нами, тот же подрядчик экономит средства, как минимум, на переброске техники и людей из других регионов страны. Что в бюджете любого предприятия составляет явно не три копейки.
Есть и второй момент. Наша компания ведёт историю от полевого отряда Красноярского треста инженерно-строительных изысканий, который работал в этих местах ещё до основания города Нерюнгри. Впоследствии предприятие было преобразовано в Южно-Якутское отделение КрасТИСИЗ. Ну а ещё через некоторое время его, в качестве подразделения с тем же статусом, передали ЯкутТИСИЗу.
Прошло ещё шесть лет, и на базе отделения был создан отдельный Южно-Якутский трест инженерно-строительных изысканий. Разумеется, постперестроечный экономический хаос не обошёл стороной и нашу организацию. Был период, когда она вообще перестала работать. Но в 2004 году мы всё-таки возродили предприятие, теперь уже под новым брендом — ООО «Нерюнгристройизыскания». И костяк специалистов у нас остался прежним, хотя мы с удовольствием принимаем на работу и достойных молодых людей.
Я к чему рассказываю об истории нашей компании? Да к тому, что мы чрезвычайно дорожим своей отраслевой репутацией. Она не за один год и даже не за одно десятилетие сложилась. Поэтому свои обязательства мы выполняем всегда качественно и в соответствии с договорными сроками. Помимо этого, мы постоянно наращиваем свой производственный потенциал. Вряд ли какая-то местная структура на нашей территории обладает таким количеством буровых и таким парком спецтехники, как ООО «Нерюнгристройизыскания». Всё это прекрасно знают наши деловые партнеры. Претензий к нашей работе практически не бывает. Но и мы вправе рассчитывать на то, что те же подрядчики также будут безукоризненно выполнять свои договорные обязательства перед нами. Однако на практике всё выходит не слишком радужно. Работы выполнены, а денег нет.
— А на каком участке вы работали в рамках вышеназванного проекта?
— Мы вели изыскания, что называется, по карьерам от Олёкминска в Якутии до Тынды в Амурской области. Отрезок, как видите, большой, работы было много.
— И сколько денег на сегодняшний день вам должны субподрядчики?
— На сегодняшний день компания ООО «КАД-КОПИ Сервис» должна нам около 23 миллионов рублей, а ЗАО «Навигатор» — почти 20 миллионов. В общей сложности 43 миллиона, как нетрудно подсчитать.
— Обещают выплатить долги?
— А как же? Регулярно обещают. Только воз и ныне там, хотя всю работу для «КАД-КОПИ Сервис» мы выполнили ещё в декабре, а для ЗАО «Навигатор» — вообще в августе прошлого года.
— Чем мотивируют руководители этих предприятий свою задолженность?
— А мотивировка стандартная, мол, нам тоже должны. Рассчитаются с нами — заплатим и вам. Но понимаете, в чём дело. Я вот сейчас не хочу вникать, кто, кому, почему и сколько должен. Вопрос в другом. На нас деньги с неба не падают. То есть если их нет, то их и нет, они ниоткуда не возьмутся. Но при этом мы обязаны вовремя и в полном объёме выплачивать людям зарплаты и надбавки, оплачивать проезд к месту отдыха и обратно, платить налоги в бюджеты всех уровней. Если мы этого не сделаем, то к нам очень быстро придут сотрудники силовых и фискальных ведомств.
— Вы имеете в виду налоговую?
— И не только, могут прийти и из прокуратуры. И силовиков не будет интересовать, сколько нам должны денег. Ведь в споре государства и бизнеса государство право по определению, так уж у нас выстроены законы. Крайним всегда остаётся работодатель. Так что долги для нас — это прямой путь к большим неприятностям.
— Соответственно о развитии производства в таких условиях можно вообще помолчать?
— Да уж какое тут развитие, когда приходится элементарно сводить концы с концами.
— Какие ещё компании должны с вами рассчитаться за выполненную работу?
— Да должников у нас хватает. Артель «Селигдар», к примеру, до недавнего времени регулярно платила по своим счетам. Но после того как там сменился собственник, накопились и долги. В сумме 15 с лишним миллионов рублей. Некоторую сумму должна нам и структура группы «Полюс». Но за этот долг мы особо не переживаем, там сейчас проходит экспертиза, так что, думаю, свои деньги мы получим. Тем более что должников у нас и без «Полюса» хватает. И общая дебиторская задолженность в объёме 100 миллионов рублей, повторюсь ещё раз, для любого предприятия из категории: «средний бизнес» — это чрезвычайно негативный фактор.
Тут ведь есть ещё два существенных момента. Содержание дебиторской задолженности — дорогое «удовольствие», поскольку на эти цели уходит 18 процентов от общей суммы долга. А есть ещё и инфляция. Так что потери у нас значительные. Как прямые, так и опосредованные.
— А с чем связаны эти долги? Ведь наверняка подрядчики вас не обманывают, когда говорят, что им тоже должны деньги?
— Подозреваю, что дело — в скрытой инфляции, о которой нам не говорят ни первые лица государства, ни экономисты. Понимаете, когда долги становятся привычными, когда в этот круговорот вовлечено множество участников рынка, то возникает лишь одно подозрение. Так что у нас есть основания говорить о скрытой инфляции. Собственный опыт — он ведь самый показательный. Тем более что обычные сложности с задолженностью бывали всегда. Проявлялись такие проблемы и при наших работах в рамках строительства нефтепровода ВСТО. Но там долги носили локальный характер. Они не превышали ни разумных сроков, ни объяснимых объёмов. Сейчас ситуация с долгами гораздо более жёсткая.
— Но тем не менее, несмотря на все сложности, работы у вас, насколько я знаю, хватает. Это так?
— Совсем не так. Работы, а точнее объёмов, у нас как раз не хватает. Нас пока ещё спасает участие в реализации крупных промышленных проектов. С переходящими сроками выполнения работ.
— Один из таких проектов — Денисовский ГОК (ООО «Управляющая компания «Колмар»), который будет строиться в Нерюнгринском районе?
— Совершенно верно, на этой площадке мы активно вели весь комплекс изыскательских работ. А сейчас будем добуривать.
— Якутские СМИ не раз рассказывали о месторождении рудного золота «Гросс» на юге Якутии. А на этом объекте вы, как изыскатели, работаете?
— Тут мы ведём изыскания вот уже второй год. У нас сложились хорошие партнерские отношения с ООО «Нерюнгри-Металлик» (структура Nordgold), и здесь мы также активно работаем.
— Вы вообще сотрудничаете с серьезными игроками рынка в сфере золотодобычи, насколько я знаю. Есть ли в этом списке ОАО «Алданзолото ГРК»?
— Да, с этой компанией мы тоже работаем. Что же касается золотодобычи, то я бы сказал не так — мы сотрудничаем со многими ведущими компаниями горнопромышленного комплекса. Речь идёт не только о золотое, но и, как уже было сказано, об угле. В частности, мы вели изыскания на Эльгинском месторождении (группа «Мечел»). Работали мы и на железорудных месторождениях, в частности Канкунское и Десовское. Мы даже разведкой запасов питьевой воды занимались. Так что с проектами, которые связаны непосредственно с недропользованием, мы работаем плотно. Но это уже специфика территории сказывается.
— А с ГМК «Тимир» (группа ЕВРАЗ) вы сотрудничаете?
— Да, и довольно плотно. В частности, для этой компании мы сделали отбор проб (для выработки методики обогащения) на двух месторождениях.
— А это правда, что ваше предприятие открыло в Якутии месторождение радона?
— Правда, хотя получилось это, честно говоря, случайно. Мы бурили две скважины под воду. А в результате нашли ещё и радон.
— В последние годы на юге Якутии развиваются проекты в сфере энергостроительства. Принимали ли вы в этом участие?
— И принимали, и продолжаем принимать. Например, в настоящее время ведём изыскания на таком объекте, как подстанция Томмот (ВЛ Томмот—Майя). Есть у нас и другие производственные интересы в этой сфере. В том числе стоит отметить, мы работали в рамках проекта развития южно-якутского гидроэнергетического комплекса, точнее на двух створах проектируемой Нижне-Тимптонской ГЭС.
— А в сфере транспортного строительства вы также работаете?
— Ну а как же? Тут мы работали весьма плотно. В частности, наша компания работала в рамках реализации проекта по строительству железной дороги Беркакит—Томмот—Якутск (Нижний Бестях). Впрочем, перечислять тут можно долго, поскольку транспортное строительство вообще плотно сопряжено с изысканиями. А это — наш профиль.
— Какова производственная география ООО «Нерюнгристройизыскания»?
— Наше предприятие работало не только в Нерюнгринском районе, но также в Алдане, Томмоте, Усть-Майе, Депутатском, Тикси, Айхале, в Читинской области, в Бурятии.
— А сколько погонных метров вы пробуриваете, скажем, ежемесячно?
— Если вести речь о наших производственных объёмах, то в месяц мы бурим порядка 3–5 тысяч погонных метров.
— Планируете ли вы выходить за пределы Якутии?
— По крайней мере, такие предложения нам регулярно поступают. В своё время, когда мы вели изыскания по нефтепроводу ВСТО, китайские партнёры предложили поработать даже за пределами России, непосредственно в КНР. Но тут нам помешали чисто административные барьеры. Плюс ко всему мы получили предложение поработать на Чукотке, в рамках освоения месторождения Кекура. Так что перспективы у нас есть. Будем надеяться, что со временем мы сможем поработать и за пределами Якутии.
— В Нерюнгри состоялся бизнес-форум, на котором шла речь о путях развития территории. В этой связи у вас есть какие-то предложения?
— Лично мне непонятно, почему государство до сих пор не предоставило налоговые льготы дальневосточным производственникам. Мы работаем в крайне непростых географических, климатических и, как следствие, экономических условиях. И всё это отражается на конкурентоспособности нашего бизнеса. А ведь только благодаря региональным промышленникам здесь ещё живут и работают люди. Поэтому наш бизнес нуждается в государственной поддержке. Хотя бы в виде налоговых преференций. В противном случае наша территория рискует превратиться в безлюдное пространство. И это станет настоящей трагедией для всей страны.
Беседовал Александр МАТВЕЕВ
Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >