«Наш регион — Дальний Восток»,  № 11 (78), ноябрь 2012
Есть проблема

Есть проблема 

Объективный демпинг

Зайнап БУЛЫШЕВА:

— Демпинг на аукционах происходит не от хорошей жизни. Если бы все участники рынка были стабильно обеспечены работой — никто бы цены на 30, 40 или 50 процентов не сбрасывал.

Можно сколько угодно говорить о том, что ФЗ-94 позволяет сбивать цены на аукционах ниже нижнего предела. Но происходит это не от хорошей жизни. Если предприятие остается без заказов, оно готово работать даже за копейки. Увы, это — объективная реальность. О проблемах в дорожной отрасли региона мы побеседовали с опытным управленцем и строителем, руководителем известной на Дальнем Востоке проектной организации — ООО «Азимут» Зайнап БУЛЫШЕВОЙ.

Досье БГ

БУЛЫШЕВА Зайнап Газисовна в 1975 году окончила Хабаровский политехнический институт. По распределению была направлена на работу в Амурскую область. Трудовой путь начала с должности главного инженера Бочкаревского производственного дорожного управления в Серышевском районе. Затем занимала руководящие посты в других отраслевых структурах Благовещенска. В 2000 году возглавила ГУП «Азимут». С 2009 года руководит ООО «Азимут». 

— Зайнап Газисовна, мы слышали довольно много хороших отзывов о вашем предприятии. Но вот что интересно. Как правило, прочные позиции на региональном рынке проектирования занимают крупные институты, обладающие мощным базисом и многолетним опытом работы. А компания «Азимут» относится к категории малого бизнеса. Как вам удается конкурировать с ведущими игроками?

— Мы не ставим перед собой задачу конкурировать с ведущими участниками рынка. Ведь дорожная отрасль достаточно многогранная. Есть крупные объекты, на которых могут работать именно проектные институты. Мы и не пытаемся заходить на эти площадки. Наш профиль — выполнение проектно-изыскательских работ на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и искусственных сооружений (мостов, путепроводов и водопропускных труб). И в этой отраслевой нише мы можем решать самые сложные профильные задачи. У нас достаточно сильные проектировщики. Плюс ко всему мы приобрели солидный опыт работы в непростых условиях Крайнего Севера. Поэтому никаких проблем с заказчиками у нас не возникает. Свои обязательства мы выполняем качественно и в строго установленные сроки. 

— Какие основные преимущества есть у предприятий малого бизнеса, работающих в проектировании?

— Давайте я буду говорить непосредственно о своей компании. Наше основное преимущество заключается в мобильности. Мы можем довольно быстро перебазироваться куда угодно. Нам для этого не требуется каких-то долгих согласований. Всё зависит от потребностей заказчика. Вот смотрите, в свое время мы работали только в Амурской области. Но впоследствии выиграли аукцион на проектирование капитального ремонта и ремонта участков федеральной автодороги «Лена» в Якутии. В кратчайшие сроки наши специалисты выехали в этот регион и выполнили всё, что от них требовалось. Между прочим, с тех пор Упрдор «Лена» является нашим постоянным заказчиком. Наша работа представителей этой структуры вполне устраивает. 

— На каких именно участках дороги «Лена» вы работали?

— Например, в этом году, на участке 936–951-й километр. Но планируем работать и на других участках. 

— Получается, вы принимаете участие в реализации весьма крупного проекта федерального уровня? Имеется в виду автодорога «Лена».

— А это был не первый масштабный объект в трудовой биографии нашей компании. Мы довольно активно работали на проектировании капитального ремонта и ремонта другой федеральной трассы — «Амур». Где тоже зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. В частности, мы работали на участках 1618–1626-й и 1626–1630-й километр и на подъезде к Благовещенску. 

— То есть заказчиков у вас хватает?

— Да, но есть одно «но». Если говорить о госзаказе, то здесь нередко возникают проблемы. Не хотелось бы называть конкретные структуры, но логика некоторых заказчиков вызывает недоумение. А именно: все аукционы на проектирование проводятся в двух форматах — электронном и обычном. К электронным торгам вопросов нет. Что же касается второй аукционной схемы, то заказчик вправе сам оценивать репутацию претендента. Если этот претендент комиссию устраивает, ему ставят единицу, если не устраивает — он получает ноль. Так вот на конкурсах, проводимых одной из госструктур, мы выше ноля в последнее время не получаем. Казалось бы, а почему? У нас хорошая репутация, которую мы можем подтвердить своими реальными делами. Опыт у нас солидный. Да и квалификация наших специалистов вопросов не вызывает. Но самое главное — каким образом заказчик может «обнулять» нашу репутацию, когда он с нами ни разу не работал? Но я догадываюсь, почему возникла эта ситуация. Некоторые заказчики уже давно сотрудничают с конкретными проектировщиками. И будь мы хоть семи пядей во лбу, но аукцион выиграет тот, кому «положено». Но ведь речь-то идет о госзаказе. И госструктура — это не частная лавочка, работающая по принципу личных предпочтений. Такое отношение в корне необъективно. Должны учитываться интересы всех участников рынка. 

— Вот вы сказали об электронных площадках. Но именно участники рынка выражают недовольство таким форматом аукционов. Мол, фирмы-однодневки сбрасывают цены ниже нижнего предела. А репутация участников никого не волнует. В результате страдает качество сдаваемых объектов. Что вы думаете по этому поводу?

— Эта медаль имеет две стороны. С одной — на Дальний Восток приходят фирмы-однодневки из городов европейской части страны. У таких структур нередко нет вообще ничего, кроме печати и ноутбука. Это действительно проблема. Хотя мы — местная, дальневосточная организация. Мы полностью на виду, и к нам всё вышеперечисленное уж точно не относится. Теперь — второй момент. Демпинг на аукционах происходит не от хорошей жизни. Если бы все участники рынка были стабильно обеспечены работой — никто бы цены на 30, 40 или 50 процентов не сбрасывал. Нам что, нравится работать себе в убыток? Вот я как руководитель скажу: за мной стоит коллектив. И есть у меня заказы или нет, но зарплату я обязана выплатить людям в полном объеме. И налоги должна платить тоже полностью. Поэтому мы и беремся за мизерные заказы. При этом на качестве это уж точно не сказывается. Свои обязательства перед заказчиком мы выполняем полностью. 

— А каким образом при этом вы получаете прибыль?

— Что называется, перекрываем одно другим. К примеру, весной я подрядилась работать за копейки. Хватило лишь на зарплату и выплату налогов. Зато в летне-осенний период мы выполнили ряд объемных заказов и покрыли свои убытки. И по итогам года выходим в плюс. 

— Вы упомянули частных заказчиков. Мы знаем, что ООО «Азимут» давно сотрудничает с таким крупным игроком, как группа «Петропавловск». А холдинги федерального уровня взаимодействуют лишь с самыми надежными структурами. Какие работы вы выполняете для «Петропавловска»?

— Эта группа ведет довольно активное инфраструктурное строительство. То есть обеспечивает дорогами свои объекты и прилегающие территории. Вначале нашего сотрудничества мы сделали для группы «Петропавловск» обоснование инвестиций. А впоследствии стали проектировать дороги, обходы, подъезды, примыкания… В частности, проектировали подъезд непосредственно к руднику, автодорогу Селемджинск—Стойба и другие объекты. 

— Сложно работать с таким заказчикам, как «Петропавловск»?

— А какие тут могут быть сложности? Заказчик хороший, свои обязательства выполняет вовремя. Требования здесь, конечно, довольно жесткие. Но мы профессионалы и нас этот аспект не пугает. 

— Но ведь вы еще работаете в рамках столь значимого проекта, как железная дорога Улак—Эльга. А там чем вы занимаетесь?

— Проектированием карьеров. Это еще один наш профильный актив. В прошлом году сдали документацию на 17 карьеров, в этом — на 15 аналогичных объектов. 

— Также вы проектируете мостовые переходы. Насколько давно вы занимаетесь этой работой?

— Это, так сказать, еще одно из наших отраслевых преимуществ. В компании «Азимут» работает сильная группа мостовиков-проектировщиков — настоящих профессионалов. Поэтому мы довольно часто выигрываем работы по проектированию мостовых переходов. 

— Последний вопрос: испытывает ли ООО «Азимут» кадровые сложности?

— У нас работают профессионалы высокого уровня. Хотя, конечно, кадровый голод — общая беда для всех проектировщиков.  Увы, в Амурской области нет собственной серьезной школы для подготовки ИТР. Пока у нас работают выпускники хабаровских, новосибирских, омских, томских и других университетов. И, по моему мнению, назрела необходимость создавать в Приамурье собственный технический вуз. Это — требование отраслевого рынка. Надеюсь, что федеральные и региональные власти это пожелание обязательно учтут. 

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru