Есть проблема

Есть проблема 

«Гарантированное» убийство дальневосточного бизнеса

Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток» № 12 (110), декабрь 2015

Виктор ВАРЛАМОВ:

«Государство переложило исполнение своих государственных же обязательств (в части выплаты северных коэффициентов) на плечи производственного сектора, что делает региональный бизнес однозначно неконкурентоспособным и вообще убыточным.

По закону работающие жители районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей имеют право на дополнительные выплаты к заработной плате в виде районных коэффициентов и северных надбавок. Предусмотрены также дополнительные оплачиваемые отпуска, компенсации расходов на оплату стоимости проездов в отпуск и т. д. Называется это государственные гарантии и компенсации. Государственные подчеркнём особо. В советские годы эти расходы брало на себя государство, сейчас всё это переложили на бизнес, что однозначно подрывает конкурентоспособность производственных предприятий региона. Сегодня мы публикуем мнение генерального директора Регионального отраслевого союза работодателей «Строители Сахалина и Курил» Виктора ВАРЛАМОВА. Он не только обозначает проблемы, но и предлагает пути их решения.

    Вопрос о государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в настоящее время стал краеугольным камнем для строительных организаций Сахалинской области. Впрочем, это крайне актуально для всех негосударственных предприятий дальневосточного Севера, работающих в Якутии, на Камчатке, на Чукотке и так далее. Объясню, в чём суть проблемы.

Виктор ВАРЛАМОВ:

Для изменения ситуации мы предлагаем разработать нормативно-правовой акт «О порядке финансового обеспечения гарантий и компенсаций лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере». Также мы считаем, что назрела необходимость в проведении круглого стола с участием заместителя председателя правительства РФ — полпреда президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. ТРУТНЕВА и дальневосточных работодателей, где мы могли бы не только обозначить суть проблем, но и согласовать с властью пути их решения. Надеюсь, что нас поддержат коллеги из других регионов ДФО».

    В соответствии с Трудовым кодексом РФ (глава 50) особенностями регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются государственные гарантии и компенсации. Проще говоря, это северные надбавки и районный коэффициент к заработной плате и льготы в виде оплачиваемого дополнительного отпуска, компенсации отпускных, транспортных расходов и другие.

    Это — нормы законов, то есть как самого ТК РФ, так и иных действующих нормативно-правовых актов. Однако если порядок соответствующих расчётов подробно обозначен в статьях 313–327 ТК РФ, то систему финансового обеспечения тот же Трудовой кодекс трактует однобоко. К примеру, по поводу дополнительных гарантий и компенсаций чётко сказано, что соответствующие выплаты производятся за счёт средств бюджета субъекта Федерации. Что же касается именно государственных гарантий и компенсаций, то тут, надо понимать, расходы компенсируются за счёт средств федерального бюджета. Где истина?

    Разъяснение мы находим в ФЗ № 4520-1 от 19 февраля1993 года (в редакции от 31 декабря 2014 года) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». И вот в этом законе есть статья 4, обозначенная как «Финансовое обеспечение гарантий и компенсаций». Так вот там всё разъясняется предельно понятно. Лица, работающие в бюджетной сфере, получают компенсации за счёт средств соответствующих бюджетов. Что же касается людей, занятых в негосударственной сфере, то тут ситуация иная. Цитирую: «Гарантии и компенсации, установленные для граждан, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, осуществляются за счёт средств работодателя». Вот она, суть проблемы.

    Если говорить коротко, то ГОСУДАРСТВО перекладывает свои ГОСУДАРСТВЕННЫЕ обязательства в части выплаты ГОСУДАРСТВЕННЫХ гарантий на НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ предприятия. Вот как! Следовательно, работодатель обязан в затратную часть своих услуг включать выплаты работающим лицам в качестве ГОСУДАРСТВЕННЫХ гарантий и компенсаций. Такая система стала губительной для всех негосударственных предприятий Севера. Мы стали неконкурентоспособны. И вот почему. Тот же ФЗ № 44 от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» утверждает, что участником закупок может быть любое юридическое лицо, независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала. Или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве ИП. В статье 8 «Принципы обеспечения конкуренции» дословно сказано: «Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок».

    И какой вывод? А очень простой — участвовать в конкурсах и аукционах могут все, при этом обязательства у участников разные.

    Приведём пример. Проводится аукционная закупка на разработку проектной документации объекта. Участвуют компания А из Москвы, компания Б из Южно-Сахалинска. Затратная часть на выполненные работы компании А составляет 1 миллион рублей. По нормативам, фонд оплаты труда (ФОТ) в затратной части проектных работ составляет 75 процентов от общих затрат, то есть 750 тысяч рублей. Считаем затратную часть компании Б: ФОТ — 750 тысяч рублей, обязательства по выплате государственных гарантий и компенсаций 120 процентов от ФОТ — 900 тысяч рублей. Итого: затратная часть компании Б — 1 миллион 900 тысяч рублей.

    Вот и сравните 1 миллион и 1 миллион 900 тысяч рублей. И где же равенство? Думаю, меня понимают все работодатели северных территорий.

    И возникают извечно русские вопросы: кто виноват и что делать? На первый отвечу так: виноваты власти. Как федеральные, которые принимают противоречащие друг другу законы, так и региональные, которые видят эти противоречия, но не принимают мер по защите прав работодателей и всего населения. Хотя у региональных чиновников и есть такие вполне законные возможности.

     Процитирую статью 2 ФЗ-44: «Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией в случаях, предусмотренных законодательством РФ о конкурентной системе в сфере закупок, принимают правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего закона». То есть местные власти могут принимать собственные нормативные акты, которые будут, проще говоря, защищать интересы производственников. Для этого нужно лишь создать чёткие регулирующие механизмы. Но их, к сожалению, никто не создаёт.

    Что делать? Я считаю, что назрела необходимость регионам Дальнего Востока, относящимся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, выйти на правительство Российской Федерации с инициативой о внесении поправок в действующий Федеральный закон № 4520-1 ФЗ от 19 февраля 1993 года статья 4 «О порядке финансового обеспечения государственных гарантий и компенсаций лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере», а именно — разработать порядок предоставления субсидий по возмещению затрат по уплате субъектам предпринимательства государственных гарантий работникам.

    Региональным властям для защиты конкурентоспособности местных предпринимателей разработать региональные нормативно-правовые акты и механизмы, где предусматривается следующее:

  • При разработке сметной документации государственные гарантии должны выделяться в отдельной главе сметной документации.
  • Цена закупок на аукционе должна быть определена без учёта государственных гарантий.
  • Расчёт за выполненные работы производится без учёта государственных гарантий, но с последующей выплатой в счёт сметного лимита по факту.
  • Для покрытия затрат по государственным компенсациям следует применять расчётный коэффициент к заработной плате работникам.

    Хочу подчеркнуть, в моём предложении нет ничего нового, всё это уже применялось в советские годы. Конечно, тут есть некоторые поправки на рыночные времена, но суть остаётся прежней — простой и эффективной для всего производственного сектора Дальнего Востока.

    Нерешение вышеупомянутых проблем является одной из причин оттока населения из районов Крайнего Севера.

    Отсутствие квалифицированной рабочей силы и неконкурентоспособность влечёт за собой остановку деятельности предприятий. Если так будет продолжаться, на Севере вообще не останется местных предприятий. И для нашей территории это будет катастрофой.

Подготовил Александр МАТВЕЕВ

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Связь без права передачи

Доступ к этому благу цивилизации требует определённых физических устройств — телекоммуникационного оборудования, проводов, которые провайдеры в целях обеспечения доступа абонентов к Интернету устанавливают… читать полностью >

 
Эра милосердия

Артём рисует космос

Артём учится во втором классе, так как пошёл в школу позднее своих сверстников. Но «пошёл» — не совсем правильное слово, к нему учителя ходят домой. И Артём, несмотря на то, что учится… читать полностью >

 
ДВ-Видение

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2017.

Официальный сайт печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (http://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на bmdv@mail.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, проспект 60-летия Октября, 210, оф. 202, 203, 204.
Следите за нами:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru