«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (128), сентябрь 2017
Есть проблема

Есть проблема 

Кто выиграет от разорения водоканалов Дальнего Востока?

Любое хорошее дело у нас умеют довести до абсурда. Указание Президента РФ В.В. ПУТИНА о выравнивании энерготарифа для предприятий Дальнего Востока по отношению к тарифам в Центральной части России и Сибири постигла именно эта участь. Чиновники сделали это, но в сроки, как водится, не уложились.

В результате вместо 1 января 2017 года, как предусматривалось постановлением Правительства РФ, тариф выравняли с 1 июля нынешнего же года. Соответственно, для потребителей энергии должен быть сделан перерасчёт. Задним числом. При этом никто не подумал, в какую ситуацию попадут предприятия, формирующие свои тарифы на основе стоимости электроэнергии. В частности, водоканалы Дальнего Востока оказались на грани разорения. Поскольку после перерасчёта платы за услуги ВКХ население не будет платить за них около трёх месяцев.

Кто возьмёт на себя ответственность за возникшую проблему и как она будет разрешена? Вопрос остаётся открытым.

Директор МУП г. Магадана «Водоканал» Анатолий ПОПОВ

Жилищно-коммунальное хозяйство — тема сложная и многогранная. Тех, кто трудится в этой отрасли, принято ругать устным и печатным словом, показывать по телевизору ядовитые сюжеты, и всё это под лозунгом «совсем обнаглели». И очень редко кто задумывается над тем, какие проблемы приходится решать коммунальщикам, как нелегко им работать при наших часто противоречивых и несовершенных законах. Все знают одно — пришёл июль, значит, готовь дополнительные деньги, поскольку стоимость услуг ЖКХ возросла в очередной раз. И это, действительно, не радует. Но мы постарались посмотреть на ситуацию с другой стороны, а конкретно — рассказать о том, как живут предприятия водопроводно-канализационного хозяйства, проще говоря, муниципальные унитарные предприятия, которые везде называются одинаково — водоканал. А поскольку совсем недавно мы побывали в командировке в Магадане, то в качестве эксперта решили призвать директора МУП города Магадана «Водоканал» Анатолия Анатольевича ПОПОВА.

Хотели как лучше…

Любую идею, как известно, при реализации можно довести до абсурда. Особенно в нашей стране. Так вышло и с выравниванием энерготарифа для предприятий северных регионов России. К примеру, стоимость киловатта в Магаданской области с 1 июля 2017 года снижена на 40 процентов. Дело это, безусловно, хорошее, поскольку стоимость киловатта была просто запредельной — за год до этого, с 1 июля 2016 года, стоимость киловатта была значительно повышена — с 5,62 рубля до 7,32 рубля

Грабительский тариф просуществовал ровно год. В конце концов правительство страны, как и обещало, снизило стоимость электроэнергии для предприятий Дальнего Востока. Так, в Магаданской области стоимость киловатта составляет теперь 4,4 рубля. Нашлись и возможности для такого манёвра — если в регионе, где электроэнергия значительно дешевле, чем на северах, а численность населения в сотни раз превышает количество людей, живущих на Колыме, поднять стоимость киловатта даже на одну копейку, то этого будет достаточно для того, чтобы снизить вдвое тариф на Севере. Что и произошло к огромной радости тех же недропользователей. Но никто не учёл один очень важный момент — как отразится снижение тарифа задним числом на деятельности тех предприятий, которые формируют свои тарифы, исходя из затрат на электроэнергию.

Ранее президент России Владимир ПУТИН подписал поправки в закон «Об электроэнергетике», обеспечивающие снижение энерготарифов для промышленных потребителей Дальнего Востока до среднероссийского уровня за счёт надбавки к цене на мощность в европейской, уральской, сибирской частях России. Поправки вступили в силу с 1 января 2017 года. Собранная с потребителей надбавка будет поступать на специальный счёт энергокомпании «Русгидро», после чего средства будут переводиться в бюджеты регионов Дальнего Востока, которые распределят их гарантирующим поставщикам и энергосбытовым компаниям. 

Всё просто прекрасно. Но снижение тарифа, объявленное с 1 января, началось только 1 июля. А это означает, что ресурсоснабжающие организации обязаны произвести перерасчёт для потребителей. Казалось бы, это тоже замечательно для людей. Но вот для Магаданского водоканала, как, впрочем, и для всех остальных аналогичных предприятий, этот самый перерасчёт может стать губительным. 

Без возмещения убытков

Слово Анатолию Анатольевичу ПОПОВУ, который руководит Магаданским водоканалом десять лет и прошёл путь от слесаря до директора предприятия:

— На любом водоснабжающем предприятии есть следующие статьи расходов: на электроэнергию, на топливо, на зарплату, на амортизацию… Затраты предприятий на энергоснабжение у нас доходят до 30 процентов. Естественно, они включены в тариф за водоснабжение и водоотведение. Теперь общие затраты в тарифах на электроэнергию снизились до 18 процентов, соответственно тариф снизился на 10 процентов.
По закону мы обязаны сделать перерасчёт, а поскольку тариф на электроэнергию уменьшился задним числом — с 1 января, то мы остаёмся должны потребителям. Перерасчёт составит 65 процентов от ежемесячного дохода предприятия. Вы представляете, что это значит для Водоканала? Ведь на эти деньги мы выполняем капитальный, аварийный ремонты. А ещё есть обслуживание и эксплуатация, обязательные платежи в бюджет и заработная плата работникам. 
При этом у нас нет никаких субсидий или дотаций, мы все необходимые работы выполняем за свой счёт, то есть на те деньги, которые мы собираем с потребителей наших услуг. Так что весь смысл хорошего, нужного решения президента рухнул для Водоканала из-за такого, мягко говоря, неумного и неумелого его воплощения. 

Добавим — то же самое произойдёт и с поставкой горячей воды, «тепловикам» также придётся делать перерасчёт. Но им немного легче — у них есть субсидия. Население платит 60 процентов из тарифа, а 40 — бюджет. Так что для них ситуация не критичная, они выживут. А вот у водоканалов положение практически безвыходное.

Экономия не помогла

Понятно, что в областном бюджете не хватает денег, но загонять в угол успешное предприятие, один из лучших водоканалов России, — нецелесообразно. Если, конечно, не иметь перед собой каких-то далеко идущих планов.
А теперь несколько слов о МУП города Магадана «Водоканал». Этому важнейшему в жизнедеятельности города предприятию в нынешнем году исполняется 50 лет. Он был выделен в отдельное предприятие в 1967 году, но его история началась гораздо раньше — в 1932-м, когда в Магадане появились первые водопроводные сети. С тех пор делалось и делается всё для того, чтобы горожане получали чистую питьевую воду, чтобы исправно работали все гидротехнические сооружения. 

Сегодня здесь трудится около четырёхсот человек, это очень квалифицированный коллектив, силами которого Водоканал обслуживает 233 километра водопроводных сетей, 178 километров канализационных сетей, 18 водопроводных насосных станций, семь канализационных насосных станций, сооружения механической очистки сточных вод, сооружения их биологической очистки, лабораторию питьевой воды и многие другие сооружения. На балансе Водоканала два водохранилища на чистейшей реке Каменушке (причём находятся они выше города, а первостроители спроектировали так, что 70 процентов воды поступает в Магадан самотёком), два водозабора поверхностных вод, шесть водозаборов подземных вод, станция обеззараживания питьевой воды. Это к вопросу о масштабах предприятия, одного из крупнейших в Магадане. Что же касается качества его работы, то достаточно привести такой пример. Год назад МосводоканалНИИпроект провёл сравнительное обследование систем водоснабжения в России. Так вот, Магаданский водоканал вошёл в семёрку лучших водоканалов страны за 2016 год по показателям надёжности водоснабжения. Наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.

— Всё, что есть нового в мире по нашей линии — насосное оборудование, технологии, всё есть у нас. Пусть порой в единственном экземпляре, но есть,рассказывает Анатолий Анатольевич. — Причём практически всё это мы делаем за счёт предприятия, без бюджетной помощи. Вот восемь лет назад провели работы по замене насосного оборудования, а оно всё весьма энергоёмкое. Деньги на это нам в тариф не закладывали, субсидий не выделяли. Мы сами заработали средства на стороне — кому-то сеть построили, кому-то канализацию, водопровод, пожарный гидрант. И деньги эти не тратили на зарплату, а купили насосное оборудование — современное, самое лучшее в мире, с автоматической системой управления и прочим.
Мы это делали три года, и каждый год снижали расход электроэнергии на один миллион киловатт. За десять лет снизили расход с 21 миллиона кВт /ч до 13 миллионов кВт/ч, сэкономили порядка 40 миллионов рублей. Эти деньги надо было тратить на дальнейшую модернизацию, покупать ещё оборудование. Но нам этого сделать не дали, нам их просто срезали с тарифа. В него был заложен расход электроэнергии 21 миллион кВт, а оставили 13 миллионов. И всё, опять никакой экономии.

Что будет, если в ВКХ придёт бизнес?

Формирование тарифов в нашей стране происходит по странным правилам, как и многое другое, — в данном случае мы говорим о ЖКХ. К примеру, у нас каждый, кто разрыл землю для производства каких-то своих профильных работ, должен траншею не просто закопать, а заасфальтировать и привести в первозданное состояние. То есть выполнить благоустройство. Рассмотрим ситуацию на примере всё того же Магаданского водоканала, директор которого помогает нам разобраться в запутанном клубке коммунальных проблем.

По нормативам водоканал должен менять 9 километров сетей в год (4 процента от общей протяжённости сетей). Магаданский водоканал меняет 3, и эта пропорция одинакова по стране (1–1,2 процента). Хотя все сети в России изношены до предела, на большее денег не хватает. Но и это сделать проблематично, поскольку следом за основными работами идёт благоустройство, которое стоит 4,5 тысячи рублей за квадратный метр. Это дороже, чем уложить трубу. 
Пример. Берём траншею шириной один метр и длиной, допустим, те же три километра. Путём несложных арифметических подсчётов получаем 13 миллионов 500 тысяч рублей. А департамент по ценам и тарифам закладывает в тариф на эти цели 800 тысяч рублей. Где брать недостающую сумму? Вопрос повисает в воздухе. Впрочем, если заложить в тариф всё, что необходимо сделать, он вырастет настолько, что люди предпочтут сидеть с керосиновой лампой.

Однако, «умные» люди из властных структур выход нашли. Они советуют: вступайте в концессию. Придёт частный бизнес, вложит деньги, и всё будет хорошо. Но тут возникает момент в определённом смысле конспирологический.

Что такое частный бизнес? Он должен работать на прибыль, иначе это и не бизнес. Конечно, проще простого купить по дешёвке хорошее предприятие, которое загнали в долги, но у которого есть и производственные мощности, и специалисты, погасить долги, и готово — у тебя пошёл продукт. Но частный бизнес не будет стремиться к снижению тарифов. Он придёт, добавит сколько-то миллионов к тем, что были предусмотрены, заасфальтирует траншею после прокладки трубы. И все скажут — вот, ведь умеют работать люди! Но ему департамент цен и тарифов будет не указ, ему утвердили тариф на три года. И с этим придётся смириться и населению, и предприятиям.

И опять ФЗ-44

В сфере ЖКХ у нас практически всё приватизировано. Управляющие компании частные, энергетика в частном владении… Не приватизированными остались только предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), которые в 90 процентов случаев — муниципальные унитарные предприятия (МУП). Для того чтобы их передать в частные руки, осталось водоканалы расшатать, обременить неподъёмными долгами и приватизировать. Не хочется так думать, но создаётся впечатление, что кому-то это очень выгодно.

Иначе чем объяснить такое «нововведение», как перевод водоканалов с 1 января 2017 года на систему госзакупок по печально знаменитому ФЗ-44? Наверное, кто-то захлопает в ладоши — наконец-то этих жуликов заставят работать открыто! Но это те, кто совершенно не понимает специфики отрасли. Также считает и наш эксперт Анатолий Попов:

— Есть плановые работы. Ты делаешь смету, проходишь экспертизу, проводишь аукцион, организуешь закупки и к началу строительного сезона завозишь всё необходимое на объект. Есть текущий ремонт. В этом случае тоже можно всё подготовить и летом начать работы. Есть реконструкция, модернизация — опять же, ещё как-то возможно сработать по этому ФЗ-44. Но есть такое понятие — аварийно-восстановительные работы. Они возникают без всякого плана, к ним невозможно подготовиться, а поскольку сети изношены до предела, ситуация с каждым годом ухудшается.

Аварии есть, и в обозримом будущем будут. За зиму появляются десятки порывов. Просчитать их нельзя — я не знаю, какого диаметра и длины мне понадобится труба. Вот теплосети провели опрессовку, где-то у них рвануло, и мне надо «сложиться» с ними — взять на себя часть расходов по благоустройству — и проложить свою трубу рядом. Но я не знаю, где у них рванёт. А когда уже возникла аварийная ситуация, я что, должен организовать аукцион, выбрать поставщика оборудования и тех же труб, которые ещё надо привезти в Магадан, а потом начинать работать? При наших правилах на это уйдёт месяцев пять. А чтобы иметь в запасе набор труб, фитингов, запорной арматуры и так далее, денег никогда не хватит.

С небес — на землю!

Действительно, как водоканалам решать такие искусственно созданные проблемы? Впечатление, что люди, которые принимали эти законы, живут не в России, что они не понимают, что делают, во всяком случае точно не понимают, что понятие «госзакупки» не распространяется на муниципальные предприятия. 

Ещё одна «неразрешимая» проблема — так называемые бесхозные сети. Таких сетей в стране, по оценкам специалистов, процентов тридцать. Они не находятся на балансе ни у водоканалов, ни у теплосетей, ими пользуются коммерческие предприятия, которые «запитаны» непосредственно от таких сетей, но не принимают их на баланс. Сети эти десятилетиями не обслуживаются, но они ведь ими пользуются!

Одна ситуация, если, допустим, снесли дом, остался колодец, другие системы, то тот же Водоканал обязан засыпать всё это, устранить опасность для людей. Но если из «бесхозной» сети берут воду и сбрасывают стоки торговый центр, коммерческая структура или, для примера, «шашлычка», которые зарабатывают деньги, почему за её обслуживание должно платить население? Принятие этих сетей на баланс Водоканала немедленно приведёт к росту тарифа на 10–20 процентов. 

Вопрос сегодня стоит так остро, что МУП города Магадана «Водоканал» планирует вынести его на обсуждение в «Российскую ассоциацию водоснабжения и водоотведения» (РАВВ). Ведь никаких мер не принимается, убытки несут и водоканалы, и тепловые сети по всей России. Спрашивается, это что — проблема вселенского масштаба, которую невозможно устранить? Скорее, это говорит о некомпетентности тех, кто по долгу службы должен ею заниматься. 
Одной из причин бедственного положения в отрасли ЖКХ является непрофессиональный подход к вышеуказанным проблемам Правительства РФ. Так, министр строительства и ЖКХ РФ Михаил МЕНЬ окончил Университет культуры по специальности «Режиссура», и ни одного дня не работал в строительстве или в сфере ЖКХ. Большие сомнения вызывает также компетентность и его заместителя Андрея ЧИБИСА. И таких примеров по регионам очень, очень много, когда профильные руководители никогда не работали в сфере, которой управляют.

Кстати, о Вселенной. Совсем недавно в Москве завершил свою работу Всероссийский водный конгресс. Там обсуждался широкий круг вопросов, и касались они воды во всех аспектах — от её химического состава в наших реках, до философского значения как основы жизни. В числе прочего прозвучала мысль о том, что пристальное изучение воды позволит нам понять Вселенную. Но невольно возникает вопрос: как те люди, которые не понимают сути вполне земных и реальных проблем, связанных с этой субстанцией, смогут понять Вселенную? Может быть, стоит для начала сконцентрироваться на насущном, отвести мечтательный взгляд от космоса, посмотреть на то, что происходит вокруг, и заняться своим прямым делом. Хотя бы границей эксплуатационной ответственности, в соответствии со здравым смыслом, канализационного выпуска в жилых домах на благо населения и страны. 

Ольга ГЛАЗУНОВА
Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru