«Наш регион — Дальний Восток»,  № 08 (75), август 2012
Есть проблема

Есть проблема 

IT: честная игра в условиях нечестной конкуренции

Александр АКСЁНОВ: 

— Через брешь в 94-ФЗ у недобросовестных компаний появилась возможность подорвать экономику региональных предприятий. Подобные действия иначе как рейдерскими назвать нельзя. 

Ассоциация предприятий и предпринимателей Камчатского края уже неоднократно выходила с инициативой в Государственную думу РФ. Суть предложения заключалась в следующем. В рамках 94-ФЗ проводить аукционы между субъектами малого предпринимательства, определив, что  до 20 процентов от всех государственных заказов в регионе должен выполнять местный малый и средний бизнес.

Федеральное субсидирование — практика позитивная, но не способная решить всех насущных проблем. И если есть возможность увеличить доходность регионального бюджета за счет частного бизнеса, то, наверное, будет правильным и целесообразным использовать ее в полной мере. Тем более, когда речь идет о таком изолированном регионе, как Камчатский край. 

На госзаказе

   Сегодня на Камчатке зарегистрировано порядка 15 тысяч предприятий, относящихся к категории малого и среднего бизнеса. Причем каждая единица имеет в своем составе от трех до 50 сотрудников, то есть в этом сегменте задействована добрая половина жителей края. Другой вопрос, что главным источником финансирования небольших местных предприятий уже длительное время остается государственный заказ, который только в прошлом году составил 9 млрд рублей при общем краевом бюджете — 45 млрд. Сумма немаленькая и при рачительном подходе она вполне могла бы вывести местный бизнес на принципиально новый уровень развития. 

Справка

В 1995 году «Камчатский информационно-технический центр» был создан для обучения детей и взрослых компьютерным технологиям и иностранным языкам. Со временем вид деятельности учебного центра значительно расширился. И из одного класса с пятью компьютерами он преобразовался в большое учебное заведение в центре Петропавловска-Камчатского, с несколькими филиалами в школах города и отдельным филиалом в Елизово.  КИТЦ заручился партнерскими отношениями с авторизированными центрами Novell, Microsoft SCO, IBM, BAAN, Intel «Сетевая академия» в области фирменного обучения. За время работы Центра выполнено большое количество заказов в сфере IT-технологий. Сегодня предприятие не ограничивается оказанием услуг населению. Среди клиентов компании — ГУ Банка России по Камчатскому краю, Агинский ГОК, Шанучевский горноникелево-медный комбинат, муниципальные образования края, органы государственной власти и многие-многие другие. 

    За годы работы предприятие сумело добиться значительных результатов. А ведь конкуренция в регионе очень жесткая. Деятельность в сегменте информационных технологий не знает скидок на удаленность региона и его изолированность. Конкурентоспособность в этой отрасли определяет не только профессионализм, но и технологии, оборудование, обновление которых — процесс непрерывный. И в этом плане помогают наработанные связи с крупными московскими интеграторами, позволяющими выстраивать технологическую цепочку. Зная специфику региона и просчитывая возможные осложнения при выполнении заказа, региональная IT-компания ориентирована на качество и своевременность выполняемых работ. 

   Другой вопрос, что основные конкуренты, выходящие на аукционы, — это в первую очередь федеральные коммерческие структуры. И нужно признать, что далеко не все из них вступают в честную конкурентную борьбу. 

Игра на выживание

   Что сдерживает процесс? С этим вопросом мы обратились к генеральному директору Камчатского информационно-технического центра (КИТЦ) — Александру АКСЁНОВУ. Его компания является основным региональным игроком на рынке информационных технологий, на долю которого приходится существенный объем выполненных заказов. 

— По нашим оценкам, из общего числа участников аукционов только 20 процентов составляют местные компании, — комментирует ситуацию Александр Леонидович. — Между тем местный бизнес способен выполнить 30–40 процентов госзаказа. Наиболее крупные заказы, сумма которых может превышать 100-миллионную отметку, как правило, уходят федералам. У нас может хватить и профессионализма, и технического потенциала для самостоятельного выполнения таких работ. Но даже с учетом заемных средств, банковский процент которых на Камчатке значительно выше, чем на западе страны, сумма обеспечения заявки кажется неподъемной. 

— Александр Леонидович, но ведь такая ситуация прослеживается во всех отраслях Дальнего Востока, к сожалению.

— Да. И в принципе, если бы на этом сложности заканчивались, то вопроса стабильного и планомерного развития для регионалов даже не возникало бы. Однако дальше ситуация усложняется. В первую очередь демпингом. Порой стоимость заказа снижается до 70 процентов, что в разы ниже критической отметки. В условиях Камчатского края это недопустимо. Судите сами.  Система авансирования зачастую отсутствует. Доставка оборудования по железной дороге из Москвы на Камчатку, как правило, при самом хорошем стечении обстоятельств занимает не менее 40 дней. При всей неразвитости инфраструктуры до заказчика это оборудование дойдет не ранее, чем еще через 15 дней. То есть оплату от заказчика можно ожидать дней через 60 после начала производства работ. Всё это приводит к большой нехватке оборотных средств, к постоянной необходимости кредитоваться. И когда начинаешь просчитывать проект, понимаешь, что затраты на обслуживание кредита, на транспорт, на форс-мажоры просто зашкаливают. Всё это способно подорвать местный бизнес, особенно, если учесть, что некоторые компании выходят на аукцион с мотивацией: «А вдруг пройдем?», сбрасывают цену и покидают площадку торгов. 

— Кроме как вредительством такое не назовешь.

— Но это общеизвестная практика недобросовестных участников рынка, которая активно используется уже несколько лет. Причем методы становятся всё более изощренными.  

— Есть конкретные примеры?

— Мы с этим столкнулись несколько месяцев назад. Разыгрывался контракт на сумму более 100 млн рублей. Проект сложнейший — была необходимость поставить оборудование практически во все районы края, а также установить, смонтировать, провести обучающий инструктаж, и всё это в очень короткие сроки, потому что в северных районах транспортное сообщение или отсутствует, или заканчивается вместе с навигацией в сентябре. Что произошло? На аукцион вышла внешняя компания. Она загодя создала свой сайт, куда поместила картинки необходимого оборудования, а под картинками — технические характеристики, которые просто были вырезаны из технического задания и вставлены в электронный ресурс.

— Откуда такие сведения?

— Всё просто: текст под картинками имел те же орфографические и пунктуационные ошибки, которые были в техническом задании. И вот эта компания вышла на аукцион. С самого начала все понимали, что работы она не выполнит, но по условиям 94-ФЗ отстранить ее от торгов права не имели. 

— Для чего это делается?

— Такие недобросовестные компании используют все возможные правовые лазейки, для того чтобы «поймать» заказчика и в конечном итоге либо через ФАС, либо через суд принудить последнего к принятию результатов работ. Используется и тот факт, что неосвоение федеральных субвенций негативно сказывается на положении заказчика. Именно на это и делается расчет. Ведь в конце года заказчик будет в безвыходной ситуации и примет любые результаты работ, чтобы избежать ответственности за неосвоение федеральных целевых средств. 

   Недобросовестные компании «играют» и на том, что в большинстве случаев заказчик и конечный потребитель не имеют в своем составе грамотных технических специалистов способных проверить соответствие характеристик оборудования требованиям технического задания. Вот один из примеров. В техническом задании написано: «Производительность процессора должна быть не менее 2940 по тесту PassmarkCPU». Проверить невозможно. И недобросовестный поставщик использует это в своих интересах…

   Насколько нам известно, такие ситуации стали возникать по всему Дальнему Востоку. Через брешь в 94-ФЗ появилась возможность подорвать экономику региональных предприятий. И подобные действия иначе, как рейдерскими, назвать нельзя. 

Решение есть

   Судя по тенденции, всё это рискует перерасти в стабильную практику: технология ведь откатана. Единственный вариант каким-то образом переломить ситуацию — принять срочные меры. 

Оправданное решение. Ведь если определенную квоту заведомо получат компании, зарегистрированные на территории субъекта, то обещания власти о государственной поддержке среднего и малого предпринимательства, наконец, перейдут в разряд реальных дел. 

Ксения МУХАМЕТШИНА

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru