«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (73), июнь 2012
Есть проблема

Есть проблема 

Аукционы с поздним зажиганием

Сергей ПРОКОПОВ:

— На мой взгляд, необходимо уже в ближайшее время видоизменить ФЗ-94. В конкурсах должны участвовать реально работающие организации. Неважно, крупные это предприятия или небольшие. Главное, чтобы они не на бумаге, а на деле были заняты в дорожной отрасли. Я уверен, что руководители таких компаний никогда не станут демпинговать. А значит, в аукционах будут участвовать именно реальные производственники. От этого выиграют не только участники рынка, но и обычные люди. Ведь качество наших дорог касается каждого из нас. Далее. Требуется на законном основании упорядочить сроки проведения конкурсов. На мой взгляд, идеальный вариант — это февраль каждого года. К этому времени бюджеты территорий уже приняты и перечни основных объектов сформированы. И никаких причин для затягивания элементарных вопросов лично я не вижу. Как и многие мои коллеги. 

Что губит дорожную отрасль региона? Как сроки проведения конкурсов отражаются на качестве дальневосточных дорог? Нужно ли менять ФЗ-94? Почему на первом этапе аукционов играют не предприятия, а сметы? Каким образом государство могло бы поддержать участников реального сектора экономики? На эти и другие вопросы отвечает директор Дальнереченского филиала ОАО «ПримАвтоДор» Сергей ПРОКОПОВ.

Когда работать?

— Сергей Геннадьевич, многие ваши коллеги — руководители дорожных компаний Дальнего Востока не раз поднимали значимую отраслевую проблему. Конкурсы на строительство, ремонт и содержание автодорог в регионе проводятся слишком поздно. По принципу — сегодня аукцион, а через пару месяцев вы должны сдать готовый объект заказчику. А как обстоит дело у вас?

Люди мы местные

Дальнереченский филиал ОАО «ПримАвтоДор» является одним из ключевых подразделений крупнейшей дорожной компании региона. Работает на территории Приморского края. Постоянный штат предприятия насчитывает 120 человек. Парк организации состоит из 40 автомобилей и 40 единиц тяжелой и другой дорожной техники. Возглавляет филиал опытный производственник и управленец Сергей Геннадьевич ПРОКОПОВ. 

— Да точно так же. Проблема поздних конкурсов — это для нас более чем актуально. Судите сами, на носу лето, а в Приморском крае среди дорожников до сих пор не разыгрывались серьезные объемы профильных работ. Хорошо, допустим, прямо в начале июня будут проведены конкурсы и эти объемы появятся. Это, конечно, вряд ли, но будем надеяться. А работать-то когда? Пока будут оформлены все необходимые бумаги, пока на счета предприятий поступят авансовые платежи, пока на участки завезут технику, пока начнется производственный процесс — вот уже и июль. И это еще в лучшем случае. А там не за горами окончание сезона. Ведь не стоит забывать — мы живем не в Краснодарском крае и не в Ставрополье, а на Дальнем Востоке, с его особыми климатическими условиями. И ряд дорожных работ, по существующим техническим регламентам, можно выполнять только в теплое время года. Например, в прошлом году мы весь основной производственный процесс завершили пятого ноября. Что в этом хорошего? По нормативу мы должны были закончить профильные работы хотя бы в октябре, когда температурный режим держится на плюсовой отметке.

— Вы хотите сказать, что «благодаря» поздним аукционам страдает качество ремонтируемых и реконструируемых дорог?

— Конечно, а как иначе? Повторю еще раз — технические регламенты никто не отменял. Ведь они берутся не с потолка. И если написано, что такие-то виды работ необходимо производить в теплое время года, а не в ноябре, значит, так оно и есть. За этой записью стоит опыт многих поколений ученых и практиков. А вот режим проведения конкурсов просто подталкивает дорожников к нарушению нормативных установок. Они оказываются между даже не двух, а трех огней. С одной стороны, поздние конкурсы, с другой — технические регламенты, с третьей — требование заказчиков завершить все работы в строго обозначенные сроки. И крутись, как хочешь.

«Законные» неприятности

— Но в любом случае в основе проблемы лежит ФЗ-94. Это так?

— Я бы сказал немного по-другому — неудобства возникают не только из-за самого закона. Много вопросов и к его исполнению. Хотя и сам ФЗ-94 — это откровенно плохой нормативный акт. Я даже не хочу много говорить по этому поводу, ведь претензии к этому документу высказывались на самых высоких уровнях. Да, этот закон дает возможность процветать фирмам-однодневкам. Да, это сплошной демпинг, который в отдельных случаях доходит до 40 процентов. Да, ФЗ-94 создает предпосылки для коррупции и элементарного вымогательства. Да, от этого страдают практически все участники реального сектора экономики. Дорожники — это уж точно. Всё это так. Могу сказать на примере своего филиала. Вот мы давно и качественно работаем в Приморском крае. Соответственно, обладаем серьезным отраслевым опытом. У нас сформирован штат профессионалов высокого уровня. У нас есть вся необходимая тяжелая и автомобильная техника. Более того, за нами стоит серьезный холдинг — ОАО «ПримАвтоДор». 

 Наша репутация никогда и никем не подвергалась сомнению. И вот существенный момент: мы — местная организация. Нас тут все знают. Мы не сбежим, получив аванс, как зачастую делают представители фирм-однодневок. Тем не менее благодаря ФЗ-94 мы в последнее время остаемся без заказов на ремонт дорог. Точнее, нам достаются какие-то крохи с барского стола в виде копеечных субподрядов. И в этом «заслуга» ФЗ-94. Я уж не говорю о том, что конкурсы, в их сегодняшнем формате, также отражаются на качестве дорог. Фирмы-однодневки выигрывают торги за копейки. На эти средства вообще невозможно построить что-либо серьезное. А потом руководители таких, с позволения сказать, предприятий бегают по директорам нормальных производственных организаций и предлагают субподряды. Сами-то они вообще ничего не могут. У них нет ни квалифицированных рабочих, ни техники, ни опыта. То есть объем реально затраченных на объект средств еще больше снижается. О каком качестве тут можно рассуждать?

— Вы сказали об отсутствии серьезных заказов на ремонт. А как выживает предприятие?

— Главным образом занимаемся содержанием дорог. Это сейчас наш основной производственный актив.

— И сколько километров автотрасс вы содержите?

— В общей сложности речь идет о 430 километрах.

— Это федеральные дороги?

— К сожалению, нет. В нашем ведении находятся региональные и муниципальные дороги. А это — совсем другие объемы финансирования. Могу сказать, что в этом случае объемы составляют приблизительно 40 процентов от норматива. Но мы и этому рады, поскольку содержание дорог позволяет нам хоть как-то держаться «на плаву».

— Кстати о деньгах. В одном из последних номеров наша газета опубликовала высказывание министра транспорта РФ (теперь уже бывшего) Игоря ЛЕВИТИНА, который недвусмысленно заметил: теперь объем финансирования ремонта и содержания дорог будет один — 100 процентов. Вы в это верите?

— Скажем так, мне хотелось бы в это верить.

Комплекс проблем

— Вы сказали не только о минусах самого ФЗ-94, но и о проблемах с исполнением этого закона. Что вы имели в виду?

— А тут целый комплекс проблем. Получается, что, с одной стороны, закон позволяет получать допуск к конкурсам фирмам, которые не имеют за душой ничего, кроме блокнота, авторучки и ноутбука. С другой стороны, по отношению к реально работающим предприятиям включаются сложные механизмы документооборота. То есть еще до начала аукциона мы должны представить рабочие сметы. Неизвестно, выиграем мы конкурс или нет, а вот сметную документацию от нас уже требуют. Есть проблема и с авансированием. Нередко происходят ситуации, когда деньги нам платят лишь на последнем этапе. А все работы мы производим фактически за свой счет. Но далеко не у всех компаний на счетах есть свободные средства. И что делать? Привлекать кредиты? Но ведь это дополнительные расходы на оплату процентов, которые в бюджеты компаний не заложены. Так что проблем у нас хватает. И хотелось бы надеяться, что государство обратит на это свое внимание и изменит некоторые нормативные и организационные установки. Иначе дорожной отрасли Дальнего Востока не поздоровится. Она, эта отрасль, и так-то выживает с трудом. А без системной поддержки может вообще прекратить свое существование. Это — реальная опасность.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров

© ООО «Бизнес-медиа «Дальний Восток», 2013–2021.

Электронная версия печатного издания «Бизнес-газета «Наш регион — Дальний Восток»
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС77‒62577 от 31 июля 2015 года.
Все права защищены и охраняются законом. При полном или частичном использовании материалов
ссылка на Бизнес-газету «Наш регион — Дальний Восток» (https://biznes-gazeta.ru) обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.
Все замечания и пожелания присылайте на vzimakova@yandex.ru.
Офис редакции находится по адресу: г. Хабаровск, ул. Хабаровская, 15в, оф. 308.
Телефоны: (4212) 45‒03‒99, +7 924 216‒51‒75.
Настоящий ресурс содержит материалы 18+.
Читайте нас:
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru