«Наш регион — Дальний Восток»,  № 09 (118), сентябрь 2016
Свежий номер

«Наши инвестиционные проекты связаны с повышением качества жизни»

О Нюрбинском районе Республики Саха (Якутия) наша газета рассказывала не раз. Это действительно по-своему уникальная территория. И подход к её развитию можно также назвать уникальным. Не случайно разработанные здесь программы социально-экономического развития позволяют улусу традиционно входить в число лидеров (по объёмам доходов и уровню рентабельности) среди других муниципальных образований РС (Я). Что же касается инвестиционной политики, то тут она также является элементом особого внимания. Поскольку речь идёт о направлениях, относящихся именно к социальной сфере. А это уже свидетельствует о внимании власти к нуждам простых людей. Подробности — в интервью с заместителем главы Нюрбинского района по строительству и обеспечению жизнедеятельности Юрием НИКОЛАЕВЫМ.

Эффективная схема

— Юрий Револьевич, это правда, что одним из ваших приоритетных инвестиционных проектов является коммунальная энергетика?

Заместитель главы Нюрбинского района РС (Я) по строительству и обеспечению жизнедеятельности Юрий НИКОЛАЕВ:

— В нашем районе никогда не было и до сих пор нет централизованной системы водоотведения, то есть канализации. Просить на это исключительно бюджетные средства мы считаем неправильным. Поэтому наиболее эффективной схемой здесь нам представляется формат государственно-частного партнёрства (ГЧП). Причём выигрывают абсолютно все. Во-первых, преимущество получает государство, которое минимизирует свои расходы. Во-вторых, пользу приобретает инвестор, ведь, вложив деньги в объект коммунальной энергетики, он будет получать гарантированную и долгосрочную прибыль через тариф. Наконец, в-третьих, в выигрыше остаётся население, поскольку для нашей территории новая система водоотведения действительно нужна. И я уверен, что модель ГЧП в нашем случае себя полностью оправдает. Как оправдала она себя в других регионах России. Поэтому сейчас и ведутся переговоры с потенциальными инвесторами.

— Совершенно верно. И тут хотелось бы отметить вот что. Когда речь заходит об объектах коммунальной инфраструктуры, сразу же возникает вопрос о бюджетных вливаниях. По принципу: это социальная сфера, поэтому без государственного финансирования тут не обойтись.

Однако давайте говорить откровенно, денег в бюджетах всегда не хватает. Тем более что трат у государства и так много. Система образования, система здравоохранения, система поддержки малоимущих слоёв населения требуют регулярной поддержки. Поэтому и в стране, и у нас в Республике Саха (Якутия) уделяется серьёзное внимание альтернативным формам финансирования тех или иных проектов. Например, схемам государственно-частного партнёрства (ГЧП), которые позволяют, с одной стороны, минимизировать бюджетные траты, а с другой — привлекать инвесторов. Вот мы и пытаемся использовать формат ГЧП при модернизации нашей коммунальной инфраструктуры.

— Можно примеры?

— Пожалуйста. Дело в том, что в городе Нюрба никогда не было и до сих пор нет централизованной системы водоотведения. То есть канализации. И остаётся один выход — сбрасывать все сточные воды в специальные ёмкости. А потом всё это откачивается и вывозится на полигоны. Метод, конечно же, дедовский. Поэтому решение вопроса известно каждому — строить нормальную централизованную канализацию. Вот как раз здесь нами и была предложена схема ГЧП.

Если говорить просто, то модель такая: инвестор вкладывает средства в создание системы водоотведения. А взамен регулярно получает гарантированную прибыль. Через тариф, разумеется. Эти форматы, кстати, в России уже давно работают. И работают эффективно. Вот и мы решили пойти аналогичным путём.

Причём тут всё предельно прозрачно. Во-первых, снижается бюджетная нагрузка. То есть государственные средства здесь не расходуются, и их можно будет направить на другие цели. Во-вторых, бизнес (то есть та компания, которая решила инвестировать средства в этот проект) приобретает долгоиграющий актив. Ведь и бюджет, и население всё равно будут оплачивать коммунальные услуги. И это будет гарантированно происходить на протяжении многих лет. Да, это «длинные деньги». Но зато и прибыль постоянная, вот что главное.

Наконец, в-третьих, выигрывает население района, поскольку те же ёмкости для сброса сточных вод на сегодняшний день уже сгнили. В итоге почвы стали заболоченными. А это ведёт не только к деформации самих грунтов, но и к деформации фундаментов жилых домов. Так что интерес к реализации этого проекта у нас общий.

— Инвестор тут уже проявился?

— Пока проводятся переговоры с потенциальными инвесторами. Но я уверен, всё у нас получится. Ведь сама модель, повторюсь, абсолютно прозрачна и понятна. Тем более что большую поддержку в формировании схемы ГЧП нам оказывают региональные власти под руководством главы Республики Саха (Якутия) Егора Афанасьевича БОРИСОВА.

— Кстати, Юрий Револьевич, на Дальнем Востоке аналогичные схемы, действительно, успешно работают. В частности, в Охотском районе Хабаровского края якутская компания «Теплоэнергосервис» ещё несколько лет назад ввела в эксплуатацию и котельные, и водовод. И теперь вложенные инвестором средства, как вы и заметили, «отбиваются» именно через тариф. Вы имели в виду такой формат?

— Да, конечно. Я же говорю, это наиболее прозрачная для нашего времени модель финансирования. И что ещё важно. Если инвестор вложил деньги в коммунальный проект, он будет поддерживать его в рабочем состоянии. Я имею в виду регулярный ремонт, регулярную модернизацию. Это также играет существенную роль. Ведь все мы знаем, что в России износ коммунальных сетей более чем значимая проблема. Так что тут мы говорим о наиболее современных и перспективных моделях в сфере ЖКХ.

— Свой проект вы представляли на каких-то инвестиционных площадках?

— Да, и не раз. В частности, это было на одном из инвестиционных форумов в городе Ленске, куда приезжала делегация нашего района. И будем рады, если интерес к нашему проекту проявят и читатели вашей газеты, гости II Восточного экономического форума на острове Русский во Владивостоке. Мы готовы к переговорам с потенциальными инвесторами, нам есть, что им предложить. Это, кстати, касается не только системы водоотведения. У нас есть и другие интересные предложения. А самое главное — мы готовы к использованию наиболее современных инвестиционных конструкций.

— А как вы думаете, что требуется инвестору в первую очередь?

— Как я уже и говорил, прозрачные и понятные правила. Это — основной фактор. Второй, не менее значимый момент, — нормативная и организационная поддержка администрации. К сожалению, многие до сих пор думают: вот придёт человек, вложит свои деньги в тот или иной проект, и всё будет хорошо. Это не так. Если проект интересен району, а точнее, жителям района, если пользу от его реализации получат и улус, и республика, значит, мы просто обязаны взять на себя часть работы, по крайней мере связанную с различного рода согласованиями. Это крайне важный момент. И могу сказать, что глава нашего района Борис Николаевич ПОПОВ выстраивает именно такой стиль управления. Все мы работаем в единой связке. Мы — одна команда, нацеленная на достижение общего результата.

Когда придёт ЛЭП

— Но ведь у вас в районе есть ещё одна значимая проблема. Я имею в виду дефицит электроэнергии, поскольку высоковольтные линии электропередачи до вас так и не дошли. Тут есть какие-то изменения к лучшему?

— Да, вы правы, проблема остаётся. У нас ведь как получилось? В своё время в Якутии был разработан план строительства ВЛ 220 кВ Мирный — Сунтар — Нюрба. Но впоследствии, когда началось строительство нефтепровода ВСТО, в этот план были внесены коррективы. И высоковольтная линия электропередачи до нашего улуса, действительно, так и не дошла. Что есть — то есть. При этом саму электроэнергию мы получаем с каскада Вилюйских ГЭС, где она производится в больших объёмах. Однако с учётом сложной транспортировки наш район относится к числу энергодефицитных.

— Это мешает работать?

— Конечно, и ещё как мешает. Ведь мы живём на Севере, при 60-градусных морозах, поэтому для нас вопрос устойчивого энергоснабжения жизненно важен. В прямом смысле слова, кстати говоря. Плюс ко всему давайте не забывать вот о чём: если мы намерены развивать промышленность, то должны обладать свободными энергетическими мощностями. Ведь любой производственный проект энергозатратен по определению.

А о каком производстве можно рассуждать, если мы уже и сегодня работаем на пределе пиковых возможностей?

— Какой выход из сложившейся ситуации?

— Насколько мне известно, к проблеме приковано самое пристальное внимание руководства Республики Саха (Якутия). Я точно знаю, что команда Егора Афанасьевича БОРИСОВА делает всё возможное, чтобы эта сложная задача была решена. Выход же тут может быть только один — строительство ВЛ 220 кВ Сунтар — Нюрба. Да, это дорогой проект. Но другого варианта здесь просто нет.

— Какие конкретные шаги в этой связи предпринимаются региональными властями?

— По нашим данным, проект пытаются включить в одну из федеральных целевых программ. Это действительно выход. Хотя есть варианты и с реализацией уже упоминавшейся схемы ГЧП. Словом, идёт поиск возможностей.

Тепло в домах

— Ровно год назад мы писали, что в Нюрбинском районе строятся новые котельные. Здесь есть какие-то конкретные подвижки?

— Да, есть. В этом году в городе Нюрба у нас будут сданы в эксплуатацию две новые, причём большие котельные мощностью в 24 мегаватта каждая. При этом будут закрыты шесть старых котельных, выработавших свой ресурс.

— Позволит ли это обеспечить все потребности райцентра в теплоснабжении?

— Да, позволит. Пусть и не полностью, но на 90 процентов мы эти потребности закроем. Также не стоит забывать, работы по созданию условий, связанных с теплоснабжением, у нас продолжаются. Более того, у нас остаются соответствующие мощности для строящихся объектов. А это крайне значимый фактор в реализации республиканских и районных социально-экономических программ. Мы должны работать не только в сегодняшних реалиях, но и на перспективу.

— Какую основную задачу вы намерены решить? Я имею в виду систему теплоснабжения.

— Мы стремимся к тому, чтобы 100 процентов нашего жилищного фонда было подключено к системе централизованного теплоснабжения. Пора прекращать топить печи в каждом доме. Мы всё-таки в XXI веке живём.

— За счёт каких средств финансировалась и продолжает финансироваться модернизация систем теплоснабжения?

— Источники финансирования разные. Но бесспорно одно — огромную поддержку оказывает нам правительство Республики Саха (Якутия). Это для нас большое подспорье. Мы работаем в единой связке со всеми республиканскими органами власти. У нас ведь общая задача — повышение качества жизни людей. А раз цели единые, то и двигаться к ним значительно проще.

Так сложилось исторически

— Насколько продуктивно у вас выстроены взаимоотношения района с промышленными предприятиями?

— Промышленность играет значительную роль в развитии района. Тем более что город Нюрба в своё время обладал статусом рабочего посёлка. Это было в те времена, когда здесь формировалась алмазодобывающая отрасль. У нас ведь в течение 30 лет работала знаменитая Амакинская экспедиция, открывшая свыше полутысячи кимберлитовых трубок. Ну а впоследствии именно алмазодобывающие предприятия (и в первую очередь ОАО «АЛРОСА-Нюрба») внесли большой вклад в развитие улуса. Здесь множество объектов было построено только благодаря нашим промышленникам. Это и технический лицей, и средняя школа № 2, и ясли-сад «Малышок», и пожарное депо и многое другое. Да и вообще, представители алмазной отрасли постоянно оказывают нашему улусу весьма значимую поддержку. Тем более что у нас есть соглашение о социально-экономическом сотрудничестве.

— Но ведь Нюрбинский район богат и другими полезными ископаемыми?

— Да, это так и есть. Земля у нас богатая. Ведь именно на нашей территории сконцентрированы большие запасы природного газа, бурого угля, строительных глин и так далее. Так что перспективы для развития территории у нас есть. Тем более что промышленность, в той или иной степени, стимулирует деятельность всей экономики района. Не случайно у нас действуют 441 предприятие и организация, 250 частных предприятий и 900 индивидуальных предпринимателей. Хотя не менее серьёзное внимание мы уделяем развитию сельского хозяйства. На наш взгляд, это и есть основное богатство и Якутии, и Дальнего Востока, и России.

Наше село

— У вас работают крупные сельскохозяйственные предприятия?

— Скажем так, есть и крупные, есть и совсем небольшие. Но главное, что все они работают, и работают достаточно эффективно, несмотря на имеющиеся сложности. Но давайте по порядку. На сегодняшний день в улусе функционирует 22 компании сельскохозяйственного назначения. Среди них особую роль играют ОАО «Конный завод имени Степана ВАСИЛЬЕВА», агрофирма «Кюндянская», МТС «Нюрба Агро» и Нюрбинская птицефабрика. Помимо этого, у нас есть несколько сельскохозяйственных кооперативов, а также 123 крестьянских и 1,5 тысячи личных хозяйств.

— Оказывается ли им государственная поддержка?

— Оказывается, причём регулярно. Речь идёт о планомерной реализации как федеральных и республиканских, так и муниципальных программ. У нас вообще неплохо поддерживается АПК, особенно в последние годы. Плюс ко всему мы и на районном уровне стараемся работать на перспективу. Например, не так давно мы разработали и внедрили собственные гидротехнические системы, благодаря которым нам удалось достичь хорошего уровня орошения полей. Да и по заготовке грубых кормов для нашего животноводства мы также имеет весьма неплохие наработки.

— А что можно отметить в животноводстве?

— Поголовье КРС у нас составляет 17 тысяч голов. Для Якутии это весьма неплохой показатель. Тем более что и отёл у нас находится на приличном уровне. Соответствующий показатель в улусе составляет 73 процента на 100 коров. Да и переработка молока в районе также развита. В некоторых наслегах производят не только кисломолочную продукцию, там даже собственное мороженое выпускают. Так что всё развивается динамично. С государственной поддержкой, разумеется.

— Вы сказали, что у ваших сельскохозяйственных предприятий есть и проблемы. Какие?

— Они связаны, в первую очередь, с отсутствием средств на модернизацию. Например, наша птицефабрика наращивает производственные обороты. Теперь она может выпускать не только яйца, но и мясо птицы. Но оборудование устаревает, поэтому требуется техническое, а главное — технологическое переоснащение.

— И сколько средств требуется на модернизацию?

— Порядка 36 миллионов рублей. И эти инвестиции наверняка окупятся. Продукция нашей птицефабрики давно полюбилась жителями Якутии. Причём не только в нашем районе, но и за его пределами.

— А как обстоит дело с вашим конезаводом?

— Коневодство на Севере требует постоянного внимания со стороны государства. Именно поэтому сейчас прорабатывается вопрос передачи государству контрольного пакета акций ОАО «Конный завод имени Степана ВАСИЛЬЕВА». Впрочем, всё это хоть и важные моменты, но они частные. Главное в другом — вся наша деятельность направлена на повышение качества жизни каждого жителя улуса. Каждого, я это намеренно подчёркиваю. Ничего важнее для нас нет и быть не может.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров