«Наш регион — Дальний Восток»,  № 06 (136), июнь 2018
Свежий номер

«Мы уверены — построенные нами дамбы будут служить людям долго»

Развитие Комсомольска-на-Амуре уже давно стало одной из серьёзных государственных задач. И это не фигура речи, а реальный факт. Не случайно сам Комсомольск называют городом президентского внимания. А ещё здесь создана территория опережающего развития. Поэтому к возводимым зданиям и сооружениям приковано пристальное внимание как региональных, так и федеральных властей. Но даже при таком подходе к реализации масштабных проектов, строительство дамб занимает в этой связи особое место. Ведь после наводнения 2013 года, когда вода поднималась до девяти метров, берегоукрепления стали для нашего региона более чем значимыми объектами. Поэтому их строительство доверяют только проверенным компаниям, обладающим богатым отраслевым опытом и мощным техническим потенциалом. О том, что происходит на возведении дамб в Комсомольске-на-Амуре — в интервью с генеральным директором ОАО «ПМК-83» Татьяной ФЁДОРОВОЙ.

Дороже прибыли

— Татьяна Владимировна, недавно мы приезжали в Комсомольск-на-Амуре. И побывали на одной из двух строящихся дамб. Даже на первый взгляд было видно, насколько динамично ведётся работа. На объекте было задействовано много техники. Да и людей было довольно много. Как вы сами оцениваете темпы строительства?

— Ну вы же сами всё видели. Работа идёт, сроки мы соблюдаем, соответствующие технологии — тоже. Поэтому что тут рассказывать? Для нас главное — построить объект. Построить качественно и в строго установленные сроки. Впрочем, мы всегда так и работаем. По-другому просто не умеем. Для нас репутация компании — главный фактор. Ведь чтобы участвовать в реализации серьёзных проектов, нужно иметь безупречную отраслевую репутацию. Это — дороже любой прибыли.

— Вы приступили к строительству дамб в Комсомольске-на-Амуре чуть менее года назад. А перед этим были торги, на которых ваша компания и одержала победу. Хотелось бы узнать, как проводился сам конкурс? И наблюдалось ли там снижение цены контракта?

— Если честно, то я не хотела бы об этом подробно говорить. Хотя бы потому, что о несовершенстве ФЗ-44 уже и так много сказано. И ни для кого не секрет, что участникам конкурсов и аукционов приходится снижать цены. Порой значительно. Но иного пути нет. С другой стороны, закон есть закон. И мы обязаны его неукоснительно соблюдать. Несмотря на все сложности. Что же касается непосредственно дамб в Комсомольске-на-Амуре, то здесь в конечном итоге всё получилось логично.

— Что имеется в виду?

— Любой производственник вам подтвердит, что для эффективной работы на том или ином объекте существенным преимуществом подрядчика является его, образно говоря, привязка к местности. Значительно проще работать там, где и расположено предприятие. Там, где есть производственная база, там, где живут сотрудники, там, где создана вся профильная инфраструктура. Ну и, конечно же, всё это положительно сказывается на качестве сданных объектов. Это касается и нашей компании, строящей дамбы в Комсомольске-на-Амуре. Я как-то уже говорила в интервью вашей газете, что для нас Комсомольск — в прямом смысле родной город. Здесь наше предприятие ОАО «ПМК-83» работает в течение многих лет. Трудно даже подсчитать, сколько объектов мы сдали за этот период. И в самом Комсомольске-на-Амуре, и в районе, и в соседних территориях. А ведь речь идёт о самых разных отраслевых направлениях. Мы строим и дороги, и мосты, и другие сооружения. Так что когда были выставлены на торги дамбы в Комсомольске-на-Амуре, мы сразу поняли — эти объекты мы можем построить лучше, чем кто-либо другой. Уверена, со своими задачами мы справимся.

Целый комплекс

— Итак, какие дамбы вы строите?

— Давайте начнём с проекта, который называется «Инженерная защита территории города Комсомольска-на-Амуре. Второй этап. Центральный округ». Здесь речь идёт, по сути, о втором этапе строительства, то есть о защите Центрального округа города.

— А почему о втором этапе?

— Да потому, что на одном из участков объект проходит по уже существующей дамбе. Соответственно, мы, что называется, поднимаем эту дамбу на высоту до двух метров и «уполаживаем» откосы. И смотрите, что получается. Всё сооружение, по сути, состоит из четырёх дамб. Первая — Д-1, имеет протяжённость в 4 тысячи 588 метров. Она-то как раз и проходит по уже существующей дамбе, от озера Мылки до Орловского шоссе.

— Что можно сказать о конструктиве этого объекта?

— Особенность заключается в том, что в верховой откос мы укладываем геомембрану. Это делается для водонепроницаемости объекта. При этом сама геомембрана защищена слоем геотекстиля. Затем на эту конструкцию укладывается ещё и тридцатисантиметровый слой щебня. А сверху всё вышеперечисленное укрепляется бутовым камнем (90 сантиметров) с устройством упорной призмы.

— При таком подходе дамба становится полностью защищённой от внешних воздействий?

— Конечно, это чрезвычайно надёжные технологии, позволяющие остановить любой поток воды. Что, в принципе, и требуется от дамбы.

— А какова высота этого объекта?

— С учётом подъёма она будет достигать десяти метров в высоту. Впрочем, высоты тут разные, всё зависит от рельефа на конкретных участках.

Плюс дорога

— Что можно сказать о дамбе Д-2?

— Протяжённость этой дамбы составляет 1 тысячу 337 метров. Что же касается конструктива, то он аналогичен тому, который был применён для строительства объекта Д-1. Могу также сказать, что сверху здесь будет создана асфальтированная автомобильная дорога шириной в восемь с половиной метров. Это предусмотрено дополнением к проекту.

— Дорогу также будет строить ваша компания?

— Не факт! Это уже другой объект. И здесь будет объявлен дополнительный конкурс. И кто его выиграет, спрогнозировать, конечно, невозможно.

— Но вы будете в нём участвовать?

— Конечно!! Хотя было бы логичным, если бы строительством дороги занялась также наша компания ОАО «ПМК-83». Во-первых, потому, что мы строили саму дамбу. Здесь нам известен практически каждый сантиметр. А во-вторых, наше предприятие уже давно и, не побоюсь этого слова, успешно занимается как раз транспортным строительством. Это наш основной производственный функционал.

— Кстати, асфальтобетонные заводы у вас свои?

— И АБЗ свои, и другая дорожная техника. Парк у нас довольно большой. И это также является весомым отраслевым преимуществом ОАО «ПМК-83».

— Давайте перейдём к дамбе Д-3. Каков её функционал?

— Этот участок (протяжённость — 614 метров) будет защищать ту автомобильную асфальтированную дорогу, о которой я уже и сказала. А точнее, часть дамбы Д-2 со стороны протоки озера Мылки. Это и есть основной функционал объекта под названием Д-3. Что же касается технических и технологических параметров, то они сходны с предыдущими.

— То есть здесь будут уложены и геомембрана, и геотекстиль, и щебень, и бутовый камень, и всё остальное?

— Да, так и есть.

— А какие отличительные особенности объекта Д-4?

— Дамба Д-4 протяжённостью 318 метров предназначена для защиты Амурского шоссе. Сами понимаете, насколько это серьёзно. Поэтому здесь использована технология сборных защитных сооружений.

Полное соответствие

— Если говорить об объекте в целом, я имею в виду всю дамбу со всеми её участками (Д-1, Д-2, Д-3 и Д-4), то есть ли здесь какие-то дополнительные технические новации?

— Я бы не стала говорить о новациях в чистом виде. Но вот дополнительные технические решения тут есть.

— Какие именно?

— Это, в первую очередь, три узла водоотведения. Это делается для того, чтобы даже минимальные объёмы воды, попавшие за пределы дамбы, были оперативно откачаны. Такая дополнительная страховка. Я же говорю, на этом объекте всё предусмотрено, чтобы избежать и малейших рисков.

— Сколько человек задействовано на строительстве дамбы?

— Здесь у нас постоянно работают порядка пятидесяти специалистов.

— А сколько задействовано единиц техники?

— На объекте задействовано более двух десятков самосвалов, семь экскаваторов, пять бульдозеров и три виброкатка. Плюс дополнительная техника, которая может понадобиться.

— Субподрядчиков на строительстве привлекаете?

— До последнего времени обходились собственными силами. Но теперь планируем привлекать субподрядные организации для сооружения узлов водоотведения.

— Какова контрактная стоимость строящейся дамбы?

— В общей сложности 546 миллионов рублей.

— Этого хватает?

— Что значит, хватает или не хватает? Это параметры государственного контракта. И мы обязаны освоить именно этот финансовый объём. Без вариантов.

— И когда объект должен быть сдан?

— До 31 декабря 2019 года. Подчеркну ещё раз, мы уверены, что выдержим этот срок. Как и положено по нормам государственного контракта.

Сдвижки не будет

— Как называется ещё одна дамба, которую вы строите?

— Название дамбы — «Инженерная защита территории города Комсомольска-на-Амуре. Третий этап. Правый берег реки Силинка». Стоимость этого объекта составляет 588 миллионов рублей, а его протяжённость — 1 тысяча 82 метра.

— Какие материалы будут здесь использованы? И, хотя бы примерно, сколько будет этих материалов?

— Ну зачем же примерно? Мы производственники и привыкли говорить конкретно. Конструктив дамбы: 179 тысяч кубометров песка, 25 тысяч 230 кубометров щебня и 35 тысяч 780 кубометров бутового камня.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь при строительстве этой дамбы?

— Проблема одна — по проекту середина дамбы находится в русле реки Силинка. Но проектировщики почему-то не учли, что Силинка — это горная река. Там традиционно высокий уровень воды. В таких условиях производить бетонные работы практически невозможно.

— И что в итоге?

— А в итоге пришлось всё перепроектировать. С учётом реальных особенностей объекта. Сейчас новый проект проходит государственную экспертизу. А работы пришлось временно остановить.

— И когда документы из госэкспертизы поступят к вам?

— Нам обещают, что это будет в середине июня. Так что ждём. После этого работы будут возобновлены.

— Но ведь срок сдачи этого объекта также 31 декабря 2019 года?

— Совершенно верно.

— Успеете сдать дамбу с учётом вынужденного простоя?

— А у нас другого выхода нет. Разумеется, придётся ускоряться. Но мы привыкли работать в таком режиме. Так что сдвижки сроков, в любом случае, не будет.

Согласна с коллегами

— Если вернуться к теме проектирования, то многие руководители строительных компаний в интервью нашей газете не раз отмечали — в последние годы качество проектной документации становится всё ниже. Это так?

— Я полностью согласна со своими коллегами. Возьмём в качестве примера наш случай. Ведь кто-то проектировал эту дамбу, кто-то проводил здесь изыскания. Как можно было не заметить, что объект находится в русле горной реки, и производить здесь бетонные работы и не учитывать среднегодовой уровень отметок воды? Поэтому вопросы к качеству проектных работ остаются.

— Почему так получается?

— Видимо, тут проявляется целый комплекс проблем. Но самая главная связана опять-таки с ФЗ-44. Ведь когда победу на торгах одерживают проектные организации, предложившие более низкую цену, а не более высокое качество, о нормальной работе не может быть и речи.

— В этом есть вина заказчиков?

— Это не вина заказчиков, а беда заказчиков. Они ведь также вынуждены работать в рамках ФЗ-44. Иного выхода у них просто нет. Но это уже вопрос к нашим законодателям.

Поживём — увидим

— На строительстве дамб вы используете материалы из своих карьеров?

— Своих карьеров у нас здесь нет. Поэтому покупаем материалы у поставщиков.

— Это сказывается на удорожании работ?

— Сказывается, а что делать? Конечно, в идеале было бы предпочтительно, чтобы при реализации федеральных проектов карьеры выделялись автоматически. Но идеальных ситуаций в строительстве, увы, не бывает. Поэтому работаем в рамках тех условий, которые есть.

— Скоро будет выставлена на торги ещё одна дамба в Комсомольске-на-Амуре. Вы будете в них участвовать?

— Не могу об этом сказать. По крайней мере, пока. Мы знаем лишь, что стоимость этого контракта составит семь с половиной миллиардов рублей. А протяжённость дамбы будет превышать 17 километров. Ну и некоторые технические условия нам известны. Однако сами торги, как мы с вами уже и говорили, непредсказуемы. Другой вопрос, что для участия в торгах требуется финансовое обеспечение. По схеме: чем больше стоимость контракта — тем больше обеспечение. Соответственно, на этих торгах финансовое обеспечение будет весьма объёмным. И рискну предположить, что на Дальнем Востоке нет отраслевых компаний, которые смогут соответствовать этим требованиям.

— Но ведь ваш опыт в строительстве дамб, дорог, мостов и других объектов сложно не оценить?

— Если бы дело было только в оценке нашего труда… Однако на торгах действуют несколько иные правила. Хотя я уверена, мы качественно и в срок построим два имеющихся у нас объекта. Если будет третий — построим и его. Так же качественно и в установленные сроки.

Без нареканий

— Татьяна Владимировна, в прошлом году вы сдали несколько объектов в Комсомольске-на-Амуре. Имеется в виду ремонт улиц?

— Да, это так. Перечень тут большой. Были отремонтированы улицы Юбилейная, Культурная, Вагонная, Комсомольска, имени Дикопольцева и так далее. И аналогичную работу мы планируем продолжать в дальнейшем.

Также мы вели реконструкцию большого участка от улицы Лесной до проспекта Интернационального. Там мы вели весь комплекс работ, включая замену инженерных коммуникаций, устройство столбов с последующим использованием современных светильников, кабельные работы, полную замену дорожного полотна и так далее. Это был большой объём работ, что и подразумевает понятие реконструкции.

Я полностью согласна со своими коллегами — руководителями строительных и дорожных компаний, которые говорят о проблемах, связанных с качеством проектной документации. Вот пример. Некая отраслевая организация запроектировала одну из дамб в Комсомольске-на-Амуре без учёта местной специфики. По проекту само бетонное сооружение должно находиться в русле реки Силинка. На первый взгляд, всё выглядело нормально. Но только на первый взгляд. Поскольку Силинка — это горная река. И производить здесь бетонные работы практически невозможно. Как можно было не заметить этого на этапе изысканий? Впрочем, это явно не единичный случай. И не в последнюю очередь здесь проявляются проблемы, связанные с ФЗ-44. Ведь когда победу на торгах одерживают проектные организации, предложившие более низкую цену, а не более высокое качество, о нормальной работе не может быть и речи.

Генеральный директор ОАО «ПМК-83» Татьяна ФЁДОРОВА.

— Наша газета уже рассказывала о том, насколько качественно коллектив ОАО «ПМК-83» работал на строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог. Вы продолжаете эту деятельность?

— Само собой, ведь это наш основной производственный функционал. Беда лишь в том, что таких объектов становится всё меньше. Но это уже общая проблема всех дорожников. К сожалению, производственные объёмы минимизируются. А ведь транспортные строители, скажем так, завязаны в большинстве случаев на государственные контракты. Так что от государства зависит очень многое.

— Вы работаете в основном в Комсомольске-на-Амуре?

— Не только. Мы работаем и во многих других населённых пунктах Хабаровского края. Например, на севере региона, в Ульчском районе, на строительстве уникального моста через реку Кинжа. Но об этом ваша газета рассказывала довольно подробно, так что повторяться не будем.

— И содержанием дорог вы также продолжаете заниматься?

— У нас заключено три государственных контракта с КГКУ «Хабаровское управление автомобильных работ». Первый — на содержание сети автотрасс южных районов Хабаровского края, со сметной стоимостью в 344 с лишним миллионов рублей. Второй — на обслуживание дорог на севере региона. Смета здесь составляет более 397 миллионов. Третий — на содержание трассы Хабаровск — Комсомольск-на-Амуре. Сметная стоимость — 70 миллионов рублей.

— А сколько всего километров автотрасс вы обслуживаете?

— В общей сложности 3 тысячи 820 километров различных автодорог, и асфальтовых, и грунтовых.

— Последний вопрос. Вы, как руководитель крупного отраслевого предприятия из Комсомольска-на-Амуре, ощущаете пристальное внимание властей к городу Юности?

— Без вариантов! Это ощущается во всём. Особенно после того, как Комсомольск-на-Амуре был признан городом президентского внимания. Объектов здесь становится всё больше. И объектов серьёзных. Кроме этого могу констатировать, региональные власти во главе с губернатором Хабаровского края Вячеславом Ивановичем ШПОРТОМ делают всё возможное для системного развития Комсомольска-на-Амуре.

— Что именно?

— Как все знают, Комсомольск-на-Амуре был признан территорией опережающего развития. А это — серьёзный стимул для движения вперёд.

Беседовал Александр МАТВЕЕВ

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров