«Наш регион — Дальний Восток»,  № 12 (142), декабрь 2018
Свежий номер

Физическое лицо банкротится? Возражайте

Процедура банкротства несостоятельного гражданина-должника согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от 23 января 2017 года № 304-ЭС16-14541, преследует цель достижения компромисса между социально-реабилитационной целью потребительского банкротства граждан и необходимостью защиты прав кредиторов.

Социально-реабилитационная цель банкротства граждан достигается путём списания непосильных долговых обязательств гражданина с одновременным введением в отношении него ограничений, установленных ст. 213.30 Закона о банкротстве.

По общему правилу п. 3 ст. 213.28 Закона о банкротстве, после завершения расчётов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина.

Однако при этом основной целью проведения в отношении должника соответствующих процедур, применяемых в делах о банкротстве, является максимально полное удовлетворение требований кредиторов несостоятельного должника с учётом требований очерёдности и пропорциональности, а не освобождение его от имеющихся обязательств.

Соответственно, институт банкротства граждан предусматривает исключительный механизм освобождения лиц, попавших в тяжёлое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, — списание долгов, который позволяет гражданину заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, но при этом в определённой степени ущемляет права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им удовлетворения.

Данный механизм не может быть использован недобросовестными гражданами для уклонения от исполнения принятых на себя обязательств, в том числе возникших в результате злоупотребления доверием кредиторов со стороны должника, что вытекает из общеправового принципа добросовестного поведения участников гражданского оборота и запрета на извлечение выгоды из недобросовестного или противоправного поведения (ст.ст. 1, 10 ГК РФ).

В этой связи, согласно абзацу четвёртому п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве, освобождение должника от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал своё требование в деле о банкротстве должника, последний действовал незаконно, в том числе совершил действия, указанные в этом абзаце. Соответствующие обстоятельства могут быть установлены в рамках любого судебного процесса (обособленного спора) по делу о банкротстве должника, а также в иных делах (п. 45 постановления Пленума Верховного суда РФ № 45 от 13 октября 2015 года).

Указанные нормативные положения являются своего рода санкцией за недобросовестные действия (бездействие) гражданина, повлёкшие нарушение прав и законных интересов его кредиторов.

Вопрос о наличии либо отсутствии обстоятельств, при которых должник не может быть освобождён от исполнения обязательств, разрешается судом при вынесении определения о завершении реализации имущества должника на основании доказательств, полученных финансовым управляющим по результатам выполнения мероприятий, направленных на формирование конкурсной массы, а также доказательств, представленных должником и его кредиторами, в ходе процедуры реализации имущества.

При этом по смыслу абзаца пятого п. 4 ст. 213.28 Закона о банкротстве учитывается как поведение должника во время проведения в его отношении процедур банкротства, так и обстоятельства, связанные с формированием кредиторской задолженности, которые подлежат оценки с точки зрения стандарта поведения добросовестного участника гражданского оборота (ст. 10 ГК РФ).

Так, согласно абзацу третьему п. 28 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 30 июня 2011 года № 51, в случаях, когда при рассмотрении дела о банкротстве будут установлены признаки преднамеренного или фиктивного банкротства либо иные обстоятельства, свидетельствующие о злоупотреблении должником своими правами и ином заведомо недобросовестном поведении в ущерб кредиторам (принятие на себя заведомо не исполнимых обязательств, предоставление кредитору заведомо ложных сведений при получении кредита, сокрытие или умышленное уничтожение имущества, вывод активов и т.п.), суд вправе в определении о завершении конкурсного производства указать на неприменение в отношении данного должника правила об освобождении от исполнения обязательств (ст. 10 ГК РФ).

Таким образом, законодатель предусмотрел механизм освобождения гражданина, признанного банкротом от обязательств, одним из элементов которого является добросовестность поведения гражданина, в целях недопущения злоупотребления в применении в отношении гражданина правила об освобождении от исполнения обязательств как результата банкротства.

При этом суды учитывают возможность кредитора самостоятельно оценивать кредитоспособность должника, его финансовое положение, возможность предоставления обеспечения по обязательству, наличие или отсутствие ранее предоставленных кредитов, степень их погашения и т.д., а следовательно, минимизировать риски выдачи заёмных средств неблагонадёжным лицам.

Например, в деле № А51-10862/2017 арбитражный суд кассационной инстанции освободил должника от обязательств перед кредитными организациями, указав на то, что хотя должник при получении кредита и указал завышенные сведения о своих доходах, кредитные организации при выдаче кредитов должнику не проявили должной осмотрительности и действовали неразумно, что не может быть поставлено в вину должнику.

В частности, суд указал, что в силу специального нормативно-правового регулирования и экономической сущности отношений в сфере потребительского кредитования заключение кредитного договора осуществляется лишь после проверки кредитором предоставленных сведений и документов и установления факта наличия у заёмщика финансовой возможности выплатить кредит. Проводимая банками комплексная проверка заёмщика должна быть всесторонней, чтобы минимизировать риски выдачи кредитных средств неблагонадёжным лицам.

Являясь профессиональным участником рынка кредитования, банк должен разумно оценивать свои риски при предоставлении денежных средств.

Соответственно, кредитная организация, оценивая свои риски, вправе отказать в предоставлении кредита потенциальному заёмщику, поскольку не обязана предоставлять денежные средства каждому лицу, обратившемуся с целью получения кредита.

При решении вопроса об освобождении от обязательств должник также должен доказать, что принятие на себя долговых обязательств не являлось неоправданным риском, а у него на дату возникновения имелись все разумные и объективные основания полагать, что обязательство будет исполнено им надлежащим образом, в том числе и с учётом наличия у него постоянных источников дохода.

Как отметил Верховный суд РФ в определении от 28 апреля 2018 года № 305-ЭС17-13146(2), к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие, помимо прочего, честное сотрудничество с финансовым управляющим и кредиторами, открытое взаимодействие с судом.

В этой связи должник обязан в рамках проводимых в его отношении процедур банкротства раскрыть информацию о своём имущественном положении, в том числе на момент заключения договора, источниках дохода, за счёт которых предполагалось исполнение обязательства, цели заключения сделки, в частности, получения кредита (займа), его расходовании и иные сведения, необходимые для финансового анализа, проверки и выявления подлежащего включению в конкурсную массу имущества. Не допускается при этом утаивание имущества, находящегося в совместной собственности.

Отказ должника от сотрудничества с финансовым управляющим и кредиторами, непредставление необходимых сведений, рассматривается как недобросовестное поведение, влекущее отказ в освобождении от обязательств по завершению процедуры банкротства.

Комментарии для сайта Cackle

Темы последних номеров 

 
Правовое поле

Актуальные вопросы судебной практики по спорам из государственных контрактов

Существенные условия контракта, в том числе срок исполнения, могут быть изменены только по соглашению сторон ввиду невозможности исполнения контракта по независящим от сторон контакта обстоятельствам. Подрядчик обращался к заказчику с просьбами согласовать изменение условий контракта и заключить дополнительное соглашение о переносе срока выполнения работ ввиду непредставления в том числе рабочей… читать полностью >

 
Новости партнеров